Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Учебная программа
«Психофизиология»

для слушателей программы дополнительного образования «Основы психологии»

Автор программы кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Козловский Станислав Александрович

Содержание

Тема 1. Предмет и задачи психофизиологии.

История возникновения психофизиологии. Предмет психофизиологии. Задачи психофизиологии. Психофизическая проблема, развитие взглядов на проблему. Психофизиологическая проблема. Френология. Узкий локализационизм. Эквипотенционализм. Современные представления о локализации.

Тема 2. Методы исследования в психофизиологии.

Отличие методов исследования в психофизиологии от методов исследования в нейробиологии. Стратегия исследований «Человек—Нейрон—Модель». Классификации психофизиологических методов исследования. Кожно-гальваническая реакция (КГР) (метод Фере, метод Тарханова). Пульсометрия. Электрокардиография (ЭКГ). Артериальное давление. Плетизмография (ПГ). Фотоплетизмография (ФПГ). Спирометрия и пневмометрия. Достоинства и недостатки вегетативных методов. Электромиография (ЭМГ). Окулография. Интраклеточная и экстраклеточная регистрация нейронной активности. Электроэнцефалография (ЭЭГ). Основные ритмы мозга. Метод вызванных потенциалов (ВП). Потенциалы, связанные с событием (ПСС). Локализация дипольных источников нейронной активности. Магнитоэнцефалография (МЭГ). Томографические методы. Основы получения томографических изображений. Базовые термины. Компьютерная томография (КТ). Магниторезонансная томография (МРТ). Функциональная магниторезонансная томография (фМРТ). Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). Временное и пространственное разрешение психофизиологических методов прямой регистрации активности мозга.

Тема 3. Психофизиология эмоций.

Понятие «эмоция». Функции эмоций. Теория Джемса-Ланге. Теория Кэннона-Барда. Теория когнитивной активации (С. Шахтер). Мозговые механизмы агрессивного поведения (исследования У. Гесса и Х. Дельгадо). Мозговые механизмы чувств страха, испуга и тревоги. Чувство отвращения. Центр удовольствия. Роль префронтальной и орбитофронтальной коры в эмоциональных процессах. Лоботомия. Информационная теория эмоций П.В. Симонова. Биохимия эмоций.

Тема 4. Психофизиология речи.

Понятия «речь» и «язык». Функции речи. Виды речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Артикуляционный аппарат. Области первичной моторной и соматосенсорной коры, связанные с артикуляционным аппаратом. Речевая апраксия и синдром иностранного акцента. Дизартрия. Зона Брока. Моторная афазия. Инициация речи. Мутизм. Аграфия/дисграфия. Организация первичной слуховой коры, тонотопическая проекция. Зона Вернике. Алексия/дислексия. Эффект Мак-Гурка. Модель Вернике-Гешвинда. Модель Лихтгейма.

Тема 5. Психофизиология восприятия.

Зрительные пути. Первичная зрительная кора. Основные методы исследования зрительной коры. Ретинотопическая проекция. Рецептивные поля нейронов первичной зрительной коры (простые, сложные и сверхсложные клетки). Формирование детекторов ориентации линий в онтогенезе. Бинокулярные и монокулярные клетки. Колонки глазодоминантности, ориентационные колонки, макроколонки. Пузырьки и двойные опонентные клетки. Феномен слепозрения. Вторичная зрительная кора (V2). Поля ассоциативной зрительной коры: V3, V3a, V4, V5 (MT). Константность цвета. Акинетопсия и ахроматопсия. Системы «Что» и «Где» головного мозга. Детекция лиц. Прозопагнозия. Формирование детектора лиц в онтогенезе.

Тема 6. Зеркальные нейроны.

Эксперименты Дж. Ридзолатти и открытие "зеркальных нейронов". Распознавание целей и намерений. Слуховвые зеркальные нейроны. Модель Якобони. Зеркальные нейроны и эмпатия. Зеркальные нейроны как объяснительный принцип психологических феноменов. Зеркальные нейроны и речь (гипотеза Ридзолатти и Арбиба). Зеркальные нейроны и детский аутизм (эксперимент Рамачандрана). 

Тема 7. Психофизиология памяти и научения. Виды памяти, роль структур мозга.

Понятие «память». Узкое и широкое понимание. Метафоры памяти. Классификации видов памяти. Филогенетические уровни биологической памяти. Временная организация памяти. Модели памяти. Теория консолидации. Влияние электрошока на память. Концепция активной памяти. Декларативная и процедурная память. Семантическая  и эпизодическая память. Эмоциональная память. Рабочая память. Недекларативная память. Память на правила. Мозжечок и условные рефлексы. Эксперименты Томпсона. Мозжечок и моторная память. Мозжечок и научение. Эпизодическая память. Роль структур мозга в процессе запоминания, хранения и извлечения информации из эпизодической памяти. Забывание. Эпизодическая память и изменённые состояния сознания. Эпизодическая память и эмоции. Кора височной доли и память. Эксперименты У. Пенфильда. Функции лимбической системы в процессах памяти. Клинические случаи поражения гиппокампа. Корсаковский синдром. Гиппокамп и эпизодическая память. Роль префронтальной коры в эпизодической памяти. Эпизодическая память и базальные ганглии. Эпизодическая память у животных. Нейроны новизны и тождества. Нейроны места в гиппокампе. Семантическая память. Модели по данным локальных поражений мозга. Семантические агнозии и афазии. ВП и фМРТ исследования семантической памяти. Память на существительные и глаголы. Память на объекты и действия. Роль базальных ганглиев и височной доли в семантической памяти. Ассоциативная кора. Рабочая память. Определение рабочей памяти. Понятия рабочей, оперативной и кратковременной памяти. Модель рабочей памяти Беддели и Хитча. Эксперименты с отсрочкой. Эксперименты П. Гольдман-Ракич.

Тема 8. Психофизиология памяти и научения. Механизмы памяти.

Биохимические и молекулярные механизмы памяти. Генетика в процессах научения и памяти.  РНК и обогащённая среда. Эксперименты Х. Хидена. РНК и обучение. Блокада синтеза РНК. Белки и память. Ранние эксперименты по «переносу памяти» (Дж. МакКоннелл, А. Джекобсен, Дж. Унгар). Экспрессия генов в научении и памяти. Ранние гены. Память и экспрессия ранних генов. Синаптические и нейронные механизмы памяти. Простейшие виды научения. Привыкание и его свойства. Эффект дегабитуации. Спонтанное восстановление. Сенситизация. Синапс Хебба. Механизм премодулирующего совпадения (синапс Канделя). Гностические единицы. «Нейрон бабушки».  Прозопагнозия. Нейроны лиц («нейрон Клинтона», «нейрон Холи Бери» и пр.). Гностический нейрон. Гештальт-пирамида. Формирование гностических нейронов в онтогенезе. Нарушения памяти.

Примерный перечень контрольных вопросов

  1. Психофизическая проблема.
  2. Психофизиологическая проблема. Дуализм и монизм.
  3. Узкий локализационизм и эквипотенционализм. Современные представления о локализации функций в мозге.
  4. Стратегия исследований в психофизиологии. Классификации психофизиологических методов исследования.
  5. Методы регистрации вегетативных реакций (КГР, спирометрия, пневмометрия, пульсометрия, ЭКГ, плетизмография, термография и др.). Достоинства и недостатки данных методов исследования.
  6. Миография и окулография. Достоинства и недостатки данных методов исследования.
  7. Регистрация активности отдельных нейронов. Электроретинография. Достоинства и недостатки данных методов исследования.
  8. Электроэнцефалография (ЭЭГ). История и основные принципы метода, особенности регистрации. Артефакты ЭЭГ. Достоинства и недостатки данного метода исследования.
  9. Основные ритмы мозга.
  10. Вызванные потенциалы. Потенциалы, связанные с событиями.
  11. Метод локализация дипольных источников мозговой активности.
  12. Метод магнитоэнцефалографии (МЭГ). История и основные принципы метода, особенности регистрации. Достоинства и недостатки данного метода исследования.
  13. Томографические методы исследования. Классификация. Особенности проведения экспериментов.
  14. Метод компьютерной томографии (КТ). Достоинства и недостатки данного метода исследования.
  15. Метод позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Достоинства и недостатки данного метода исследования.
  16. Метод магнитно-резонансной томографии (МРТ). Достоинства и недостатки данного метода исследования.
  17. Метод функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ). Достоинства и недостатки данного метода исследования.
  18. Теории эмоций: теория Джемса-Ланге, теория Кэннона-Барда, информационная теория эмоций П.В. Симонова, теория когнитивной активации (С. Шахтер).
  19. Центр удовольствия.
  20. Мозговые механизмы импрессивной речи. Нарушения импрессивной речи.
  21. Мозговые механизмы экспрессивной речи. Нарушения экспрессивной речи.
  22. Зеркальные нейроны.
  23. Рецептивные поля нейронов первичной зрительной коры: простые, сложные и гиперсложные клетки.
  24. Первичная зрительная кора. Колонки глазодоминантности. Ориентационные колонки. Макроколонки.
  25. Поля ассоциативной зрительной коры: V3, V4, V5 (MT). Константность цвета. Акинетопсия и ахроматопсия. Системы «Что» и «Где» головного мозга.
  26. Понятие «память». Виды памяти. Виды долговременной памяти: декларативная и недекларативная.
  27. Нейронные механизмы памяти: синапс Хебба и синапс Канделя.
  28. Влияние электрошока на память.
  29. Гиппокамп и процесс консолидации.
  30. Мозжечок и недекларативная память.
  31. Миндалина и эмоциональная память.
  32. Детекция лиц. Прозопагнозия. Формирование детектора лиц в онтогенезе.
  33. Гностические нейроны. Гештальт-пирамида.

Обязательная литература

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Основы психофизиологии / Ред. Ю.И. Александров. М.: Инфра-М, 1997.

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский