Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Учебная программа
«Клиническая психология»

для слушателей программы дополнительного образования «Основы психологии»

Автор программы: кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Балашова Елена Юрьевна

 

Введение

Место клинической  психологии в системе научного знания. Психология, философия, медицина и биология как источники формирования представлений о предмете клинической психологии. Значение ознакомления с основами клинической психологии для будущих психологов.

Раздел 1. Теоретические основы и практические задачи клинической психологии

Тема 1. Предмет и структура клинической психологии.

История возникновения и развития клинической психологии как науки и как области профессиональной деятельности психологов. Психология и медицина. Предмет клинической психологии. Специфика клинико-психологического подхода к изучению психических явлений. Области применения клинико-психологических знаний. Факторы, обуславливающие интенсивное развитие современной клинической психологии. Основные разделы клинической психологии: нейропсихология, патопсихология, психосоматика и психология телесности, психология аномального развития, психокоррекция и психотерапия. Их общие черты и особенности.

Тема 2. Теоретические и практические задачи клинической психологии.

Фундаментальные психологические проблемы, решаемые на моделях патологии: связь телесных (соматических) процессов с «душевными», мозг и психика, структура и динамика отдельных психических процессов и личности в целом, развитие психики в онтогенезе. Методологические аспекты клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов. Роль психологии в профилактике заболеваний. Виды клинико-психологической диагностики. Типы экспертных задач, решаемых клиническими психологами. Психологическая коррекция и психотерапия. Участие клинических  психологов в социально-трудовой адаптации, реабилитации больных и в восстановлении нарушенных высших психических функций. Особенности клинико-психологической  профилактики, диагностики, экспертизы, психокоррекции при работе  с детьми. Единство теоретических и практических аспектов клинической психологии. Этические принципы в научной и практической деятельности клинических психологов.

Тема 3. Основные понятия клинической психологии.

Понятие о психической норме и патологии. Вариабельность возможных подходов  к пониманию нормы. Учет возрастных факторов при квалификации психических явлений как нормальных или патологических. Здоровье и болезнь. Категория психического здоровья. Этиология, нозология, патогенез. Международные и национальные классификации болезней. Общепсихологические составляющие концептуального аппарата клинической психологии.  Симптом, синдром, фактор в клинической психологии. Принципы синдромного анализа. Типы факторов, лежащих в основе нарушений (изменений) формирования и протекания психической деятельности.

Раздел 2. Основные направления клинической психологии и тенденции их современного развития

Тема 4. Актуальные проблемы нейропсихологии.

Нейропсихология - область психологии, изучающая мозговую организацию психических процессов. История изучения проблемы локализации психических функций: «узкий» локализационизм, антилокализационизм, эклектические концепции. А.Р. Лурия - основоположник  нейропсихологии в нашей стране. Значение работ Л.С. Выготского, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна  для развития нейропсихологии. Современные представления о психической функции как о функциональной системе. Теория системной динамической локализации высших психических функций. Симптом, синдром, фактор в нейропсихологии. Три функциональных блока мозга. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие. Нейропсихологический подход  к изучению нарушений произвольных движений, восприятия, мышления. Методы нейропсихологического исследования. Современные представления о развитии мозга в онтогенезе. Нейропсихология детского возраста. Прикладные аспекты нейропсихологической работы с детьми.

Тема 5. Основы патопсихологии.

Предмет патопсихологии, ее теоретические основы и актуальные проблемы. Возникновение и становление патопсихологии на стыке психологии и психиатрии. Вклад В.М. Бехтерева,  С.С. Корсакова, Б.В. Зейгарник  в развитие патопсихологии в России. Методы патопсихологической диагностики. Принципы построения  патопсихологического эксперимента. Патопсихологический подход к изучению нарушений восприятия, мышления, личности при психических заболеваниях и «пограничных» расстройствах. Возрастные аспекты патопсихологии.

Тема 6. Психологические исследования в соматической клинике.

Подходы к изучению психосоматической проблемы. Роль психических факторов в возникновении и течении соматических заболеваний. Особенности личности и болезнь. Влияние хронической соматической болезни на психику. Основные уровни и характеристики «внутренней картины болезни» (ВКБ) как динамичного образования. Психологические проблемы преодоления болезни, кризиса личности и изменений системы отношений при различных психосоматических заболеваниях. Влияние возрастных факторов  на течение психосоматических заболеваний. Особенности ВКБ в разные периоды детского и подросткового возраста. Психология телесности и современный этап развития психосоматических исследований.

Тема 7. Психология аномального развития.

Предмет психологии аномального развития и ее взаимосвязь с возрастной психологией, дефектологией, детской психиатрией. Соотношение социальных и биологических факторов в возникновении нарушений психического развития. Психологические параметры дизонтогенеза. Клинико-психологический подход к изучению дизонтогенеза. Стадии психического развития ребенка в норме. Кризисные периоды развития. Гетерохрония и асинхрония в нормальном и патологическом развитии. Межфункциональные  взаимодействия в онтогенезе. Психологическая характеристика отдельных форм психических расстройств в детском возрасте (по В.В. Лебединскому): стойкое недоразвитие, задержанное психическое развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие. Особенности психологической диагностики и коррекции детей.

Примерный перечень контрольных вопросов

  1. Предмет клинической психологии.
  2. Факторы, определяющие возрастание потребности в  клинико-психологической помощи.
  3. Основные  направления клинической психологии и тенденции их современного развития.
  4. Вклад  клинической психологии в решение фундаментальных проблем общей психологии.
  5. Соотношение медицинской и клинической психологии.
  6. Практические задачи и функции клинических психологов.
  7. Виды клинико-психологической диагностики.
  8. Психологическая реабилитация больных.
  9. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга.
  10. Психотерапия,  психологическая коррекция и консультирование.
  11. Типы экспертных задач, решаемых клиническими психологами.
  12. Этические принципы в деятельности клинического психолога.
  13. Понятие психической нормы. Норма и патология.
  14. Здоровье и болезнь.
  15. Симптом, синдром, фактор в клинической психологии.
  16. Методы клинической психологии.
  17. Предмет и задачи нейропсихологии.
  18. Учение о системной динамической локализации ВПФ и его значение для развития клинической психологии.
  19. Предмет и задачи патопсихологии.
  20. Принципы построения патопсихологического эксперимента.
  21. Виды нарушений мышления (по Б.В. Зейгарник).
  22. Психологические проблемы в  соматической клинике.
  23. Внутренняя картина болезни. Ее уровни и основные характеристики как динамичного образования.
  24. Психология аномального развития.

Обязательная литература

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М: МГУ, 1986.
  2. Клиническая психология / Ред. М. Пере и У. Бауман. СПб: Питер, 2003.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического  развития у детей. М: МГУ, 1985.
  4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М: МГУ, 1969.
  5. Психосоматика: телесность и культура. Под ред. В.В. Николаевой. М: Академический проект, 2009.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский