Учебная программа
«Психофизиология»
для слушателей программы
дополнительного образования «Основы
психологии»
Автор программы кандидат
психологических наук, научный сотрудник
факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Козловский
Станислав Александрович
Содержание
Тема 1. Предмет и задачи психофизиологии.
История возникновения психофизиологии.
Предмет психофизиологии. Задачи психофизиологии.
Психофизическая проблема, развитие взглядов на
проблему. Психофизиологическая проблема.
Френология. Узкий локализационизм.
Эквипотенционализм. Современные представления о
локализации.
Тема 2. Методы исследования в психофизиологии.
Отличие методов исследования в
психофизиологии от методов исследования в
нейробиологии. Стратегия исследований «Человек—Нейрон—Модель».
Классификации психофизиологических методов
исследования. Кожно-гальваническая реакция (КГР)
(метод Фере, метод Тарханова). Пульсометрия.
Электрокардиография (ЭКГ). Артериальное давление.
Плетизмография (ПГ). Фотоплетизмография (ФПГ).
Спирометрия и пневмометрия. Достоинства и
недостатки вегетативных методов.
Электромиография (ЭМГ). Окулография.
Интраклеточная и экстраклеточная регистрация
нейронной активности. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
Основные ритмы мозга. Метод вызванных
потенциалов (ВП). Потенциалы, связанные с
событием (ПСС). Локализация дипольных источников
нейронной активности. Магнитоэнцефалография (МЭГ).
Томографические методы. Основы получения
томографических изображений. Базовые термины.
Компьютерная томография (КТ). Магниторезонансная
томография (МРТ). Функциональная
магниторезонансная томография (фМРТ). Позитронно-эмиссионная
томография (ПЭТ). Временное и пространственное
разрешение психофизиологических методов прямой
регистрации активности мозга.
Тема 3. Психофизиология эмоций.
Понятие «эмоция». Функции эмоций. Теория Джемса-Ланге.
Теория Кэннона-Барда. Теория когнитивной
активации (С. Шахтер). Мозговые механизмы
агрессивного поведения (исследования У. Гесса и Х.
Дельгадо). Мозговые механизмы чувств страха,
испуга и тревоги. Чувство отвращения. Центр
удовольствия. Роль префронтальной и
орбитофронтальной коры в эмоциональных
процессах. Лоботомия. Информационная теория
эмоций П.В. Симонова. Биохимия эмоций.
Тема 4. Психофизиология речи.
Понятия «речь» и «язык». Функции речи. Виды речи.
Экспрессивная и импрессивная речь.
Артикуляционный аппарат. Области первичной
моторной и соматосенсорной коры, связанные с
артикуляционным аппаратом. Речевая апраксия и
синдром иностранного акцента. Дизартрия. Зона
Брока. Моторная афазия. Инициация речи. Мутизм.
Аграфия/дисграфия. Организация первичной
слуховой коры, тонотопическая проекция. Зона
Вернике. Алексия/дислексия. Эффект Мак-Гурка.
Модель Вернике-Гешвинда. Модель Лихтгейма.
Тема 5. Психофизиология восприятия.
Зрительные пути. Первичная зрительная кора.
Основные методы исследования зрительной коры.
Ретинотопическая проекция. Рецептивные поля
нейронов первичной зрительной коры (простые,
сложные и сверхсложные клетки). Формирование
детекторов ориентации линий в онтогенезе.
Бинокулярные и монокулярные клетки. Колонки
глазодоминантности, ориентационные колонки,
макроколонки. Пузырьки и двойные опонентные
клетки. Феномен слепозрения. Вторичная
зрительная кора (V2). Поля ассоциативной
зрительной коры: V3, V3a, V4, V5 (MT). Константность цвета.
Акинетопсия и ахроматопсия. Системы «Что» и «Где»
головного мозга. Детекция лиц. Прозопагнозия.
Формирование детектора лиц в онтогенезе.
Тема 6. Зеркальные нейроны.
Эксперименты Дж. Ридзолатти и открытие "зеркальных
нейронов". Распознавание целей и намерений.
Слуховвые зеркальные нейроны. Модель Якобони.
Зеркальные нейроны и эмпатия. Зеркальные нейроны
как объяснительный принцип психологических
феноменов. Зеркальные нейроны и речь (гипотеза
Ридзолатти и Арбиба). Зеркальные нейроны и
детский аутизм (эксперимент Рамачандрана).
Тема 7. Психофизиология памяти и научения.
Виды памяти, роль структур мозга.
Понятие «память». Узкое и широкое понимание.
Метафоры памяти. Классификации видов памяти.
Филогенетические уровни биологической памяти.
Временная организация памяти. Модели памяти.
Теория консолидации. Влияние электрошока на
память. Концепция активной памяти. Декларативная
и процедурная память. Семантическая и
эпизодическая память. Эмоциональная память.
Рабочая память. Недекларативная память. Память
на правила. Мозжечок и условные рефлексы.
Эксперименты Томпсона. Мозжечок и моторная
память. Мозжечок и научение. Эпизодическая
память. Роль структур мозга в процессе
запоминания, хранения и извлечения информации из
эпизодической памяти. Забывание. Эпизодическая
память и изменённые состояния сознания.
Эпизодическая память и эмоции. Кора височной
доли и память. Эксперименты У. Пенфильда. Функции
лимбической системы в процессах памяти.
Клинические случаи поражения гиппокампа.
Корсаковский синдром. Гиппокамп и эпизодическая
память. Роль префронтальной коры в эпизодической
памяти. Эпизодическая память и базальные ганглии.
Эпизодическая память у животных. Нейроны новизны
и тождества. Нейроны места в гиппокампе.
Семантическая память. Модели по данным локальных
поражений мозга. Семантические агнозии и афазии.
ВП и фМРТ исследования семантической памяти.
Память на существительные и глаголы. Память на
объекты и действия. Роль базальных ганглиев и
височной доли в семантической памяти.
Ассоциативная кора. Рабочая память. Определение
рабочей памяти. Понятия рабочей, оперативной и
кратковременной памяти. Модель рабочей памяти
Беддели и Хитча. Эксперименты с отсрочкой.
Эксперименты П. Гольдман-Ракич.
Тема 8. Психофизиология памяти и научения.
Механизмы памяти.
Биохимические и молекулярные механизмы памяти.
Генетика в процессах научения и памяти. РНК и
обогащённая среда. Эксперименты Х. Хидена. РНК и
обучение. Блокада синтеза РНК. Белки и память.
Ранние эксперименты по «переносу памяти» (Дж.
МакКоннелл, А. Джекобсен, Дж. Унгар). Экспрессия
генов в научении и памяти. Ранние гены. Память и
экспрессия ранних генов. Синаптические и
нейронные механизмы памяти. Простейшие виды
научения. Привыкание и его свойства. Эффект
дегабитуации. Спонтанное восстановление.
Сенситизация. Синапс Хебба. Механизм
премодулирующего совпадения (синапс Канделя).
Гностические единицы. «Нейрон бабушки».
Прозопагнозия. Нейроны лиц («нейрон Клинтона», «нейрон
Холи Бери» и пр.). Гностический нейрон. Гештальт-пирамида.
Формирование гностических нейронов в онтогенезе.
Нарушения памяти.
Примерный перечень контрольных вопросов
- Психофизическая проблема.
- Психофизиологическая проблема. Дуализм и
монизм.
- Узкий локализационизм и эквипотенционализм.
Современные представления о локализации функций
в мозге.
- Стратегия исследований в психофизиологии.
Классификации психофизиологических методов
исследования.
- Методы регистрации вегетативных реакций (КГР,
спирометрия, пневмометрия, пульсометрия, ЭКГ,
плетизмография, термография и др.). Достоинства и
недостатки данных методов исследования.
- Миография и окулография. Достоинства и
недостатки данных методов исследования.
- Регистрация активности отдельных нейронов.
Электроретинография. Достоинства и недостатки
данных методов исследования.
- Электроэнцефалография (ЭЭГ). История и основные
принципы метода, особенности регистрации.
Артефакты ЭЭГ. Достоинства и недостатки данного
метода исследования.
- Основные ритмы мозга.
- Вызванные потенциалы. Потенциалы, связанные с
событиями.
- Метод локализация дипольных источников
мозговой активности.
- Метод магнитоэнцефалографии (МЭГ). История и
основные принципы метода, особенности
регистрации. Достоинства и недостатки данного
метода исследования.
- Томографические методы исследования.
Классификация. Особенности проведения
экспериментов.
- Метод компьютерной томографии (КТ). Достоинства
и недостатки данного метода исследования.
- Метод позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ).
Достоинства и недостатки данного метода
исследования.
- Метод магнитно-резонансной томографии (МРТ).
Достоинства и недостатки данного метода
исследования.
- Метод функциональной магнитно-резонансной
томографии (МРТ). Достоинства и недостатки
данного метода исследования.
- Теории эмоций: теория Джемса-Ланге, теория
Кэннона-Барда, информационная теория эмоций П.В.
Симонова, теория когнитивной активации (С. Шахтер).
- Центр удовольствия.
- Мозговые механизмы импрессивной речи.
Нарушения импрессивной речи.
- Мозговые механизмы экспрессивной речи.
Нарушения экспрессивной речи.
- Зеркальные нейроны.
- Рецептивные поля нейронов первичной зрительной
коры: простые, сложные и гиперсложные клетки.
- Первичная зрительная кора. Колонки
глазодоминантности. Ориентационные колонки.
Макроколонки.
- Поля ассоциативной зрительной коры: V3, V4, V5 (MT).
Константность цвета. Акинетопсия и ахроматопсия.
Системы «Что» и «Где» головного мозга.
- Понятие «память». Виды памяти. Виды
долговременной памяти: декларативная и
недекларативная.
- Нейронные механизмы памяти: синапс Хебба и
синапс Канделя.
- Влияние электрошока на память.
- Гиппокамп и процесс консолидации.
- Мозжечок и недекларативная память.
- Миндалина и эмоциональная память.
- Детекция лиц. Прозопагнозия. Формирование
детектора лиц в онтогенезе.
- Гностические нейроны. Гештальт-пирамида.
Обязательная литература
- Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс,
2000.
- Основы психофизиологии / Ред. Ю.И. Александров. М.:
Инфра-М, 1997.