Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Ответы декана факультета психологии МГУ Ю.П. Зинченко на вопросы абитуриентов

27 марта 2011

На Днях Открытых Дверей факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, абитуриенты обычно задают множество вопросов. Публикуем ответы декана факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, член-корр. РАО, доктора психологических наук, профессора Юрия Петровича Зинченко на некоторые вопросы, связанные с поступлением и обучением на факультете.

- Юрий Петрович, расскажите, пожалуйста, о факультете психологии в целом.

Факультет психологии был создан в 1966 г. и с тех пор занимает ведущую позицию в российском психологическом образовании и науке. Научно-педагогическую деятельность ведут более 70 докторов и 140 кандидатов психологических наук, в том числе 3 член-корреспондента РАН и 13 действительных членов и член-корреспондент РАО.

Психология в Московском университете преподается уже более двух с половиной веков еще с момента его основания в 1755 году. Факультет психологии был создан в ХХ веке (1966) и с тех пор занимает ведущую позицию в российском психологическом образовании и науке.

Сегодня роль факультета в развитии психологии в России трудно переоценить. По стандартам психологического образования, разработанным на факультете психологии МГУ, ведется обучение на всех психологических факультетах страны. Преподаватели и сотрудники факультета психологии являются авторами учебников и учебных пособий, по которым учатся все будущие психологи.

- Расскажите, пожалуйста, о научной деятельности, которая ведётся на факультете. И как участвуют в научной деятельности студенты факультета?

На факультете сложились и успешно развиваются крупные научные школы, основанные такими известными психологами как Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Е.Н. Соколов. Это созвездие имен олицетворяют собой отечественную психологическую науку, которую сегодня активно развивают подготовленные на факультете более 80 докторов и около 900 кандидатов наук.

Приоритетными направлениями фундаментальных научных исследований на факультете психологии в последние 5 лет стали темы «Культурно-историческая психология развития сознания и личности», «Психология безопасности и противодействие терроризму»; «Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения и воспитания», «Психология формирования, функционирования и развития человека как профессионала», «Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, диагностика, коррекция, психологическая помощь и консультирование», «Психология познания и когнитивных процессов; общепсихологический, психофизиологический, нейропсихологический и социально-психологический аспекты».

Новым для психологической науки направлением научных исследований стало изучение психологии безопасности и противодействия терроризму, отвечающее важнейшему ценностному приоритету общества и государства – обеспечения безопасности развития общества, страны, государства и его граждан. Методологический и теоретический анализ проблем психологии безопасности в антитеррористической деятельности позволил выявить индивидуально-психологические и личностные характеристики, выступающие как фактор риска и фактор устойчивости при решении задач первичной профилактики, психологической коррекции и реабилитации в ходе проведения антитеррористических мероприятий.

Особое место в научной деятельности факультета занимают проблемы методологии научного исследования. Исторический анализ возникновения психологической науки, дифференциации ее отраслей, изменения соотношения фундаментальной, прикладной и практической психологии, рассмотрение логики развития научных школ и направлений с учетом прогресса наук и социальных запросов, выступает основой прогнозирования и проектирования развития психологической науки (чл.-корр. РАО, проф. Б.С.Братусь, проф. А.Н.Ждан). Большое внимание уделяется анализу истории и современного состояния проблемы соотношения гуманитарной и естественнонаучной ориентаций в психологии и перспективам развития психологической науки.

Сотрудниками факультета разрабатывается методология проектирования образования на основе прогнозирования основных направлений и результатов развития образования как института социализации в целях предупреждения возможных рисков в условиях социо-культурной модернизации общества. Изучены закономерности формирования гражданской идентичности личности и толерантности в поликультурном обществе в контексте социализации подростков и молодежи. Выделены показатели социальной интеграции детей и молодежи в образовательной среде и возможные риски (академик РАО, проф. А.Г.Асмолов).

Исследуются закономерности развития личности и познавательной сферы человека на протяжении его жизни – в детстве, подростковом возрасте, юности, молодости, зрелости и старости. Большое внимание в последнее десятилетие уделяется исследованию закономерностей развития и функционирования детско-родительских отношений и семьи в целом, становлению и развитию родительства, роли семьи в развитии личности,

Изучение психологических условий становления, развития и функционирования человека как субъекта труда развертывается по ряду направлений – психология труда, инженерная психология и эргономика, психология управления и организационная психология. Изучены психологические механизмы регуляции деятельности в условиях повышенной напряженности в современных видах труда. Доказана эффективность использования методов психологической саморегуляции состояний и активного релаксационного тренинга, по сравнению с пассивным отдыхом.

В области социальной психологии исследуются проблемы социального познания, образования и функционирования групп, общения и взаимодействия, лидерства и сотрудничества, закономерностей создания и развития организаций. Проблемы этнопсихологии, межкультурной коммуникации приобретают особую актуальность в современном поликультурном обществе. Социально востребованы исследования в области СМИ, маркетинга, потребительского поведения, рекламы.

Исследования в области клинической психологии не только позволили вскрыть структуру, причины возникновения и динамику аномалий психического и психосоматического развития, нейропсихологических нарушений, эмоционально-личностных и поведенческих расстройств, но и разработать методы коррекции и восстановления высших психических функций.

Психофизиологические исследования процессов восприятия, памяти, научения позволили выявить психофизиологические механизмы реализации сложных форм психической деятельности. Исследована контролирующая функция антиципации в процессах восприятия и рабочей памяти. Изучены психофизиологические механизмы обучения с помощью метода биологической обратной связи, разработаны технологии управления стрессом.

Студенты факультета психологии принимают активное участие в научной работе на базе кафедр и лабораторий факультета. Около 30% выпускников продолжают свое образование в аспирантуре. Срок обучения в очной аспирантуре – 3 года, а в заочной – 4 года. На факультете открыт прием на очную форму обучения по магистерским программам. Срок обучения в магистратуре – 2 года.

- А как на факультете соотносятся психологические наука и практика?

Современная психология создала психологическую практику с широким арсеналом эффективных технологий и методов. На факультете психологии Московского университета имени М.В. Ломоносова к настоящему времени накоплен позитивный опыт работы психологической службы. На факультете на протяжении более 20 лет успешно работают Учебный центр по переподготовке работников системы образования в области психолого-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса, психологический консультативный центр «Семья и детство», психологическая консультация по профессиональной ориентации и самоопределению, группа «управления стрессом», Создан учебно-научный центр экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях и в преодолении личностных кризисов, эмоционально-личностных и поведенческих нарушений.

Факультет уделяет большое внимание проблемам инфокоммуникационной безопасности детей и подростков. С декабря 2009 г. факультет психологии участвует в работе Всероссийской Линии помощи «Дети онлайн» совместно с Фондом развития интернет, МТС и МГТС. Линия помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета и Фонда Развития Интернет. Задачами проекта является:

  • психологическая помощь детям и подросткам, столкнувшимся с опасностью во время пользования Интернетом и/или мобильной связью;
  • информационная и консультационная поддержка детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи детьми.

В целом, студенты факультета психологии проходят не только фундаментальную теоретическую подготовку по психологии, что позволяет им становиться главными преемниками научный мысли, но занимаются развитием навыков прикладной работы в рамках практических занятий, исследовательских проектов в научных лабораториях, стажировок в крупных организациях, консалтинговых компаниях и медицинских учреждениях.

- Существуют ли проекты сотрудничества факультета психологии МГУ с другими психологическими центрами России?

Факультет психологии осуществляет многолетнее плодотворное сотрудничество с ведущими психологическими научными центрами России – Психологическим институтом Российской академии образования (ПИРАО), Институтом психологии Российской академии наук (ИПРАН). Основными формами такого сотрудничества выступают организация и проведение научных конференций и семинаров, совместные научные исследования по актуальным проблемам общей, возрастной, социальной, педагогической, клинической психологии, психологии труда и инженерной психологии, психофизиологии, подготовка к печати и публикация научных монографий и сборников статей. Факультет психологии активно сотрудничает с профессиональными психологическими обществами России – Российским психологическим обществом и Федерацией психологов образования России посредством участия в работе руководящих органов этих организаций, организации и проведении мероприятий. Координация и согласование мероприятий, направленных на повышение научного потенциала психологической науки обеспечивается деятельностью Российского Психологического общества (РПО). Значительную роль в интеграции психологического научного профессионального сообщества, организации научных дискуссий, обмена мнениями играет Московский городской методологический семинар по психологии, созданный и успешно работающий на протяжении ряда лет на факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова. Многолетнее сотрудничество в области клинической психологии (патопсихологии и нейропсихологии) связывает факультет психологии и Всероссийский центр психического здоровья. Совместные разработки сотрудников факультета и центра в области изучения нарушений психического здоровья и личностных и интеллектуальных расстройств на различных возрастных ступенях направлены на разработку теоретических основ, методов и технологий оптимизации психического и психологического здоровья населения, оказание психологической помощи в случае отклонений и нарушений развития и функционирования личности.

- Имеются ли у факультета какие-либо формы сотрудничества с зарубежными университетами?

Факультет психологии пользуется заслуженным авторитетом у международного научного сообщества. Преподаватели и научные сотрудники факультета активно участвуют в международных конференциях. Многие из них являются членами различных Международных психологических обществ, почетными профессорами Европейских и Американских университетов.

Факультет имеет стабильные партнерские отношения с факультетами психологии целого ряда зарубежных университетов: Женевского университета (Швейцарская Конфедерация); Гейдельбергского университета, университета г. Росток и Технического университета г. Дрезден (Германия); университета Лион-2 Люмьер, университета Страсбурга и университета Париж-10 Нантерр (Французская Республика); рядом университетов системы СУНИ (университетов штата Нью-Йорк, США); Сити университета Лондона (Великобритания); университета имени Зигмунда Фрейда г. Вены (Австрийская Республика); университета Хельсинки (Финляндия); Ханойского университета (СРВ); Пекинского университета (КНР); а также радом университетов стран СНГ, Балтии, и Латинской Америки.

При построении и реализации договорных отношений факультет стремится к созданию новых образовательных программ, подтверждаемых сертифицирующими документами, в частности, программ «совместной аспирантуры» и «совместной магистратуры».

В настоящее время факультетом ведется активная работа по созданию совместных магистерских программ со следующими университетами:

  • Университет Париж-10 Нантерр (Франция);
  • Университет Страсбурга (Франция);
  • Массачусетский университет (США);
  • Университет Олбани (США);
  • Университет Хельсинки (Финляндия);
  • Гейдельбергский университет (Германия).

Помимо вышеперечисленных зарубежных университетов, наши студенты и аспиранты проходят стажировки и обучаются в магистратурах следующих Европейских университетов: Сити университет Лондона (Великобритания), университет г. Тюбинген (Германия), университет Копенгагена (Дания), Марбургский университет (Германия), университет г. Упсала (Швеция); Католический университет Милана (Испания).

Факультет ведет работу по привлечению ведущих зарубежных ученых для проведения занятий и научных исследований на факультете. Среди гостей нашего факультета такие всемирно известные психологи, как Филипп Зимбардо, профессор Стэнфордского университета; Энн Трейсман, профессор Принстонского университета,; Ален Жибо, директор Парижского института психоанализа; Хань Шихуэй, профессор Пекинского университета; Альфрид Лэнгле, президент Общества экзистенциального анализа и логотерапии, профессор Венского университета; Серж Лесур, профессор университета Страсбурга, и многие другие.

На факультете ведется активная работа по повышению языковой и межкультурной компетентности студентов. Для этого им предоставляется широкий выбор иностранных языков: английский, немецкий, французский, португальский, итальянский, японский, китайский, вьетнамский. C 2010 г. введено изучение английского языка как первого иностранного языка; второй язык (европейский или восточный) выбирается студентом по выбору. Наши студенты проходят дополнительную подготовку и имеют возможность сдавать экзамены по иностранным языкам для получения международных сертификатов (TOEFL, DELF, DALF и др.).

- Юрий Петрович, расскажите, пожалуйста, подробнее о существующих на факультете специальностях.

С 2011 года обучение на факультете будет вестись по трём специальностям:

  • «психология служебной деятельности»;
  • «клиническая психология»;
  • «педагогика и психология девиантного поведения».

Специалист в области «психология служебной деятельности» будет подготовлен к психологическому сопровождению людей, деятельность которых связана с созданием материальных, духовных ценностей, информации, услуг, управлением сложными социальными и социотехническими системами, участием в их проектировании, экспертизе и т.д.

В рамках специальности «психология служебной деятельности» обучающийся может выбрать одну из следующих специализаций:

  • Организационное консультирование
  • Психолого-эргономическое сопровождение профессиональной деятельности
  • Психология переговоров и решение конфликтов
  • Психология средств массовой коммуникации и связей с общественностью
  • Психологическое и психофизиологическое сопровождение кадрового менеджмента
  • Психологическое сопровождение деятельности сотрудников правоохранительной системы
  • Психология развития и обучения

«Клиническая психология» изучает общие и частные закономерности изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития, роль психических факторов в возникновении и преодолении различных недугов. Клинические психологи решают и различные практические задачи в разных сферах жизни. В центре внимания клинической психологии находится человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой клинические психологи могут выполнять самые различные функции: диагностические, коррекционные, экспертно-консультативные, профилактические, реабилитационные, научно-исследовательские, учебно-педагогические и т.д.

Новой специальностью, по которой будет начата подготовка психологов в Московском университете, станет специальность «Педагогика и психология девиантного поведения». Девиантное, т.е. отклоняющееся, выходящее за пределы социально ожидаемой нормы, поведение личности становится, к сожалению, сегодня достаточно распространенным явлением, требующим психологической коррекции и профилактики. Своевременная и квалифицированная психологическая помощь в случае девиантного поведения оказывается решающим фактором в стабилизации психологического состояния и оптимизации поведения человека.

Подготовка специалистов будет осуществляться по трем специализациям: «Психологическая помощь семье», «Психологическое консультирование личности в образовательной среде» и «Профилактика и коррекция девиантного поведения». Далеко не секрет, что социальный институт семьи переживает в современном обществе серьезную трансформацию, нередко именуемую кризисом, порождая отклонения и нарушения в развитии личности. Помощь семье в разрешении супружеских и детско-родительских конфликтов и проблем, гармонизация семейного воспитания, психологическое сопровождение разводов крайне важны, но и позволяют не только сохранить семью, но и сделать семейную жизнь счастливой. Что касается двух других специализаций, то хорошо известно, что первые факты девиантного поведения – агрессии, негативизма, отвержения и преследования сверстников, аддиктивного (зависимого) поведения и т.д. можно наблюдать уже в детстве. Образовательная среда школы может стать как причиной девиаций, так и условием их преодоления. И здесь психологическое консультирование, современные психологические технологии позволяют не только выявить первые ростки девиантного поведения, но и помочь в их преодолении. Именно на решение задач психологического оздоровления общества и семьи и будет направлена подготовка по данной специальности.

- Как поступить на дневное отделение факультета психологии МГУ?

Прием на первый курс дневного отделения факультета психологии МГУ абитуриентов со средним образованием производится по результатам ЕГЭ, а также результатам проводимого дополнительного вступительного испытания по биологии (письменно). Таким образом,

При поступлении учитываются результаты ЕГЭ:

  • Русский язык
  • Биология
  • Математика

Дополнительно сдаётся экзамен в зависимости от специализации:

  • Биология (письменно)

или

  • Обществознание (письменно)

Приём документов осуществляется с 20 июня 2011 года по 10 июля 2011 года

Подробную информацию о поступлении можно найти на сайте нашего факультета: www.psy.msu.ru в разделе «поступление и обучение».

- Расскажите, пожалуйста, а можно ли получить на факультете второе высшее образование?

Да, безусловно, на факультете имеются также программы второго высшего образования.

Обучение на отделении второго высшего образования ведется по выше перечисленным психологическим специальностям.

Выпускники получают государственный диплом МГУ о полном высшем психологическом образовании. При получении второго высшего образования на нашем факультете возможно обучение по индивидуальному плану (в течение 4 лет). Получение второго высшего образования является платным. Зачисление проводится по результатам собеседования.

Документы для поступления на второе высшее образование на наш факультет принимаются с 20 июня 2011 года по 20 июля 2011 года.

Более полную информацию также можно найти на сайте нашего факультета: www.psy.msu.ru в разделе об отделении второго высшщего образования.

- Сейчас в ВУЗах всё перестраивается, всё чаще говорят о магистратуре. Не могли бы Вы пояснить, что даёт магистратура в профессиональном плане?

- Магистратура - это вторая ступень двухуровневой системы высшего образования, разработанная в ходе реформ в соответствии с международными стандартами. В результате специализированной подготовки магистр овладевает профессиональными компетенциями как в академической, так и в прикладной областях психологии. Обучение в магистратуре – это возможность в краткие сроки получить образование в интересующей вас сфере психологического знания под индивидуальным руководством учёных и практиков, являющихся признанными авторитетами в своей области.

– Юрий Петрович, сейчас очень часто приходится слышать опасения по поводу качества подготовки будущих специалистов. Ведь выпускник с дипломом бакалавра вряд ли сможет быть квалифицированным работником. Как будет проходить подготовка психологов по новым стандартам?

– В соответствии с новыми стандартами высшего образования по подготовке психологов существует стандарт подготовки бакалавра и стандарт подготовки магистра. Кроме этого, постановлением правительства Российской Федерации в декабре 2009 года был определен перечень специалитетов по специальностям «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», а также обозначена новая специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» в рамках психолого-педагогической подготовки. По этим трем направлениям обучение будет проходить без деления на бакалавриат и магистратуру. Причем по клинической психологии оно будет продолжаться пять с половиной лет, а в МГУ может достигать шести лет. Таким образом, вузы будут готовить не только магистров и бакалавров, но и специалистов по психологии.

В дополнение к указанным документам Федеральный закон «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» Новые возможности высшего психологического образования позволит этим двум университетам разрабатывать и реализовывать собственные образовательные стандарты, которые должны быть не ниже федеральных.

Сама по себе идея двухуровневой подготовки для западных стран вполне логична и понятна. Другое дело – как она будет воплощаться на практике в России. Чтобы готовить по-настоящему качественных специалистов, нужно постоянно помнить об ответственности, которую берут на себя высшие учебные заведения.

Бакалавриат — это важная ступень подготовки психологов. И, безусловно, этим должны заниматься профессионалы. На мой взгляд, больше вопросов возникает с магистратурой. Логично было бы предположить, что человек, получивший степень бакалавра по психологии, продолжает обучение в магистратуре по психологии. Но, в отличие от Болонского процесса, новый стандарт российского образования позволяет бакалавру непсихологу поступать в психологическую магистратуру. И в этом самая главная опасность некачественной подготовки специалистов. Можем ли мы с уверенностью сказать, что за время обучения в магистратуре (а это фактически три учебных семестра) мы подготовим специалиста-психолога? Ведь любой человек, окончивший технический или даже какой-нибудь рыбный университет, получив степень бакалавра, имеет полное право поступать в магистратуру по психологии. Кто гарантирует нам то, что после ее окончания мы получим квалифицированного специалиста?

В странах, присоединившихся к Болонскому процессу, этот вопрос решается просто: там студент может придти в психологическую магистратуру только после психологического бакалавриата. Сама по себе двухступенчатость не таит никакой опасности: если студент-психолог учится четыре года в бакалавриате и затем два года в магистратуре, то в результате он получает серьезную шестилетнюю подготовку. Качество же этой подготовки, как и сейчас, будет зависеть только от самого вуза.

Другое дело – приход в психологическую магистратуру человека без знания основ психологии. В этом случае необходим вступительный экзамен, показывающий, что человек находится на том же уровне знания психологии, что и бакалавры, получившие четырехлетнее психологическое образование. Переход из бакалавриата в магистратуру должен быть не формальным зачислением, а серьезной проверкой качества знаний желающих поступить на ту или иную магистерскую программу. Иначе есть риск девальвации психологического образования и звания магистра по психологии. Здесь опять же вся ответственность ложится на вуз. Понятно, что есть экономические факторы: чем больше людей поступит в магистратуру в конкретном вузе, тем ему выгодней. Но тогда надо честно признаться, что ты просто торгуешь магистерскими дипломами по психологии. Может получиться так, что в тех вузах, где будет происходить серьезный отбор, неподготовленному претенденту откажут, но в соседнем вузе его сочтут готовым к обучению в магистратуре по психологии и с радостью возьмут. Только в Москве и области существует более 90 факультетов и вузов, которые учат психологии, но мы по пальцам можем пересчитать те, где действительно готовят психологов! При этом остальные вузы также имеют все необходимые лицензии, все разрешительные документы и будут добиваться получения магистратуры. Об этом должны знать и сами студенты, и будущие работодатели, которые кроме диплома магистра должны поинтересоваться: есть ли у претендента диплом бакалавра по психологии. Только в этом случае можно будет гарантировать качественную подготовку специалиста, который обладает необходимыми профессиональными компетенциями и способен решать поставленные перед ним задачи.

– Юрий Петрович, будет ли новый стандарт высшего психологического образования способствовать тому, что число вузов, готовящих неквалифицированных специалистов, будет сокращаться?

– Я считаю, что порядка 90% вузов смогут готовить бакалавров, учитывая тот потенциал, который у них есть, и те требования, которые к ним будут предъявлены. Что касается магистров, то ситуация совсем иная. Хорошо, если 20–25% вузов будут готовы к обучению магистров. Потому что к магистерской программе предъявляются совсем иные качественные требования. Нельзя выхолащивать магистратуру и превращать ее в трехсеместровую подготовку психологов! Такую позицию мы считаем ключевой и принципиальной и отстаиваем ее и на заседаниях УМО, и во время общения с представителями Министерства. Не секрет, что ко многим вузам, готовящим психологов, есть много претензий: и у родителей, и у самих студентов, которые далеко не бесплатно в ряде из них обучаются. Просто надо быть честными по отношению к себе и другим.

– Будет ли содержательно меняться подготовка психологов в связи с новыми стандартами высшего образования?

– Что касается стандарта, то он включает новые требования к процессу обучения, которых раньше не было. В основе Болонского процесса лежит декларация мобильности обучения. Студент может начать обучение в Лондоне, затем переехать в Рим, а после этого продолжить учебу в Париже или Берлине. Нашим психологам для этого, в первую очередь, не хватает хорошего знания иностранных языков. И хотя один из иностранных языков всегда был в учебном плане, мы прекрасно понимаем, какого уровня подготовку получали студенты. Сейчас ставится принципиально иная задача. За счет вариативной части программы, заложенной в новом стандарте, в МГУ начиная с нового учебного года все первокурсники будут изучать английский язык как основной и параллельно им будет представлена возможность изучать второй иностранный язык: немецкий, французский, испанский, итальянский, португальский, а также три восточных языка — китайский, японский и вьетнамский.

Мы принципиально меняем подход к преподаванию языка: теперь он будет изучаться не для «галочки», а для того, чтобы студенты им свободно владели. Для этого мы будем внедрять инновационные методики обучения иностранным языкам. Результатом такого обучения будет возможность сдачи международного квалификационного экзамена, чтобы наши студенты смогли продолжить свое обучение по психологии в университетах партнерах в Европе, в Америке и у наших восточных партнеров.

Второе, что мы изменили в подготовке специалистов, — это блок математики и информатики. Мы будем обучать студентов таким технологиям, которые должны стать инструментом не только психологического образования, но и психологического эксперимента, психологической науки. Современные информационные технологии должны становиться составной частью практикумов, курсовых и дипломных работ. Что касается математики, то мы час то говорим, что психологии не хватает доказательности. При этом продолжаем пользоваться той статистической базой, которая остановилась на уровне 60–70х годов прошлого века. Поэтому в стандарте должны найти отражение и новые количественные методы математического анализа, который должен стать дополнительным инструментом экспериментальной психологии.

Серьезное отставание есть и в изучении биологических наук. Мы всегда исходили из того, что существует традиционная анатомия, физиология, высшая нервная деятельность. Сейчас совместно с биологами нашего университета мы проработали и этот блок стандарта. МГУ предлагает новые программы для психологов, куда входит и современная биология, которую мы не очень хорошо знаем и представляем. Можно сказать, что в новом стандарте мы подошли к тому, чтобы психологи в классическом университете смогли получать по-настоящему новое фундаментальное образование, включающее свободное владение несколькими иностранными языками, освоение новейших методов математических и биологических наук.

- Чем отличается обучение в магистратуре на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова от обучения в магистратурах других ВУЗов?

Уникальным сочетанием традиций и инноваций в образовании. Основателями факультета психологии были учёные с мировыми именами. На факультете развиваются основные научные школы отечественной психологии. Здесь можно слушать лекции самых известных психологов и писать под их руководством магистерские диссертации. Мы идем в ногу со временем и стремимся отвечать современным запросам общества к психологической науке и практике. Магистерские программы охватывают все актуальные и востребованные направления современной психологии. Можно с гордостью сказать, что техническая база факультета не уступает техническому оснащению ведущих университетов мира.

Какие магистерские программы существуют на факультет психологии МГУ?

Программы подготовки магистров разнообразны. У нас Вы найдёте то, что будет интересно именно Вам.

Все программы магистратуры могут быть объединены в 3 основных блока:

  • психология развития, личности и семейных отношений
  • клиническая психология
  • социальная и организационная психология

Мы всегда отмечаем высокий интерес к вопросам, связанным с самой личностью человека. Исследование личности человека - область теоретического и практического знания, которая выступает как приоритетное направление для современного человекознания. Данная область психологической науки и практики направлена на исследование закономерностей порождения, функционирования, нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека. Важной задачей является определение движущих сил, условий и механизмов психического развития человека на разных возрастных этапах: от детства до старости, вопросы диагностики и коррекции психического развития Психология семейных отношений занимается исследованием особенностей развития человеке в сфере семейных отношений. Подготовка обеспечивает разработку подходов к прогнозированию поведения личности в больших и малых социальных группах, освоение форм индивидуального и группового консультирования, способность к экспертизе процессов принятия решения в проблемных ситуациях, целенаправленному формированию мотивации личности, проектированию приемов психологического воздействия и помощи личности, способствующих личностному росту, а также компенсации и коррекции отклонений в развитии личности. Особое внимание уделяется сфере семейных отношений, где можно выделить систему супружеских и систему детско-родительских отношений, где определяются особенности развития человека в семье, влиянию семьи на человека и человека на семью. Эти направления исследований и формы психологической практики составляют содержание магистерских программ «Культурно-историческая психология личности и психология семейных отношений», «Психология развития», «Социальная психология развития» «Психология личности и дифференциальная психология», «Экзистенционально-феноменологическая психология».

Содержание магистерской программы «Клиническая психология» связано с повышением уровня психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. Магистерская программа «Психологическая помощь» направлена на помощь человеку в ситуациях стресса, кризиса, психологической травмы, личностного роста и развития.

Магистерская программа «Психофизиология» связана с использованием методов психофизиологической диагностики и коррекции состояния психического здоровья и адаптационных возможностей человека для реализации задач психопрофилактики, реабилитации и психотерапии.

Невозможно представить современного человека вне обучающегося контекста. Магистерская программа «Психология инновационного образования» позволит изучить комплексный подход к проектированию и внедрению инноваций в образовательные учреждения различного типа, а также условия создания социально-психологического климата, благоприятного для внедрения образовательных инноваций.

Традиционно высокий интерес вызывают программы, связанные с социально-психологическими процессами общества. Магистерская программа «Социальная психология» изучает социально-психологические технологии воздействия в различных сферах социальной практики, обучает созданию, проведению программ социально-психологического тренинга, проводит социально-психологическую экспертизу различных инновационных программ политического, общественного, экономического характера. Магистерская программа «Этнопсихология и межкультурное взаимодействие» направлена на решение социально значимых задач современного поликультурного общества. Содержание этой программы связано с использованием на практике методов диагностики, профилактики и коррекции ситуаций межэтнической напряженности и межэтнических конфликтов, налаживать межкультруный диалог, решать вопросы психологической помощи представителям этничсеких меньшинств, беженцам и переселенцам.

В современном мире большое внимание уделяется психологической работе в организациях: это и особенности работы с персоналом (подбор, отбор, аттестация, оценка, продвижение по карьерной лестнице и т.д.), и консультирование по вопросам оптимизации организационной структуры подразделения на разных уровнях (например, глобальная перестройка всей организационной структуры или оптимизация конкретных бизнес-процессов, вплоть до эргономики рабочего места сотрудника), и диагностика, экспертиза и коррекция психологического состояния сотрудников организации на разных уровнях (от персонала до руководителей),и проведение тренингов с организациями и бизнес-структурами (с широким спектром задач от командообразования до организации стратегических сессий). Это то знание, которое нужно как профессионалу, работающему в организации, так и самому владельцу бизнеса. Как минимум 3 программы подготовки магистров позволяют освоить современные методы и способы решения этих и многих других задач этой сферы: «Организационная психология», «Психология бизнеса и предпринимательства», «Психолого-эргономическое сопровождение профессиональной деятельности».

Также отмечу ряд новых направлений подготовки магистров на нашем факультете.

Переговорные процессы в современном мире являются неотъемлемой частью жизни каждого из нас, как профессиональной, так и личной. Умение организовывать и вести переговоры, быть успешным и эффективным в них, способность находить конструктивные способы разрешения конфликтов – все это является содержанием магистерской программы «Психология переговоров».

Магистерская программа «Психология масс-медиа и пиар» направлена на организацию эффективной коммуникации на разных уровнях взаимодействия – индивидуальном или групповом – в сфере масс-медиа и пиар, рекламных агентствах, маркетинговых отделах крупных компаний – производителей товаров и услуг, в сфере СМИ, политики, управления и оргдиагностики, производства и бизнеса.

В мире все большое значение приобретают информационные ресурсы. Магистерская программа «Психология информационной безопасности» позволит определить особенности информационно-психологического воздействия на личность, формы и практику защиты личности от таких форм влияния, способы и механизмы организации информационных потоков и массовых коммуникаций.

Магистерская программа «Психология здоровья и спорта» занимается актуальными сейчас вопросами оптимизации здоровья человека в том числе и в сфере профессионального спорта. Значимость роли здоровья в повседневной жизни человека безусловна, а профессиональный спорт вообще предъявляет особые требования к здоровью, поэтому задача помочь человеку сохранить или улучшить свое здоровье является важной и должна быть решена.

- А как обстоит дело с трудоустройством выпускников факультета?

Факультет психологии задает образцы соединения учебного процесса с теорией и конкретной психологической практикой, которые обеспечивают высокую конкурентоспособность наших выпускников на рынке труда. С дипломом факультета психологии МГУ они – желанные сотрудники ведущих и преуспевающих компаний. Выпускники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова работают в разных сферах: их можно встретить в отделах по работе с персоналом крупных компаний и банков, в солидных кадровых и рекламных агентствах, службах занятости, в многочисленных центрах и консультациях, оказывающих психологические услуги населению и организациям, в государственных и частных вузах, колледжах, школах и детских садах, в больницах и медицинских центрах. Например, наши выпускники работают в таких компаниях, как «Тройка диалог», «Microsoft», «МТС», «Газпром», «Норильский никель», «Сбербанк», «Банк ВТБ24», «Ancor» и др.

- Расскажите, пожалуйста, немного о студенческой жизни на факультете.

Учебная и научная деятельность наших студентов находит свое продолжение в их активном участии во многих научных мероприятиях, проводимых на факультете. Наши студенты имеют доступ к международным полнотекстовым профессиональным информационным источникам (книги, журналы, справочники).

Кроме того, у них есть и «свои» мероприятия, например, такие как Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», в которой студенты и аспиранты могут принять участие, отправив свои тезисы, и выступить с докладами. Тем самым они делают свои первые шаги в научной деятельности, а также приобщаются к научному сообществу.

Ежегодно факультет проводит Психологические студенческие школы (зимние и летние), посвящённые различным темам. В рамках психологических школ студенты представляют свои доклады, ведут самостоятельную работу над научными проектами, а также получают возможность неформального диалога с преподавателями факультета.

Каждые два месяца на факультете проводятся заседания Японского и Китайского клубов, на которых происходят презентации докладов, связанных с этими культурами.

У студентов есть свои праздники, которые уже стали традицией факультета. Это Посвящение в студенты – день первокурсника, на котором только что поступившие проходят «обряд посвящения», читают клятву студента МГУ и их «принимают» в свои ряды студенты старших курсов и преподаватели; празднование Дня психолога, «Экватора» - половины периода обучения. Важным событием для факультета и наших студентов, безусловно, являются ежегодные Выпускные балы.

Кроме того, студенты активно принимают участие в факультетских и общих спортивных мероприятиях МГУ. Можно выделить виды спорта, в которых студенты факультета психологии стабильно занимают призовые места: это футбол, спортивная гимнастика, стрельба из лука, дзюдо, самбо, спортивные танцы на льду, парусный спорт и др. Например, команда футболистов факультета заняла призовое место в соревнованиях 2010 года.

Факультет большое внимание уделяет условиям проживания своих студентов в общежитии. Мы стремимся сделать его максимально комфортным для наших студентов и оптимально обустроенным, чтобы предоставлять им возможность оптимальной учебной работы. В общежитии есть специальная комната отдыха, установлены стиральные машины.

-А где находится факультет психологии? Ведь он расположен отдельно от многих других факультетов?

Действительно, в отличие от многих других факультетов – факультет психологии находится в самом центре Москвы, как говорят, практически у стен Кремля.

Основной корпус факультета психологии – это бывший Агрономический корпус Московского университета, построенный в 1906 году. Позднее в этом здании располагался географический факультет, созданный на базе кафедры географии и этнографии, основанной Д.Н. Анучиным, который одновременно был одним из учредителей Психологического общества при Московском университете в 1885 г.

В этом здании размещался также философский факультет. В его структуру вошла кафедра психологии, созданная в 1942 году и отделение психологии, открытое в 1943 году. Их возглавил известный отечественный психологов Рубинштейн Сергей Леонидович. С 1951 года заведующим кафедрой и отделением был назначен Алексей Николаевич Леонтьев. По его инициативе в 1966 году в Московском университете был создан факультет психологии.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский