# #

Итоги научного семинара «Психология и образование: проблемы и перспективы»

13 марта 2024
29 февраля в ФНЦ ПМИ состоялось заседание научного семинара «Психология и образование: проблемы и перспективы»

На семинаре с докладом «Школьная агрессия: Взгляд педагогов. Что может сделать школа с травлей» выступил кандидат психологических наук, аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ, научный сотрудник лаборатории психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи ФНЦ ПМИ И.А. Коновалов. Он представил результаты исследований школьной агрессии и буллинга с точки зрения восприятия этих феноменов учителями и возможностей эффективной работы с ними. Поднятые после доклада вопросы касались причин возникновения агрессивного поведения детей и подростков и способов его профилактики. 

В дискуссии принял участие А.А. Реан, доктор психологических наук, академик РАО, директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ, заведующий лабораторией психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи ФНЦ ПМИ, председатель Научного совета Российской академии образования по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся. Он подчеркнул необходимость разграничения понятий «агрессия» и «буллинг», а также важность профилактики не только физической и вербальной агрессии, но и социальной (ситуации бойкота или социальной изоляции жертвы). А.А. Реан также подчеркнул необходимость работы с коллективом (прежде всего, со свидетелями травли) для предотвращения ситуаций буллинга. 

Дискуссию продолжил кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии, руководитель отдела клинической психологии Национального центра психического здоровья С.Н. Ениколопов. Он обратил внимание на важность работы с семьями, которые зачастую неосознанно демонстрируют детям примеры собственных непродуктивных способов разрешения конфликтов и прямо транслируют идею о том, что кто-то может быть «лучше» или «хуже» тебя самого по каким-то параметрам. Он также говорил о возможности создания в школах специальной команды медиаторов в каждом классе, выбранной из числа самых справедливых учащихся, которые могли бы оперативно помогать одноклассникам в сложных ситуациях и регулярно делиться друг с другом опытом. 

По итогам семинара был сделан вывод о необходимости организации работы образовательных учреждений со школьным климатом и обучения как педагогов, так и учащихся продуктивным способам межличностного взаимодействия, в котором в отношениях всегда сохранялась бы уважение и равенство. 

В дискуссии приняли участие исследователи, педагоги, школьные психологи и студенты московских вузов. Ведущей семинара выступила кандидат психологических наук А.Н. Сиднева.



Фотогалерея

Все новости