Учебная программа
«Психология труда, инженерная психология и
эргономика»
для слушателей программы
дополнительного образования «Основы
психологии»
Авторы программы:
- кандидат психологических наук, доцент кафедры
психологии труда и инженерной психологии
факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Кузнецова Алла
Спартаковна;
- кандидат психологических наук, доцент кафедры
психологии труда и инженерной психологии
факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова
Барабанщикова Валентина Владимировна;
- кандидат психологических наук, доцент кафедры
методологии психологии факультета психологии
МГУ имени М.В.Ломоносова Величковский Борис
Борисович.
Содержание
Тема 1. Психология труда как научная и
практическая дисциплина.
Предмет изучения психологии труда.
Междисциплинарные связи психологии труда как
научной дисциплины. Специфика проблемных зон в
современных видах профессиональной
деятельности и возможности психологического
подхода к их изучению. Прикладные задачи в сфере
современных форм профессионального труда как
области практического воздействия психологии
труда. Методы и прикладные технологии в
психологии труда.
Тема 2. Психологический анализ трудовой
деятельности.
Понятие об основных видах профессиональной
деятельности. Структурно-функциональный анализ
деятельности. Структурные компоненты трудовой
деятельности: объект, предмет и продукт
(результат) труда, трудовые задачи, орудия и
функциональные средства труда, условия труда,
характеристики трудового процесса. Целевая
направленность психологического анализа
профессиональной деятельности в разных
организационных условиях. Традиционная
профессиография и современные технологии
психологического анализа профессиональной
деятельности. Развитие психологических подходов
к анализу содержания профессиональной
деятельности в связи с содержательными
изменениями профессионального труда в
современном мире.
Тема 3. Психологические представления о
субъекте трудовой деятельности.
Субъект труда; уровни исследования субъекта
труда; психологические признаки сознания
субъекта труда; «оператор» как субъект труда в
сложных технических системах; индивидуальный и
коллективный субъект профессиональной
деятельности.
Тема 4. Мотивация трудовой деятельности.
Базовые понятия психологии трудовой мотивации:
потребность, мотив, эмоциональная регуляция,
удовлетворенность, вознаграждение, ценностные
регуляторы труда. Развитие основных идей
трудовой мотивации в исторической перспективе:
теория научной организации труда Ф.У. Тейлора,
школа человеческих отношений Э. Мэйо. Основные
концепции трудовой мотивации. Содержательные
теории трудовой мотивации: К. Альдерфер, Д.
МакКлелланд, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг.
Процессуальные теории трудовой мотивации: В.
Врум, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен, Дж.С. Адамс, Л.
Портер и Э. Лоулер. Понятие удовлетворенности
трудом, уровни ее проявлений и способы
формирования. Проблема стимулирования труда.
Роль вознаграждения за труд. Основные
типы и факторы стимулирования труда.
Тема 5. Профессиональное развитие человека.
Развитие профессионала как предмет психологии
профессиональной деятельности. Этапы и кризисы
профессионального развития. Содержание
психологических новообразований на разных
этапах профессионального развития.
Индивидуальный стиль деятельности, механизмы
формирования и психологическая структура.
Понятие профессиональной идентичности,
структурные особенности профессиональной
идентичности. Понятие профессиональной
переориентации. Запланированная и вынужденная
профессиональная переориентация. Кризисы
профессионального становления личности.
Психологическое содержание и последствия
конструктивного и деструктивного преодоления
профессиональных кризисов. Психологическая
поддержка в кризисные периоды.
Тема 6. Функциональные состояния и
работоспособность.
Понятие о функциональном состоянии.
Работоспособность человека.
Структурно-интегративный подход как современная
методологическая основа для изучения состояний
и работоспособности. Факторы, влияющие на
функциональное состояние человека в процессе
выполнения профессиональных задач.
Психологический анализ профессиональной
деятельности как основание для выявления
основного вектора динамики состояний и целевых
оптимизации состояния. Состояния сниженной
работоспособности.
Тема 7. Прикладные аспекты психологии труда.
Основные роли психолога труда в организации.
Психологические особенности подбора персонала,
адаптации на рабочем месте, профессионального
обучения, аттестации, мотивирования персонала.
Роль организационной культуры в процессе
осуществления кадровой работы психологом труда.
Особенности разработки кадровой политики в
организации.
Тема 8. Труд оператора.
Понятия человек-оператор и система
человек-машина (СЧМ). Цикл управления. Ошибки
оператора. Классификации ошибок (модель
Расмуссена). Автоматизация и проблемы
автоматизации. Действие как единица анализа
труда. Когнитивная модель действия (Д. Бродбент).
Задачи в труде оператора. Сложность задач.
Треблиги. Иерархический и когнитивный анализ
задач. Специфика труда оператора.
Тема 9. Моделирование когнитивных и
сенсо-моторных действий.
Внимание и восприятие в труде оператора.
Перцептивный мир. Информационная и
концептуальная модели. Оперативный образ
ситуации. Осознание ситуации. Мышление
оператора. Принятие решений. Этапы принятия
решения. Условия принятия оптимального решения.
Стратегии поведения при принятии решения.
Рабочая нагрузка и её оценка.
Тема 10. Эмоции оператора.
Стресс, влияние стресса на эффективность
работы оператора. Эмоции в операторском труде.
Психологическая устойчивость. Потребности у
представителей операторских профессий. Ценности
у операторов. Отказы работников от задания в
сложных и опасных профессиях. Тревожность, страх,
профессиональные неврозы.
Тема 11. Деятельность операторских команд.
Безопасность деятельности оператора.
Операторские команды и их особенности.
Психологическая характеристика группового
действия. Речевые действия. Подбор команд
(совместимость, сработанность). Факторы
опасности и профессиональные риски. Склонность к
риску. Профилактика ошибок, происшествий и
аварий.
Тема 12. Эргономическое проектирование и
оценка эргатических систем.
Эргономические характеристики и показатели.
Понятие эргатической системы. Эргономическое
проектирование рабочей среды и инструмента.
Проектирование и оценка
средств отображения информации. Соответствие
информационной и концептуальной моделей.
Юзабилити-инженерия. Эргономическая оценка
эргатических систем.
Примерный перечень контрольных вопросов
- Предмет исследования психологии
профессиональной деятельности.
- Основные методы сбора и анализа данных о
структуре и содержании трудовой деятельности.
- Методические принципы разработки прикладных
программ в области оптимизации процесса
профессионального труда.
- Профессиографический анализ деятельности.
- Методология выявления причин психологических
проблем в реализации профессиональной
деятельности путем приоритетного анализа
содержания профессиональных и организационных
особенностей труда.
- Проблемы анализа результатов труда в некоторых
современных видах профессиональной
деятельности.
- Содержание психологических новообразований на
разных этапах профессионального развития.
- Соотношение этапов профессионального развития
и карьерного роста.
- Анализ содержания труда как средство прогноза
вероятности развития профессиональных
изменений.
- Интегральная индивидуальность и
индивидуальный стиль деятельности.
- Уровни анализа субъекта труда.
- Признаки сознания субъекта труда.
- Понятие и классификации функциональных
состояний человека в труде.
- Работоспособность: понятие, качественная
характеристика стадий динамики
работоспособности.
- Профессиональный стресс, утомление, монотония,
психическое пресыщение как основные состояния
сниженной работоспособности.
- Психологическая саморегуляция как активный
процесс самоуправления текущим функциональным
состоянием.
- Основные теории трудовой мотивации.
- Сравнительный анализ содержательных и
процессуальных теорий трудовой мотивации.
- Особенности кадровой работы в организации:
разработка кадровой политики.
- Направления кадровой работы в организации.
- Ошибки человека-оператора. Классификация
ошибок человека-оператора.
- Перцептивный мир человека-оператора.
- Действие как единица анализа труда оператора.
Количественный анализ ручного труда на основе
треблигов. 4
- Информационная и концептуальная модели, их
связь с оперативным образом ситуации.
- Психологическая характеристика процесса
принятия решений.
- Негативные стратегии поведения при принятии
решений.
- Работа оператора в условиях опасности и
стресса.
- Эргономическое проектирование рабочей среды.
- Разновидности средств отображения информации.
Эргономическая оценка средств отображения
информации.
- Эргономическая оценка эргатических систем.
Обязательная литература
- Организационная психология. Учебник / Ред.
А.Б.Леонова. М.: ИНФРА-М, 2013.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический
проект, Фонд «Мир», 2008.
- Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе
персонала. СПб.: Питер, 2003.
- Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические
технологии управления состоянием человека. М.:
Смысл, 2009.
- Носкова О.Г. Психология труда. М.: Изд. центр
«Академия», 2004.
- Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом.
– М.: ЮНИТИ, 1998.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная
психология. – 2-е изд. - М.: Издательский центр
«Академия», 2005.