Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Учебная программа
«Общая психология»

для слушателей программы дополнительного образования «Основы психологии»

Автор программы: кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Капустин Сергей Александроваич

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки.

Различные значения термина “психология”. Донаучные (Тайлор) и философские (Платон, Аристотель, Декарт) представления о душе. Характеристика и классификация явлений сознания. Неосознаваемые психические явления. Определения психики и сознания. Психология как наука. Специфика научного психологического знания по сравнению с житейским. Способ получения, хранения и передачи научного знания. Типы научных объяснений. Критерии хорошей теории. Наука и псевдонаука. Научные и псевдонаучные психологические практики. Классификация основных отраслей психологической науки. Психофизическая проблема: варианты ее постановки и пути решения.

Тема 2. Становление предмета научной психологии.

Предмет и задачи психологии сознания, характеристика основных направлений (Вундт, Титченер, Джеймс). Основные свойства сознания. Метод интроспекции: виды, возможности и ограничения. Специфика субъективного отчета. Предмет и задачи психологии поведения. Классический бихевиоризм (Уотсон) и необихевиоризм (Толмен). Понятие промежуточной переменной. Характеристика оперантного научения (Скиннер). Бессознательное как предмет психологии. Явления, изучаемые в классическом психоанализе (Фрейд). Метод свободных ассоциаций. Коллективное и индивидуальное бессознательное, функция бессознательного (Юнг). Явления и понятие установки (Узнадзе). Общая характеристика гештальтпсихологии: основной принцип и феномены его иллюстрирующие. Основные современные психологические направления.

Тема 3. Деятельностный подход в психологии. Строение индивидуальной деятельности человека.

Определение деятельности. Понятия потребности и мотива. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Специфика потребностей человека. Понятие мотива. Виды и функции мотивов. Развитие мотивационной сферы. Макроструктура  и уровни анализа деятельности. Понятия действия и операции. Понятие о функциональном органе. Кольцевая регуляция и уровни построения движений.

Тема 4. Возникновение и развитие психики.

Способы адаптации к изменениям среды в биологической эволюции. Приспособительная роль психики. Проблема критериев психики. Понятия раздражимости, биотических и абиотических воздействий. Гипотеза о возникновении чувствительности (Леонтьев, Запорожец). Исследования формирования кожной чувствительности к свету. Деятельностный подход к выделению основных стадий развития психики животных. Характеристика поведения и психического отражения у животных, находящихся на разных стадиях развития психики: элементарной (сенсорной), перцептивной, интеллекта. Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки. Необходимость возникновения сознания.

Тема 5. Строение и развитие сознания. Деятельность и личность.

Социальная природа сознания. Специфика коллективных сознательных представлений (Дюркгейм). Понятие высших психических функций: характеристика и развитие. Представления об интериоризации. Основные образующие сознания: значение, личностный смысл, чувственная ткань. Развитие сознания в онтогенезе. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Деятельностный подход к строению и развитию личности.

Тема 6. Проблема человека в психологии.

Понятия природы и сущности человека. Общая характеристика объективистской гуманистической этики. Понятие продуктивной и непродуктивной личности (Фромм). Характеристика человека в экзистенциальной психологии, понятие экзистенциального вакуума (Франкл). Представления о самоактуализации и самоактуализирующейся личности. Полноценно функционирующий человек (Роджерс). Базовые потребности и метапотребности, их иерархия. Метапатологии. Психологически здоровая личность (Маслоу).

Тема 7. Психология мотивации и воли.

Определение понятий мотива и потребности. Основные классификации потребностей и мотивов. Проблема базовой мотивации, основные стратегии ее выделения. Аутотелическая деятельность, характеристика «опыта потока». Внешняя и внутренняя мотивация, проблема критериев их различения. Общая характеристика теории поля Левина. Понятия жизненного пространства, истинных потребностей, намерения, квазипотребностей, валентности. Запоминание незавершенных действий, эффект Зейгарник. Исследования замещающих действий. Уровень притязаний, процедура его измерения. Оптимум мотивации. Закон Йеркса – Додсона. Мотивационные конфликты и их типы. Когнитивный диссонанс и его исследования. Определение воли. Произвольные и волевые действия, критерии их различения. Виды и характеристика волевых процессов. Проблема свободы воли.

Тема 8. Психология эмоций.

Определение и основные функции эмоций. Эмоция как психотелесное состояние. Физиологические корреляты эмоций. Происхождение выразительных движений человека. Условия возникновения эмоций. Связь эмоций с мотивацией. Классификации эмоциональных явлений. Психофизиологические и эволюционные теории эмоций. Проблема базовых эмоций. Информационная теория эмоций. Эмоции и чувства: теория и исследования любви. Аффекты, их психологическая характеристика, диагностика аффективных следов. Основные виды стрессовых обстоятельств и реакции на стресс. Потенциальные эффекты стресса и факторы, влияющие на устойчивость к нему. Стресс и дистресс. Фрустрация: определения и виды реакций на нее. Тревожность: определения и виды. Защитные механизмы личности: определение, функции и виды.

Тема 9. Индивидуальные особенности человека: способности, темперамент, характер.

Определение способностей. Способности и задатки. Способности и одаренность. Развитие способностей. Сензитивные периоды в развитии способностей. Общее представление об интеллекте и его измерении. Коэффициент интеллекта. Виды и структура интеллекта. Темперамент, его психологическое описание и физиологические основы. Основные компоненты темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Характер и его формирование. Представления о личности и ее развитии в индивидуальной психологии. Характер и индивидуальный жизненный стиль. Соотношение понятий темперамента и характера.

Тема 10. Типологии индивидуальности.

Строение тела, темперамент и характер. Конституциональные типы личности (Кречмер, Шелдон). Психопатии и акцентуации характера: определения, основные признаки, виды, понятие слабого звена (Ганнушкин, Личко). Проблема критериев разграничения нормального и аномального характеров. Общие и функциональные психологические типы (Юнг). Компенсаторная функция бессознательной типической установки. Социально-типическое и индивидуальное в личности. Социальный характер: основные его функции и типы (Фромм). Национальный характер.

Тема 11. Строение личности.

Строение и развитие личности в психологии сознания: чистое и эмпирическое «Я», материальное, социальное и духовное «Я», иерархия структур «Я» (Джеймс). Строение личности в классическом психоанализе: «Сверх-Я», «Оно», «Я» (Фрейд). Строение личности в аналитической психологии: коллективное и индивидуальное бессознательное, «Эго», «Тень», «Персона», «Анима» («Анимус»), «Самость» (Юнг). Строение личности в транзактном анализе: «Родитель», «Взрослый», «Ребенок» (Берн). Виды общения в транзактном анализе. Игры. Личность как совокупность черт: общие и индивидуальные черты личности (Олпорт). Базовые общие черты личности (Кеттел, Айзенк, Норман). Личность как система конструктов: основные положения теории личностных конструктов (Келли). Репертуарный тест ролевых конструктов. Когнитивная сложность личности.

Тема 12. Развитие личности.

Проблема периодизации психического и личностного развития. Теории периодизации (Эльконин, Эриксон). Понятие ведущей деятельности. Самосознание личности. Я-концепция: основные ее составляющие и функции. Развитие чувства «Я». Развитие личности и процессы научения. Теория социального научения: принцип реципрокного детерминизма, научение через наблюдение, виды подкрепления (Бандура). Представление о самоактуализации и самоактуализирующейся личности в гуманистической психологии. Черты самоактуализирующейся личности (Роджерс, Маслоу).

Тема 13. Общее представление об ощущении и восприятии.

Определение восприятия. Объектно- и субъектно-ориентированные процессы восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле. Определение ощущения. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений и рецепторов. Виды образов.

Тема 14. Теории восприятия.

Теории восприятия, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистская теория (Титченер), гештальттеория (Вертхаймер, Келер, Коффка), экологическая теория (Гибсон). Теории восприятия, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу: теория бессознательных умозаключений (Гельмгольц), теория категоризации (Брунер), теория перцептивного цикла (Найссер).

Тема 15. Развитие восприятия.

Проблема врожденного и приобретенного в восприятии: нативистическая и эмпиристическая точки зрения. Примеры экспериментальных исследований. Основные направления развития восприятия: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущения и восприятия. Общее представление о перцептивных действиях и их развитии.

Тема 16. Экспериментальные исследования ощущения и восприятия.

Предмет и задачи психофизики. Пороги ощущений. Чувствительность. Косвенное измерение ощущений. Закон Фехнера. Прямое измерение ощущений. Закон Стивенса. Теория обнаружения сигналов. Восприятие пространства. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Определение и виды константности восприятия. Процедура измерения константности. Теории константности. Экологический подход к восприятию пространства, движения, константности восприятия. Виды оптических искажений. Проблема перцептипной адаптации к инвертированному зрению и ее экспериментальные исследования. Феномены псевдоскопического восприятия, их описание и объяснение. Создание искусственных органов чувств, формирование у слепых «кожного зрения». Исследования восприятия в школе «Новый взгляд».

Тема 17. Общее представление о мышлении и речи.

Определение мышления. Виды мышления: аутистическое – реалистическое, абстрактное – конкретное, теоретическое – практическое, творческое – критическое, наглядно-действенное – наглядно-образное – словесно-логическое. Язык и речь: основные единицы языка, функции и виды речи.

Тема 18. Теории мышления.

Теории мышления как процесса решения задач: теория мышления как процесса восполнения комплекса (Зельц), гештальттеория продуктивного мышления (Дункер), информационная теория мышления (Ньюэлл, Саймон). Теория мышления как процесса обобщенного и опосредованного познания действительности (Рубинштейн).

Тема 19. Развитие мышления.

Определение интеллекта, стадии развития сенсо-моторного и понятийного интеллекта (Пиаже). Значение слова как единица речевого мышления (Выготский). Фило- и онтогенез речевого мышления. Методики исследования образования искусственных понятий. Характеристика процесса воплощения мысли в слово. Значение и смысл слова. Проблема и исследования эгоцентрической речи.

Тема 20. Экспериментальные исследования мышления и речи.

Возможности и ограничения использования метода рассуждения вслух для анализа  мыслительного процесса. Построение родословного дерева решения задачи. Построение графа решения задачи. Использование поведенческих и физиологических реакций для изучения мышления. Этапы творческого процесса. Факторы, влияющие на успешность решения задач. Исследования условий эффективности влияния наводящей задачи на решение основной. Исследование процесса образования понятий. Логика и психология мышления: исследования процессов умозаключений.

Тема 21. Общее представление о памяти. Основные подходы к ее изучению и теории. Развитие памяти.

Определение памяти. Основные содержания, процессы, виды и функции памяти. Память и научение. Исследования процесса формирования умений и навыков: критерии хорошо освоенных умений, кривая научения, стадии формирования двигательных навыков. Нарушения памяти: амнезии, корсаковский синдром, обманы памяти. Ассоцианистский подход к изучению памяти: основные методы и результаты ее исследования. Представление о предмете психологии памяти в работах Ф. Бартлетта. Эксперимент с использованием процедуры последовательного запоминания. Деятельностный подход к изучению непроизвольного запоминания. Память и мотивация. Понятие мнемической направленности. Подход к развитию памяти с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Исследование А.Н. Леонтьева.

Тема 22. Исследования памяти в когнитивной психологии.

Общая характеристика когнитивной психологии. Модель памяти Н. Во и Д. Нормана: описание и эмпирическое обоснование. Модель памяти Р. Аткинсона и Р. Шифрина. Характеристика сенсорного регистра, кратковременной и долговременной памяти: методы и результаты исследований. Теория уровней обработки информации Ф.  Крейка и Р. Локхарта: основные положения и эмпирическое обоснование.

Тема 23. Общее представление о внимании. Основные подходы к его изучению и теории. Развитие внимания.

Определение внимания: основные проблемы, подходы и примеры. Основные феномены, виды и свойства внимания. Подход к развитию внимания с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Исследование А.Н. Леонтьева. Внимание как функция умственного контроля (Гальперин). Исследование формирования внимания.

Тема 24. Исследования внимания в когнитивной психологии.

Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии. Исследования К. Черри. Модели ранней селекции (Бродбент, Трейсман) и поздней селекции (Норман): их описание и эмпирические обоснования. Модель распределения ресурсов внимания (Канеман). Представление У. Найссера о внимании. Его экспериментальная критика моделей селекции и распределения ресурсов внимания.

Примерный перечень контрольных вопросов

  1. Донаучные (Тайлор) и философские (Платон, Аристотель, Декарт) представления о душе. Определения психики и сознания.
  2. Психология как наука. Специфика научного психологического знания.
  3. Классификация основных отраслей психологической науки (Мадсен).
  4. Психофизическая проблема: варианты ее постановки и пути решения (Мадсен).
  5. Предмет и задачи психологии сознания. Сравнительная характеристика основных направлений.
  6. Предмет и задачи психологии поведения. Классический бихевиоризм и необихевиоризм.
  7. Виды и теории научения.
  8. Бессознательное как предмет психологии. Характеристика основных направлений его исследования (Фрейд, Юнг, Узнадзе).
  9. Общая характеристика гештальтпсихологии: основной принцип и феномены его иллюстрирующие. Представление об инсайте.
  10. Понятие деятельности: ее строение и уровни анализа.
  11. Принцип активности в регуляции движений. Схема «рефлекторного кольца» (Бернштейн).
  12. Проблема критериев психики. Гипотеза о возникновении чувствительности (Леонтьев, Запорожец).
  13. Подход к выделению основных стадий развития психики животных и их характеристика (Леонтьев).
  14. Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки. Необходимость возникновения сознания.
  15. Понятие высших психических функций: характеристика и развитие. Представление об интериоризации.
  16. Основные образующие сознания и его развитие в онтогенезе (Леонтьев).
  17. Общее представление о строении и развитии личности (Леонтьев).
  18. Общая характеристика объективистской гуманистической этики и продуктивной и непродуктивной личности (Фромм).
  19. Характеристика человека в экзистенциальной психологии (Франкл).
  20. Представления о самоактуализации и самоактуализирующейся личности (Роджерс).
  21. Базовые потребности и метапотребности, их иерархия (Маслоу).
  22. Определения мотива и потребности, их классификации.
  23. Общая характеристика теории поля Левина.
  24. Ситуативная мотивация и ее исследования в школе Левина.
  25. Оптимум мотивации. Закон Йеркса-Додсона.
  26. Теория когнитивного диссонанса. Примеры исследований.
  27. Определение воли. Проблема критериев волевого действия. Проблема свободы воли.
  28. Определение и основные функции эмоций. Эмоции как психотелесные состояния.
  29. Происхождение выразительных движений человека.
  30. Классификации эмоций (Рубинштейн, Леонтьев).
  31. Психофизиологические теории эмоций.
  32. Эволюционные теории эмоций.
  33. Теория любви (Стернберг).
  34. Диагностика аффективных следов. Ассоциативный эксперимент и метод сопряженных моторных реакций.
  35. Основные виды стрессовых обстоятельств и реакции на стресс.
  36. Защитные механизмы личности: определение, функции и виды.
  37. Способности и задатки. Способности и одаренность. Развитие способностей.
  38. Общее представление об интеллекте и его видах. Измерение интеллекта.
  39. Креативность. Основные факторы креативности и способы их измерения (Гилфорд).
  40. Темперамент: его психологическое описание и физиологические основы.
  41. Понятие и структура индивидуального стиля деятельности (Климов).
  42. Характер и его формирование. Соотношение понятий темперамента и характера.
  43. Строение тела, темперамент и характер (Кречмер). Основные результаты исследований.
  44. Строение тела и темперамент (Шелдон). Основные результаты исследований.
  45. Общие и функциональные психологические типы (Юнг).
  46. Социально-типическое и индивидуальное в личности. Социальный и национальный характер. Функции социального характера (Фромм).
  47. Определение и основные признаки психопатий (Ганнушкин).
  48. Понятия акцентуаций и слабого звена характера (Личко).
  49. Представление о личности в психологии сознания (Джеймс).
  50. Строение личности в классическом психоанализе (Фрейд).
  51. Представление о личности и ее развитии в индивидуальной психологии (Адлер).
  52. Строение личности в аналитической психологии (Юнг).
  53. Личность и общение в транзактном анализе (Берн).
  54. Личность как совокупность черт. Общие и индивидуальные черты личности (Олпорт).
  55. Теория личностных конструктов (Келли). Репертуарный тест ролевых конструктов. Когнитивная сложность личности.
  56. Теория периодизации личностного развития (Эриксон).
  57. Теория периодизации психического развития (Эльконин).
  58. Самосознание личности. Я-концепция: структура, функции и развитие.
  59. Общая характеристика теории социального научения (Бандура).
  60. Представление о самоактуализации в гуманистической психологии. Исследование и описание основных личностных черт самоактуализирующихся людей (Роджерс, Маслоу).
  61. Общее определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия.
  62. Понятие об ощущении и основных его свойствах. Классификации ощущений и рецепторов.
  63. Виды образов. Специфика перцептивного образа в сравнении с другими видами образов.
  64. Структуралистская теория восприятия.
  65. Гештальттеория восприятия.
  66. Экологическая теория восприятия (Гибсон).
  67. Теория восприятия как процесса бессознательных умозаключений (Гельмгольц).
  68. Восприятие как процесс категоризации (Брунер).
  69. Теория восприятия как циклического процесса (Найссер).
  70. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Экспериментальные исследования.
  71. Основные направления развития восприятия: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущения и восприятия.
  72. Закон Фехнера. Процедура вывода.
  73. Закон Стивенса. Процедура вывода.
  74. Окуломоторные, изобразительные и трансформационные признаки восприятия удаленности и глубины.
  75. Механизмы стереозрения: диспаратность, гороптер, зона Панума, стереограммы Юлеша.
  76. Восприятие движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Иллюзии восприятия движения.
  77. Константность восприятия: виды, процедура измерения, коэффициент константности.
  78. Ядерно-контекстная теория константности. Эксперименты Холуэя и Боринга.
  79. Теория перцептивных уравнений. Экспериментальные доказательства инвариантных отношений в восприятии.
  80. Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.
  81. Исследования псевдоскопического восприятия. Правило правдоподобия.
  82. Исследования формирования «кожного зрения» у слепых.
  83. Исследования восприятия в школе «Новый взгляд». Эксперименты Брунера и Гудмен с восприятием монет.
  84. Общее определение мышления.
  85. Определение мышления в психологии сознания (Джеймс).
  86. Виды мышления: основные критерии их классификации и характеристика.
  87. Значение слова как единица речевого мышления. Генетические корни мышления и речи.
  88. Теория мышления как процесса восполнения комплекса (Зельц).
  89. Теория и результаты исследования продуктивного мышления в гештальтпсихологии (Дункер).
  90. Мышление как процесс обработки информации: характеристика подхода, теория и результаты исследований (Ньюэлл, Саймон).
  91. Теория мышления как процесса обобщенного и опосредованного познания действительности (Рубинштейн).
  92. Определение интеллекта (Пиаже).
  93. Стадии развития сенсо-моторного интеллекта (Пиаже).
  94. Стадии развития понятийного интеллекта (Пиаже).
  95. Язык и речь: основные единицы языка, функции и виды речи.
  96. Исследование развития значений слов в онтогенезе (Выготский).
  97. Характеристика процесса воплощения мысли в слово. Значение и смысл слова (Выготский).
  98. Метод рассуждения вслух и его возможности для изучения мыслительного процесса.
  99. Логика и психология мышления. Исследования процессов умозаключений и принятия решений.
  100. Исследования мышления в вюрцбургской школе.
  101. Аутистическое и реалистическое мышление (Блейлер).
  102. Абстрактное и конкретное поведение (Гольдштейн).
  103. Практическое и теоретическое мышление (Теплов).
  104. Творческое и критическое мышление (Линдсей и др.).
  105. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
  106. Феномены интуитивно-наглядного мышления (Пиаже).
  107. Методика исследования образования искусственных понятий (Ах, Выготский-Сахаров).
  108. Использование поведенческих реакций для изучения мыслительного процесса. Эксперименты Тихомирова и Телегиной.
  109. Использование физиологических реакций для изучения мыслительного процесса. Эксперименты Тихомирова и Виноградова.
  110. Исследования условий эффективности влияния наводящей задачи на решение основной.
  111. Исследование процесса образования понятий (Брунер).
  112. Общее определение памяти. Основные содержания, процессы, виды и функции памяти.
  113. Память и научение. Исследования процесса формирования двигательных навыков.
  114. Ассоцианистский подход к изучению памяти: основные методы и результаты ее исследования.
  115. Представление о предмете психологии памяти в работах Бартлетта. Эксперимент с использованием процедуры последовательного запоминания.
  116. Память и мотивация. Понятие мнемической направленности. Исследование Истоминой.
  117. Развитие памяти: характеристика различных представлений.
  118. Модель памяти Во и Нормана: описание и эмпирическое обоснование. Общая характеристика модели памяти Аткинсона и Шиффрина
  119. Теория уровней обработки информации Крэйка и Локхарта: основные положения и эмпирическое обоснование.
  120. Классические методы исследования памяти.
  121. Закон Йоста и эффект фон Ресторф.
  122. Кривая забывания (Эббингауз) и ее модификация (Пьерон).
  123. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции: методы и результаты их исследования.
  124. Деятельностный подход к изучению непроизвольного запоминания (Зинченко, Смирнов).
  125. Подход к развитию памяти с позиций культурно-исторической теории (Выготский). Исследование Леонтьева.
  126. Сенсорные регистры: характеристика, методы и результаты исследований.
  127. Кратковременная память: характеристика, методы и результаты исследований.
  128. Долговременная память: характеристика, методы и результаты исследований.
  129. Основные виды внимания: критерии классификации и характеристика (Джеймс, Добрынин).
  130. Свойства внимания. Примеры их исследования.
  131. Исследования Черри.
  132. Подход к развитию внимания с позиций культурно-исторической теории (Выготский). Исследование Леонтьева.
  133. Внимание как функция умственного контроля (Гальперин)
  134. Определение внимания: основные проблемы, подходы и примеры.
  135. Развитие внимания: характеристика различных представлений.
  136. Модель внимания Бродбента: описание и эмпирическое обоснование.
  137. Экспериментальная критика модели внимания Бродбента. Модель внимания Трейсман.
  138. Модель внимания Нормана: описание и эмпирическое обоснование.
  139. Модель внимания Канемана: описание и эмпирическое обоснование.
  140. Представление о внимании Найссера. Его экспериментальная критика моделей селекции и распределения ресурсов внимания.

Обязательная литература

  • Общая психология. Тексты. В 3-х томах. 10-ти книгах. Т. 1. Введение: Кн. 1,2,3. Т. 2. Субъект деятельности: Кн. 1,2,3. Т. 3. Субъект познания: Кн. 1,2,3,4 / Ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский