Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психодиагностика

Учебная дисциплина программ профессиональной переподготовки «Психология кадрового менеджмента» и «Практическая психофизиология»

 

Цель курса - формирование практических навыков работы с психодиагностическими методиками и проведения комплексного психологического обследования.

Введение. Психодиагностика как научная система методов и приемов постановки психологического диагноза. Использование психологических методик в различных областях. История возникновения и развития психологического тестирования. Основные типы современных тестов: тесты интеллекта и способностей, тесты достижений, личностные тесты: тест-опросники и проективные методики. Возможности компьютеризации. Основные психометрические характеристики тестов и требования к ним. Надежность как устойчивость к побочным факторам. Валидность как соответствие результатов диагностируемому свойству. Дискриминативность теста. Тестовые нормы и их определение. Принципы проведения тестирования и интерпретации данных. Артефакты процедуры. Профессионально-этические нормативы. Социальные и этические аспекты тестирования.

Основные методики, применяемые в работе по подбору и расстановке кадров.

Патохарактерологическая диагностика. Тест-опросник MMPI. История построения и адаптации. Основные и служебные шкалы. Правила подсчета и коррекции тестовых баллов. Невротические и психотические нарушения и их проявление в профиле MMPI.

Общая характерологическая диагностика. Тест-опросник 16-ПФ. История построения теста. Структура и интерпретация 16 факторов. Правила проведения и подсчета тестовых баллов. Шкала стенов. Типовые профили и их интерпретация.

Метод цветовых выборов Люшера. Возможности использования. Основные личностные свойства, изучаемые с помощью методики. Выявление уровня работоспособности. Изучение тревоги, ее интенсивности и способа ее компенсации.

Диагностика межличностных отношений. Тест Т.Лири (методика ДМО). Описание методики. Изучение структуры "Я" с помощью ДМО. Социально-психологическое изучение структуры малых групп с помощью ДМО. Коррекция стиля межличностного поведения на основании данных ДМО.

Диагностика структуры интеллектуальных способностей. Факторы интеллекта. Тесты на измерение индивидуальных особенностей восприятия, памяти, мышления, воображения. Диагностика общих умственных способностей. Тест Ровена: описание методики, правила подсчета тестовых баллов, интерпретация. Тест КОТ: структура общих способностей, заложенная в тесте, медианные нормы теста.

Литература.

  1. Общая психодиагностика. / под ред. А.А. Бодалева и В.В.Столина. - М., 1987.
  2. Практикум по психодиагностике. М., 1988.
  3. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989.
  4. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. М., 2003.
  5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.
  6. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М., Медицина, 1976
  7. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М., Просвещение,1985.
  8. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М.1992.
  9. Люшер Макс. Цвет вашего характера. М., 1997.
  10. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. - Ростов-на-Дону, 2005.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский