Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Совет по психологии
Учебно-методического объединения (УМО)
по классическому университетскому образованию в РФ

Председатель Совета - декан факультета психологии МГУ
им. М.В. Ломоносова,
профессор – Зинченко Юрий Петрович.

Заместитель председателя – зам. декана
факультета психологии по УМО,
доцент – Корсакова Наталья Константиновна.

Секретарь – методист УМО
Хрусталева Антонина Гавриловна.

123009, Москва, ул. Моховая, д.11, корп. 5
тел/факс 629-57-71

Совет по психологии является структурной составляющей УМО по классическому университетскому образованию, работающего в МГУ им. М.В. Ломоносова под председательством ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, академика В.А. Садовничего.

В Совет по психологии входят деканы факультетов психологии всех классических университетов России, а также – ассоциированные руководители ведущих учреждений, осуществляющих научную, научно-практическую деятельность и организационные функции в психологии. Кроме того, в работе Совета принимают участие представители многих педагогических, медицинских и отраслевых учебных заведений, а также ректоры и деканы негосударственных образовательных учреждений, заинтересованные в интеграции психологического образовательного пространства.

Работа Совета, прежде всего, обеспечивается посредством созыва пленарных заседаний (по регламенту - не реже двух раз в год), на которых в соответствии с повесткой дня обсуждаются вопросы, касающиеся текущих задач высшего профессионального образования (ВПО) по психологии и стратегий его развития. В результате на пленумах УМО принимаются постановления, способствующие организации учебной и учебно-методической работы вузов в общегосударственном подходе, в том числе и постановления, касающиеся связей между вузами и Минобразования и науки РФ Российской академии образования, Академией наук РФ.

В интервале между Пленумами функции Совета УМО по психологии выполняются Президиумом в соответствии с установленным положением (см. «Положение» о Президиуме).

Совет по психологии был создан в 1984 году. Тогда в него входили 9 университетов, три из которых относились к РФ (Московский, Ленинградский, Ярославский), а остальные – к другим республикам СССР.

В то время деятельность профессионала-психолога рассматривалась как эксклюзивная, а возможности практического применения психологических знаний за некоторым исключением оставались вне сферы общественного внимания. Однако уже тогда происходило постепенное превращение скрытой потребности людей в реально осознаваемый запрос на психологическую помощь. Этому способствовало, в частности, проникновение информации о спектре «психологических услуг» и о количестве в зарубежных странах востребованных психологов, специально подготовленных для решения различных проблем в жизни индивида, групп, сообществ.

Динамичные процессы, происходящие в России с конца 80-х начала 90-х годов XX века, форсировали необходимость оперативного и мобильного отклика на потребность населения. Эту «нишу» мгновенно заполнили (в отсутствие должного числа готовых к «внешнему вызову» психологов) люди, далекие от психологической науки и практики. В контексте противостояния опасному безответственному беспределу публичной деятельности лиц, называющих себя психологами, появилась важная в общественном плане тенденция – готовить дипломированных психологов для практики. Следует отдать должное негосударственным вузам, которые не только задали импульс развитию психологического образования, но и буквально спасли (в начале 90-х годов) от безденежья элиту психологических кадров, вовлекая ее в свой учебный процесс.

Именно в это время произошел скачок в количестве образовательных учреждений, ведущих подготовку психологов. За весьма короткий промежуток времени число таких вузов резко возросло и к настоящему времени насчитывает около 70 классических университетов и более 200 других вузов и их филиалов, которые в сумме по самым осторожным подсчетам выпускают в год около 5 тысяч психологов только по очной форме обучения.

Столь экстенсивное развитие психологического образования могло бы стать неуправляемым и теряющим свое предметное поле, если бы не стратегические и тактические средства, разработанные на государственном уровне управления образованием с учетом предложений ректоров ведущих университетов, деканов факультетов психологии, РАО и др. Сложилась система «вхождения» вузов в образовательный процесс (лицензирование, аттестация, аккредитация) и условия объединения их усилий в совместной деятельности по развитию ВПО по психологии (создание УМО, разработка и утверждение государственного образовательного стандарта и мн. др.).

Именно с участием УМО по психологии на первом этапе работы в центре внимания были:

  • анализ и соотнесение отечественной системы психологического образования (его содержания, форм, уровней) с практикой международного образования;
  • создание общегосударственного стандарта ВПО первого поколения, ориентация на который была важна прежде всего для обозначения и осознанной реализации в учебных заведениях необходимых составляющих деятельности квалифицированного специалиста; проектирование содержания образования психологов и форм его организации.

Нельзя не отметить особую роль в этом деле профессора факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Валентины Яковлевны Ляудис (1932-2003), которая, по свидетельству многих ныне эффективно работающих психологов, буквально «нянчилась» с вузами, постоянно выезжая в командировки. Она же сумела найти для этой работы психолога-методиста Антонину Гавриловну Хрусталеву, которая сохраняет эту традицию – опекать вузы и помогать им в образовательной деятельности. Большой вклад в работу Совета по психологии УМО в период 2000-2005 гг. внес профессор Вячеслав Андреевич Иванников.

Первый этап работы завершился созданием типовых учебных планов и учебных программ по циклу фундаментальных дисциплин. Был издан сборник типовых учебных программ по специальности 020400 – Психология (1991).

На втором этапе своей деятельности (1992-2000) Совет по психологии УМО расширился; подготовка психологов велась уже в 43 классических университетах, появились новые задачи:

  • проектирование содержания многоуровневой системы образования: бакалавра, дипломированного специалиста и магистра, подготовка государственных стандартов учебных планов и программ;
  • проектирование новых специальностей и специализаций;
  • совершенствование содержания программ и учебников по психологии для студентов непсихологических факультетов университетов и других вузов. В этом плане:
    • была подготовлена программа курса по возрастной и педагогической психологии для студентов, получающих дополнительную квалификацию преподавателя во всех вузах страны;
    • совместно с Координационным советом по психологии Министерства образования были рассмотрены возможности совершенствования содержания программы по курсу «Психология», входящему в блок гуманитарных дисциплин для всех специальностей;
    • были подготовлены и изданы учебники по общей психологии для непсихологических специальностей;
    • проводилась работа по созданию целостной стратегии организации психологического образования учителей в педагогических университетах и институтах (по инициативе Министерства образования РФ).

В марте 1998 года была проведена первая Всероссийская конференция «Развивающаяся психология – основа гуманитаризации образования», в которой приняли участие более 400 психологов и педагогов. Материалы конференции изданы в 2-х томах.

Второй этап работы УМО закончился созданием ГОС ВПО по психологии (второго поколения), действующего в настоящее время.

В последние годы основное внимание в работе Совета было направлено на разработку ГОС ВПО по психологии (третье поколение) с учетом существующего компетентностно-модульно-кредитного подхода (см. Проект ГОС ВПО).

С участием Совета по психологии за время его деятельности была подготовлена и издана следующая учебно-методическая документация:

  • Программы дисциплин по типовому учебному плану специальности 020400 – Психология: Для гос. университетов. Вып. 1, 2. М., 1991.
  • Сборник программ дисциплин учебного плана бакалавра по направлению 521000 – «Психология» и учебного плана дипломированного специалиста 020400 – «Психология». М., 1996.
  • Сборник программ дисциплин специализации «Клиническая психология». М., 1996.
  • Программы общих курсов, спецкурсов и практикумов подготовки дипломированных специалистов-психологов по специализации «Социальная психология». М., 1997.
  • Сборник программ учебных дисциплин подготовки дипломированных специалистов-психологов по специализации «Психология труда и организационная психология». М., 1997.
  • Сборник программ учебных дисциплин подготовки дипломированных специалистов-психологов по специализации «Педагогическая психология». М., 1998.
  • Общая психология. Сборник программ дисциплин специализации. М., 1998.
  • Психология развития. Сборник программ дисциплин специализации. М., 1998.
  • Сборник программ по психологии. М., 2004 г.
  • Сборник программ по клинической психологии. М., 2006 г.

В июне 2006 года Советом по психологии был проведен Пленум, собравший более 150 участников, с обсуждением актуальных вопросов, касающихся развития психологического образования в РФ, в том числе, в связи с разработкой нового государственного стандарта по психологии и с подписанием Болонского соглашения о вхождении РФ в европейское образовательное пространство (см. Постановление Пленума УМО).

В настоящее время в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 40-летию факультета, 23 ноября 2006 года планируется проведение Пленума с обсуждением: 1) требований по организации Системы управления качеством обучения специалистов-психологов и 2) Положения о Региональных бюро Совета по психологии.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский