Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

К проекту ГОССТАНДАРТА третьего поколения

3. Требования к результатам обучения (в виде компетенций) и обязательному минимуму содержания и срокам освоения основных образовательных программ по направлению подготовки 030300 Психология, специальность 030301 – психолог

3.1. Требования к общим и специальным компетенциям выпускника и к обязательному минимуму содержания ООП первого уровня ВПО по направлению подготовки 030300 Психология, специальность 030301 – психолог (бакалавр)

 

 

Общие и специальные компетенции

Индекс блока,

модуля дисциплин, дисциплины

 

Наименование блоков, модулей дисциплин, дисциплин

Общая трудоемкость (зач. ед.)

1

2

3

4

  Б.1 Общеобразовательная часть программы  
  Б.1.1 Поддерживающий (фундаментальный) блок

74

Общенаучные компетенции
  • сформированное мировоззрение и понимание современных концепций картины мира на основе овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии;
  • владение системой категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.

 

Способность и готовность к:

  • гражданской активности, заинтересованности и сопричастности к происходящим в обществе и государстве социально-экономическим, политическим и культурно-нравственным процессам;
  • проявлению расовой, национальной и религиозной толерантности;
  • оценке научных данных и других результатов деятельности психолога с позиций общего и профессионального мировоззрения;
  • социальному и профессиональному взаимодействию на основе ценностно-нравственных и этических норм;
  • восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей;
    • принятию ценностей здорового образа жизни, необходимого для профессионального и личностного благополучия;
    • использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности;
    • использованию дидактических приемов при реализации коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека;
    • применению основных математических и статистических методов, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;
    • первичной группировке и интерпретации результатов математико-статистической обработки данных;
    • сотрудничеству со специалистами по математической статистике;
    • использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации;
    • поведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.;
    • самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни;
    • пропаганде психологических знаний среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Б.1.1.

(1-99)

Базовые модули дисциплин

60

Б.1.1. (1) Анатомия ЦНС

3

Б.1.1. (2) Нейрофизиология

5

Б.1.1. (3) Антропология

2

Б.1.1. (4) Философия

4

Б.1.1. (5) Социология

2

Б.1.1. (6) Политология

2

Б.1.1. (7) Религиоведение

2

Б.1.1. (8) Всеобщая история

2

Б.1.1. (9) Математическая статистика

4

Б.1.1. (10) Логика

2

Б.1.1. (11) Информатика

3

Б.1.1. (12) Правоведение

2

Б.1.1. (13) Экономика

2

Б.1.1. (14) Экология

2

Б.1.1. (15) Иностранный язык

9

Б.1.1. (16) Психология здоровья и культура тела

10

Б.1.1. (17) Культурология

2

Б.1.1. (18) Риторика

2

Б.1.1.

(101-199)

Профессионально-профилированные модули

дисциплин

6

Б.1.1. (101) Педагогика

2

Б.1.1. (102) Профессиональная этика

2

Б.1.1. (103) Современные концепции естествознания

2

     
Б.1.1.

(501-599)

По выбору

8

       
  Б.II Основная образовательная часть программы

143

  Б.II.1 Основной профессиональный (теоретический) блок

126

Общепрофессиональные компетенции

Способность и готовность к:

  • применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;
  • использованию знаний о психологических механизмах и закономерностях, о структуре и динамике познавательных процессов, мотивационно-волевой и эмоциональной сферы, самосознания, личностных черт характера, темперамента и пр.;
  • сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии и в соотношении с историческими предпосылками ее развития;
  • использованию основных методологических и концептуально значимых понятий психологической науки на различных этапах ее становления;
  • анализу гипотез возникновения и основных этапов развития психики в процессе эволюции;
  • анализу и описанию особенностей психических функций и личности на основе знаний психологических, биологических и социальных детерминант поведения и деятельности;
  • анализу и описанию психических процессов и личностных характеристик с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке взглядов на развитие психики;
  • выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска;
  • выявлению собственно психологических составляющих при решении проблем человека в различных сферах его жизнедеятельности;
  • применению основных математических методов при решении профессиональных задач;
  • оценке предшествующих и наличных характеристик уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях;
  • прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях;
  • Реализация программ и технологий, направленных на предупреждение возможных расстройств психики вследствие отклонений от нормы;
  • профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
  • осуществлению психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы сообщества в различных сферах жизнедеятельности.
Б.II.1

(1-99)

Базовые модули дисциплин

76

Б.II.(1) Общая психология

15

Б.II.(2) Экспериментальная психология

5

Б.II.(3) Общепсихологический практикум

8

Б.II.(4) Психология развития

5

Б.II.(5) История психологии

5

Б.II.(6) Зоопсихология и сравнительная психология

3

Б.II.(7) Психофизиология

2

Б.II.(8) Основы нейропсихологии

2

Б.II.(9) Психогенетика

2

Б.II.(10) Психодиагностика

6

Б.II.(11) Консультативная психология

6

Б.II.(12) Основы психотерапии

6

Б.II.(13) Психологическая коррекция и реабилитация

6

Б.II.(14) Методологические проблемы психологии

2

Б.II.(15) Математические методы в психологии

3

     
     
     
     
     
     
       
Профессионально-профилированные (практические) компетенции

 

Способность и готовность к:

  • пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;
  • участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;
  • выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
  • планированию и проведению стандартного прикладного исследования в определенной области применения психологии;
  • реализации базовых процедур анализа жизненных проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях;
  • осуществлению базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;
  • профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе;
  • выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска;
  • выявлению специфики психического функционирования человека с учетом его принадлежности к гендерной, этической, профессиональной и другим социальным группам;
  • анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования;
  • диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе типовых методов;
  • реализации программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
  • отбору и применению психодиагностических и коррекционных методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией;
  • описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной профессии (психологического портрета профессионала);
  • владению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;
  • профессионально профилированному исполь-зованию современных информационных технологий и системы «Интернет»;
  • применению методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • к выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии;
  • преподаванию психологии как общеобразова-тельной дисциплины в средней школе и в средне-специальных учебных заведениях;
  • участию в учебно-методической работе в сфере среднего, среднего специального и высшего образования;
  • подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении;
  • пропаганде психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.
Б.II.1

(101-199)

Профессионально-профилированные модули дисциплин

41

Б.II.1(101) Введение в профессию

2

Б.II.1(102) Дифференциальная психология

3

Б.II.1(103) Психология личности

3

Б.II.1(104) Социальная психология

4

Б.II.1(105) Психология труда

4

Б.II.1(106) Клиническая психология

4

Б.II.1(107) Возрастная психология

2

Б.II.1(108) Педагогическая психология

4

Б.II.1(109) Специальная психология

2

Б.II.1(110) Организационная психология

2

Б.II.1(111) Этнопсихология

2

Б.II.1(112) Методика преподавания психологии

2

Б.II.1(113) Юридическая психология

2

Б.II.1(114) Психология стресса

2

Б.II.1(115) Психология социальной работы

3

     
     
     
     
     
     
     
     
     
       
  Б.II.1

(501-599)

По выбору

9

       
  Б.II.2 Переносимый (практический) блок

17

  Б.II.2

(1-99)

Базовые практики  
  Б.II.2(1) Производственная  
  Б.II.2(2) Научно-исследовательская  
  Б.II.2(3) Педагогическая  
       
  Б.II.2

(101-199)

Профессионально профилированные практикумы

Специализированные практикумы по основным сферам профессиональной деятельности психолога

 
       
  Б.II.2 Итоговая государственная аттестация (защита дипломной работы и государственные экзамены)

10

       
  Б.III Дополнительная часть программы (факультативы)

13

       
       
  ВСЕГО: Объем теоретического и практического обучения вместе с экзаменационными сессиями

240

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский