Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Учебная программа
«Психология труда, инженерная психология и эргономика»

для слушателей программы дополнительного образования «Основы психологии»

Авторы программы:

  • кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Кузнецова Алла Спартаковна;
  • кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Барабанщикова Валентина Владимировна;
  • кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Величковский Борис Борисович.

Содержание

Тема 1. Психология труда как научная и практическая дисциплина.

Предмет изучения психологии труда. Междисциплинарные связи психологии труда как научной дисциплины. Специфика проблемных зон в современных видах профессиональной деятельности и возможности психологического подхода к их изучению. Прикладные задачи в сфере современных форм профессионального труда как области практического воздействия психологии труда. Методы и прикладные технологии в психологии труда.

Тема 2. Психологический анализ трудовой деятельности.

Понятие об основных видах профессиональной деятельности. Структурно-функциональный анализ деятельности. Структурные компоненты трудовой деятельности: объект, предмет и продукт (результат) труда, трудовые задачи, орудия и функциональные средства труда, условия труда, характеристики трудового процесса. Целевая направленность психологического анализа профессиональной деятельности в разных организационных условиях. Традиционная профессиография и современные технологии психологического анализа профессиональной деятельности. Развитие психологических подходов к анализу содержания профессиональной деятельности в связи с содержательными изменениями профессионального труда в современном мире.

Тема 3. Психологические представления о субъекте трудовой деятельности.

Субъект труда; уровни исследования субъекта труда; психологические признаки сознания субъекта труда; «оператор» как субъект труда в сложных технических системах; индивидуальный и коллективный субъект профессиональной деятельности.

Тема 4. Мотивация трудовой деятельности.

Базовые понятия психологии трудовой мотивации: потребность, мотив, эмоциональная регуляция, удовлетворенность, вознаграждение, ценностные регуляторы труда. Развитие основных идей трудовой мотивации в исторической перспективе: теория научной организации труда Ф.У. Тейлора, школа человеческих отношений Э. Мэйо. Основные концепции трудовой мотивации. Содержательные теории трудовой мотивации: К. Альдерфер, Д. МакКлелланд, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг. Процессуальные теории трудовой мотивации: В. Врум, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, Дж.С. Адамс, Л. Портер и Э. Лоулер. Понятие удовлетворенности трудом, уровни ее проявлений и способы формирования. Проблема стимулирования труда. Роль вознаграждения за труд. Основные

типы и факторы стимулирования труда.

Тема 5. Профессиональное развитие человека.

Развитие профессионала как предмет психологии профессиональной деятельности. Этапы и кризисы профессионального развития. Содержание психологических новообразований на разных этапах профессионального развития. Индивидуальный стиль деятельности, механизмы формирования и психологическая структура. Понятие профессиональной идентичности, структурные особенности профессиональной идентичности. Понятие профессиональной переориентации. Запланированная и вынужденная профессиональная переориентация. Кризисы профессионального становления личности. Психологическое содержание и последствия конструктивного и деструктивного преодоления профессиональных кризисов. Психологическая поддержка в кризисные периоды.

Тема 6. Функциональные состояния и работоспособность.

Понятие о функциональном состоянии. Работоспособность человека. Структурно-интегративный подход как современная методологическая основа для изучения состояний и работоспособности. Факторы, влияющие на функциональное состояние человека в процессе выполнения профессиональных задач. Психологический анализ профессиональной деятельности как основание для выявления основного вектора динамики состояний и целевых оптимизации состояния. Состояния сниженной работоспособности.

Тема 7. Прикладные аспекты психологии труда.

Основные роли психолога труда в организации. Психологические особенности подбора персонала, адаптации на рабочем месте, профессионального обучения, аттестации, мотивирования персонала. Роль организационной культуры в процессе осуществления кадровой работы психологом труда. Особенности разработки кадровой политики в организации.

Тема 8. Труд оператора.

Понятия человек-оператор и система человек-машина (СЧМ). Цикл управления. Ошибки оператора. Классификации ошибок (модель Расмуссена). Автоматизация и проблемы автоматизации. Действие как единица анализа труда. Когнитивная модель действия (Д. Бродбент). Задачи в труде оператора. Сложность задач. Треблиги. Иерархический и когнитивный анализ задач. Специфика труда оператора.

Тема 9. Моделирование когнитивных и сенсо-моторных действий.

Внимание и восприятие в труде оператора. Перцептивный мир. Информационная и концептуальная модели. Оперативный образ ситуации. Осознание ситуации. Мышление оператора. Принятие решений. Этапы принятия решения. Условия принятия оптимального решения. Стратегии поведения при принятии решения. Рабочая нагрузка и её оценка.

Тема 10. Эмоции оператора.

Стресс, влияние стресса на эффективность работы оператора. Эмоции в операторском труде. Психологическая устойчивость. Потребности у представителей операторских профессий. Ценности у операторов. Отказы работников от задания в сложных и опасных профессиях. Тревожность, страх, профессиональные неврозы.

Тема 11. Деятельность операторских команд. Безопасность деятельности оператора.

Операторские команды и их особенности. Психологическая характеристика группового действия. Речевые действия. Подбор команд (совместимость, сработанность). Факторы опасности и профессиональные риски. Склонность к риску. Профилактика ошибок, происшествий и аварий.

Тема 12. Эргономическое проектирование и оценка эргатических систем.

Эргономические характеристики и показатели. Понятие эргатической системы. Эргономическое проектирование рабочей среды и инструмента. Проектирование и оценка

средств отображения информации. Соответствие информационной и концептуальной моделей. Юзабилити-инженерия. Эргономическая оценка эргатических систем.

Примерный перечень контрольных вопросов

  1. Предмет исследования психологии профессиональной деятельности.
  2. Основные методы сбора и анализа данных о структуре и содержании трудовой деятельности.
  3. Методические принципы разработки прикладных программ в области оптимизации процесса профессионального труда.
  4. Профессиографический анализ деятельности.
  5. Методология выявления причин психологических проблем в реализации профессиональной деятельности путем приоритетного анализа содержания профессиональных и организационных особенностей труда.
  6. Проблемы анализа результатов труда в некоторых современных видах профессиональной деятельности.
  7. Содержание психологических новообразований на разных этапах профессионального развития.
  8. Соотношение этапов профессионального развития и карьерного роста.
  9. Анализ содержания труда как средство прогноза вероятности развития профессиональных изменений.
  10. Интегральная индивидуальность и индивидуальный стиль деятельности.
  11. Уровни анализа субъекта труда.
  12. Признаки сознания субъекта труда.
  13. Понятие и классификации функциональных состояний человека в труде.
  14. Работоспособность: понятие, качественная характеристика стадий динамики работоспособности.
  15. Профессиональный стресс, утомление, монотония, психическое пресыщение как основные состояния сниженной работоспособности.
  16. Психологическая саморегуляция как активный процесс самоуправления текущим функциональным состоянием.
  17. Основные теории трудовой мотивации.
  18. Сравнительный анализ содержательных и процессуальных теорий трудовой мотивации.
  19. Особенности кадровой работы в организации: разработка кадровой политики.
  20. Направления кадровой работы в организации.
  21. Ошибки человека-оператора. Классификация ошибок человека-оператора.
  22. Перцептивный мир человека-оператора.
  23. Действие как единица анализа труда оператора. Количественный анализ ручного труда на основе треблигов.  4
  24. Информационная и концептуальная модели, их связь с оперативным образом ситуации.
  25. Психологическая характеристика процесса принятия решений.
  26. Негативные стратегии поведения при принятии решений.
  27. Работа оператора в условиях опасности и стресса.
  28. Эргономическое проектирование рабочей среды.
  29. Разновидности средств отображения информации. Эргономическая оценка средств отображения информации.
  30. Эргономическая оценка эргатических систем.

Обязательная литература

  1. Организационная психология. Учебник / Ред. А.Б.Леонова. М.: ИНФРА-М, 2013.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2008.
  3. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. СПб.: Питер, 2003.
  4. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2009.
  5. Носкова О.Г. Психология труда. М.: Изд. центр «Академия», 2004.
  6. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 1998.
  7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский