Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Факультет психологии МГУ: 10 рекомендаций, как поддержать мотивацию и вовлечённость студентов при текущем дистантном обучении

 

Деканат факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова разработал для преподавателей 10 рекомендаций, как поддержать мотивацию и вовлечённость студентов при текущем дистантном обучении. Отдельно были подготовлены рекомендации при возникновении непредвиденной ситуации и попыток срыва занятий, кибербуллинга, троллинга преподавателей в дистантном формате.

Мотивация учащихся и их вовлеченность всегда важны и всегда требуют внимания, независимо от того, обучаете ли вы школьников, студентов или  аспирантов. При текущем онлайн-обучении, в ситуации т.н. новой нормальности, могут возникать уникальные проблемы по сравнению с традиционными очными занятиями, особенно если учесть, что преподаватель часто физически не видит своих студентов и не общается с ними в реальном времени. Без личного общения теряются связи, ослабевают отношения, обрываются эмоции, на которые мы обычно опираемся в аудитории. Нам труднее шутить и устанавливать отношения доверия и уважения. И главное – такой формат взаимодействия  диктует новые требования  к организации эффективного учебного процесса, стимулирующего мышление, творчество, поддерживающего инициативу и развивающего компетентность.

Многие считают, что заинтересовать и мотивировать студентов совсем несложно, нужно просто «делать то-то». К сожалению, такая волшебная формула отсутствует,  поскольку каждая группа/ курс/ факультет/вуз различен и имеет свои особенности по изначально разному контингенту набранных студентов, правил обучения (с балльно-рейтинговой системой (разного формата) или без нее) и т.д. На мотивацию студентов и их отношение к учебе влияет множество факторов, включая их базовую познавательную мотивацию, мотивацию достижения и саморазвития, уверенность в себе, сознательность и настойчивость. С другой стороны, преподаватель также может оказать существенное влияние на мотивацию через предметное содержанием (например, структурированное или хаотичное), разнообразные активные методы и формы обучения, а также обратную связь, характер отношений и собственный энтузиазм.

Некоторые студенты позитивно отзываются о новом формате, говоря, что стали больше читать первоисточников, наконец-то разобрались с предметом, теперь преподаватель отвечает на письма и может растолковать что к чему, студенты стали чаще задавать вопросы и испытывать интерес к предмету. Многие говорят, что сейчас они больше успевают, имеют больше возможностей для саморазвития и самообучения и им это нравится. Это говорит о том, что преподаватели стихийно используют множество продуктивных стратегий, которые помогают поддерживать мотивацию студентов. Конечно, есть и те, кто "исчез с радара" и испытывают трудности связанные с  недостатком волевой саморегуляции. Для таких студентов новый формат оказывается большой ношей, с которой им совсем непросто справится, им трудно сорганизоваться, не видеть лица друзей, чувствовать себя одинокими и не включенными в реальные встречи и обсуждения.

Обратная связь имеет решающее значение в онлайн-обучении. Когда учебный процесс происходит в аудитории, преподаватель имеет множество возможностей для обратной связи в режиме реального времени, что позволяет упростить этот процесс и увидеть зоны непонимания и ошибочных представлений. Когда же занятия проводятся на расстоянии, отсроченная обратная связь может привести к ощущению изоляции учащихся и  даже привести к ломке учебного процесса.

Педагогические психологи выделяют два характерных типа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация проистекает из желания научиться чему-то для самореализации, овладения предметом, интереса к нему самому. Внешняя мотивация проистекает из желания добиться успеха ради достижения результата и демонстрации его окружающим с целью получения признания, вознаграждения или избегания проблем. Внешне мотивированные студенты, как правило, ориентированы на оценку и сдачу курса, а внутренне мотивированные обычно интересуются собственно предметом и получают удовольствие от самого процесса познания, мышления, исследования. У каждого студента есть свой профиль внутренней и разных типов внешней мотивации, и наиболее продуктивная стратегия состоит в том, чтобы поддерживать внутреннюю мотивацию, т.е. интерес и энтузиазм.

Ниже перечислены 10 стратегий, которые могут помочь преподавателю поддерживать продуктивные формы мотивации в онлайн обучении, добиваясь большей интеллектуальной активности, позитивного отношения к предмету и более высокого уровня освоения курса. Стоит также помнить, что вовлекая студентов в продуктивную учебную деятельность, мы также способствуем поддержанию их психологического благополучия, что в текущий момент также немаловажно. Если же Вы сами работаете также на внутренней мотивации и Вам интересно то, что вы делаете, то вы способствуете росту и собственного психического здоровья и с меньшей вероятностью будете испытывать выгорание.

1. Поощряйте вовлеченность и активное участие.

Поддерживайте тех, кто подготовился к занятию. По ходу занятия задавайте дискуссионные и проблемные вопросы, т.е. вопросы, развивающие критическое мышление, а не просто на вспоминание материала и определения, не имеющими единственного правильного варианта ответа. Используйте чат для максимальной вовлеченности студентов в дискуссии. (После лекции вы сможете проанализировать эти высказывания и дать комментарии в отношении наиболее продуктивных идей). Важно не просто задать хороший вопрос, но и дать возможность студентам подумать, высказаться.

На лекции можно использовать такой прием. Рекомендуется предварительно разбить занятие на несколько смысловых частей и в конце каждой части четко обозначать её окончание (мы с вами рассмотрели вопрос о подходах к восприятию в рамках такого-то подхода), после чего задать вопрос «Здесь всё понятно, если ли вопросы?» Если вопросов нет, то рекомендуется иметь в заготовке 2-3 вопроса для проверки того, действительно ли они поняли материал (Вопросов нет? Тогда ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какие ключевые аргументы использовал ... в споре с… по вопросу о … ? Согласны ли Вы с первым?»  <пауза> ). Такой вопрос можно задать всем участникам, но не  ждать сигнала о желании ответить в виде поднятой руки или записи в чате. Более эффективно предоставлять слово конкретному студенту («Дмитрий, что вы думаете?»), потом другому. Слушайте разных студентов, хотя может быть соблазн слушать нескольких, всегда жалеющих отвечать. Этот прием расшевелит студентов, и они будут далее более активно думать и внимательно отслеживать происходящее.

Вы можете на каждой лекции организовывать короткие опросы аудитории, используя программу для онлайн опросов - menti.com или функцию «провести опрос». 

2. Внутренняя мотивация держится на чувстве компетентности.

Давайте возможность студентам чувствовать себя эффективными, давая задачи (задавая вопросы) лежащие в зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский), поддерживающие ощущение « Я могу!». Акцентируйте достижения, прогресс в понимании и освоении темы. Замечайте по возможности прогресс каждого студента, давая письменную обратную связь на работы, контрольные, рефераты, эссе. Давайте вопросы на понимание в конце каждого смыслового блока и предлагайте студентам разные варианты позитивной и информативной обратной связи (Что нужно сделать, чтобы улучшить результат?).

Планируя содержание лекции, семинара, следуйте принципу оптимального уровня сложности, т.к. решаемые (средне-трудные) задачи обладают максимальным мотивирующим потенциалом. Старайтесь поддерживать регулярную и структурированную работу, когда студентам хорошо понятно, что делать и как.

Будьте осторожны с критикой.  Чрезмерно жестко сформулированная негативная оценка работы как недостаточно качественной и несоответствующей требованиям может  оказаться последней каплей, после которой силы студента иссякнут, и он потеряет веру в себя.

3. Поддерживайте потребность в автономии и свободе.

Предлагайте возможность выбора, какую статью прочесть и рассказать, какие задачи решить и упражнения выполнить, какую проблему проанализировать. Покажите, что Вы уважаете и цените этот выбор. Предоставляйте опции и возможные варианты выполнения задания, а также форматы работы (в группе или индивидуально). Давайте студентам почувствовать, что вы их понимаете. Слушайте, что они думают и чувствуют, чтобы понять, почему они делают тот или иной выбор. Старайтесь понять, как студенты понимают ситуацию, прежде чем что-то менять.

Вы можете повысить автономию студентов путем создания расписания заданий и тем, которые будут изучаться, с высылкой сразу всех материалов по ним, что даст им возможность гибко планировать свою работу над материалами курса, не получая порции материалов каждую неделю.  Часто имеет смысл заменить жесткие «вы должны, вы обязаны, вам следует» на «попробуйте, вы можете (прочесть такую-то книгу), у вас есть такой-то выбор, опции, варианты…».

4. Не игнорируйте  сегодняшние потребности студентов, их состояния и настроения.

Поддержите их теплыми обращениями в ваших письмах, пожеланиями здоровья и благополучия. Создайте атмосферу открытого и позитивного общения студентов друг с другом и с вами. Одним из лучших методов поддержки мотивации через принятие является создание виртуальных рабочих (приемных) часов, когда студенты могут связаться с преподавателем (или его помощником). Предоставьте студентам доступ в определенное время к чату или видеоконференции, для неформального общения по изучаемым темам курса.

Вы можете делать периодические видеозаписи своих выступлений и отправлять их студентам на общий ящик. Это демонстрирует студентам, что преподаватель действительно вовлечен в курс и заботится о потребностях студентов. Не оставляйте без внимания заданные вопросы, даже короткий ответ может быть важным. 

Забота прежде всего касается отслеживания меры понимания материала. Так, эффективными приемом является проведение миниопросов по ходу занятия. Воспользуйтесь функцией «провести опрос». Вы задаете существенный вопрос (даете задачу) по содержанию пройденного материала (на проверку усвоения и понимания материала) и приводите альтернативы ответов, нужно выбрать один правильный ответ. Получив ответы, вы можете  оперативно показать результаты опроса, указав процент обучающихся, давших правильный ответ (и озвучив сам ответ). В зависимости от процента справившихся, следуйте дальше или вернитесь к более подробному и аргументированному изложению материала.  Периодическое использование такой стратегия даст возможность студентам почувствовать, что преподавателя интересует, понимают ли они материал и он гибко ориентируется на их нужды.

5. Обеспечьте своевременную обратную связь

Отвечайте на вопросы и высылайте обещанные материалы в течение 24 часов, это дает ощущение заботы. В идеале студент должен получить обратную связь по крайней мере по одному индивидуальному заданию. Это дает преподавателю возможность установить связь со студентом, таким образом поощряя и мотивируя его на постепенное движение к тому, чтобы стать самостоятельным независимым субъектом собственной учебной деятельности.

6. Давайте конструктивную и персонализированную обратную связь о выполнении задания.

Конкретные комментарии по работе студента, даже очень краткие, дают ему подтверждение того, что его работа имеет значение. Даже если оценка плохая, конструктивная и поддерживающая обратная связь от преподавателя очень важна.

В дискуссионных форумах комментируйте наиболее интересные высказывания, отмечая самые проницательные или заметные комментарии, сделанные студентами. Давайте рекомендации, где можно прочесть, ознакомиться, как применить и пр. Постепенно вы обнаружите, что студенты становятся все более уверенными в содержании курса, привыкшими к новому формату обучения, увидите, что уменьшается потребность в помощи и поддержке на уровне отношений. Студенты постепенно освоят новые стратегии и ресурсы обучения и станут все менее зависимыми от преподавателя и учебного заведения как такового.

7. Старайтесь тщательно спланировать и организовать занятие.

Реальная аудитория позволяет множество разного рода импровизаций из-за многочисленных видов деятельности, которые можно организовывать с группой (или подгруппами). Однако в онлайн-пространстве хорошее планирование и организация являются ключом к эффективному обучению и интересам студентов. Если преподаватель в течение 10-15 минут настраивает микрофон или дает ссылки на сайты и домашние задания, которые не работают, маловероятно, что студенты останутся довольны форматом обучения и курсом. Планирование и техническая подготовка сделают процесс обучения плавным и помогут обеспечить большую вовлеченность студентов.

Выработайте четкие стратегии работы с опоздавшими, которые тянутся все занятие (к сожалению, такое не редкость), стоя в виртуальном «зале ожидания», прося их впустить в «конференцию», мешая вам проводить занятие и отвлекая других студентов от процесса. Например, заранее предупреждать студентов, что опоздавшие более чем на 5 минут будут отмечены как «отсутствующие», так как это мешает проводить лекцию.

8. Обеспечьте легкий доступ к учебным ресурсам.

Онлайн-курсы имеют большие преимущества в плане доступности и обилия различных учебных материалов в Интернете. Загрузите литературу по курсу, учебники, презентации и  видеоматериалы на облачное хранилище (Яндекс.Диск, DropBox, GoogleDrive) и предоставьте ссылку с правами просмотра студентам. Ваша задача как преподавателя - дать ориентировку по дальнейшему чтению и изучению темы путем предоставления ссылок на бесплатные (или оплачиваемые вашим университетом), легкодоступные ресурсы.

В дополнение к учебному процессу можно порекомендовать курс на Courcera, соответствующий теме курса (там есть курсы как на английском, так и на русском).

9. Поддерживайте у студентов ощущение «Я смогу».

Давайте студентам понять, что вы уверены в их способностях справиться с предметом. Предоставляйте возможности чувствовать себя компетентным. Давайте время от времени знать, насколько хорошо студент успевает по вашему предмету, это дает ощущение компетентности и желание продолжать вкладывать усилия в изучение предмета. Вы также можете рассказать о том, что сами тоже не сразу поняли эту тему и признать ее действительную сложность.

Если текущая неделя по вашему курсу действительно сложна, предоставьте большую поддержку и предложите дополнительные ресурсы, которые могут оказаться полезными для студентов.

10. Сохраняйте энтузиазм. Энтузиазм заразителен.

Хотя это хорошо известная истина, ею никогда не стоит пренебрегать - только вдохновленные преподаватели могут вдохновлять студентов. Даже самые мотивированные и заинтересованные студенты теряют интерес к обучению, если они не видят такого же интереса со стороны своих преподавателей и научных руководителей, поэтому ключевая роль преподавателя - служить живым примером (моделью) страсти к предмету. Позвольте себе остановиться на тех темах, которые Вам кажутся особенно интересными. Признайте, что отдельные темы действительно скучны, но они нужны для того-то и того-то.

Готовьте интересные лекции, организуйте эмоциональные и увлекательные дискуссии (хотя бы 1 раз в семестр), связывайте материал курса с реальной жизнью, и вы увидите, что все больше студентов будут вовлекаться в учебный процесс и не сдаваться в случае трудностей. Это, безусловно, будет полезным опытом!

NB. Заботьтесь о себе.

Онлайн обучение сопровождается и определенными проблемами. Вы можете почувствовать себя отчужденным от обучения ваших студентов или начать отвечать на электронные письма круглосуточно.

Иногда будет казаться, что вы просто не можете сделать все достаточно хорошо. Но избавьтесь от неуверенности в себе, продолжайте быть преподавателем, который делится, слушает, направляет и поддерживает. Если вы готовились и старались, то этого совершенно достаточно.

Подумайте о некоторых стратегиях для поддержания вашего собственного благополучия. Это может быть делание того, что нравится - прослушивание любимой музыки, просмотр фильма, разговор с близкими, зарядка, или расслабляющая ванна.

Успехов Вам!

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2020: Станислав Козловский