Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Учебная программа
«Психология развития и возрастная психология»

для слушателей программы дополнительного образования «Основы психологии»

Автор программы: доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Карабанова Ольга Александровна.

Содержание

Раздел 1. Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии.

Предмет психологии развития. Место психологии развития в системе психологических наук. Определение понятия развития. Соотношение понятий «рост», «развитие», «созревание». Специфика психического развития человека по сравнению с психическим развитием животных. Психология развития, возрастная психология и детская психология. Предмет возрастной психологии – закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения до завершения жизненного цикла. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология подросткового и юношеского возраста, психология зрелости, геронтопсихология. Разработанность каждого из разделов. Теоретические и практические задачи возрастной психологии: изучение движущих сил и источников психического развития человека, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль за ходом и динамикой психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания. Связь между пониманием предмета возрастной психологии и методами исследования психического развития. Стратегия наблюдения, требования к наблюдению, особенности его использования в возрастной психологии, виды наблюдения. Метод анкетирования, его особенности и значение. Метод беседы. Эксперимент в возрастной психологии. Его виды. Констатирующая и формирующая стратегии исследования. Основные проекты констатирующего исследования: «продольные» и «поперечные срезы». Лонгитюдный метод. Когортно-последовательная модель изучения развития. «Психология жизненного пути». Биографические методы. Обучающий эксперимент и его место в возрастной психологии. Проблема диагностики психического развития в современной психологии. Метод анализа продуктов деятельности. Возможности использования проективных методов в исследовании развития. Значение кросс-культурных исследований для решения задач возрастной психологии. Сравнительное исследование нормы и патологии как метод изучения психического развития.

Раздел 2. Детство как предмет психологического исследования.

Исторический анализ понятия детства: история детства и отражение детства в культуре как социально-исторического феномена. Детство как предмет науки. Историческое изменение предмета науки о ребенке – переход от феноменологии к причинному объяснению. Историческое становление возрастной (детской) психологии (Ч. Дарвин, Ж.-Ж. Руссо, В. Прейер, Г. Стэнли-Холл). Соотношение хронологического, биологического, социального и психологического возраста. Задачи развития (Р. Хевигхерст)

Раздел 3. Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии.

Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Концепция рекапитуляции (Ст. Холл). Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Закон повторяемости форм развития. Критика теории рекапитуляции (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе. Противоположность нативизма и эмпиризма в решении вопроса о роли наследственности и среды (опыта) в развитии ребенка. Теория преформизма. Развитие как природный спонтанный процесс (Ж.-Ж. Руссо). Биологическое созревание как процесс, детерминирующий последовательность и содержание стадий развития. Закон затухания темпа психического развития). Современные варианты теорий биологического созревания (Н. Хомский). Проблема соотношения морфологического созревания и функции в зарубежной и отечественной психологии. Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в эмпиризме. Понимание процесса развития как адаптации и приспособления организма к окружающей среде. Классический ассоцианизм (Д. Локк) о роли среды и опыта в развитии. Теория «чистой доски».  Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Законы научения и законы развития. Роль среды в психическом развитии. Эволюция теории социального научения и основные направления экспериментальных исследований (А. Бандура, Р. Уолтерс). Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка В. Штерна. Близнецовый метод в решении вопроса о роли наследственности и среды. Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального в психике человека. Социокультурный подход в исследовании психического  развития человека. Модель экологических систем У. Бронфенбреннера. Всевозрастной подход П. Балтеса. Основные группы факторов всевозрастного развития. Проблема развития личности в онтогенезе в психоанализе. Проблема движущих сил психического развития ребенка в классическом психоанализе (З. Фрейд). Структура личности. Стадии психосексуального развития личности. Психоанализ детства (А. Фрейд, Д. Винникотт, М. Малер). Развитие эго и защитные механизмы личности. Понятие социализации личности. Проблема развития личности в исследованиях А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона. Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности. Ритуализация как форма преодоления психосоциальных  кризисов личности. Теория привязанности (Дж. Боулби).Эволюционная природа привязанности. Этапы формирования привязанности.  Понятие «рабочей модели».  Тест незнакомой ситуации. Критерии оценки типов привязанности. Типы привязанности – надежная, тревожно-амбивалентная, тревожно-избегающая, дезорганизованная (М. Эйнсворт).Условия и факторы формирования привязанности. Реакция на сепарацию и факторы, определяющие характер реагирования. Концепция интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Открытие эгоцентризма детского мышления.  Характеристика стадий развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже. Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление. Критика феномена эгоцентрической речи Л.С. Выготским. Гипотеза Л.С. Выготского о природе, генезисе и судьбе эгоцентрической речи. Современные исследования феномена эгоцентрической речи. Учение Ж. Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка. Развитие операционального интеллекта в концепции Пиаже. Стадии интеллектуального развития, их характеристика. Феномен сохранения. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта (А. Перре-Клермон). Теоретическая и экспериментальная критика концепции Ж. Пиаже в зарубежной и отечественной психологии.

Раздел 4. Культурно-исторический подход в психологии развития и возрастной психологии.

Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С. Выготского. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Структура и динамика возраста. Понятие «социальной ситуации развития». Психологические новообразования как особый тип строения личности и ее деятельности, впервые возникающие на данной стадии развития. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значение. Понятие высших психических функций. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение. Роль среды в психическом развитии. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для возрастной психологии.

Раздел 5. Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии.

Принцип социально-исторической обусловленности психики человека. Проблема специфики психического развития человека в онтогенезе. Понятие о «социальном наследовании» как специфически человеческой форме фиксации видового опыта. Проблема движущих сил психического развития ребенка в современной отечественной психологии. Роль осмысленной предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец). Понятие условий психического развития. Роль общения в психическом развитии ребенка. Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе (М.И. Лисина). Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии.

Раздел 6 .Проблема периодизации психического развития в онтогенезе.

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социально-исторический характер длительности детства, возникновения и последовательности отдельных периодов детства. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Амплификация психического развития как наиболее полное использование потенциала развития каждой возрастной стадии (А.В. Запорожец). Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С. Выготского. Значение кризисов в психическом развитии ребенка. Проблема периодизации в зарубежной психологии (З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон) Задачи развития как основание построения периодизации психического развития в онтогенезе (Р. Хевигхерст). Проблема периодизации психического развития в трудах Д.Б. Эльконина.

Особенности психического развития человека в различные возрастные периоды жизненного цикла.

Раздел 7. Младенческий возраст.

Пренатальное развитие, его особенности. Общая характеристика новорожденности как кризисного периода в развитии. Коренное изменение образа жизни и типа отражения. Морфологические особенности коры больших полушарий и особенности ВНД младенца. Характер ранних реакций. Роль крика. Безусловные рефлексы младенца (пищевые, оборонительные, ориентировочные). Ранние условные рефлексы (натуральные и лабораторные) и особенности их развития.  Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Проблема формирования первой социальной потребности ребенка — потребности в общении. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода раннего младенчества. Условия возникновения, структура и генезис. Его значение для психического развития ребенка. Проблема депривации и ее последствия для психического развития ребенка. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Развитие форм общения и механизм «опережающей инициативы» взрослого (М.И. Лисина).  Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Особенности сооотношения развития сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества, его теоретическое значение. Возникновение и развитие акта хватания. Стадии развития манипуляций с предметом в младенческом возрасте. Развитие позовых и локомоторных движений. Подготовительный период в развитии речи. Значение эмоционального общения со взрослым (ситуативно-личностного) и общения по поводу предмета (ситуативно-делового) для развития речи ребенка. Особенности понимания речи и развитие активной речи. Факторы, определяющие индивидуальные различия в ходе развития младенца. Темперамент, его основные характеристики (С. Чесс, А. Томас). Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Кризис одного года, его причины и психологический смысл.

Раздел 8. Ранний возраст.

Характеристика социальной ситуации развития в раннем детстве. Усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно-орудийная деятельность — ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Качественные отличия орудийных действий ребенка от орудийных действий высших приматов. Основные закономерности развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л.С. Выготский). Основные закономерности развития речи ребенка (В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. Хомский, Д. Брунер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Особенности развития понимания речи. Периоды развития речи — переходный и основной. Характеристика особенностей овладения ребенком семантической, фонематической, лексической и грамматической сторонами речи в раннем возрасте. Развитие форм и функций речи в раннем возрасте.  Развитие памяти в раннем детстве. Особенности развития эмоций и высших чувств. Начальные формы развития личности — начало самопознания и формирования образа Я. Переход от «полевого» к волевому поведению (К. Левин). Кризис трех лет. Причины, феноменология, психологическое значение и пути разрешения кризиса.

Раздел 9. Дошкольный возраст.

Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Особенности развития форм общения со взрослым (М.И. Лисина) и со сверстниками. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Теории игры. Социально-исторический характер происхождения, содержания и функций игры в социогенезе и онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Структура игры. Роль и правило. Проблема замещения в игре. Реальные и игровые отношения детей в игре. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка. Развитие восприятия в дошкольном возрасте. Проблема сенсорного воспитания, условия его успешности. Овладение общественно-выработанными сенсорными эталонами и формирование перцептивных действий (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер). Развитие мышления в дошкольном возрасте. Развитие опосредствования и наглядного моделирования. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста. Овладение понятием «сохранения» как показатель перехода ребенка на конкретно-операциональную стадию развития интеллекта (Ж. Пиаже). Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. Проблема развития регулятивной функции речи. Феномен речи «для себя». Развитие памяти. Проблема формирования произвольной и опосредствованной памяти. «Параллелограмм» развития памяти. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Развитие личности в дошкольном возрасте. Развитие потребностей и мотивов, возникновение новых социальных мотивов. Установление иерархии мотивов. Развитие эмоций. Развитие воли и произвольности управления поведением. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания.

Раздел 10. Младший школьный возраст.

Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д.Б. Эльконин). Содержание обучения как основного источника умственного развития в школьном возрасте. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний. (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, планирование. Развитие личности младшего школьника. Особенности развития Я-концепции. Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности.

Раздел 11. Подростковый возраст.

Проблема «кризиса» подросткового возраста. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста (Л.С. Выготский). Социально-историческая природа подросткового возраста. Роль культурных институтов в процессе социализации подростков. Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста. Проблема ведущей деятельности подростка (Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн). Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б. Эльконин). Виды взрослости, пути и условия ее формирования. Роль образцов. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам. Изменение характера отношений с учителем. Опосредованность, осознанность и произвольность как основные показатели развития познавательных процессов. Развитие формально-операционального интеллекта. Формирование личности в подростковом возрасте. Задача реконструкции телесного образа Я. Основные закономерности развития самосознания. Формирование самооценки.

Раздел 12. Юношеский возраст.

Переходный характер юношеского возраста. Юношеский возраст в различных культурах. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. азвитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э. Эриксон). Статусы идентичности (Д. Марсиа). Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие воли и способности к самоуправлению. Пути развития научного мировоззрения.

Раздел 13. Психология зрелых возрастов.

Критерии «зрелой взрослости». Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как поиски себя и переход к стабильному образу жизни. Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения. Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. Средняя зрелость (середина жизни). Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Возрастание потребности в достижениях и социальном признании.  Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание «символической смерти» молодости. Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Возрастание потребности в продуктивном самовыражении. Зрелость как вершина жизненного пути.. Основные задачи разных периодов взрослости. Проблема поиска смысла жизни. Направления самоактуализации взрослого. Основные задачи развития: сохранение супружеских отношений, воспитание детей, достижения в карьере, развитие форм досуга и хобби, принятие и приспособление к изменениям организма, принятие ответственности за стареющих родителей. Особенности социальной активности в зрелом возрасте. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте.

Раздел 14. Старение и старость.

Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Историческая изменчивость оценки старости и старения. Кризис позднего возраста и особенности его протекания. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации. Профилактика старения. Задачи развития: принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к потере физических возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости. Развитие потребности в передаче накопленного опыта, уважении и самоутверждении. Жизненная мудрость  как личностное новообразование, результат разрешения кризиса между личностной интеграцией и распадом и отчаянием. Влияние истории жизненного пути на процесс старения. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.

Примерный перечень контрольных вопросов

  1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.
  2. Соотношение понятий рост, развитие созревание.
  3. Методы исследования психического развития.
  4. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил психического развития человека в онтогенезе.
  5. Критика биогенетического направления в исследовании детского развития. Теория рекапитуляции.
  6. Теории развития как созревания. Проблема соотношения созревания, развития и обучения.
  7. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Развитие как научение.
  8. Проблема психического развития ребенка в теории социального научения.
  9. Экологический подход в исследовании психического развития ребенка (У. Бронфенбреннер).
  10. Проблема движущих сил психического развития ребенка в классическом психоанализе (З.Фрейд).
  11. Проблема движущих сил психического развития ребенка в школе психоанализа.
  12. Периодизация психического развития ребенка в психоанализе.
  13. Теория привязанности Д. Боулби. Типы привязанности, условия их формирования.
  14. Проблема развития личности в онтогенезе в концепции Э. Эриксона.
  15. Периодизация развития личности в концепции Э. Эриксона.
  16. Проблема развития мышления в ранних работах Ж.Пиаже.
  17. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Современные подходы к пониманию феномена эгоцентрической речи.
  18. Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже.
  19. «Феномен сохранения». Его теоретическая интерпретация в теории Ж. Пиаже и в исследованиях школя П.Я. Гальперина.
  20. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.
  21. Учение о высших психических функциях. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение.
  22. Учение о структуре и динамике психологического возраста (Л.С.Выготский).
  23. Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л.С.Выготского.
  24. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С.Выготского.
  25. Понятие «зоны ближайшего развития». Его теоретическое и практическое значение.
  26. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Роль присвоения социально-исторического культурного опыта.
  27. Деятельность как детерминанта психического развития ребенка. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
  28. Роль наследственности и среды в психическом развитии в онтогенезе.
  29. Роль общения в психическом развитии ребенка.
  30. Проблема генезиса и развития форм общения. Механизм «опережающей инициативы» взрослого (М.И. Лисина)
  31. Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.
  32. Проблема возраста. Социально-историческая природа детства.
  33. Основные теоретические подходы к проблеме периодизации психического развития.
  34. Периодизация психического развития (Д.Б. Эльконин).
  35. Роль кризисов в психическом развитии.
  36. Характеристика кризиса новорожденности.
  37. Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве.
  38. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка. Феномен госпитализма.
  39. Кризис первого года жизни.
  40. Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем возрасте.
  41. Основные закономерности развития ребенка в раннем возрасте.
  42. Кризис трех лет.
  43. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
  44. Значение игры для психического развития ребенка.
  45. Психологические особенности дошкольника: особенности умственного развития и развития личности.
  46. Кризис 6–7 лет, его симптомы и психологический смысл.
  47. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению.
  48. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития.
  49. Психологические особенности младшего школьника.
  50. Основные психологические новообразования подросткового возраста.
  51. Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрасте.
  52. Основные закономерности психического развития в юношеском возрасте.
  53. Проблема нормативных возрастных кризисов зрелых возрастов. Кризис середины жизни.
  54. Психологические особенности умственного развития и личности в зрелых возрастах.
  55. Психология старения и старости.

Обязательная литература

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.2.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4. С. 244–268.
  4. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д. Флейвелла «Генетическая психология Ж. Пиаже». М., 1967.
  5. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. Т.1
    К теории развития ребенка. С. 509–537.
  6. Карабанова О.А. Возрастная психология. М., 2005
  7. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. Гл. 1.
  8. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб, Питер, 2005.
  9. Крейн У. Теории психологии развития СПб, 2007
  10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
    Об историческом подходе в изучении психики человека. С. 350–409.
    Развитие высших форм запоминания. С. 436–480
    Психологические основы дошкольной игры. С. 481–508.
    К теории развития ребенка. С. 509–537.
    Принципы психического развития ребенка и проблема умственной недостаточности.  С. 538–557.
  11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  12. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. – Воронеж, 1997.
  13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.,1998
  14. Райс Филипп. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  15. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2002
  16. Хрестоматия по детской психологии / Ред Г.В. Бурменская. М., 1996.
  17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 25–77, 177–199, 212–220, 258–280.
  18. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский