Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Специализация «Психология познания и деятельности субъекта»

Специальность «Психология служебной деятельности»

Цель (миссия) специализации

Необходимость подготовки специалистов по специализации «Психология познания и деятельности субъекта» в рамках специальности «Психология служебной деятельности» обусловлена рядом объективных тенденций в развитии науки и общества.

В условиях расширяющегося многообразия частных и узкоспециальных знаний возрастает актуальность системной фундаментальной научной подготовки специалистов-психологов, их готовности  к междисциплинарным взаимодействиям, к развитию и интеграции научно-практических подходов для решения комплексных научных и прикладных проблем деятельности, познания и творчества человека.

Современные реалии, требующие  инновационных изменений в различных формах высокоорганизованной практики, приводят к появлению в обществе практических задач особого типа. Эти задачи, получившие в современной науке название «комплексных проблем» (complexproblem), выходят за рамки отдельных областей и, как показали представители данного подхода, проявляются в экономических, социальных, культурологических, политических и др. областях (Д.Дернер, Д.Бродбент, И.Функе, П.Френш и др.). Диапазон подобных задач простирается от психологического обеспечения инновационно-экономических и социально-политических государственных проектов до прикладных психологических исследований эффективности современных технологий, бизнес-проектов, а также когнитивно-мотивационных, личностных и коммуникативных аспектов сложных форм служебной деятельности. Неслучайно в отечественной психологии комплексные проблемы  начинали изучаться как психологическая специфика управления атомными станциями, аэропортами, сложными видами вооружения и т.п.

Когнитивная способность к решению комплексных проблем помимо специфических компетенций (в частности, владения системным анализом) требует также более общей мотивационно-ценностной и познавательной подготовки специалиста. Речь идет о целенаправленном формировании у будущего профессионала особой мотивации, высокого уровня развития сознания, рефлексии, теоретического мышления. Проблема формирования таких способностей разрабатывалась в рамках культурно-исторической теории Л.С.Выготского, общепсихологической теории деятельности А.Н.Леонтьева, смысловой теории мышления О.К.Тихомирова, теории планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина, теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова и др.

Значимость и эффективность интеграции этих теорий подтверждена многолетним опытом ведущих психологов факультета психологии МГУ. Итогом этой интеграции стала разработка и развитие культурно-деятельностной парадигмы в психологии. В настоящее время эта тенденция широко представлена в современных отечественных и зарубежных исследованиях. Подготовка специалистов по специализации «Психология познания и деятельности субъекта»  осуществляется с опорой на культурно-деятельностную парадигму. При этом проблемы психологии познания,  личности и взаимодействия людей в совместной деятельности рассматриваются и в более широком контексте, в том числе со стороны новейших достижений западной психологии.

Подготовка по специализации «Психология познания и деятельности субъекта» направлена на интеграцию психологических знаний, их целостное общенаучное понимание, без чего поле психологической практики, ее конкретных служебных форм будет продолжать дробиться на все более частные области без возможности выхода на решение комплексных проблем, требующих качественно иного уровня диагностики и общей компетентности. Специализация «Психология познания и деятельности субъекта» целенаправленно формирует у своих выпускников теоретическое психологическое мышление, необходимое для разрешения практических комплексных задач.

Современная динамика профессиональной конъюнктуры демонстрирует высокую подвижность: одни направления оказываются невостребованными в то время, как спрос на другие – неожиданно возрастает. Фундаментальная общепсихологическая подготовка призвана обеспечить высокую мобильность специалиста, предоставляя необходимую базу для быстрой переориентации в новую область приложения своих знаний.

Когнитивная и общепсихологическая направленность специализации обеспечивает разработку и освоение широкой палитры понятийного языка психологии. Такой язык необходим, в частности, для полноценной коммуникации с представителями смежных дисциплин и налаживания междисциплинарного диалога (полилога) с другими науками о человеке.

Подготовка специалистов в области психологии познания и деятельности субъекта обусловлена также стремительно растущей тенденцией к интеллектуализации трудовой и профессиональной деятельности человека, распространением более сложных, технически опосредованных форм коммуникации между людьми. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к когнитивной подготовке специалистов, осуществляющих психологическое обеспечение и сопровождение служебной деятельности при решении профессиональных комплексных проблем.

Принципами построения специализации являются опора на историчность знаний, развитие системных связей между теоретическими и эмпирическими формами знания, результатами частных психологических исследований и разрабатываемыми на их основе выводами и практическими рекомендациями.

Освоение теоретических курсов и методологии данной специальности открывают перед выпускниками широкие перспективы как для научной, так и для прикладной деятельности в области изучения, анализа и конструирования многообразных форм психической активности человека.

Приблизительный перечень курсов

Обязательные курсы:

  1. Автобиографическая память: теории и практика
  2. Волевая регуляция деятельности
  3. Деятельность и когнитивный контроль
  4. Дискуссионные вопросы теории деятельности
  5. История прикладной психологии
  6. Мышление как разрешение проблемных ситуаций в творческой профессиональной деятельности
  7. Основы когнитивной науки: междисциплинарный подход к изучению когнитивных процессов
  8. Понимание как психологическая проблема
  9. Прикладные проблемы психологии мышления в профессиональной деятельности
  10. Проблемы познания и деятельности в отечественных школах психологии
  11. Психологический анализ продуктов деятельности 
  12. Психология измененных состояний сознания в различных культурных и профессиональных практиках
  13. Психология творчества и инновационной деятельности
  14. Психология и информационные технологии
  15. Психология интеллекта
  16. Психология неопределенности
  17. Психология одаренности с позиций культурно-деятельностного подхода
  18. Психология совладания с трудными жизненными ситуациями
  19. Психология сознания и психосемантика
  20. Психофизиологические аспекты развития когнитивных процессов
  21. Роль и место внимания в структуре профессиональной деятельности
  22. Самооценка и целевой выбор в учебной и профессиональной деятельности
  23. Современная психология мотивации деятельности
  24. Современные концепции личности в психологии
  25. Сравнительно-эволюционные аспекты психологического исследования когнитивных форм активности
  26. Философия психологии
  27. Характер как фактор детерминации способа деятельности субъекта

Курсы по выбору:

  1. Актуальные проблемы военной психологии
  2. Индивидуальность как субъект деятельности и существования (социологическая и экзистенциальная парадигмы в психологии) 
  3. Историческая психология личности
  4. Качественные методы в психологическом исследовании
  5. Когнитивная эргономика
  6. Основы понимающей психотерапии
  7. Понимающая психология: история и современность
  8. Психологические механизмы зрительных иллюзий
  9. Психология альтруизма
  10. Психология безопасности
  11. Психология и психотехника искусства
  12. Психология конкуренции
  13. Психология межгрупповых отношений
  14. Психология межкультурных коммуникаций
  15. Психология социального познания
  16. Психология творческой деятельности (на материале шахмат)
  17. Психология уникальности
  18. Психотехнические подходы к человеку
  19. Российская психология в ХХ веке
  20. Современные теории психологии развития
  21. Управление знаниями субъектов профессиональной деятельности
  22. Психология религиозного опыта
  23. Функциональный подход в современной психологии

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский