Учебная программа «Организационная
психология»
для слушателей программы
дополнительного образования «Основы
психологии»
Автор программы: доктор
психологических наук, профессор, заведующий
лабораторией психологии труда факультета
психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Леонова Анна
Борисовна.
Содержание
Тема 1. Предмет и статус организационной
психологии как комплексной
практико-ориентированной научной дисциплины.
Организационная психология как область
междисциплинарных исследований. История
развития организационной психологии. Специфика
предмета организационной психологии в комплексе
научных дисциплин о трудовой деятельности
человека и управлении персоналом. Основные
направления исследований в организационной
психологии.
Тема 2. Базовые понятия и категории анализа в
организационной психологии.
Труд и работа. Структура трудовой деятельности.
Организационные формы труда. Процесс труда и
трудовые нагрузки. Профессионал и
профессиональная роль. Служащий организации и
должностная позиция. Система прав и обязанностей
служащего организации.
Тема 3. Теории организаций.
Ранние технократические теории организаций (М.
Вебер, Ф.У. Тейлор, А. Файоль). Организация как
социальная общность (Э.Мэйо и др.). Теория X и
теория Y Д. Мак-Грегора. Системные теории
организаций. Организация как открытая системы (Ч.
Бернард, Г. Саймон и др.).
Тема 4. Понятие организации как
социотехнической системы.
Общее определение понятия «организация» в
рамках системного подхода. Типы организаций и их
классификации по целевой направленности.
Основные функции персонала в организациях, их
распределение, понятие «технологии» Структура
организации, функциональные подразделения и
типы взаимодействий персонала. Успешность
работы организации: основные критерии
продуктивности и эффективности деятельности
организаций.
Тема 5. Организации в постиндустриальном
обществе.
Постиндустриальное общество и его особенности.
Изменение основных средств производства в
постиндустриальном обществе. Изменение
образовательных стандартов и требований к
персоналу. Мобильность трудовых ресурсов.
«Экономика знаний» и оценка трудового вклада
работника. Специфика рабочего места и
распределения рабочего времени у персонала
«виртуальных организаций».
Тема 6. Иерархические уровни психологического
анализа деятельности сотрудников организаций.
Трехуровневая модель анализа взаимодействий
персонала в организациях. Особенности анализа
взаимодействий на уровнях (1)
«человек-работа»; (2) «специалист – рабочая
группа/трудовой коллектив»; (3) «служащий –
организация». Основные проблемные области
исследований в организационной психологии,
выделяемые на каждом из уровней организационных
взаимодействий (общая классификация).
Тема 7. Субъективно значимые характеристики
труда и «образ трудовой ситуации».
Социальные ценности и проблема значимости
труда в жизни современного человека.
Концептуальная модель анализа субъективно
значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г.
Олдхема.. Компонентный состав основных
составляющих «образа трудовой ситуации»:
разнообразие, сложность и значимость задач;
автономия исполнения; наличие обратной связи о
достигнутых результатах. Взаимосвязь образа
трудовой ситуации и мотивационных установок
субъекта по отношению к работе (понятие
«потенциальной мотивации»). Использование
методики «Диагностика основных субъективных
характеристик труда (тест JDS) для оценки
индивидуальной привлекательности работы и
риск-факторов для нарушений эффективности труда
работника.
Тема 8. Профессиональный стресс и психическое
здоровье сотрудников организации.
Стресс и психическая напряженность
деятельности. Негативные
социально-экономические последствия стресса в
труде. Стресс и личностное благополучие
сотрудников организации. Определения понятия
«профессиональный стресс». Основные современные
подходы к изучению профессионального стресса:
экологический, трансактный и регуляторный.
Иерархическая модель анализа профессионального
стресса. Комплексная диагностико-превентивная
система «Интегральная диагностика и
коррекция стресса» (ИДИКС), примеры ее
прикладного использования.
Тема 9. Ценностные ориентации работников и
трудовая мотивация персонала.
О понятиях «ценности» и «ценностные
ориентации» человека. Общая классификация
ценностных ориентаций по Г. Олпорту. Взаимосвязь
ценностных ориентаций с актуальными
потребностями профессионала. Понятие трудовой
мотивации. «Пирамида потребностей» по А.Маслоу и
ее приложение к анализу трудовой мотивации
сотрудников организаций. Описательные и
процессуальные теории трудовой мотивации
(теория сбалансированности Дж. Адамса и теория
ожиданий В. Врума). Особенности мотивационной
структуры личности и примеры методик ее
диагностики (методика Э. Шейна «Якоря карьеры»,
тест В.Э. Мильмана «Диагностика мотивационной
структуры личности).
Тема 10. Удовлетворенность трудом и ее влияние
на эффективность деятельности персонала
организаций.
Понятие «удовлетворенность трудом». Внешние
критерии проявлений
удовлетворенности/неудовлетворенности трудом.
Традиционный подход к оценке удовлетворенности
трудом в рамках однофакторной модели.
Двухфакторная теория удовлетворенности трудом
Ф. Херцберга. Различия во влиянии факторов
«мотиваторов» и факторов «контекста» на
субъективное переживание степени
удовлетворенности трудом. Структурные
показатели удовлетворенности трудом (личностные
особенности, взаимосвязь с производительностью
труда, поведенческие установки работников).
Интегральный подход к оценке удовлетворенности
трудом и прогнозирование негативных последствий
снижения удовлетворенности трудом персонала на
уровнях организационного поведения и социальной
макро-среды.
Тема 11. Взаимодействие сотрудников в рабочей
группе и социально-психологический климат в
коллективе.
Группы в организациях. Групповые нормы и
ценности. Внутригрупповые взаимодействия и
ролевые позиции в группе.
Социально-психологический климат в коллективе.
Основные подходы к анализу
социально-психологического климата (Ф. Фидлер,
Л.Г. Почебут). Факторы, влияющие на формирования
социально-психологического климата в группе.
Примеры методик оценки
социально-психологического климата в группе.
Тема 12. Лидерство и управление.
Определение понятий «лидерство» и
«руководство». Особенности ролевых позиций
«руководитель» и «лидер» в группе. Классические
подходы к анализу лидерства и стилей
руководства(авторитарный, демократический,
либеральный). Основные концептуальные подхода к
анализу лидерства: теория черт, опосредующие
теории лидерства, теория атрибуций, теория
харизматического лидерства. Современная
типология стилей руководства на базе применения
метода репертуарных решеток: «ориентация на
задачу» - «ориентация на персонал» (Р. Блейк и А.
МакКэнзи). Методика оценки стиля руководства
Блейка-Мутона.
Тема 13. Организационная культура.
Организационная культура как основной
регулятор поведения коллективного субъекта
труда. Миссия организация и стратегии достижения
организационных целей. Функции и структурные
компоненты организационной культуры. Основные
подходы к изучению организационной культуры.
Современные модели анализа и типологии
организационных культур. Методы диагностики
организационной культуры (методика Дж.Майер - В.А.
Чикер «Субъективная оценка организационной
культуры», тест В.М. Снеткова «Привлекательность
организационной культуры»). Организационная
культура и приверженность персонала к
организации.
Тема 14. Основные направления практической
работы и профессиональная позиция психолога в
организации.
Классификация основных видов
практико-ориентированной деятельности
психолога в организациях. Краткая
характеристика профессиональных задач
психолога в сферах организационной диагностики,
организационного консультирования, оценки
персонала, обучения и переподготовки кадров,
поддержки работоспособности и охраны
психического здоровья персонала. Основные
функциональные позиции психолога в
организациях: исследователь, эксперт,
консультант, наставник, руководитель. Модель
«ролевого кольца» и место психолога во внедрении
оптимизационных мероприятий в организации.
Этические нормы и профессиональные требования к
работе психолога с персоналом организации.
Примерный перечень контрольных вопросов
- Предмет и основные направления исследований в
области организационной психологии.
- История развития и междисциплинарный статус
организационной психологии.
- Классические теории организаций:
технократический подход и «школа человеческих
отношений»..
- Системный подход к анализу организационных
взаимодействий. Понятие организации как
социотехнической системы.
- Постиндустриальное общество и формирование
организаций нового типа.
- Основные уровни анализа взаимодействий
персонала организаций: иерархическая модель.
- Новые формы труда и особенности
организационных взаимодействий в
постиндустриальном обществе.
- Проблема «образа трудовой ситуации» и
Модель субъективно-значимых характеристик труда
Дж. Хаккмана и Г. Олдхема.
- Профессиональный стресс и современные подходы
к его изучению.
- Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
персонала организаций. Основные концепции и
модели.
- Групповые взаимодействия и
социально-психологический климат в коллективе
- Руководство и лидерство: базовые теории и
современные концепции стилей управления.
- Организационная культура: содержание понятия,
модели анализа и типы организационных культур.
- Типы прикладных исследований и основные
функциональные роли психолога в организациях.
- Модель «ролевого кольца» и сферы компетенций
организационного психолога.
Обязательная литература
- Организационная психология. Учебник (под ред.
А.Б.Леоновой). М.: ИНФРА-М. 2013. (Главы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11 12,
15, 17, 22).
- Занковский А.Н. Организационная психология. М.:
Флинта. МПСИ. 2002. (Главы 1, 5 6, 7, 8, 12)
- Кирхлер Э., Майер-Прести К., Хофманн Е.
Психологические теории организаций. Серия
«Психология труда и организационная
психология», выпуск 5. Харьков: Изд-во
«Гуманитарный Центр». 2005. (Главы 1, 4, 5).