Учебная программа «Педагогическая психология»
для слушателей программы
дополнительного образования «Основы
психологии»
Авторы программы:
- доктор психологических наук, профессор кафедры
психологии образования и педагогики факультета
психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Ильясов Ислам
Имранович;
- доктор психологических наук, профессор кафедры
психологии образования и педагогики факультета
психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Рождественская
Наталия Андреевна.
Раздел I. Введение в педагогическую психологию
Тема 1. Предмет и структура педагогической
психологии.
Педагогическая психология как отрасль
психологической науки, в которой изучаются
процесс приобретения людьми научных и
практических знаний и умений, а также качеств
личности в ситуациях организованного обучения и
воспитания.
Тема 2. Основные разделы педагогической
психологии.
Психология учения и психология воспитания.
Учение, познавательное и личностное развитие в
их единстве и различии.
Раздел II. Психология учения
Тема 3. Знания об объектах, процессах и
действиях (умениях) как исходный опыт и результат
процесса учения.
3.1. Знания как единство образов и понятий об
объектах, процессах и действиях. Состав знаний –
содержание и форма. Общие виды содержания знаний:
предметное содержание (о природе, обществе,
духовном мире человека), логическое содержание (понятия,
их определения и классификации, утверждения и
законы, выводы и доказательства и др.),
эпистемологическое содержание (эмпирические и
теоретические знания), категориальное
содержание (знания о составе объектов (частях,
компонентах), процессов (фазах, этапах), действий (операциях,
актах), о свойствах и связях объектов, процессов и
действий). Формы существования знаний – образная
и знаковая (изобразительная, схематическая,
модельная языковая, символическая).
3.2. Свойства и характеристики знаний субъекта:
по содержанию – полнота, степень обобщенности,
систематичности, логической строгости, уровень
эмпиричности–теоретичности, конретности–абстрактности,
по форме презентации – образная, знаковая, по
психологическим параметрам – способ построения
и закрепления в учении (из сообщения, путем
выведения или поиска), степень интериоризации и
готовности к воспроизведению (узнавание,
актуализация в речевом и внутреннем плане),
степень осознанности («автоматизированности»),
скорость и напряженность воспроизведения знаний,
прочность и др.
Тема 4. Процесс учения, его состав и свойства.
4.1. Основные фазы процесса учения. Общая
характеристика. Учение как познавательный и
мнемический процесс, состоящий соответственно
из двух макрофаз – построение новых для
обучаемых знаний об объектах, процессах и
действиях и их запоминание и закрепление в опыте
обучаемых. Соответствие этих фаз стадиям
генезиса любого новообразования –
возникновению нового и его дальнейшему
становлению и упрочению. Свойства процесса
учения: результативность, длительность,
напряженность. Зависимость свойств учения от его
состава.
4.2. Состав, фазы построения знаний и уяснения
содержания учебного материала в учении.
Эмпирическое и теоретическое познание в
условиях обучения как обобщенные составляющие
первого макрокомпонента учения – познания
объектов, процессов, действий и уяснения
содержания знаний о них. Основные операции
эмпирического познания в учении – восприятие
наблюдаемых характеристик объектов, процессов и
способов действий, их дифференциация, обобщение
и классификация. Основные процедуры
теоретического познания в учении – установление
сущности (причин) эмпирических свойств объектов,
процессов и действий через неявные связи с их
структурой и функциями, или через связи с другими
объектами с использованием рефлексии, поисковых
действий, моделирования и лежащих в их основе
аналитико-синтетических операций.
Репродуктивные и продуктивные варианты
осуществления процессов познания при работе с
учебными сообщениями – восприятие и осмысление
содержания письменных и устных сообщений,
выделение главного, составление планов.
Эвристические операции продуктивного познания в
учении – анализ условий задач и проблем,
моделирование, включение в новые связи, аналогии,
обратная связь и др. Возможные сочетания
репродуктивных и продуктивных, эмпирических и
теоретических познавательных операций в учении.
4.3. Состав фазы запоминания и закрепления
знаний об объектах, процессах и действиях в
учении. Память и ее виды как основной процесс,
обеспечивающий закрепление знаний в учении.
Основные этапы запоминания (интериоризации и
автоматизации) – запоминание до уровня
узнавания, до уровня воспроизведения с опорой на
проговаривание, до уровня воспроизведения без
опоры на проговаривание. Виды запоминания при
закреплении знаний – непроизвольное и
произвольное, непосредственное и опосредованное
и их состав. Отработка знаний путем
непроизвольного запоминания в действиях
порождения и применения знаний. Отработка знаний
путем произвольного непосредственного («механического»)
запоминания. Отработка знаний путем
произвольного опосредованного запоминания.
Основные приемы опосредования – кодирование
содержания с помощью искусственных знаков,
схематизаций, графического и образного
моделирования, соотнесение и связывание
компонентов материала со знаниями, усвоенными
ранее и между собой, включение знаний в
осмысленную, но искусственную, связанную с ними
систему.
Тема 5. Психологические и педагогические
факторы эффективности процесса учения.
5.1. Основные психологические факторы учения: 1.
познавательные – исходные знания и умения,
уровень развития мышления (логики, творчества),
понимания речи, памяти, ВПД, внимания,
индивидуальные познавательные стили; 2.
личностные – мотивация и ценности, воля,
самооценка, эмоциональные характеристики.
Данные о влиянии познавательных и личностных
факторов учащихся на процесс учения.
5.2. Педагогические факторы эффективности
учения – содержание и методы обучения,
мастерство и личность учителя, характер
взаимодействия со сверстниками. Характеристики
содержания обучения как фактора эффективности
учения – обобщенность и системность знаний,
подлежащих усвоению, их полнота, единство и
дифференцированность эмпирических и
теоретических знаний, логическая строгость,
разнообразие форм представления и др. Основные
методы обучения как фактор учения: 1) на этапе
построения знаний – информационный, дедуктивный
и проблемный методы объяснения, 2) на этапе
запоминания – методы организации
непроизвольного и произвольного,
непосредственного и опосредованного
запоминания, интериоризации и автоматизации.
Дифференцированность содержания и методов
обучения, позволяющая учитывать индивидуальные
особенности отдельных учащихся и групп учащихся.
Мастерство учителя (владение предметом и
технологией обучения) и качества его личности (мотивация,
ценности, эмпатийность, самооценка,
коммуникативные способности) как факторы учения.
Раздел III. Психология воспитания
Тема 6. Введение в раздел «Психология
воспитания».
Понятие воспитания в широком и узком смысле
слова. Воспитание и социализация. Соотношение
понятий воспитание, развитие, становление и
формирование личности. Предмет психологии
воспитания и его отличие от предмета педагогики
как науки о воспитании. Связь психологии
воспитания с другими науками и психологическими
дисциплинами
Тема 7. Теоретические подходы к воспитанию
в психологии.
Процесс воспитания. Общая характеристика
субъектов, структуры, свойств и факторов
воспитательного процесса. Определение сущности
феномена воспитания в зависимости от авторского
подхода к трактовке понятия личности.
1. Проблема воспитания в культурно-историческом
подходе к развитию психики (Л.С. Выготский, Л.И.
Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б.
Эльконин). Учение об условиях, источниках и
движущих силах развития. Понятия «зона
ближайшего развития», «социальная ситуация
развития» и «ведущая деятельность» в свете
проблемы воспитания. Требования к воспитанию,
вытекающие из культурно-исторического подхода. 2.
Психоанализ о воспитании. З. Фрейд о типах
стимуляции ребенка как причине развития
характера на разных этапах психосексуального
развития. Виды невротических характеров,
обусловленных неадекватной стимуляцией.
Невротические защиты. А. Адлер о трудностях
воспитания детской личности. Развитие идей
классического психоанализа в трудах Эго-психологов
(А. Фрейд, Э. Эриксон), и их вклад в разработку
проблемы воспитания. Семейное воспитание в свете
идей современной психоаналитической теории
объектных отношений (М. Маллер, Винникот, Фигдор).
3. Проблемы воспитания в теории социального
научения (Р. Сирс, А. Бандура, У. Бронфенбреннер). 4.
Теория морального развития (Ж. Пиаже и Л. Колберг).
5. Гуманистическая психология и педагогика.
Полноценно функционирующая личность как цель
воспитания. Психотерапевтические приемы общения
как важные средства развития личности (К. Роджерс,
А. Маслоу). Взгляды современных педагогических
психологов на сущность процесса воспитания:
воспитание как сотрудничество и сотворчество
субъектов единого процесса, как создание
воспитателем благоприятных условий развития
подрастающего поколения, как формирование
личности с заданными качествами. Стили
воспитания: авторитарный, демократический и
либеральный.
Тема 8. Психология воспитания – практике.
8.1. Смещение акцентов психолого-педагогических
исследований на решение практических задач.
Разработка теории психологической службы и
психологического сопровождения детей,
подростков, юношей и взрослых.
8.2. Исследование различных аспектов развития
личности детей и взрослых (в первую очередь,
родителей и учителей) в рамках систем семейного и
общественного воспитания.
8.3. Понятие девиантного поведения и его
психологические причины. Роль педагогических
психологов в изучении и осуществлении
профилактики и реабилитации девиантного
поведения методами педагогической психологии.
8.4. Психологические аспекты и проблемы
воспитания в процессе обучения. Обеспечение
психического развития и эмоционального
благополучия обучающихся: индивидуальный подход
к учащимся, диагностика и формирование мотивации
усвоения знаний, развитие личностных свойств
учащихся на материале содержания, методов, форм и
средств обучения. Пути совершенствования
профессионально важных качеств педагогов.
Примерный перечень контрольных вопросов
- Учение и психическое развитие.
- Состав построения нового знания как компонента
учения.
- Состав закрепления нового знания как
компонента учения.
- Свойства процесса учения.
- Познавательные способности как фактор процесса
учения.
- Мотивация и воля как факторы успешности учения.
- Самооценка и эмоциональность как факторы
процесса учения.
- Содержание обучения по дисциплине как фактор
учения.
- Методы обучения по дисциплине как фактор учения.
- Методы контроля усвоения как фактор успешности
учения.
- Мастерство и качества личности педагога как
факторы успешности учения.
- Понятие воспитание. Воспитание в широком и
узком смысле слова.
- Основные характеристики гуманистической
системы воспитания.
- Основные признаки авторитарной системы
воспитания. Ее плюсы и минусы.
- Культурно-исторический подход к изучению
личности и проблема воспитания.
- Общая характеристика психоаналитической
педагогики.
- Требования к воспитанию, вытекающие из теории
объектных отношений.
- Трактовка проблем воспитания в теории
социального научения.
- Л. Кольберг об уровнях развитии моральных
суждений.
- К. Роджерс о гуманистическом подходе к развитию
полноценно функционирующей личности.
- Что такое профилактика и реабилитация
девиантного поведения; их связь с решением задач
воспитания.
- Пути совершенствования профессионально важных
качеств педагогов.
Обязательная литература
- Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 1998.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.,
1998.
- Хьелл Л., Зиглер Д.. Теории личности. Спб, 1997.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической
психологии// Ред. И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. Т. 1, М.,
1981.