Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Белинская Елена Павловна

Белинская Елена Павловна

Белинская Елена Павловна — профессор, доктор психологических наук, профессор.

Окончила факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова в 1983 г. Работает на кафедре социальной психологии с 1995 г.

Кандидатская диссертация «Принадлежность к группе как фактор самовосприятия личности» защищена на факультете психологии МГУ в 1988 г. по специальности 19.00.05 – социальная психология (науч.рук. – Петровская Л.А.)

Докторская диссертация «Идентичность личности в условиях социальных изменений» защищена на факультете психологии МГУ в 2006 г. по специальности 19.00.05 – социальная психология. Звание профессора присвоено в 2010 г.

Член диссертационного совета Д 501.001.95 факультета психологии МГУ. Член редакционных коллегий журналов «Психологические исследования», «Образование личности». Член Европейской Ассоциации Социальной Психологии (EASP).

Читаемые курсы

  • Лекции «Социальная психология»
  • Спецкурс «История социальной психологии»
  • Спецкурс «Социальная психология личности»
  • Спецкурс «Совладание как психологическая проблема»

Научно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательская деятельность Белинской Е.П. многократно поддерживалась отечественными и зарубежными научными фондами:

  • Лауреат конкурса исследовательских проектов фонда Дж.Сороса за работу «Закономерности подростковой социализации в условиях социальной нестабильности» (1993)
  • Грант фонда Форда – индивидуальный исследовательский проект «Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте» (1995)
  • Грант Московского Общественного Научного Фонда и Института «Открытое общество» по программе «Молодые преподаватели России» (1999)
  • Грант фонда МакАртуров и фонда Форда – коллективный исследовательский проект «Политическая культура: представления о власти и установки на патернализм в ментальности россиян» (2003)
  • Грант РГНФ – коллективный исследовательский проект «Социализация современных подростков: константы и трансформации» (2007 – 2009)
  • Грант РГГУ – коллективный учебно-методический проект «Методы и методики исследования индивида и группы» (2008 - 2010)
  • Грант РГНФ-CNRS – коллективный международный исследовательский проект «Взаимосвязь и взаимовлияние российской и французской гуманитарной науки в первой половине ХХ века» (2009 - 2011)
  • Грант РГНФ - «Переживание социальных проблем представителями различных социальных групп современного российского общества» (2012-2014)
  • Грант РФФИ «Социальное и информационное пространство: взаимосвязь и взаимодействие» (2013 – по наст.вр.)
  • Грант РНФ «Закономерности и механизмы позитивной социализации современных детей и подростков» (2015 – по наст.вр.)
  • Грант РГНФ «Трансформация высших психических функций в условиях развития информационного общества» (2014 – по наст.вр.)
  • Грант РГНФ «Культура как образующая личности: современные тенденции и механизмы» (2014 – по наст.вр.)

Темы дипломов, защищённых под научным руководством

Под научным руководством Белинской Е.П. за время работы на факультете защищено более 50 дипломных работ, в частности за последние 5 лет:

  1. Стратегии совладжания с трудными жизненными ситуациями у родственников тяжелобольных (Сангова С., 2015)
  2. Представления о болезни как трудной жизненной ситуации у больных и здоровых людей (Карнюшкина А.В., 2015)
  3. Особенности совладания с трудными жизненными ситуациями у людей, занимающихся экстремальными видами спорта (Икрамова А.С., 2015)
  4. Образ Я и восприятие трудной жизненной ситуации после совладания с ней (Жукова К.С., 2015)
  5. Взаимосвязь увлеченности интернет-коммуникацией и уровня конфликтности в супружеских парах (Аллаярова Ш.Б., 2015)
  6. Взаимосвязь копинг-стратегий и уровня социально-психологической адаптации в студенческом возрасте (Краснова А.Т., 2015)
  7. Взаимосвязь характеристик различных типов идентичности у пользователей социальных сетей (Варфоломеева А.С., 2014)
  8. Ценностные ориентации и стратегии совладания в ситуации сложного жизненного выбора (Колесов И.С. 2013)
  9. Динамика ролевого репертуара личности в студенческом возрасте (Кесоян Е.А. 2013)
  10. Динамика этнической идентичности молодежи в период социальных изменений (Швырев С.В. 2013)
  11. Взаимосвязь стратегий совладания и способов разрешения конфликтных ситуаций в подростковом возрасте (Сердюк Е.В. 2011)
  12. Взаимосвязь стратегий совладания и структурно-динамических характеристик социальной сети в студенческом возрасте (Косик И.М. 2011)
  13. Особенности Я-концепции и образ героя у современной молодежи (Суханова А.К. 2011)
  14. Восприятие социальных ролей в процессе внутригрупповой коммуникации (Николаева Т.Н. 2011)
  15. Представления об альтернативных формах семьи и брака в современной молодежной среде (Пернеровская Е.С. 2010)
  16. Личностные факторы специфических форм потребительского поведения (Шестакова Н.А. 2010)

Темы диссертационных работ, защищённых под научным руководством

Под научным руководством Белинской были успешно защищены следующие кандидатские диссертации:

  1. «Групповые решения в ситуации морального выбора» (Заикин В.А., 2013)
  2. «Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации» (Федорова Н.А., 2007)
  3. «Социально-психологический анализ адаптации ученых к социальным изменениям» (Прихидько А.И., 2006)
  4. «Факторы предпочтения стратегий совладания» (Голованевская В.И., 2006)
  5. «Образ времени у представителей различных религиозных конфессий» (Виценко В.О., 2005)
  6. «Особенности стратегий совладания и Я-концепции у людей, зависимых от психоактивных веществ» (Аванесян Г.Г., 2003)
  7. «Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста» (Жичкина А.Е., 2001)

Основные публикации

Е.П.Белинская является автором более 100 научных публикаций, среди которых:

  1. Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. Изд-е 3-е, испр. и доп. / ред.-сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс. – 2012 - 475 с.
  2. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. / Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. Изд-е 2-е, испр. и дополн. М.: Academia. - 2009. - 299 с.
  3. Человек в изменяющемся мире - социально-психологическая перспектива. М.: Прометей - 2005. – 319 с.
  4. Этническая социализация подростка / Е.П.Белинская, Т.Г.Стефаненко. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК». – 2000. – 204 с.
  5. Проблемы социализации: история и современность : учеб. пособие / Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 216 с.
  6. Психология Интернет-коммуникации: учеб. пособие / М.: МПСУ: Воронеж: МОДЭК. 2013. – 192 с.
  7. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования (электронный журнал), 2015, том 8, № 40 URL: http://psystudy.ru
  8. Проблема точности межличностного восприятия: современные концептуальные модели и эмпирические исследования // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015, том 1, № 1 (61), с. 109-114
  9. Болезнь как трудная жизненная ситуация: особенности стратегий совладания родственников тяжелобольных // Психологические исследования (электронный журнал),2015, том 8, № 42, с. 8 URL: http://psystudy.ru
  10. Точность межличностного восприятия в условиях опосредованного знакомства в социальных сетях // Социальная психология и общество, 2015, том 6, № 4, с. 91-108
  11. Информационная социализация в поликультурном пространстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 2015, том 3, № 30, с. 253-259
  12. Неопределенность как категория современной социальной психологии личности // Психологические исследования (электронный журнал), 2014, том 7, № 36 (3): http://psystudy.ru
  13. Совладание с трудностями в эпоху новых информационных технологий: возможности и ограничения // Психологические исследования (электронный журнал), 2014, том 7, № 38 : http://psystudy.ru
  14. Адаптация русскоязычной версии опросника стилей идентичности М.Берзонски // Психологические исследования (электронный журнал), 2014, том 7, № 34 http://psystudy.ru
  15. Идентичность в современном мире: развитие и трансформации // Феноменология современного детства. Сборник научных статей. В трех частях / под ред. Т.Д.Марцинковской. М.: ФИРО. 2013. Часть 1. С.86-108.
  16. Проблема совладания в современной психологии личности // Феноменология современного детства. Сборник научных статей. В трех частях / под ред. Т.Д.Марцинковской. М.: ФИРО. 2013. Часть 3. С.5-32.
  17. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30. С. 6. URL: http://psystudy.ru
  18. Динамика представлений человека о себе: история изучения и современное состояние проблемы // NB: Психология и психотехника. — 2013. - № 4. - С.1-51. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.4.767. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_767.html
  19. У истоков социальной психологии: сравнительный анализ «психологии масс» Г. Лебона и концепции «героев и толпы» Н.К. Михайловского // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. № 1. 2012.
  20. Смысловые характеристики понятия «язык» в современной российской этнопсихологии (на материале научных периодических изданий) // Психологические исследования: электронный научный журнал, том 4, № 18, 2011
  21. Кризис идентичности в условиях радикальных социальных изменений //Идентичность и организация в изменяющемся мире М.:ГУ-ВШЭ, 2009.
  22. Взаимосвязь Интернет-зависимости и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / сост. и ред. А. Е. Войскунский, М.: Акрополь, 2009
  23. Совладание как социально-психологическая проблема //Психологические исследования (электронный научный журнал), том 1, № 3. 2009
  24. Взаимосвязь характеристик совладания и эмоциональных состояний в трудной жизненной ситуации // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования, том 16, № 3, с. 44-57. 2010
  25. Проблема личности и общества в русской социологии начала 20-го века: социокультурный и интеллектуальный контекст // Психологические исследования: электронный научный журнал, том 6, № 14, 2010
  26. Язык Интернет-коммуникации и социолингвистическая ситуация современности //Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования, том 1, № 10, с. 5-11. 2010
  27. Социализация: понятие, содержание, подходы к изучению, институты и актуальный контекст // Психология развития / под ред. Т.Д.Марцинковской. М.: Академия. - 2006. - С. 419-456
  28. Исследования личности: традиции и перспективы // Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М.: Аспект Пресс. - 2002. - С. 42-61
  29. Человек в информационном мире // Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М.: Аспект Пресс. - 2002. - С. 203-220

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский