Психология стресса
Учебная дисциплина программы
профессиональной переподготовки «Практическая
психофизиология»
Цель спецкурса: систематическое
ознакомление с современными концепциями
изучения психологического стресса, причинами
возникновения и формами проявления стрессовых
состояний, влияниями стресса на успешность
деятельности и здоровье профессионалов,
психологическими методами диагностики и
коррекции стресса в прикладных условиях.
Содержание курса.
1. Социально-экономическая значимость
изучения профессионального стресса.
Стресс и надежность профессиональной
деятельности. Стресс и здоровье профессионалов.
Понятие психического здоровья. Стресс и
пограничные состояния. Болезни стрессовой
этиологии. Демографические данные о
распространенности "болезней стресса ".
2. Классическая теория стресса Г.Селье и
возможности ее приложения в психологических
исследованиях.
История развития концепций
гомеостатического регулирования в физиологии.
"Триада признаков" стресса по Г.Селъе,
физиологические механизмы возникновения.
Понятие общего адаптационного синдрома, уровни
адаптации. Стадии развития стрессовых реакций по
Г.Селъе. Зависимость уровня исполнения от
степени активации и напряженности деятельности,
фактор сложности задачи. Основные принципы
классической теории (не специфичность ответа,
фазы приспособления, ресурсы адаптации),
привнесенные в область психологического
изучения стресса.
3. Современные концепции изучения стресса.
Понятия экстремальности, стресса и
стрессора. Абсолютная и относительная
экстремальность. Опосредующие факторы развития
экстремальных состояний (новизна, интенсивность,
потенциальная угроза, субъективная значимость,
сложность поведенческих задач). Понятия
физиологического и психологического стресса
(Р.Лазарус), различия в механизмах возникновения.
Концепция адекватности реагирования на
экстремальное воздействия, состояния адекватной
мобилизации и динамического рассогласования
(В.И.Медведев). Структурно-системное описание
стрессовых состояний, субсиндромы стресса
(М.Франкенхойзер, Л.А.Китаев-Смык).
4. Профессиональный стресс и подходы к его
изучению.
Субъективная значимость труда и отношение к
трудовой роли. Специфика понятия
"профессиональный стресс"
(профессиоведческая и факторная парадигмы).
Стресс как стимул (инженерно-психологическая
традиция). Стресс как состояние
(феноменологическая традиция). Роль факторов
когнитивной оценки и стратегий преодоления
("coping mechanisms") в развитии стресса.
Опосредующая психологическая модель стресса
(Р.Лазарус). Транзактная модель стресса (Т. Кокс).
Профессиональная эпидемиология и методы
социальной медицины в изучении стресса.
5. Основные формы проявления стрессовых
состояний в труде.
Нормативные режимы протекания трудового
процесса и стадии динамики работоспособности.
Мотивационные компоненты регуляции
деятельности, типы доминирующей мотивации.
Операциональная и эмоционалъныя напряженность.
Виды состояний операциональной напряженности.
Неадекватные формы реагирования в стрессогенных
ситуациях, формы состояний эмоциональной
напряженности (тормозная, импульсивная,
генерализованная). Временная динамика и
индивидуалъные особенности в процессе
неадекватного реагирования на стрессогенную
ситуацию. Стадии развития и отреагирования
острых стрессовых состояний. Накопление и
отсроченные эффекты переживания стресса.
Хронические и пограничные состояния
(хроническое утомление, астенический синдром,
депрессия, неврозы и неврозоподобные состояния).
6. Стрессы "голубых воротничков".
Факторы среды обитания и физические стрессы.
Прямое и опосредующее влияние внешних
воздействий. Эргономические методы нормализации
условий производственной среды. Массовое
производство и рутинные виды труда. Состояние
монотонии и его формы. Психическое пресыщение.
Когнитивные модели развития монотонии и
сопутствующих состояний. Удовлетворенность
трудом, обогащение содержания труда, организация
свободного времени.
7. Стрессы "белых воротничков".
Особенности трудовых нагрузок в
квалифицированных видах труда. Факторы
перегрузки и недогрузки. Дефицит времени.
Структура обязанностей и ответственность.
Трудовая роль, ролевой конфликт, двойственность
ролевой позиции. Участие в процессах управления,
принятие решений и их реализация. Инновационная
активность. Перспективы профессионального
роста, развитие профессиональной карьеры,
профессиональная защищенность, кризисы
завершения профессиональной карьеры.
Субъективная значимость труда, ценностные
ориентации и индивидуальные стратегии
поведения. Поведенческие типы А и В, риск-факторы
для здоровья. Личностные трансформации в
процессе профессиональной адаптации, примеры
лонгитюдиналъных исследований.
8. Организационные источники стресса.
Структура организаций и организационных
взаимодействий. Внутриорганизационные связи и
их эффективность, характер взаимодействий с
начальством, коллегами, подчиненными.
Делегирование ответственности. Психологический
климат в организации, в рабочей группе. Рабочие
места и мобильность персонала. Семейные
отношения и их соответствие потребностям
организации. Социальная значимость, престиж
профессии и соответствие внутренним запросам
личности.
9. Новые информационные технологии и
организационные источники стресса.
Изменения в организационных структурах при
внедрении информационных
технологий. Перераспределение функциональных
обязанностей. Изменение
характера информационных нагрузок.
Деперсонализация
внутрипрофессионалъных контактов,
телекоммуникации. Проблема
свободного распределения времени.
Профессиональная включенность.
10. Способы коррекции и профилактики
стрессовых состояний.
Общая классификация методов оптимизации
состояний в профессиональной деятельности.
Объективная реорганизация трудового процесса
(эргономическая и инженерно-психологическая
традиции).
Способы непосредственного воздействия на
состояние работающего. Внешние приемы
воздействий: специальная тренировка, питание,
фармакотерапия, функциональная музыка, средства
мульти-медиа.
Методы психологической саморегуляции
состояний (психотерапевтическая традиция).
Классификация методов саморегуляции. Базовые
техники и вспомогательные средства. Примеры
программ обучения приемам саморегуляции.
Индивидуальные особенности освоения навыков
саморегуляции. Оценка эффективности внедрения
психокоррекционных средств.
Рекомендуемая литература.
- Бодров В. А. Информационный стресс. М, ПЭР СЭ, 2000
- Кокс Т. Стресс. М., Медицина, 1981
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.,
Наука, 1983
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных
состояний человека. М., МГУ, 1984
- Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика
стрессов. М., МГУ, 1993
- Леонова А.Б. Основные подходы к изучению
профессионального стресса. Статья в «Вестник
МГУ. Серия 14: Психология», 2000, № 3, с. 4-21
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.,
МГУ, 1976. Селье Г. Стресс без дистресса. М.,
Наука, 1979
- Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и
лечение. М., Медицина, 1985.
- Леонова А.Б., Чернышева О.Н. "Психология
труда и организационная психология: современной
состояние и тенденции развития ". Хрестоматия.
М., Радикс, 1995. Статьи (1) Касл С.В., (2) Купер К.Л. и
Маршалл Дж., (3) Кокс Т. и Маккей К., (4) Хамбергер Л.К.
и Лоор М.