 |
Бодалёв Алексей
Александрович
(13.10.1923 — 20.12.2014)
|
Родился 13 октября 1923 в г. Сарапул, автономная
республика Удмуртия. Cпециалист в области общей и
социальной психологии. Окончил отделение
психологии философского факультета
Ленинградского университета (1950), работал
учителем логики и психологии и классным
руководителем 207-й школы Ленинграда (1949-1956),
кандидат психологических наук (1953), доктор
психологических наук (1966), профессор (с 1967), зав.
кафедрой общей психологии факультета психологии
ЛГУ (с 1969), декан факультета психологии ЛГУ (1972-1976),
декан факультета психологии МГУ им. М.В.
Ломоносова и зав. кафедрой общей психологии
(1979-1986).
Б. организовал Центр психологической помощи
семье при факультете психологии МГУ (1979-1986),
заведовал лабораторией Психологии общения
Психологического Института РАО (1976-1994), главный
научный сотрудник и руководитель научной группы:
"Психология общения, развития и реабилитации
личности" Психологического Института РАО (с 1993
г. по настоящее время), и одновременно профессор
кафедры психологии труда и инженерной
психологии факультета психологии МГУ (с 1993).
Б. член-корреспондент АПН СССР (с 1971), академик
АПН СССР (с 1978), вице-президент АПН СССР (1986-1989),
академик Российской академии образования (с 1993),
академик Международной академии
психологических наук (с 1993), академик
Международной академии акмеологических наук (с
1993), член Международной ассоциации научной
психологии и член ее ассамблеи (1976-1988), академик
Международной академии педагогических наук (с
1994). Правительственные награды: орден Трудового
Красного Знамени (1983), медали: "За оборону
Ленинграда" (1943), "За доблестный труд в ВОВ
1941-1945" (1946), другие памятные медали.
Области научных исследований: общая,
педагогическая, социальная психология,
акмеология. Тема кандидатской диссертации:
"Формирование требовательности к себе у
старшего школьника", тема докторской
диссертации "Восприятие и понимание человека
человеком". В докторской диссертации и в
последующих работах впервые в отечественной
психологической науке последовательно была
освещена феноменология познания человека
человеком - процессы восприятия, памяти,
воображения, мышления, актуализирующиеся у
людей, когда они взаимодействуют друг с другом.
Были прослежены взаимосвязи между основными
характеристиками этих процессов, особенностями
мотивационно-потребностной сферы у лиц,
участвующих в общении, а также их поведением.
Раскрыты различия указанных процессов в
проявлениях ценностно-ориентационной сферы, в
особенностях поведения при межличностном
взаимодействии, зависящие от возраста, пола,
профессии участников общения. Впервые в
отечественной психологии систематически
изучены закономерности и механизмы формирования
первого впечатления о другом человеке.
Б. - одним из первых в отечественном
человекознании раскрыл предмет акмеологии -
науки, возникшей на стыке естественных,
общественных и гуманитарных дисциплин и
исследующей развитие человека как индивида,
личности и как субъекта деятельности на ступени
его зрелости и особенно при достижении им
наиболее высокого уровня в этом развитии.
В разные годы в ЛГУ, МГУ Б. читались курсы по
общей психологии, социальной перцепции и
психологии межличностного общения, основам
общей и прикладной акмеологии. Под его
руководством подготовлены 119 кандидатских и 24
докторских диссертаций.
Опубликовано около 400 научных работ, из них 50 -
на иностранных языках. Основные работы:
Восприятие человека человеком (1965); Формирование
понятия о личности другого человека (1970);
Личность и общение (1983); Основы психодиагностики
(в соавт. Ред. 1988); Психология о личности (1989);
Психология общения (1996);
О предмете акмеологии (1993); Теоретические основы
социальной психологии (соавт. и научн. ред. 1996);
Как становятся великими или выдающимися? (соавт.
1997).
См. также: