Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Основы фундаментальной и прикладной психофизиологии

Учебная дисциплина программы профессиональной переподготовки «Практическая психофизиология»

 

Введение. Роль фундаментальных наук в развитии бизнеса и других прикладных областях.

2.1. Место психофизиологии в системе наук о человеке.

Предмет, задачи и стратегии исследования. Методы «классической психофизиологии». Современные психофизиологические методы неинвазивного изучения мозга человека. Методологические аспекты исследования взаимоотношений между мозгом и психикой. Психофизиологическая проблема.

2.2. Пcихофизиология сенсорных и перцептивных процессов.

Методы измерения ощущений. Психофизика. Абсолютный и дифференциальный пороги. Законы Вебера-Фехнера и Стивенса. Теория «принятия решений». Общие закономерности выделения и сохранения перцептов. Взаимодействие перцептивных систем. Врожденное и приобретенное в механизмах перцептивных систем. Интерпретация и категоризация в процессах восприятия. Роль движений глаз в процессе зрения.

2.3. Функциональные состояния человека, эмоции и мотивации: механизмы, диагностика и коррекция.

Психофизиологическая характеристика функциональных состояний. «Пограничные функциональные состояния». Функциональное состояние в системе деятельности. Коррекция функциональных состояний по методу «обратной связи». Мотивация. Механизмы мотивации. Уровень мотивации и деятельность. Мозговая физиологическая организация эмоций. Роль эмоционального возбуждения в формировании системы целенаправленного поведения.

2.4. Когнитивная психофизиология.

  • Психофизиология внимания.
  • Внимание и ориентировочный рефлекс. Внимание и функции мозга.
  • Механизмы формирования (развитие, старение) и пластичности (память, научение) психических процессов.
  • Память и обучение. Развитие и старение. Участие генома в процессах пластичности. Самообучающиеся «нейросети»: нейрокибернетика, нейроинформатика, нейрокомпьютеры. Депривация и развитие.
  • Механизмы речи, мышления и творческих процессов.
  • Специализация мозга в отношении когнитивных функций. Психофизизиологические корреляты речи и мыслительных процессов у человека. Целеполагание. Проявления полового диморфизма и межполушарной асимметрии в когнитивных процессах. Мозг и творчество.
  • Физиологическая основа осознаваемых и неосознаваемых (бессознательных) форм психического отражения.
  • Проблема определения феномена сознания. Экспериментальные подходы к исследованию механизмов сознания и бессознательного. Осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга. Сознание и сопереживание. Межполушарная асимметрия и сознание.
  • Психика и больной мозг.
  • Заболевания человеческого мозга. Важнейшие психические расстройства и мозг. Творчество больной личности. Особые состояния психики, возникающие при действии анальгетиков, психотропных и афродизирующих веществ.

2.5. Социальная психофизиология (психобиология).

Законы мозга и законы общества. Биологические основы некоторых форм социального (доминирование, иерархия, альтруизм) и асоциального (агрессия, каннибализм и др.) поведения. Психофизиологический портрет «лидера» и «подчиненного».

Заключение. Психофизиология ХХI века. Перспективы и тенденции развития современной психофизиологии.

Литература.

К разделу 2.1.

  1. Александров Ю.И. Системная психофизиология // В кн.: Основы психофизиологии. Изд. ИНФРА-М. 1998. С. 266-279, 290-295.
  2. Бехтерева Н.П. Современные принципы и возможности изучения мозга человека // В кн.: Здоровый и больной мозг. Л. Наука. 1980. С. 12-16, 32-36.
  3. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // В кн.: Мозг и разум. Наука.1994. С. 3-18.
  4. Иваницкий А.М. Физиология мозга о происхождении субъективного мира человека // Ж. ВНД. 1999. Т. 49. Вып.5. С. 707-712.
  5. Кругликов Р.И., Рузавин Г.И. Синергетика и мозг // В кн.: Мозг и разум. Наука. 1994. С. 56-74.
  6. Милнер П. Методы исследования в физиологической психологии // В кн.: Физиологическая психология. М. Мир. 1973. С. 59-69.
  7. Наатанен Р. [Современные методы неинвазивного исследования мозга] // В кн.: Внимание и функции мозга // 1997. С. 100-134.
  8. Соколов Е.Н. Психофизиология: предмет, методы и задачи исследования // Вестник МГУ. Сер.14. Психология.
  9. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию // М. Мир.1981. С. 41-56, 71-74, 78-86.

К разделу 2.2.

  1. Зеки С.  Зрительный образ в сознании и в мозге // В мире науки. Мир, 1992. С. 33-41.
  2. Ичас М. [Интерпретация и категоризация в процессах восприятия] // В кн.: О природе живого: механизмы и смысл. М.Мир. 1994. С. 297-303.
  3. Рок И., Харрис Ч. Зрение и осязание // В кн.: Восприятие: механизмы и модели. Мир, 1974. С. 275-289.
  4. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения // 1965. С. 4-6,125-126, 137-160.

К разделу 2.3.

  1. Бехтерева Н.П., Камбарова Д.К. Мозговая физиологическая организация эмоций // В кн.: Механизмы деятельности мозга человека. Ч.1. Нейрофизиология человека. Л. Наука. 1988. С. 267-289).
  2. Букзайн В. Использование электрической активности кожи в качестве индикатора эмоций // Иностранная психология. 1994. Т.2. N 2(4). С. 57-66.
  3. Вальдман А.В. Анализ роли эмоционального возбуждения в формировании функциональной системы целенаправленного поведения // В кн.: Мозг и разум. Наука.1996. С. 133-148.

К разделу 2.4.

  1. Бехтерева Н.П. [Нейрофизиологические корреляты речи и мыслительных процессов у человека] // В кн.: Здоровый и больной мозг. Л. Наука. 1980. С. 103-118, 123-151).
  2. Бехтерев В.М. Творчество больной личности // В кн.: Будущее психиатрии. Наука. 1997. С. 207-230.
  3. Гершон Э.С., Ридер Р.О.  Важнейшие психические расстройства и мозг // В мире науки, 1992. С. 83-90.
  4. Гешвинд Н. Специализация человеческого мозга // В кн.: Мозг. Мир. 1984. С. 219-239.
  5. Горбань А.Н. Возможности нейронных сетей // В кн.: Нейроинформатика. Наука. 1998. С. 18-27.
  6. Дамазиу А.З., Дамазиу А. Мозг и речь // В мире науки.1992. С. 55-61.
  7. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний // М. МГУ. 1992. С. 3-23.
  8. Дунин-Барковский В.Л. Нейрокибернетика, нейроинформатика, нейрокомпьютеры // В кн.: Нейроинформатика. Наука. 1998. С. 5-17.
  9. Иваницкий А.М. Сознание: критерии и возможные механизмы // В кн.: Мозг и разум. Наука. 1994. С. 113-120.
  10. Кимура Д. Половые различия в организации мозга // В мире науки. 1992. С. 73-80.
  11. Костандов Э.А. Узловые проблемы психофизиологии сознания // Ж. ВНД. 1994. Т.44. Вып.6. С. 899-908.
  12. Крик Ф., Кох К. Проблема сознания // В мире науки, 1992. С. 113-120.
  13. Наатанен Р. Внимание и функции мозга // М. МГУ. 1998. С. 17-27, 431-480.
  14. Селко Д.Д. Стареющий мозг // В мире науки. 1992. С. 93-100.
  15. Симонов П.В. Мозг и творчество // В кн.: Мозг и разум. Наука. 1994. С. 75-89.
  16. Симонов П.В. Нейробиология творчества: доминанта и функциональная асимметрия мозга // В кн.: Лекции о работе головного мозга. М. ИП РАН. 1998. С. 77-89.
  17. Симонов П.В. Сознание: что это такое? // Ж. ВНД. 1994. Т.44. Вып.6. С. 1158-1161.
  18. Симонов П.В. Осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга. Сознание и сопереживание // В кн.: Лекции о работе головного мозга. М. ИП РАН. 1998. С. 65-76.
  19. Симонов П.В. Что такое эмоция? Мозговые механизмы эмоций // В кн.: Лекции о работе головного мозга. М. ИП РАН. 1998. С. 5-26.
  20. Смирнов В.М., Резникова Т.Н. Функциональные состояния мозга // В кн.: Механизмы деятельности мозга человека. Ч.1. Нейрофизиология человека. Л. Наука. 1988. С. 118-125.
  21. Соколов Е.Н. Психофизиология эмоций и ориентировочный рефлекс // Иностранная психология. 1994. Т.2. N 2(4). С. 67.
  22. Солсо Р. Нейрокогнитология памяти // В кн.: Когнитивная психология. 1996. С. 544-547.
  23. Сперри Р. Глаз и мозг // В кн.: Восприятие: механизмы и модели. Мир, 1974. С. 330-337.
  24. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика // Изд. «Русский мир».1998. С. 13-16, 49-53, 139-143, 201-202, 209-210, 214-221, 233-236, 267-288.
  25. Хинтон Д. Как обучаются нейронные сети // В мире науки. 1992. С. 103-110.
  26. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию // 1981. 164-189.
  27. Хьюбел Д. Депривация и развитие // В кн.: Глаз, мозг, зрение. Мир. 1990. С. 198-225.
  28. Шатц К. Развивающийся мозг // В кн.: В мире науки. 1992. С. 23-30.
  29. Шеперд Г. Эмоции // В кн.: Нейробиология. В 2-х томах.1987. Т.2. Гл.9.

К разделу 2.5.

  1. Барон Р., Ричардсон Д. Агрессия // 1998. С. 24-27, 32-38, 227-255.
  2. Бехтерева Н.П. Законы мозга и законы общества // В кн.: Мозг и разум. 1994. С. 91-96.
  3. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала //1998. С. 167-173.
  4. Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эстетики // В кн.: Красота и мозг. 1995. С. 29-73.
  5. Симонов П.В. Павлов и психофизиология ХХI века // ВНД. 1999. Т.49. В.2. С. 179-184.

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский