Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Учебная программа «Педагогическая психология»

для слушателей программы дополнительного образования «Основы психологии»

Авторы программы:

  • доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Ильясов Ислам Имранович;
  • доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Рождественская Наталия Андреевна.

Раздел I. Введение в педагогическую психологию

Тема 1. Предмет и структура педагогической психологии.

Педагогическая психология как отрасль психологической науки, в которой изучаются процесс приобретения людьми научных и практических знаний и умений, а также качеств личности в ситуациях организованного обучения и воспитания.

Тема 2. Основные разделы педагогической психологии.

Психология учения и психология воспитания. Учение, познавательное и личностное развитие в их единстве и различии.

Раздел II. Психология учения

Тема 3. Знания об объектах, процессах и действиях (умениях) как исходный опыт и результат процесса учения.

3.1. Знания как единство образов и понятий об объектах, процессах и действиях. Состав знаний – содержание и форма. Общие виды содержания знаний: предметное содержание (о природе, обществе, духовном мире человека), логическое содержание (понятия, их определения и классификации, утверждения и законы, выводы и доказательства и др.), эпистемологическое содержание (эмпирические и теоретические знания), категориальное содержание (знания о составе объектов (частях, компонентах), процессов (фазах, этапах), действий (операциях, актах), о свойствах и связях объектов, процессов и действий). Формы существования знаний – образная и знаковая (изобразительная, схематическая, модельная языковая, символическая).

3.2. Свойства и характеристики знаний субъекта: по содержанию – полнота, степень обобщенности, систематичности, логической строгости, уровень эмпиричности–теоретичности, конретности–абстрактности, по форме презентации – образная, знаковая, по психологическим параметрам – способ построения и закрепления в учении (из сообщения, путем выведения или поиска), степень интериоризации и готовности к воспроизведению (узнавание, актуализация в речевом и внутреннем плане), степень осознанности («автоматизированности»), скорость и напряженность воспроизведения знаний, прочность и др.

Тема 4. Процесс учения, его состав и свойства.

4.1. Основные фазы процесса учения. Общая характеристика. Учение как познавательный и мнемический процесс, состоящий соответственно из двух макрофаз – построение новых для обучаемых знаний об объектах, процессах и действиях и их запоминание и закрепление в опыте обучаемых. Соответствие этих фаз стадиям генезиса любого новообразования – возникновению нового и его дальнейшему становлению и упрочению. Свойства процесса учения: результативность, длительность, напряженность. Зависимость свойств учения от его состава.

4.2. Состав, фазы построения знаний и уяснения содержания учебного материала в учении. Эмпирическое и теоретическое познание в условиях обучения как обобщенные составляющие первого макрокомпонента учения – познания объектов, процессов, действий и уяснения содержания знаний о них. Основные операции эмпирического познания в учении – восприятие наблюдаемых характеристик объектов, процессов и способов действий, их дифференциация, обобщение и классификация. Основные процедуры теоретического познания в учении – установление сущности (причин) эмпирических свойств объектов, процессов и действий через неявные связи с их структурой и функциями, или через связи с другими объектами с использованием рефлексии, поисковых действий, моделирования и лежащих в их основе аналитико-синтетических операций. Репродуктивные и продуктивные варианты осуществления процессов познания при работе с учебными сообщениями – восприятие и осмысление содержания письменных и устных сообщений, выделение главного, составление планов. Эвристические операции продуктивного познания в учении – анализ условий задач и проблем, моделирование, включение в новые связи, аналогии, обратная связь и др. Возможные сочетания репродуктивных и продуктивных, эмпирических и теоретических познавательных операций в учении.

4.3. Состав фазы запоминания и закрепления знаний об объектах, процессах и действиях в учении. Память и ее виды как основной процесс, обеспечивающий закрепление знаний в учении. Основные этапы запоминания (интериоризации и автоматизации) – запоминание до уровня узнавания, до уровня воспроизведения с опорой на проговаривание, до уровня воспроизведения без опоры на проговаривание. Виды запоминания при закреплении знаний – непроизвольное и произвольное, непосредственное и опосредованное и их состав. Отработка знаний путем непроизвольного запоминания в действиях порождения и применения знаний. Отработка знаний путем произвольного непосредственного («механического») запоминания. Отработка знаний путем произвольного опосредованного запоминания. Основные приемы опосредования – кодирование содержания с помощью искусственных знаков, схематизаций, графического и образного моделирования, соотнесение и связывание компонентов материала со знаниями, усвоенными ранее и между собой, включение знаний в осмысленную, но искусственную, связанную с ними систему.

Тема 5. Психологические и педагогические факторы эффективности процесса учения.

5.1. Основные психологические факторы учения: 1. познавательные – исходные знания и умения, уровень развития мышления (логики, творчества), понимания речи, памяти, ВПД, внимания, индивидуальные познавательные стили; 2. личностные – мотивация и ценности, воля, самооценка, эмоциональные характеристики. Данные о влиянии познавательных и личностных факторов учащихся на процесс учения.

5.2. Педагогические факторы эффективности учения – содержание и методы обучения, мастерство и личность учителя, характер взаимодействия со сверстниками. Характеристики содержания обучения как фактора эффективности учения – обобщенность и системность знаний, подлежащих усвоению, их полнота, единство и дифференцированность эмпирических и теоретических знаний, логическая строгость, разнообразие форм представления и др. Основные методы обучения как фактор учения: 1) на этапе построения знаний – информационный, дедуктивный и проблемный методы объяснения, 2) на этапе запоминания – методы организации непроизвольного и произвольного, непосредственного и опосредованного запоминания, интериоризации и автоматизации. Дифференцированность содержания и методов обучения, позволяющая учитывать индивидуальные особенности отдельных учащихся и групп учащихся. Мастерство учителя (владение предметом и технологией обучения) и качества его личности (мотивация, ценности, эмпатийность, самооценка, коммуникативные способности) как факторы учения.

Раздел III. Психология воспитания

Тема 6. Введение в раздел «Психология воспитания».

Понятие воспитания в широком и узком смысле слова. Воспитание и социализация. Соотношение понятий воспитание, развитие, становление и формирование личности. Предмет психологии воспитания и его отличие от предмета педагогики как науки о воспитании. Связь психологии воспитания с другими науками и психологическими дисциплинами

Тема 7. Теоретические подходы к воспитанию в психологии.

Процесс воспитания. Общая характеристика субъектов, структуры, свойств и факторов воспитательного процесса. Определение сущности феномена воспитания в зависимости от авторского подхода к трактовке понятия личности.

1. Проблема воспитания в культурно-историческом подходе к развитию психики (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Учение об условиях, источниках и движущих силах развития. Понятия «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность» в свете проблемы воспитания. Требования к воспитанию, вытекающие из культурно-исторического подхода. 2. Психоанализ о воспитании. З. Фрейд о типах стимуляции ребенка как причине развития характера на разных этапах психосексуального развития. Виды невротических характеров, обусловленных  неадекватной стимуляцией. Невротические защиты. А. Адлер о трудностях воспитания детской личности. Развитие идей классического психоанализа в трудах Эго-психологов (А. Фрейд, Э. Эриксон), и их вклад в разработку проблемы воспитания. Семейное воспитание в свете идей современной психоаналитической теории объектных отношений (М. Маллер, Винникот, Фигдор). 3. Проблемы воспитания в теории социального научения (Р. Сирс, А. Бандура, У. Бронфенбреннер). 4. Теория морального развития (Ж. Пиаже и Л. Колберг). 5. Гуманистическая психология и педагогика. Полноценно функционирующая личность как цель воспитания. Психотерапевтические приемы общения как важные средства развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу). Взгляды современных педагогических психологов на сущность процесса воспитания: воспитание как сотрудничество и сотворчество субъектов единого процесса, как создание воспитателем благоприятных условий развития подрастающего поколения, как формирование личности с заданными качествами. Стили воспитания: авторитарный, демократический и либеральный.

Тема 8. Психология воспитания – практике.

8.1. Смещение акцентов психолого-педагогических исследований на решение практических задач. Разработка теории психологической службы и психологического сопровождения детей, подростков, юношей и взрослых.

8.2. Исследование различных аспектов развития  личности детей и взрослых (в первую очередь, родителей и учителей) в рамках систем семейного и общественного воспитания.

8.3. Понятие девиантного поведения и его психологические причины. Роль педагогических психологов в изучении и осуществлении профилактики и реабилитации девиантного поведения методами педагогической психологии.

8.4. Психологические аспекты и проблемы воспитания в процессе обучения. Обеспечение психического развития и эмоционального благополучия обучающихся: индивидуальный подход к учащимся, диагностика и формирование мотивации усвоения знаний, развитие личностных свойств учащихся на материале содержания, методов, форм и средств обучения. Пути совершенствования профессионально важных качеств педагогов.

Примерный перечень контрольных вопросов

  1. Учение и психическое развитие.
  2. Состав построения нового знания как компонента учения.
  3. Состав закрепления нового знания как компонента учения.
  4. Свойства процесса учения.
  5. Познавательные способности как фактор процесса учения.
  6. Мотивация и воля как факторы успешности учения.
  7. Самооценка и эмоциональность как факторы процесса учения.
  8. Содержание обучения по дисциплине как фактор учения.
  9. Методы обучения по дисциплине как фактор учения.
  10. Методы контроля усвоения как фактор успешности учения.
  11. Мастерство и качества личности педагога как факторы успешности учения.
  12. Понятие воспитание. Воспитание в широком и узком смысле слова.
  13. Основные характеристики гуманистической системы воспитания.
  14. Основные признаки авторитарной системы воспитания. Ее плюсы и минусы.
  15. Культурно-исторический подход к изучению личности и проблема воспитания.
  16. Общая характеристика психоаналитической педагогики.
  17. Требования к воспитанию, вытекающие из теории объектных отношений.
  18. Трактовка проблем воспитания в теории социального научения.
  19. Л. Кольберг об уровнях развитии моральных суждений.
  20. К. Роджерс о гуманистическом подходе к развитию полноценно функционирующей личности.
  21. Что такое профилактика и реабилитация девиантного поведения; их связь с решением задач воспитания.
  22. Пути совершенствования профессионально важных качеств педагогов.

Обязательная литература

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 1998.
  2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д.. Теории личности. Спб, 1997.
  4. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии// Ред. И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. Т. 1, М., 1981.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский