Основы фундаментальной и прикладной
психофизиологии
Учебная дисциплина программы
профессиональной переподготовки «Практическая
психофизиология»
Введение. Роль фундаментальных наук в
развитии бизнеса и других прикладных областях.
2.1. Место психофизиологии в системе наук о
человеке.
Предмет, задачи и стратегии исследования.
Методы «классической психофизиологии». Современные
психофизиологические методы неинвазивного
изучения мозга человека. Методологические
аспекты исследования взаимоотношений между
мозгом и психикой. Психофизиологическая
проблема.
2.2. Пcихофизиология сенсорных и перцептивных
процессов.
Методы измерения ощущений. Психофизика.
Абсолютный и дифференциальный пороги. Законы
Вебера-Фехнера и Стивенса. Теория «принятия
решений». Общие закономерности выделения и
сохранения перцептов. Взаимодействие
перцептивных систем. Врожденное и приобретенное
в механизмах перцептивных систем. Интерпретация
и категоризация в процессах восприятия. Роль
движений глаз в процессе зрения.
2.3. Функциональные состояния человека, эмоции
и мотивации: механизмы, диагностика и коррекция.
Психофизиологическая характеристика
функциональных состояний. «Пограничные
функциональные состояния». Функциональное
состояние в системе деятельности. Коррекция
функциональных состояний по методу «обратной
связи». Мотивация. Механизмы мотивации. Уровень
мотивации и деятельность. Мозговая
физиологическая организация эмоций. Роль
эмоционального возбуждения в формировании
системы целенаправленного поведения.
2.4. Когнитивная психофизиология.
- Психофизиология внимания.
- Внимание и ориентировочный рефлекс. Внимание и
функции мозга.
- Механизмы формирования (развитие, старение)
и пластичности (память, научение) психических
процессов.
- Память и обучение. Развитие и старение. Участие
генома в процессах пластичности.
Самообучающиеся «нейросети»: нейрокибернетика,
нейроинформатика, нейрокомпьютеры. Депривация и
развитие.
- Механизмы речи, мышления и творческих
процессов.
- Специализация мозга в отношении когнитивных
функций. Психофизизиологические корреляты речи
и мыслительных процессов у человека.
Целеполагание. Проявления полового диморфизма и
межполушарной асимметрии в когнитивных
процессах. Мозг и творчество.
- Физиологическая основа осознаваемых и
неосознаваемых (бессознательных) форм
психического отражения.
- Проблема определения феномена сознания.
Экспериментальные подходы к исследованию
механизмов сознания и бессознательного.
Осознаваемое и неосознаваемое в деятельности
мозга. Сознание и сопереживание. Межполушарная
асимметрия и сознание.
- Психика и больной мозг.
- Заболевания человеческого мозга. Важнейшие
психические расстройства и мозг. Творчество
больной личности. Особые состояния психики,
возникающие при действии анальгетиков,
психотропных и афродизирующих веществ.
2.5. Социальная психофизиология
(психобиология).
Законы мозга и законы общества.
Биологические основы некоторых форм социального
(доминирование, иерархия, альтруизм) и
асоциального (агрессия, каннибализм и др.)
поведения. Психофизиологический портрет
«лидера» и «подчиненного».
Заключение. Психофизиология ХХI века. Перспективы
и тенденции развития современной
психофизиологии.
Литература.
К разделу 2.1.
- Александров Ю.И. Системная психофизиология // В
кн.: Основы психофизиологии. Изд. ИНФРА-М. 1998. С.
266-279, 290-295.
- Бехтерева Н.П. Современные принципы и
возможности изучения мозга человека // В кн.:
Здоровый и больной мозг. Л. Наука. 1980. С. 12-16, 32-36.
- Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и
перспективы исследований // В кн.: Мозг и разум.
Наука.1994. С. 3-18.
- Иваницкий А.М. Физиология мозга о происхождении
субъективного мира человека // Ж. ВНД. 1999. Т. 49.
Вып.5. С. 707-712.
- Кругликов Р.И., Рузавин Г.И. Синергетика и мозг //
В кн.: Мозг и разум. Наука. 1994. С. 56-74.
- Милнер П. Методы исследования в физиологической
психологии // В кн.: Физиологическая психология. М.
Мир. 1973. С. 59-69.
- Наатанен Р. [Современные методы неинвазивного
исследования мозга] // В кн.: Внимание и функции
мозга // 1997. С. 100-134.
- Соколов Е.Н. Психофизиология: предмет, методы
и задачи исследования // Вестник МГУ. Сер.14.
Психология.
- Хэссет Дж. Введение в психофизиологию // М.
Мир.1981. С. 41-56, 71-74, 78-86.
К разделу 2.2.
- Зеки С. Зрительный образ в сознании и в мозге
// В мире науки. Мир, 1992. С. 33-41.
- Ичас М. [Интерпретация и категоризация в
процессах восприятия] // В кн.: О природе живого:
механизмы и смысл. М.Мир. 1994. С. 297-303.
- Рок И., Харрис Ч. Зрение и осязание // В кн.:
Восприятие: механизмы и модели. Мир, 1974. С. 275-289.
- Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе
зрения // 1965. С. 4-6,125-126, 137-160.
К разделу 2.3.
- Бехтерева Н.П., Камбарова Д.К. Мозговая
физиологическая организация эмоций // В кн.:
Механизмы деятельности мозга человека. Ч.1.
Нейрофизиология человека. Л. Наука. 1988. С. 267-289).
- Букзайн В. Использование электрической
активности кожи в качестве индикатора эмоций //
Иностранная психология. 1994. Т.2. N 2(4). С. 57-66.
- Вальдман А.В. Анализ роли эмоционального
возбуждения в формировании функциональной
системы целенаправленного поведения // В кн.: Мозг
и разум. Наука.1996. С. 133-148.
К разделу 2.4.
- Бехтерева Н.П. [Нейрофизиологические корреляты
речи и мыслительных процессов у человека] // В кн.:
Здоровый и больной мозг. Л. Наука. 1980. С. 103-118, 123-151).
- Бехтерев В.М. Творчество больной личности // В
кн.: Будущее психиатрии. Наука. 1997. С. 207-230.
- Гершон Э.С., Ридер Р.О. Важнейшие психические
расстройства и мозг // В мире науки, 1992. С. 83-90.
- Гешвинд Н. Специализация человеческого мозга //
В кн.: Мозг. Мир. 1984. С. 219-239.
- Горбань А.Н. Возможности нейронных сетей // В кн.:
Нейроинформатика. Наука. 1998. С. 18-27.
- Дамазиу А.З., Дамазиу А. Мозг и речь // В мире
науки.1992. С. 55-61.
- Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика
функциональных состояний // М. МГУ. 1992. С. 3-23.
- Дунин-Барковский В.Л. Нейрокибернетика,
нейроинформатика, нейрокомпьютеры // В кн.:
Нейроинформатика. Наука. 1998. С. 5-17.
- Иваницкий А.М. Сознание: критерии и возможные
механизмы // В кн.: Мозг и разум. Наука. 1994. С. 113-120.
- Кимура Д. Половые различия в организации мозга //
В мире науки. 1992. С. 73-80.
- Костандов Э.А. Узловые проблемы психофизиологии
сознания // Ж. ВНД. 1994. Т.44. Вып.6. С. 899-908.
- Крик Ф., Кох К. Проблема сознания // В мире
науки, 1992. С. 113-120.
- Наатанен Р. Внимание и функции мозга // М. МГУ. 1998.
С. 17-27, 431-480.
- Селко Д.Д. Стареющий мозг // В мире науки. 1992. С.
93-100.
- Симонов П.В. Мозг и творчество // В кн.: Мозг и
разум. Наука. 1994. С. 75-89.
- Симонов П.В. Нейробиология творчества:
доминанта и функциональная асимметрия мозга // В
кн.: Лекции о работе головного мозга. М. ИП РАН. 1998.
С. 77-89.
- Симонов П.В. Сознание: что это такое? // Ж. ВНД. 1994.
Т.44. Вып.6. С. 1158-1161.
- Симонов П.В. Осознаваемое и неосознаваемое в
деятельности мозга. Сознание и сопереживание // В
кн.: Лекции о работе головного мозга. М. ИП РАН. 1998.
С. 65-76.
- Симонов П.В. Что такое эмоция? Мозговые
механизмы эмоций // В кн.: Лекции о работе
головного мозга. М. ИП РАН. 1998. С. 5-26.
- Смирнов В.М., Резникова Т.Н. Функциональные
состояния мозга // В кн.: Механизмы деятельности
мозга человека. Ч.1. Нейрофизиология человека. Л.
Наука. 1988. С. 118-125.
- Соколов Е.Н. Психофизиология эмоций и
ориентировочный рефлекс // Иностранная
психология. 1994. Т.2. N 2(4). С. 67.
- Солсо Р. Нейрокогнитология памяти // В кн.:
Когнитивная психология. 1996. С. 544-547.
- Сперри Р. Глаз и мозг // В кн.: Восприятие:
механизмы и модели. Мир, 1974. С. 330-337.
- Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика // Изд.
«Русский мир».1998. С. 13-16, 49-53, 139-143, 201-202, 209-210, 214-221,
233-236, 267-288.
- Хинтон Д. Как обучаются нейронные сети // В мире
науки. 1992. С. 103-110.
- Хэссет Дж. Введение в психофизиологию // 1981. 164-189.
- Хьюбел Д. Депривация и развитие // В кн.: Глаз,
мозг, зрение. Мир. 1990. С. 198-225.
- Шатц К. Развивающийся мозг // В кн.: В мире науки.
1992. С. 23-30.
- Шеперд Г. Эмоции // В кн.: Нейробиология. В 2-х
томах.1987. Т.2. Гл.9.
К разделу 2.5.
- Барон Р., Ричардсон Д. Агрессия // 1998. С. 24-27, 32-38,
227-255.
- Бехтерева Н.П. Законы мозга и законы общества // В
кн.: Мозг и разум. 1994. С. 91-96.
- Лоренц К. Оборотная сторона зеркала //1998. С. 167-173.
- Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы
эстетики // В кн.: Красота и мозг. 1995. С. 29-73.
- Симонов П.В. Павлов и психофизиология ХХI века //
ВНД. 1999. Т.49. В.2. С. 179-184.
|
Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.
Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский
|