Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Основы социальной психологии

Учебная дисциплина программ профессиональной переподготовки «Психология кадрового менеджмента» и «Практическая психофизиология»

 

Основное назначение курса - ознакомить слушателей с основными понятиями и закономерностями психологии общения.

Введение.

Предмет социальной психологии. Краткая характеристика методов социальной психологии и возможности их использования в практической работе. Метод наблюдения. Знакомство со схемой Р.Бейлза. Метод опроса и его разновидности - анкетирование и интервьюирование. Ознакомление с методикой социометрии. Метод анализа документов. Знакомство с процедурой контент-анализа. Метод эксперимента. Особенности полевого эксперимента.

Краткая характеристика основных теоретических ориентаций в социальной психологии. Бихевиористская, когнитивистская, психоаналитическая и интеракционистская ориентации в социальной психологии. Гуманистическая ориентация в современной социальной психологии.

3.1. Социальная психология общения.

Трехкомпонентная структура общения. Общение как коммуникация. Общая характеристика вербальной коммуникации. Говорение и слушание - основные умения. Техники эмпатического и рефлексивного слушания. Базовые системы невербальной коммуникации: оптико-кинетическая, экстра- и паралингвистическая, пространственно-временная, визуальный контакт, тактильный контакт.

Общение как интеракция. Основные виды взаимодействия - кооперация и конкуренция. Формы организации совместной деятельности - совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая. Стратегии поведения в напряженных и конфликтных ситуациях взаимодействия: знакомство с методикой К.Томаса.

Общение как социальная перцепция. Эффекты и механизмы восприятия людьми друг друга. Закономерности формирования первого впечатления. Эффект социальной установки в межличностном познании. Атрибуция как базовый механизм межличностного познания. Локус контроля личности в ситуациях межличностного общения: знакомство с методикой определения уровня субъективного контроля личности (УСК). Механизм межличностной обратной связи в общении. Техника "Я-высказывания".

Деловое общение и его эффективность. Стратегия, тактика и техника делового общения. Слушание и "Я-высказывание" в деловом общении. Жанры делового общения. Деловая беседа: характеристика фаз и техник ее проведения. Основные этапы и технологические аспекты ведения переговоров. Посредничество в переговорах.

3.2. Социальная психология малых групп.

Понятие малой группы в социальной психологии. Классификация групп. Типологии малых групп. Структура и динамика малых групп. Характеристика динамических процессов в малых группах. Лидерство и руководство. Процесс и фазы группового развития.

Конфликты в группах: межличностный, внутригрупповой и межгрупповой. Деструктивная и конструктивная функции конфликта. Структура и динамика конфликта. Типология конфликтов М.Дойча. Предупреждение и разрешение конфликтов. Управление конфликтом. Психотехника поведения в конфликтных ситуациях. Посредничество в конфликте.

Принятие группового решения. Типы и разновидности групповой дискуссии. Метод мозгового штурма и метод синектики. Групповая поляризация и сдвиг риска как механизмы принятия группового решения. Основные фазы групповой дискуссии и задачи ведущего на каждой из них по отношению к теме дискуссии, каждому участнику и группе в целом.

Взаимоотношения личности и группы. Групповое давление. Явление конформности и негативизма. Социальная идентичность личности и способы ее обретения в группе.

Литература:

Основная:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  2. Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М.: Экономика, 1988.
  3. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988.
  4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.
  5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  6. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977.
  7. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М.: Экономика, 1987.

Дополнительная:

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.
  3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989.
  4. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990.
  5. Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981.
  6. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  7. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию: Или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.
  8. Эрнст О. Слово предоставлено Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. М.: Экономика, 1988.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский