Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Учебная программа «Социальная психология»

для слушателей программы дополнительного образования «Основы психологии»

Автор программы кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Дубовская Екатерина Михайловна

Введение

Место социальной психологии в системе научного знания. Психология и социология как источники формирования представлений о предмете социальной психологии.

Сравнительный обзор современных теоретических ориентаций в западной социальной психологии: психоаналитическая, бихевиористская, когнитивистская и интеракционистская.

Раздел 1. Психология общения

Тема 1. Социально-психологические закономерности общения людей.

Структура и функции общения. Механизмы воздействия в процессе общения: заражение, внушение, убеждение.

Тема 2. Общение как коммуникация.

Особенности межличностной коммуникации. Структура коммуникативного процесса: коммуникатор, реципиент, сообщение, аудитория, канал передачи  информации.  Понятие коммуникативного барьера. Соотношение вербальной и невербальной коммуникации. Основные системы невербальной коммуникации: оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистиченская и проксемика.

Тема 3. Общение как интеракция.

Понятие “интеракции” в социальной психологии. Виды взаимодействия: кооперативное и конкурентное. Соотношение кооперативного взаимодействия и коллективной деятельности. Типы совместной деятельности по Л.И.Уманскому: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, собственно совместная. Общая характеристика конфликта. Структура и динамика конфликта. Виды конфликтов: классификация М. Дойча, функциональные и конфликты развития. Конструктивная и деструктивная  функции конфликта.

Тема 4. Общение как социальная перцепция.

Соотношение понятий социальное восприятие, взаимопонимание и взаимопознание людей. Межличностное восприятие как частный случай социального восприятия. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия. Эффекты межличностного восприятия: ореола, первичности и новизны. Процесс категоризации. Общее представление о когнитивной сложности и простоте личности. Понятие  ”стереотипа”. Атрибуция. Каузальная атрибуция.

Раздел 2. Психология группы

Тема 5. Классификации групп.

Большие и малые группы, формальные и неформальные, референтные и группы членства.

Тема 6. Психология большой группы.

Психологические характеристики большой группы. Основные проблемы исследования больших групп в социальной психологии.

Тема 7. Виды больших групп.

Организованные и стихийные группы. Психологические особенности этнических групп. Понятия “психологического склада нации”, “национального характера” и “этнического стереотипа.

Тема 8. Межгрупповые отношения.

Особенности межгруппового взаимодействия. Ингрупповой фаворитизм.

Тема 9. Детерминанты группообразования.

Взаимодействие социальных и психологических причин возникновения малой группы. Понятие “групповой динамики”. Основные динамические процессы в малой группе.

Тема 10. Групповое давление.

Виды конформности. Эксперимент  С.Аша и другие исследования конформного поведения в группе. Нормативное поведение в группе. Основные характеристики групповых норм.

Тема 11 . Принятие группового решения.

Соотношение индивидуальных и групповых решений. Феномен “поляризации группы”. Дискуссия как способ организации группового решения. Виды групповой дискуссии.

Тема 12. Развитие малой группы как психологической общности.

Подходы к проблеме группового развития. Роль совместной деятельности в развитии группы.

Тема 13. Управление малой группой.

Соотношение понятий “лидерство” и “руководство”. Теории лидерства: харизматическая, ситуационная, синтетическая. Трактовка лидерства как функции группы. Понятие стиля руководства. Проблема эффективности деятельности малой группы.

Раздел 3. Социально-психологические проблемы личности

Тема 14. Понятие социальной роли.

Виды ролевого конфликта: внутриролевой и межролевой. Маргинальная личность. Ролевое поведение, проблема взаимодействия личности и общества.

Тема 15. Процесс социализации.

Проблема этапности процесса социализации. Основные институты социализации. Сравнительный анализ социализации детей и взрослых.

Тема 16. Социальная установка.

Понятие социальной установки, структура (эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты) и функции. Соотношение установок и реального поведения человека, феномен Лапьера. Диспозиционная концепция регуляции поведения  (В.А.Ядов)

Примерный перечень контрольных вопросов

  1. Сравнительная  характеристика основных теоретических направлений социальной психологии.
  2. Первые теории в социальной психологии (В.Вундт, Г.Тард, У. Мак-Дуголл)
  3. Проблема качества информации в социально-психологическом исследовании.
  4. Сравнительный анализ методов в социальной психологии.
  5. Метод наблюдения.
  6. Анализ документов: возможности и проблемы метода.
  7. Опрос: общая характеристика и виды опросных процедур.
  8. Специфика эксперимента в социальной психологии.
  9. Коммуникативная сторона общения.
  10. Интерактивная сторона общения.
  11. Перцептивная сторона общения.
  12. Структура и динамика конфликта. Виды конфликтов.
  13. Атрибуция  и категоризация как механизмы социального познания.
  14. Невербальная коммуникация.
  15. Основные характеристики малой группы.
  16. Проблема образования малой группы.
  17. Групповые нормы.
  18. Сравнительный анализ влияния меньшинства и большинства в малой группе. 
  19. Конформность. Виды и функции группового давления. Эксперимент С. Аша.
  20. Процесс группового принятия решения. Виды групповой дискуссии
  21. Процесс управления группой. Лидерство и руководство.
  22. Теории происхождения лидерства.
  23. Проблема развития группы.
  24. Вероятностная модель эффективности руководства Ф. Фидлера.
  25. Основные характеристики больших групп в социальной психологии.
  26. Понятие социальной роли. Ролевые конфликты.
  27. Социализация личности.
  28. Социальные установки.
  29. Диспозиционная концепция  регуляции поведения .
  30. Понятие идентичности  личности в социальной психологии. Социальная и личностная идентичность.

Обязательная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология . М.: Аспект Пресс. 2012.
  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2009.
  3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы.  М.: Аспект Пресс. 2005.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл. 1997.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский