Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Учебная программа
«Клиническая психология»

для слушателей программы дополнительного образования «Основы психологии»

Автор программы: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Скворцов Анатолий Анатольевич

 

Содержание

Тема 1. Возникновение клинической психологии как отдельной отрасли знания. Основные теоретические проблемы клинической психологии.
Рождение клинической психологии (Л. Уитмер).Основные теоретические проблемы общей и клинической психологии: 1) соотношение законов нормальной и патологической психики; 2) проблема нормы и патологии 3) соотношение развития и распада 4) проблема классификации психических расстройств в отечественной и зарубежной клинической психологии

Тема 2. Феноменология психических расстройств.
Два регистра нарушений психики: невротический, психотический. Основные классы психических расстройств: шизофрения, бредовые расстройства, аффективные расстройства, расстройства личности, невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства

Тема 3. Нейропсихология как раздел клинической психологии.
История развития нейропсихологии: структурализм, функционализм, культурно-исторический подход. Решения вопроса о локализации психических процессов в мозге: локализационизм, эквипотенциализм. Теории системно-динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурии. Понятия «нейропсихологический симптом», «нейропсихологический синдром», «нейропсихологический фактор».

Тема 4. Патопсихология как раздел клинической психологии.
Основные теоретические подходы в патопсихологии: структурализм, функционализм, гуманизм, экзистенциализм, культурно-исторический подход. бихевиоральный, когнитивный, психоаналитический, гуманистический и экзистенциальный, биопсихосоциальный, культурно-исторический и деятельностный. Б.В. Зейгарник – родоначальник отечественной патопсихологии. Аспекты нарушения психической деятельности по Б.В. Зейгарник. Понятие патопсихологического синдрома.

Тема 5. Психосоматика как раздел клинической психологии
Основные теоретические подходы в психосоматике: структурализм, функционализм, гуманизм, экзистенциализм, культурно-исторический подход. Проблема психосоматической специфичности. Теория кортико-висцеральной патологии. Бихевиоральный подход в психосоматике. Концепция стресса: понятия о физиологическом психологическом стрессе (Г. Селье, Р. Лазарус). Психоанализ и конверсия как механизм симптомообразования (З. Фрейд). Концепция вегетоневроза Ф. Александера. Культурно-исторический подход в психосоматике и понятие телесности, онтогенез телесности. Понятие ВКБ.

Тема 6. Психология аномального развития
Основные теоретические подходы в психологии аномального развития: структурализм, функционализм, гуманизм, экзистенциализм, культурно-исторический и деятельностный подход. Теоретические основы учения об аномалиях психического развития: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, концепция В.В. Лебединского. Основные понятия: гетерохрония и асинхрония развития, сензитивный период, возрастной симптом. Понятие дизонтогенеза. Основные виды дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

Примеры тестовых экзаменационных вопросов

Ф. Александер предложил термин

  1. Соматизация
  2. Конверсия
  3. Алекситимия
  4. Психологический стресс

Согласно В.В. Лебединскому, для недоразвития характерна

  1. Мозаичность нарушений психических процессов
  2. Дисгармоничность психических процессов
  3. Иерархичность нарушений психических процессов
  4. Изменчивость нарушений психических процессов

Основная литература

  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Любое издание
  2. Бек А. и др. Когнитивная терапия депрессии. Любое издание.
  3. Выготский Л. С. Дефект и компенсация (статья). // Выготский Л.С. Собрание сочинений, т.5, 1983
  4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Любое издание
  5. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования./ В сб.: Эмоциональный стресс. Л., 1970, с. 178-207
  6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия. 2003г. с. 9-26
  7. Лебединский В.В. Классификация психического дизонтогенеза // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского и М. К. Бардышевской. Т. П. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002
  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Любое издание.
  9. Лучков И.И., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии. Вестник МГУ, серия 14, Психология, 1987, № 2, с. 68-75.
  10. Николаева В.В., Арина Г.А. От традиционной психосоматики к психологии телесности.// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996, № 2, с. 8-18.
  11. Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.С.Тиганова. М.: Меди¬цина, 1999. Т.1. С.93—106.
  12. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002, с. 27-62, 91-101.
  13. Франкл В. Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ.
  14. Фрейд З. Психология бессознательного

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2022: Станислав Козловский