Расширенное заседание коллегии
Минобрнауки России
14 марта 2018 года состоялось расширенное
заседание коллегии Министерства образования и
науки Российской Федерации. Участники
мероприятия подвели итоги деятельности
Минобрнауки России за 2017 год и обсудили задачи
ведомства на 2018 год.
С докладом на коллегии выступила Министр
образования и науки Российской Федерации О.Ю.
Васильева. Она представила результаты работы
ведомства в разрезе основных направлений
реализации государственной политики.
По словам Министра, 2017-й стал годом
полномасштабного развёртывания проектной
деятельности Министерства: в рамках основного
направления стратегического развития
Российской Федерации «Образование» реализуются
пять приоритетных проектов и ещё один – в рамках
основного направления стратегического развития
Российской Федерации «Международная кооперация
и экспорт».
О.Ю. Васильева информировала о наиболее
значимых общесистемных мероприятиях и проектах
Министерства в 2017 году. Среди них - разработка
отраслевой стратегии развития образования –
документа, охватывающего все уровни образования;
модернизация образовательной статистики; работа
по совершенствованию и актуализации федеральных
государственных образовательных стандартов
общего и профессионального образования.
Министр подчеркнула важность утверждённой в
декабре 2017 года Концепции развития
психологической службы в системе образования в
Российской Федерации до 2025 года, указав на
значимость системы профилактических и
развивающих мер в дошкольном, общем и
профессиональном образовании, разработанной РАО
и факультетом психологии МГУ имени М.В.
Ломоносова.
В подтверждение необходимости развития
психологической службы в образовании
заместитель Министра Ирина Потехина сообщила,
что Минобрнауки не планирует отказываться от
школьных психологов.
«Я абсолютно убеждена, что психологов в школе
не заменит никто, отказываться от них не будем.
Сейчас для всех школьников проводим серию
открытых уроков по профориентации, на них
присутствуют психологи. Я спросила у педагогов,
зачем они здесь, мне ответили, что школьные
психологи смотрят на реакцию детей, что их
цепляет [на уроке]. И это только крошечный пример
того, для чего нужны школьные психологи», -
сказала Потехина.
Также с докладом выступила президент
Российской академии образования Л.А. Вербицкая.
Она представила результаты работы Общественного
совета при Минобрнауки России за 2017 год и
обозначила приоритетные задачи и направления
работы совета в 2018 году.
В 2017 году произошло обновление состава
Координационного Совета и Федерального
учебно-методического объединения по
педагогическому образованию, в составы которых
вошли ведущие ученые РАО. Был разработан пакет
основных профессиональных образовательных
программ высшего образования, согласованных с
разрабатываемыми профессиональными
стандартами. «Сегодня мы можем констатировать,
что все уровни общего образования имеют
утвержденный стандарт», — сказала Людмила
Алексеевна, отметив, что «самое главное, чтобы
эти правильные документы были востребованы
учителями, были им понятны и полезны для развития
школьного образования».
Л.А. Вербицкая подчеркнула, что была начата
большая и серьезная работа по рассмотрению
адаптированных основных образовательных
программ общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Также президент РАО отметила, что
специфической проблемой становится всё
возрастающее количество школьных учебников и
выступила с предложением о разработке концепции
создания единого учебника русского языка. «В
федеральном перечне учебников, рекомендованных
к использованию в образовательном процессе,
значится около 80 учебников по русскому языку и
литературе. Правильно ли это? Перед современной
наукой, перед современным образованием стоят
задачи воспитания филологической культуры и
ценностного отношения к родной речи
общепонятными способами, не отторгающими от себя
ни патетической декларативностью, ни пугающей
сложностью. Очевидно, пришло время для
разработки концепции и создания единого
учебника русского языка, как это было
реализовано при подготовке учебника по истории»,
— сказала Вербицкая.
Среди задач Общественного совета на 2018 год Л.А.
Вербицкая особенно отметила:
- Доступность дошкольного образования,
увеличение числа мест для детей в детских садах и
яслях.
- Безопасность школьников и учителей, вопросы
интернет-гигиены, противодействия «группам
смерти», развитие эффективного психологического
сопровождения образования всех уровней.
- Повышение конкурентоспособности рабочих и
инженерных профессий.
- Развитие экспортного потенциала Российской
системы образования через поддержку ведущих
научно- образовательных школ и целенаправленное
обновление кампусной инфраструктуры.
- Повышение престижа российской науки.
При подготовке
использованы материалы: Минобрнауки, ИТАР ТАСС