Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Учебная программа
«Анатомия ЦНС и нейрофизиология»

для слушателей программы дополнительного образования «Основы психологии»

Автор программы доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Дубынин Вячеслав Альбертович

Раздел I

Тема 1. Общие представления о строении нейронов и нервной системы.

Разнообразие нервных клеток. Цепи и сети нейронов. Рефлекторная дуга. Общая характеристика основных отделов ЦНС и их функций. Химический состав живых организмов; многообразие функций белков. Внутреннее строение нейронов.  Нейроглиальные клетки, их функции. Эмбриогенез нервной системы.

Тема 2. Анатомическая организация и функции спинного мозга.

Сегменты спинного мозга и спинномозговые ганглии. Серое вещество спинного мозга. Сенсорные, вегетативные и двигательные функции серого вещества; промежуточное ядро. Рефлексы спинного мозга (моно- и полисинаптические). Белое вещество спинного мозга. Связи спинного и головного мозга.

Тема 3. Вегетативная нервная система. Черепные нервы.

Симпатическая и парасимпатическая составляющие ВНС, их функциональный антагонизм, роль в поддержании гомеостаза и реакции на стресс. Вегетативные центры ЦНС и вегетативные ганглии. Черепные нервы: двигательные, сенсорные и парасимпатические; разнообразие их функций.

Тема 4. Продолговатый мозг и мост: строение и функции.

Дыхательный центр; основные принципы управления дыханием; роль внутренней чувствительности. Сосудодвигательный центр; управление деятельностью сердца и тонусом сосудов. Проведение вкусовых, слуховых и вестибулярных сигналов. Центры сна и бодрствования, их взаимодействие.

Тема 5. Средний мозг. Промежуточный мозг.

Четверохолмье и ориентировочный рефлекс. Двигательные центры среднего мозга. Таламус как информационный фильтр и центр внимания. Терморегуляторная функция гипоталамуса. Гипоталамус и миндалина как центры биологических потребностей. Центры голода, жажды, полового и родительского поведения, страха, агрессии. Роль гормонов, а также сигналов из внешней и внутренней среды.

Тема 6. Сенсорные системы организма человека. Зрение.

Общие принципы организации, разнообразие, кодировка количества и качества сигналов.Глаз; фоторецепторы и зрительные пигменты. Подкорковые зрительные центры. Зрительная кора (первичная, вторичная и третичная). Бинокулярное зрение и узнавание зрительных образов.

Тема 7. Слух и вестибулярная система.

Волосковые рецепторы и особенности их функционирования. Внутреннее ухо. Вестибулярная система: периферическое звено и центры головного мозга. Вестибулярные рефлексы. Строение и работа улитки. Подкорковые слуховые центры. Слуховая кора (первичная, вторичная и третичная). Узнавание слуховых образов. Зоны Вернике и Брока.

Раздел II

Тема 8. Потенциал покоя и потенциал действия нервных клеток.

Методы регистрации электрических процессов в нейронах. Роль ионов калия, Na-K-насосов и АТФ. Потенциал действия нервных клеток. Свойства электрочувствительных натриевых и калиевых каналов. Порог запуска ПД. Проведение ПД, роль миелиновых оболочек. Нейроны – водители ритма. Местные анестетики.

Тема 9. Строение и работа синапса.

Химический синапс. Жизненный цикл медиатора: синтез, выброс в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами, пути инактивации. Постсинаптические потенциалы (ВПСП и ТПСП) и запуск ПД. Вторичные посредники. Агонисты и антагонисты медиаторов. Основные медиаторы нервной системы.

Тема 10. Ацетилхолин и норадреналин – главные медиаторы периферической НС.

Ацетилхолин (Ацх) и норадреналин (NE), их синтез и вегетативные эффекты. Никотиновые и мускариновые рецепторы. Нервно-мышечный синапс. Никотиновая зависимость. Ацх-эстераза и ее блокаторы. Типы адренорецепторов. NЕ в головном мозге: роль голубого пятна. NЕ, адреналин и реакция на стресс.

Тема 11. Глутаминовая кислота и ГАМК – главные медиаторы ЦНС.

Глутаминовая кислота и ГАМК: синтез, типы рецепторов, инактивация. Нарушение баланса медиаторов-аминокислот как причина многих отклонений деятельности мозга (повышенная тревожность, нарушения сна, эпилепсия, СДВГ). Транквилизаторы, ноотропы, , снотворные и противосудорожные препараты.

Тема 12. Дофамин и серотонин: медиаторы психоэмоциональной сферы.

Дофамин: синтез, типы рецепторов. Черная субстанция; паркинсонизм и его лечение. Шизофрения и нейролептики. Психомоторные стимуляторы. Серотонин (5-НТ): периферические и центральные эффекты. Центральное серое вещество среднего мозга и ядра шва. 5-НТ-рецепторы, их разнообразие и функции. МАО и антидепрессанты.

Тема 13. Глицин, гистамин, аденозин, медиаторы-пептиды. Алкоголь.

Глицин и гистамин – медиаторы ЦНС. Энкефалины и опиоиды. Вещество Р, другие регуляторные пептиды. Аденозин и кофеин. Каннабиноиды. Факторы роста нервов (нейротрофины), стволовые клетки нервной ткани. Мозг и алкоголь. Общая классификация нейротропных препаратов.

Раздел III

Тема 14. Двигательные системы мозга.

Типы движений и моторные области ЦНС. Врожденные и приобретенные двигательные рефлексы. Локомоция: центры конечностей, тонические и фазические управляющие влияния. Произвольные движения: премоторная и моторная кора. Автоматизация движений: мозжечок и базальные ганглии.

Тема 15. Механизмы обучения (кратковременной и долговременной памяти).

Модификация синапсов как основа процессов обучения. Суммация и ее пресинаптические механизмы. Долговременная потенциация: роль NMDA-рецепторов и гиппокампа. Импринтинг и ассоциативное обучение: общность молекулярных процессов. Роль подкрепляющих систем мозга в формировании долговременной памяти.

Тема 16. Высшие (ассоциативные) области коры больших полушарий.

Ассоциативная теменная кора как зона формирования речевых центров. Речевая модель внешнего мира. Ассоциативная лобная кора: выбор и запуск поведенческих программ; критерии выбора. Поясная извилина и оценка результатов поведения. Нейрофизиологические основы мышления и сознания.

Примерный перечень контрольных вопросов:

  1. Что такое сома нейрона? Какими могут быть ее форма и размеры?
  2. Охарактеризуйте особенности строения и функции дендритов и аксонов.
  3. Как называется электрический импульс, с помощью которого сигнал передается по мембране нейрона? Какова его средняя длительность и амплитуда?
  4. Что такое синапс и какие процессы в нем происходят?
  5. Какую роль играют в ЦНС медиаторы?
  6. Каковы функции сенсорных нейронов, двигательных и вегетативных нейронов, вставочных нервных клеток (интернейронов)?
  7. Назовите главный возбуждающий и главный тормозный медиаторы ЦНС, а также еще не менее 3-х медиаторов.
  8. Что Вы знаете о типах глиальных клеток? Каковы их функции?
  9. Перечислите отделы спинного мозга (СМ) и число сегментов в каждом из них.
  10. Какими областями («этажами») тела управляет каждый из отделов СМ?
  11. Какие жизненно важные функции выполняют продолговатый мозг и мост?
  12. В чем общность функций мозжечка и базальных ганглиев больших полушарий?
  13. Какими типами движений управляют древняя и старая части мозжечка?
  14. Какая область мозжечка связана с управлением тонкими движениями пальцев?
  15. Каковы функции четверохолмья среднего мозга?
  16. Какая структура среднего мозга является главным центром сна?
  17. Какова функция черной субстанции – ядра, расположенного в ножках среднего мозга.
  18. К какому отделу головного мозга относятся гипофиз и эпифиз?
  19. Кратко охарактеризуйте функции таламуса.
  20. С реализацией каких трех видов деятельности ЦНС связан гипоталамус?
  21. Чем образовано мозолистое тело больших полушарий?
  22. Каковы функции древней коры больших полушарий? Где она расположена?
  23. Назовите наиболее значимую структуру, входящую в состав старой коры больших полушарий. Какова главная функция этой структуры?
  24. В каких долях находятся зрительная и слуховая области коры больших полушарий?
  25. Центры двух сенсорных систем находятся внутри боковой (латеральной, Сильвиевой) борозды больших полушарий. Что это за системы?
  26. В какой области больших полушарий расположена двигательная кора? Как она организована?
  27. В какой области больших полушарий расположена соматосенсорная кора (болевая, кожная и мышечная чувствительность)? Как она организована?
  28. Кратко охарактеризуйте функции ассоциативной теменной коры.
  29. Какие потоки информации сходятся в ассоциативной лобной коре? Почему ее называют «главным центром управления поведением»?
  30. Где находится и какие функции выполняет поясная извилина – третья наиболее крупная ассоциативная область коры больших полушарий?
  31. Какое вещество содержится в организме человека в наибольшем количестве?
  32. Какие ионы оказывают на нейроны активирующее действие, а какие – участвуют в торможении нервных клеток?
  33. Приведите примеры моно- и полисахаридов. Каковы их функции в организме человека?
  34. Опишите химическое строение липидов (в том числе, фосфолипидов).
  35. Как устроены клеточные мембраны?
  36. Опишите химическое строение аминокислоты. Сколько типов аминокислот входят в состав белков нашего организма?
  37. Что такое первичная, вторичная и третичная структура белка?
  38. Что из себя представляет и какую функцию выполняет активный центр белка?
  39. Охарактеризуйте два типа белков-ферментов.
  40. Приведите пример транспортного белка крови.
  41. В чем сходство и различие белков-каналов и белков-насосов?
  42. Какую функцию выполняют белки-рецепторы. Приведите пример.
  43. Что такое ген и какую информацию он несет?
  44. Какова функция РНК и рибосом?
  45. Охарактеризуйте строение и функции эндоплазматической сети (ЭПС).
  46. Как устроен и функционирует комплекс Гольджи?
  47. Какие группы веществ выводятся из клеток при экзоцитозе содержимого везикул?
  48. Как устроены и функционируют митохондрии?
  49. Какую роль в жизнедеятельности клетки играет АТФ?
  50. С помощью какого метода можно измерить заряд цитоплазмы нейрона?
  51. Дайте определение потенциалу покоя (ПП) нервной клетки.
  52. Что представляет собой Na+-К+-насос и как он работает?
  53. Каково соотношение концентрации Na+ в межклеточной среде и цитоплазме нейрона?
  54. Каково соотношение концентрации К+ в межклеточной среде и цитоплазме нейрона?
  55. Что такое диффузия и от чего она зависит?
  56. Что останавливает диффузию ионов К+ из цитоплазмы нейрона в межклеточную среду?
  57. Каким должен быть ПП нейронов с высоким уровнем возбудимости? Для выполнение каких функций нужны такие нейроны (приведите пример)?
  58. Каким должен быть ПП нейронов с низким уровнем возбудимости? Для выполнение каких функций нужны такие нейроны (приведите пример)?
  59. Дайте определение потенциалу действия (ПД). Какова его функция в нервных клетках?
  60. Что такое порог запуска ПД и пороговый стимул?
  61. С движением каких ионов и в каком направлении связаны фазы ПД?
  62. Сравните строение электрочувствительных Na+ и К+-каналов нейрона. В чем состоит потенциал-зависимый принцип работы их створок?
  63. Опишите движение малой створки Na+-канала на разных этапах ПД.
  64. Опишите движение большой створки Na+-канала на разных этапах ПД.
  65. Опишите движение створки К+-канала на разных этапах ПД.
  66. Нарисуйте положение створок Na+ и К+-каналов на уровне ПП.
  67. Нарисуйте положение створок Na+ и К+-каналов в середине восходящей фазы ПД.
  68. Нарисуйте положение створок Na+ и К+-каналов на нисходящей фазе ПД сразу после опускания ниже уровня -50 мВ.
  69. Что такое тетродотоксин? Каков механизм его действия на генерацию ПД?
  70. Опишите механизм распространения ПД по мембране нейрона. Чему равна примерная скорость такого распространения?
  71. Опишите механизм распространения ПД по миелинизированному аксону. Как зависит скорость этого процесса от диаметра волокна?
  72. Каков механизм действия препаратов – местных анестетиков. Приведите пример такого препарата.
  73. Что Вы знаете о батрахотоксине? Каков механизм его действия на нервные клетки?
  74. Как устроен и работает электрический орган рыб?
  75. Опишите схему поперечного строения спинного мозга.
  76. Каковы функции передних, задних и боковых рогов спинного мозга.
  77. Что вы знаете о спинномозговых ганглиях и вегетативных ганглиях?
  78. Каковы функции симпатической нервной системы? Где находятся ее центры?
  79. Каковы функции парасимпатической нервной системы? Где находятся ее центры?
  80. Как влияет симпатическая нервная система на диаметр бронхов, работу сердца и ЖКТ, тонус сосудов?
  81. Нарисуйте дугу сгибательного рефлекса спинного мозга.
  82. Нарисуйте дугу коленного рефлекса.
  83. Сравните свойства коленного рефлекса и рефлекса сгибания.
  84. Приведите несколько примеров других врожденных двигательных рефлексов человека.
  85. Где находятся инспираторные и экспираторные центры головного мозга? Какие факторы увеличивают частоту дыхания?
  86. За счет каких процессов в дыхательных центрах развивается вдох и запускается выдох?
  87. Как сосудодвигательный центр управляет работой сердца, и где он находится?
  88. В чем заключаются рефлексы Гольца и Даньини-Ашнера?
  89. В чем состоит феномен дыхательной аритмии? Каков его исходный биологический смысл?
  90. Как гипоталамус и кора больших полушарий влияют на дыхание и частоту сокращений сердца?
  91. Что представляет собой кожно-гальваническая реакция? Как ее зарегистрировать?
  92. Какую информацию несет кожно-гальваническая реакция и изменение диаметра зрачка?
  93. Какие типы вкусовых рецепторов связаны с «хорошим» вкусом? Какие врожденные рефлексы они запускают?
  94. Какие типы вкусовых рецепторов связаны с «плохим» вкусом? Какие врожденные рефлексы они запускают?
  95. Охарактеризуйте две группы рефлексов, запускаемых посредством вестибулярных сигналов.
  96. Сравните функции верхних и нижних холмиков четверохолмия. Что такое нейроны-детекторы новизны?
  97. В чем состоят проявления ориентировочного рефлекса?
  98. Где находятся нейроны-терморецепторы гипоталамуса и на что они реагируют?
  99. Какие реакции запускаются при перегреве и переохлаждении?
  100. Опишите общее строение синапса. Что Вы знаете о разнообразии синапсов?
  101. Какие вещества участвуют в процессе синтеза медиатора?
  102. Образование медиатора может происходить в соме либо в пресинаптическом окончании. В чем сходство и различие этих ситуаций?
  103. Что такое «экзоцитоз» медиатора и «круговорот везикул» в пресинаптическом окончании?
  104. По какой причине открываются электрочувствительные Са2+-каналы пресинаптического окончания?
  105. Какую функцию выполняет Са2+, входящий в пресинаптическое окончание?
  106. Каким образом Са2+ удаляется из пресинаптического окончания и зачем это происходит?
  107. Как влияют на работу синапса хлорид кальция и магнезия? Почему?
  108. Как изменяет работу синапса и нервной системы в целом токсин бактерии ботулизма?
  109. Почему яд каракурта вызывает сначала судороги, а затем паралич?
  110. Что такое «вторичные посредники» и какую роль они играют в жизнедеятельности клетки?
  111. Назовите два примера веществ – вторичных посредников. Каковы их функции?
  112. Дайте определение хемочувствительным ионным каналам.
  113. Что такое ВПСП? Каковы его параметры и функция?
  114. Опишите явления временной суммации ВПСП и пространственной суммации ВПСП.
  115. Охарактеризуйте ТПСП, связанные с выходом К+ и входом Сl-.В чем состоит их значение?
  116. По какому принципу происходит взаимодействие ВПСП и ТПСП на мембране нейрона? Каков может быть результат этого взаимодействия?
  117. В чем состоит функциональное назначение систем инактивации медиаторов? К чему приведет блокада систем инактивации?
  118. Охарактеризуйте три пути инактивации медиатора.
  119. Какой из путей инактивации медиатора самый быстрый и почему?
  120. Какой из путей инактивации медиатора называют «самым экономным» и почему?
  121. Сравните принципы работы ионотропных и метаботропных рецепторов.
  122. Охарактеризуйте понятие «агониста рецептора». В чем состоит принцип действия агонистов?
  123. Какую функцию выполняет «защитная» часть молекул агонистов и антагонистов рецепторов?
  124. Охарактеризуйте понятие «антагониста рецептора». В чем состоит принцип действия антагонистов?
  125. Расскажите о витальных потребностях (по П.В. Симонову).
  126. Расскажите о зоосоциальных потребностях (по П.В. Симонову).
  127. Расскажите о потребностях саморазвития (по П.В. Симонову).
  128. Расскажите о реакциях сопереживания.
  129. Каков биологический смысл территориального поведения и как оно проявляется?
  130. Расскажите о типах исследовательского поведения.
  131. Расскажите о типах подражательного поведения.
  132. В чем биологический смысл рефлексов свободы и игрового поведения.
  133. Расскажите о груминге и рефлексе экономии сил.
  134. Где находятся и с какими функциями связаны миндалина и гипоталамус?
  135. Где находятся центры голода и пищевого насыщения? К чему приводит их повреждение?
  136. Какие факторы влияют на работу центров пищевой мотивации?
  137. Что вы знаете о лептине?
  138. Где находятся и под влиянием каких факторов активируются центры жажды?
  139. Расскажите о вазопрессине (где и как выделяется, какова функция).
  140. Где находятся центры полового поведения? Какие факторы запускают половое поведение?
  141. Расскажите о лютеинизирующем и фолликулостимулирующем гормонах. Каковы их функции? Что вы знаете о люлиберине?
  142. Расскажите об андрогенах и их эффектах.
  143. Что вы знаете о прогестероне и его эффектах?
  144. Расскажите об эстрогенах и их эффектах.
  145. Где находятся центры материнского поведения? Под влиянием каких сенсорных стимулов они активируются?
  146. Какие гормоны активируют материнское поведение? Приведите примеры нейро-эндокринных рефлекторных дуг.
  147. Что такое пассивно- и активно-оборонительное поведение? Приведите примеры.
  148. Как связаны выраженность активно-оборонительного поведения, пассивно-оборонительного поведения и темперамент?
  149. Какой смысл вкладывается в понятия «положительное подкрепление» и «отрицательное подкрепление». Как связаны эти типы подкрепления и эмоции?
  150. Какое действие на ЦНС оказывают агонисты Glu? Что Вы знаете о домоевой кислоте?
  151. Перечислите типы клеток – рецепторов вкуса. Что такое umami и «синдром китайского ресторана»?
  152. Какие ионы пропускают Glu-рецепторы? Как это связано с нейротоксическим действием глутамата?
  153. Опишите особенности строения и функционирования NMDA-рецептора.
  154. Почему именно Glu-рецепторы можно назвать «белками памяти»?
  155. Расскажите о эффектах мемантина и кетамина.
  156. Каков механизм действия и практическое применение ламотриджина?
  157. Как происходит инактивация Glu и ГАМК?
  158. Охарактеризуйте химическое строение глутаминовой кислоты и ГАМК.
  159. Почему ГАМК имеет особое значение для деятельности систем внимания и двигательного контроля? Докажите на примере СДВГ.
  160. Что Вы знаете об аминалоне и его практическом применении?
  161. Каковы свойства ноотропов как особой группы лекарственных препаратов?
  162. Чем отличается действие на нервную систему ноотропила и СЕМАКСА?
  163. Охарактеризуйте два типа рецепторов ГАМК. Чем они сходны и в чем различны?
  164. Расскажите о бикукулине и пикротоксине.
  165. Какими свойствами характеризуются барбитураты? Приведите примеры барбитуратов (не менее 3-х).
  166. Когда открыты и какими свойствами характеризуются бензодиазепины? Приведите примеры бензодиазепинов (не менее 3-х).
  167. Каков механизм действия и практическое применение вальпроатов?
  168. На какие области (и функции) ЦНС влияют транквилизаторы (анксиолитики)? За счет чего развиваются их побочные эффекты?
  169. Каковы симптомы, обусловленные синдромом отмены транквилизаторов и снотворных?
  170. Какие агонисты ГАМК лучше использовать как снотворные, а какие – для наркоза? Почему?
  171. Что Вы знаете о причинах и симптомах эпилепсии?
  172. Что такое СДВГ? Каковы его проявления? Как их ослабить?
  173. Нарисуйте и прокомментируйте S-образную кривую обучения по Павлову.
  174. Какие мозговые центры участвуют в формировании «Павловского» условного рефлекса слюноотделения?
  175. Какие мозговые центры участвуют в формировании условного рефлекса – прыжка на полку?
  176. В чем биологический смысл условных рефлексов и их основное преимущество по сравнению с безусловными?
  177. Опишите суммацию как поведенческий феномен (в том числе эксперименты на аплизии). Почему можно говорить, что в данном случае мы имеем дело с простейшим типом памяти?
  178. Как устроена рефлекторная дуга, отвечающая за суммацию у аплизии?
  179. Каков синаптический механизм суммации? Какую роль в этом процессе играют ионы кальция?
  180. Опишите долговременную потенциацию как поведенческий феномен.
  181. Опишите механизм и причины «выбивания» магниевых пробок и их возвращения на место. Что происходит при этом с памятью?
  182. Какова функция круга Пейпеза и какие структуры в него входят?
  183. Что Вы знаете о строении, расположении и функциях гиппокампа?
  184. Опишите импринтинг как поведенческий феномен на примере экспериментов Лоренца.
  185. Охарактеризуйте основные черты импринтинга. Чем он отличается от всех остальных типов памяти?
  186. Перечислите основные типы импринтинга, приведите примеры.
  187. Что происходит с синапсами на входе в обучающийся нейрон в процессе импринтинга.
  188. Каковы молекулярные механизмы импринтинга? Какова роль ДНК и рибосом?
  189. Чем молекулярный механизм ассоциативного обучения отличается от механизма импринтинга?
  190. Почему круг Пейпеза необходим для ассоциативного обучения и формирования долговрем. памяти?
  191. Какие последствия вызывают двусторонняя травма гиппокампа и его электрическая стимуляция?
  192. Перечислите основные условия ассоциативного обучения (по Павлову).
  193. «Память – сетевой свойство нейронов коры больших полушарий». Поясните эту фразу. Почему не существует «молекул памяти», специфически связанных с запоминаем той или иной информации?
  194. Что такое «положительное» и «отрицательное» обучение? С какими центрами подкрепления они связаны?
  195. Назовите и кратко охарактеризуйте три составляющих «стандартной» сенсорной системы.
  196. Какие рецепторы называются первично-чувствующими? Приведите примеры. Как выглядит обонятельный рецептор?
  197. Какие рецепторы называются вторично-чувствующими? Приведите примеры. Как выглядит вкусовой рецептор?
  198. Что такое «рецепторный потенциал»? Как он возникает и какую роль играет в работе сенсорных систем?
  199. Как происходит кодировка «количества» сенсорного сигнала?
  200. Как выглядит реакция кожного рецептора на подпороговый, слабый и сильный стимулы?
  201. Сформулируйте топический принцип организации сенсорных систем. Поясните его на примере соматотопических отношений.
  202. Как происходит кодировка «качества» сенсорного стимула? Что является «количеством» и «качеством» в зрительной и соматосенсорной системах?
  203. Как происходит кодировка «качества» сенсорного стимула? Что является «количеством» и «качеством» в вестибулярной и слуховой системах?
  204. Какова функция хрусталика?
  205. Охарактеризуйте основные типы движений глаз.
  206. Каков принцип работы фоторецептора? На чем основана генерация им рецепторного потенциала?
  207. Опишите строение и свойства палочек. Что такое родопсин?
  208. Опишите строение и свойства колбочек. Чем различаются родопсины разных типов?
  209. Чем отличаются функции палочек и колбочек?
  210. «Цветовое многообразие мира представляет собой зрительную иллюзию». Поясните эту фразу.
  211. Несмотря на то, что в зрительном нерве лишь около 1 млн. волокон («пикселей»), мы видим в итоге весьма детализированную картину внешнего мира. За счет чего это становится возможным?
  212. Кратко охарактеризуйте функцию передних ядер гипоталамуса с точки зрения обработки зрительной информации.
  213. Охарактеризуйте основные центры сна и бодрствования головного мозга.
  214. Какова функция зрительных центров среднего мозга и таламуса?
  215. Опишите локализацию и функции первичной зрительной коры.
  216. Опишите локализацию и функции вторичной зрительной коры.
  217. Опишите локализацию и функции третичной зрительной коры. Какие зрительные образы являются самыми трудными для узнавания?
  218. Каковы принципы бинокулярного зрения?
  219. Что вы знаете о протезировании зрения и слуха?
  220. Как устроено внутреннее ухо человека?
  221. Нарисуйте волосковый рецептор.
  222. Каков принцип работы волоскового рецептора? На чем основана генерация им рецепторного потенциала?
  223. Какова роль инерции в работе вестибулярных рецепторов?
  224. За счет каких особенностей строения вестибулярного органа происходит различение направлений ускорения?
  225. Чем отличаются функции рецепторов вестибулярных мешочков и каналов?
  226. Какое ускорение всегда на нас действует и как это связано с установкой головы в пространстве?
  227. Какие реакции вызывают вестибулярные сигналы, передаваемые в спинной мозг и средний мозг?
  228. Какие реакции вызывают вестибулярные сигналы, передаваемые в таламус и вестибулярную кору?
  229. Где расположена и с какими зонами соседствует вестибулярная кора больших полушарий?
  230. Опишите общее строение среднего уха и роль слуховой трубы.
  231. Опишите систему барабанной перепонки и овального окна как усилителя колебаний окружающей среды.
  232. Опишите общее строение улитки в поперечном разрезе.
  233. Сравните «тонотопические» теории Гельмгольца и Бекеши.
  234. Как связано с расстоянием от овального окна различение внутри улитки различение звуков различной тональности?
  235. Каков диапазон нормального слуха человека? Какие частоты входят в речевой диапазон?
  236. Какова роль наружных и внутренних волосковых клеток улитки?
  237. «Улитка представляет собой частотно-амплитудный анализатор». Поясните эту фразу.
  238. Приведите примеры спектров различных звуковых сигналов.
  239. Каковы функции слуховых ядер продолговатого мозга и моста («ромбовидной ямки»)?
  240. Каковы функции слуховых ядер среднего мозга и таламуса?
  241. Опишите локализацию и функции первичной слуховой коры.
  242. Опишите локализацию и функции вторичной слуховой коры. Какие слуховые образы она узнает врожденно?
  243. Опишите локализацию и функции третичной слуховой коры. Какие слуховые образы являются самыми трудными для узнавания?
  244. Что делают и как связаны между собою зоны Вернике и Брока?
  245. В чем состоял опыт Отто Лёви, позволивший высказать предположение о химической природе передачи сигнала в синапсах вегетативной нервной системы?
  246. Один и тот же медиатор может влиять на несколько типов рецепторов, причем агонисты и антагонисты этих рецепторов будут разными. За счет чего это возможно?
  247. Как называются два главных типа рецепторов к Ацх? Почему они так названы?
  248. Как устроен никотиновый рецептор? Какие ионы он способен пропускать?
  249. Как влияют на работу никотинового рецептора курарин и альфа-нейротоксин?
  250. Охарактеризуйте свойства мускаринового рецептора. За счет чего мускариновый рецептор в одних случаях запускает ВПСП, а в других – ТПСП?
  251. Какие нейроны, образующие волокна периферической нервной системы, выделяют Ацх?
  252. В каких синапсах периферической нервной системы сигнал передают никотиновые рецепторы, а в каких - мускариновые рецепторы?
  253. Какие черепные нервы проводят сигналы парасимпатической системы? Что это за сигналы? (см. лекцию о рефлексах).
  254. Какие черепные нервы содержат аксоны мотонейронов? Какими мышцами они управляют?
  255. Что такое двигательная единица? От чего зависит число входящих в ее состав мышечных клеток?
  256. Какова длительность сокращения клетки скелетной мышцы? Какие белки его обеспечивают?
  257. Опишите строение нервно-мышечного синапса. Какая величина ВПСП для него характерна?
  258. Каким  образом ПД мышечной клетки приводит к росту концентрации Са2+ в ее цитоплазме?
  259. Какую функцию выполняет Са2+, выходящий в цитоплазму мышечной клетки?
  260. Опишите особенности влияния никотина на работу вегетативной нервной системы.
  261. Что вы знаете об Ацх-нейронах головного мозга? Какие Ацх-рецепторы работают в центральных синапсах?
  262. Опишите особенности влияния никотина на работу головного мозга.
  263. Охарактеризуйте феномен «привыкания» к препаратам, действующим на ЦНС.
  264. Что такое «синдром отмены» и с чем он связан?
  265. Что происходит в результате формирования зависимости от наркотического (лекарственного) препарата?
  266. Охарактеризуйте свойства и физиологическую активность мускарина и атропина.
  267. Где расположена и какие функции выполняет ацетилхолинэстераза?
  268. Приведите примеры блокаторов Ацх-эстеразы и опишите опасные для жизни последствия их применения.
  269. Расскажите о миастении и ее лечении.
  270. Какие вещества последовательно превращаются друг в друга при образовании NE и адреналина?
  271. Расскажите об альфа-адренорецепторах.
  272. Расскажите о бета-адренорецепторах.
  273. Расскажите об эфедрине.
  274. Каково клиническое применения нафтизина и галазолина?
  275. В какой ситуации и почему используется сальбутамол?
  276. При каком заболевании используются клофелин и атенолол? Каковы механизмы их действия?
  277. За счет каких влияний симпатической НС растет частота и сила сердечных сокращений?
  278. Что такое пресинаптическое аутоторможение в NE-синапсах? В чем состоит его смысл?
  279. Что такое «гомеостаз»?
  280. За счет чего происходит сужение и расширение сосудов головного мозга?
  281. Расскажите об управлении тонусом сосудов мышц. Как изменяется кровоток через мышцу при физической нагрузке?
  282. Как регулируется кровоток через сосуды сердца?
  283. За счет чего происходит сужение и расширение сосудов ЖКТ?
  284. Как регулируется кровоток кожи? Почему при стрессе на лице человека могут появляться красные пятна?
  285. Что является первопричиной развития воспаления? Как связаны проявления воспаления и тонус сосудов?
  286. Как можно снять симптомы насморка?
  287. С чем связано развитие астмы и как можно ослабить (устранить) ее симптомы?
  288. Расскажите о строении и работе «брюшного мозга» – плексуса ЖКТ.
  289. Где расположено голубое пятно и куда направляются его аксоны?
  290. Нейроны голубого пятна обеспечивают «психическое сопровождение стресса». Какие  5 групп эффектов Вы можете перечислить в подтверждение этого?
  291. Может ли возникнуть зависимость от NE? Приведите несколько примеров.
  292. Охарактеризуйте 3 группы стрессогенных стимулов, активирующих центры заднего гипоталамуса.
  293. Каким образом сигнал из ЦНС передается к клеткам надпочечников?
  294. Каковы свойства клеток мозгового вещества надпочечников? Какие гормоны они выделяют? Какова их функция?

Обязательная литература

  1. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. М., Дрофа, 2010.
  2. Никколс Дж.Г., Мартин А.Р. и др. От нейрона к мозгу. М., Либроком, 2012.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский