Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Программа государственного экзаменапо специальности «Социальная психология»

Москва, 2008 г.

Раздел 1. Введение

Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания

Пограничный характер социальной психологии как результат ее «двойного» статуса – одновременного происхождения из психологии и социологии. Специфика границ социальной психологии с «родительскими» дисциплинами. Взаимоотношения социальной психологии с другими разделами психологического знания. Современное понимание предмета социальной психологии.

Особенности исторического развития социальной психологии в России. Социально-психологическая проблематика в русской общественной мысли. “Утилитаризм” и приоритет онтологических и социальных проблем над гносеологическими. Проблема соотношения личности и общества в концепциях М.М.Лаврова, и Н.К.Михайловского. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Позиция Г.И.Челпанова в дискуссии 20-х гг. и ее критика. «Перерыв» в развитии социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Причины роста интереса к социальной психологии в конце 50-х - начале 60-х гг. и начало новой дискуссии. Три точки зрения на предмет социальной психологии, предложенные в дискуссии. Коллективная рефлексология В.М.Бехтерева как одна из первых отечественных социально-психологических концепций. К.Н.Корнилов о социальном поведении личности в группе как “реакции” на средовые стимулы. Реактология и рефлексология как разновидность бихевиоризма в отечественной психологической традиции.

Тема 2. История формирования социально-психологических идей

Общественно-исторические и гносеологические предпосылки формирования научных представлений о социальной структуре, социальном поведении человека, соотношении индивидуального и социального. Методология позитивизма у истоков анализа социальных явлений. Первые попытки осмысления структурных особенностей социума, вычленения стадий социальной динамики, механизмов социального контроля поведения, анализа процесса интериоризации социальных норм как психологической основы социального поведения человека (на примере концепций О.Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма).

Феноменология «коллективности» в анализе индивидуального сознания и поведения в рамках классической западноевропейской социологии. Понятие коллективных представлений, его роль в системе категорий анализа общественной жизни (концепция Э.Дюркгейма). “Факты коллективного сознания” как исторический аналог понятия социальных представлений современной когнитивистской ориентации в социальной психологии.

Культура как предмет социально-психологического анализа в «психологии народов» В. Вундта.

Иррационализм в анализе социального поведения: психологическое направление в социологии и первые социально-психологические концепции. Представления Г. Тарда о механизмах взаимодействия индивидов в больших группах. Психологические характеристики толпы, механизмы заражения и внушения в большой группе. “Психология масс” Г. Лебона как одна из первых социально-психологических концепций. Социально-психологическая проблематика в классическом психоанализе. Полемика З. Фрейда с Г. Лебоном: проблема механизмов человеческого поведения, вопросы лидерства и внутригрупповой структуры. Теория инстинктов социального поведения Мак-Дауголла.

Феноменологические традиции исследования социальности. Основные положения концепции М. Вебера.

Начало экспериментального периода в развитии социальной психологии в ХХ веке. Специфика «американского» подхода. Роль позитивистской философии в утрате интереса к теоретическому знанию.

Элементы кризиса в американской социальной психологии в середине века и возврат к разработке теорий. Обозначение основных теоретических ориентаций: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм. Гуманистическая психология и ее роль в практической социальной психологии.

Анализ закономерностей социального поведения в основных необихевиористских концепциях. Теория фрустрации-агрессии Н.Миллера и Д.Долларда. Представления А.Бандуры о механизмах социального научения. Теории межличностного взаимодействия как обмена (подходы Д.Тибо, Г.Келли, Дж.Хоманса).

Представления о развитии малой группы в рамках психоаналитической ориентации в социальной психологии (концепции В.Байона, В.Бенниса и Г.Шепарда, В.Шутца). Теория авторитарной личности Т.Адорно.

Символический интеракционизм Д.Г.Мида у истоков становления интеракционистской ориентации в социальной психологии. Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма. Ролевые теории (И.Гоффман, Т.Сарбин) и теории референтной группы (Г.Хаймен, Р.Мертон и др.).

Когнитивистская ориентация в социальной психологии. Теории когнитивного соответствия (Ф.Хайдер, Т. Ньюком, Л.Фестингер, Ч. Осгуд и П.Танненбаум). Позиция "второй версии" когнитивного подхода. Когнитивистская ориентация и современная психология социального познания.

Развитие критических тенденций в социальной психологии во второй половине ХХ века: американские и западноевропейские подходы. Позиции В.МакГвайра, К.Гергена, С.Московиси, А.Тэшфела. Поиски «новой парадигмы» для социальной психологии ХХI века.

Тема 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования

Возрастание значения методологических проблем на современном этапе развития научного знания. Специфика социальной психологии в решении методологических проблем исследования.

Понятие методологии научного исследования в современном науковедении: общая методология, специальная (или частная) методология, совокупность методических приемов эмпирического исследования.

Специфика эмпирического исследования в социальной психологии: соотношение теории и эмпирического материала, характер эмпирических данных, качество социально-психологической информации, надежность и обоснованность данных. Основные типы социально-психологических исследований: фундаментальное и прикладное. Программа социально-психологического исследования: структура и функции. Понятие "цель", "задачи", объект", "предмет" исследования. Виды гипотез (описательная и объяснительная). Стратегический план исследования: поисковый, описательный, экспериментальный. Проблема репрезентативности. Понятия генеральная и выборочная совокупности. Способы формирования выборки. Ошибки выборки.

Классификация методов в социальной психологии: методы исследования и методы воздействия.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, изучение документов (контент-анализ), различные виды опросов, тесты, шкалы. Дискуссионные проблемы применения эксперимента (достоинства и недостатки лабораторного эксперимента; квазиэксперименты). Методы обработки данных: корреляционный, факторный, кластерный анализ, построение типологий и др. Соотношение методологии и конкретных методик исследования.

Понятие качественных методов. Валидность и достоверность качественных данных. Пути повышения валидности результатов. Надежность качественных данных. Критерии оценки достоверности качественных исследований. Выборка в качественном исследовании. Полнота полученных данных. Соответствие теории и результатов исследования.

Классификация и тактики качественного исследования. Использование нескольких методик и их сочитаемость.

Качественные методы исследования: индивидуальные (глубинное фокусированное интервью, наблюдение) и групповые (групповое фокусированное интервью, фокус-группы, расширенные креативные группы, группы равных, десантные группы, номинальные группы, брэйисторминг, синектика, дельфи-группы, группы обсуждения без лидера, группы конфликта, сензитивные группы, группы модификации поведения, адаптационные группы).

Предмет фокус группового исследования. Ситуации применения фокус-групп. Процедура и методические приемы фокус-группы. Рекрутирование участников. Критерии отбора респондентов. Количество участников группы. Ограничения на участие в группе.

Принципы составления топик-гайда. Задаваемые вопросы. Количество вопросов. Выбор необходимых проективных методик. Роль модератора. Факторы, определяющие стиль модерирования. Возможные ошибки модерирования. Организация работы фокус-группы. Стратегия поведения модератора в ходе работы группы. Вступительное слово модератора. Тактика модератора по отношению к различным категориям участников группы.

Критерии эффективной фокус-группы.

Проективные техники, используемые в качественных исследованиях.

Сравнительные характеристики качественных и количественных методов исследования.

Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра, индивидуальное и групповое консультирование.

Консультирование. Виды и этапы социально-психологического консультирования. Индивидуальное, семейное, организационное консультирование. Общие принципы и специфические характеристики.

Тренинг. Тренинг как подготовка и тренировка. Концепции обучения, основанного на опыте и обучения, ориентированного на компетенции.

Организация и проведение тренинга. Информационно-методическое обеспечение. Оценка эффективности тренинга. Шкала Киркпатрика.

Тренинг компетентностей. Место тренинга в системах развития компетентности. Универсальные и специализирующие тренинги. Социально-психологический тренинг. Основные принципы конструирования программы социально-психологического тренинга. Тренинг базовых коммуникативных умений. Тренинг личностного роста. Тренинг ассертивности.

Тренинг командообразования. Обучающаяся команда как основа самообучающейся организации. Формирование общего видения. Позиционирование в команде. Командная сыгровка.

 

Раздел 2. Общение

Тема 4. Общение в системе общественных и межличностных отношений. Методологические проблемы в анализе общения. Структура общения

Общественные и межличностные отношения. Социальная роль как способ поведения личности в системе общественных отношений. Понятие "межличностные отношения", их эмоциональная основа. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.

Особенности содержания понятия «общение» в отечественной психологии. Методологические проблемы в анализе общения: общение как интенциональный и неинтенциональный процесс; общение как акт поведения и как коммуникативное состояние личности; проблема соотношения общения и деятельности.

Уровни анализа общения: внутриличностный, межличностный, внутригрупповой и межгрупповой. Общение с реальным партнером (партнерами) и различные формы квазиобщения (М.С.Каган). Структура общения: коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны общения (Г.М.Андреева). Вербальное и невербальное общение. Виды общения (А.А.Леонтьев, М.И.Бобнева, Ю.М.Жуков, Л.А.Петровкая), трудности межличностного общения (В.Н.Куницына, Е.В.Цуканова), феномен затрудненного общения (В.А.Лабунская).

Теоретические подходы к разработки проблемы общения в отечественной психологии (В.М. Бехтерев, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, К.С.Станиславский, А.А.Леонтьев, А.У.Хараш)

Основные направления исследования общения в современной отечественной психологии: трансформация психических процессов в условиях общения; общение в условиях совместной деятельности; общение и личность; общение как коммуникативное воздействие; проблемы невербальной коммуникации; психолингвистические исследования общения;

онтогенетические исследования общения; общение в контексте обучения и воспитания.

Тема 5. Коммуникативная сторона общения - общение как обмен информацией

Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Понятийный аппарат для описания коммуникативной ситуации. Аксиальная и ретиальная коммуникация; способы организации текста. Монологическое и диалогическое общение (М.М.Бахтин, А.У.Хараш). «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге. Явление фасцинации (А.А. Брудный).

Основные знаковые системы. Речь как средство вербальной коммуникации. Процессы, препятствующие достижению взаимопонимания в речевом общении. Проблемы эффективности речевого воздействия.

Исследование основных компонентов процесса массовой коммуникации. Характеристики коммуникатора, сообщения, аудитории и канала как условия эффективности коммуникативного воздействия. Отношения коммуникатора и аудитории. Роль социальных установок аудитории в восприятии сообщения.

Убеждающая коммуникация. Исследования К.Ховланда и его коллег. Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации: вероятностная модель обработки информации (Р.Петти, Дж.Качоппо), эвристико-систематическая модель (Ш.Чейкен).

Основные средства невербальной коммуникации. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика) и ее культурная обусловленность. Проблема кода и декодификации информации партнерами как общая методологическая проблема невербальной коммуникации. Попытки построения «словаря» выразительных движений человека и создания методики (FAST) для прочтения мимических проявлений партнеров по коммуникации. Пара- и экстралингвистическая система (интонация и невербальные включения в речь) и ее значение для придания выразительности речи. Проксемика: пространственно-временная система (организация пространства и времени коммуникативного процесса); хронотопы. Визуальный контакт (контакт глазами) и его роль в коммуникативном процессе. Дистанции в общении. (Э.Холл). Другие виды невербальной коммуникации (тактильный контакт, ольфакторная система). Проблема интерпретации невербального поведения. Системы психологических значений и типы интерпретаций невербального поведения (В.А.Лабунская).

Связь коммуникативной стороны общения с совместной деятельностью – проблема коммуникативных ситуаций. Понятие коммуникативной компетентности и возможности ее развития (Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская).

Тема 6. Интерактивная сторона общения – общение как обмен действиями

Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии.

Различные способы описания структуры взаимодействия (Т.Парсонс, Я.Щепаньский). Основные понятия транзактного анализа Э.Берна. Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме (концепция Дж. Мида ).

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Продуктивная конкуренция.

Проблема конфликта в социальной психологии (Н.В.Гришина, А.И.Донцов, Л.А.Петровская). Виды конфликтов (Л.М.Дойч). Конструктивная и деструктивная функции конфликта. Структура конфликта. Способы разрешения конфликта (модель К.Томаса). Динамика конфликта. Проблема управления конфликтом.

Манипуляции в общении (Е.Л. Доценко). Понятие ассертивного поведения.

Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Схема Р.Бейлса и возможности ее практического использования. Попытки применения математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров («дилемма узника»).

Принципы исследования взаимодействия в деятельностной парадигме: взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Типы объединения индивидуальных вкладов участников как основание для классификации форм совместной деятельности (Л.И.Уманский). Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками.

Тема 7. Перцептивная сторона общения: общение как взаимопонимание и взаимопознание людей

Анализ перцептивных явлений в социальной психологии. Понятие «социальной перцепции» (Дж.Брунер). Специфика использования понятия "социальная перцепция в социальной психологии. Общая схема социально-перцептивных процессов и место в ней межличностного восприятия.

Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности и новизны». Роль социальной установки при формировании первого впечатления о человеке (А.А.Бодалев).

Механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, рефлексия, атрибуция, стереотипизация).

Интерпретация причин поведения другого человека – феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса; модели атрибуции (Г.Келли); атрибуция ответственности; место атрибуции в межличностном восприятии. Понятие социальной атрибуции. Содержание и значение стереотипизации. Функции стереотипов.

Эмоциональная сторона межличностного восприятия – феномен атракции (Л.Я.Гозман). Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Факторы, влияющие на атракцию. Практическое значение исследований атракции. Доверительность в общении (В.С.Сафонов, Т.П.Скрипкина).

Специфика решения проблемы точности межличностного восприятия в социальной психологии (ограниченные возможности личностных тестов и экспертных оценок). Практические средства повышения точности межличностного восприятия – использование специальных программ социально-психологического тренинга. Задачи повышения перцептивной компетентности партнеров по общению в различных сферах практической деятельности.) Понятие и функции обратной связи, ее виды и формы (Л.А.Петровская, О.В.Соловьева).

Общение и познание. Роль коммуникации при познании социальных явлений. Процесс производства социальной информации. Общая характеристика. а)особенности категоризации социальных объектов; проблема эвристик (их основные виды); б) основные этапы когнитивной работы: внимание, кодирование, хранение (прототипы, схемы, скрипты, имплицитные теории личности) восстановление информации; возможные ошибки на каждом этапе; в) язык и языковые элементы в процессе переработки социальной информации. Социальное познание как конструирование образа социального мира (Г.М.Андреева).

Необходимость выхода «за пределы когниций». Эмоциональные компоненты социального познания. Дискуссия по поводу соотношения эмоций и когниций в социальном познании (два подхода). Роль настроения в процессе социального познания (влияние на работу с когнитивными схемами); в) роль социальных установок на различных этапах работы с социальной информацией («биполярная модель» К.Джуда и Дж. Кулика); г) перцептивная защита и ее специфические формы в социальном познании («вера в справедливый мир», «синдром выученной беспомощности). Учет эмоциональных факторов как попытка ликвидации когнитивной «стерильности» работы с социальной информацией.

 

Раздел 3. Социальная психология групп

Тема 8. Проблема группы в социальной психологии. Психология больших социальных групп.

Специфика изучения групп в социальной психологии. Классификация групп.

Понятие «большой» социальной группы. Признаки, отличающие большую группу от малой (специфические регуляторы социального поведения). Методологические проблемы исследования психологии больших групп. Виды больших социальных групп: организованные группы, возникшие в ходе исторического развития общества, и стихийно сложившиеся кратковременно существующие группы.

Организованные группы (социальные страты, этнические группы, профессиональные группы, гендерные и возрастные группы). Структура психологии больших организованных групп. Проблема менталитета.

Социальная психология в культурно-исторической перспективе. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Этнос и культура как психологические понятия. «Emic» и «etic» подходы в этнопсихологии.

Сравнительно-культурные исследования личности. Этнокультурная вариативность социализации (М.Мид, И.Эйбл-Эйбесфельд, Б. и Д.Уайтинги).

Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения. Этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации. Различия в групподинамических процессах (давлении группы на личность, лидерстве, групповом принятии решений).

Культурная вариативность регуляторов социального поведения (ценностей, норм и т.п.). Индивидуализм/коллективизм как культурные синдромы (концепция Г. Триандиса).

Межэтнические отношения и когнитивные процессы. Этнические стереотипы: свойства и функции. Феномен этноцентризма. Проблема национального характера. Этническая идентичность – проблемы становления и трансформаций (концепция Дж. Финни). Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях.

Этнические конфликты: причины возникновения, эскалация и пути урегулирования.

Тема 9. Стихийные группы и социальные движения

Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, публика; их особенности. Специфика процессов общения в стихийных группах. Способы воздействия на личность.

Заражение как бессознательная подверженность индивида определенным психологическим состояниям. Явление паники как проявление заражения. Феномен заражения в современных обществах.

Внушение (суггестия) как целенаправленное неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации (В.М.Бехтерев) Феномен контрсуггестии. (Б.Ф.Поршнев). Внушение и убеждение. Роль внушения в пропаганде и рекламе.

Подражание как воспроизведение индивидом образцов демонстрируемого поведения. Традиции исследования в истории социальной психологии – значение и критика теории Г.Тарда. Роль подражания в истории общества и в онтогенезе.

Большие социальные группы и социальные движения. Объединение в социальных движениях организованных и стихийных групп. Формы и уровни социальных движений (П.Штомпка). Проблемная ситуация как импульс социального движения. Неустойчивость социальных движений как результат несовпадения целей участников.

Механизмы присоединения к социальным движениям – способы рекрутации сторонников (теории относительной депривации и мобилизации ресурсов). Соотношение большинства и меньшинства. Роль лидеров в социальных движениях.

Тема 10. Общие проблемы малой группы

Соотношение «группового» и «индивидуального» подходов в американской социальной психологии. Социологический и социально-психологический подход к изучению малых групп.

Понятие «малой группы». Полемика вокруг количественных характеристик малой группы: «нижний» и «верхний» пределы. Зависимость решения вопроса о границах малой группы от интерпретации ее природы.

Классификация малых групп: первичные и вторичные группы (Ч.Кули); формальные и неформальные группы (Э.Мэйо); группы членства и референтные группы (Г.Хаймен). Группа и организация. Современные концепции организационной психологии.

Композиция (состав), динамика групповых процессов – параметры описания малой группы в социальной психологии. Структуры малой группы: межличностных отношений, власти (типы управления и подчинения), коммуникаций.

Положение индивида в малой группе: статус и роль. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.

Основные подходы к исследованию малых групп в социальной психологии.

Психология организации.

Основные психологические проблемы в организациях. Понятие социальной организации. Общая характеристика современных представлений о социальной организации. Мотивация трудовой деятельности. Модели трудовой мотивации. Содержательные теории мотивации (А.Маслоу, К.Альдерфер, Д.Макклеланд, Ф.Херцберг). Процессуальные теории мотивации (В.Врум, Э.Лоулер и Л.Портер, Э.Лок и Г.Латэм, С.Адамс). Отечественные исследования мотивации труда (В.А.Ядов, И.Г.Кокурина). Основные цели коммуникации в организации. Модель коммуникативного процесса. Организация как система коммуникации. Руководство и лидерство в организации. Теории лидерства (Р.Блейк и Дж.Мутон, Ф.Фидлер, П.Херси и К.Бланшар). Формальные и неформальные группы в организациях. Межгрупповые проблемы в организациях. Психологический климат организации. Основные теоретические и эмпирические описания организационного климата. Организационная культура. Соотношение национальной и организационной культур. Типология организационных культур.

Тема 11. Динамические процессы в малой группе

Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

Образование малой группы.

А) Вступление индивида в группу – феномен группового давления. Понятия «конформность» и «конформизм». Эксперимент С.Аша по изучению конформности в лабораторных условиях. Проблема переноса результатов на реальную жизнь. Современные исследования конформного поведения (М.Дойч, Г.Джерард). Исследования влияния меньшинства на большинство С.Московиси.

Б) Групповая сплоченность. Традиции изучения групповой сплоченности в истории социальной психологии: сплоченность как результат привлекательности группы для индивида (подходы Дж.Морено, Л.Фестингера и Т.Ньюкома). Мотивационный подход Картрайта. Понимание сплоченности в рамках теории деятельности (исследования А.И.Донцова). Методы исследования групповой сплоченности.

Лидерство и руководство. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство». Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства (эксперимент К.Левина). Современные подходы к рассмотрению стилей лидерства. Стиль лидерства и эффективность деятельности группы (Ф.Фидлер). Личностные факторы эффективности руководства (Б.Басса). Лидерство как результат ценностного обмена (Р.Л.Кричевский).

Групповые решения. Соотношение группового и индивидуального решений. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения (эксперимент К.Левина). Феномен «сдвига риска» (Дж. Стоунер). Эффект поляризации. Методы повышения эффективности групповых решений. Факторы ошибочных групповых решений; феномен «группомыслия» (И.Джанис). Групповые решения как групподинамический процесс.

Эффективность деятельности малой группы. Проблема выбора критерия эффективности в зависимости от типа малой группы. Продуктивность деятельность и удовлетворенность ею – два важнейшие показателя эффективности. Факторы повышения эффективности групповой деятельности.

Тема 12. Развитие малой группы

Детерминанты возникновения малой группы. Соотношение социальных и психологических детерминант группообразования. Психологические факторы группового членства: удовлетворение потребностей, связанных с группой и реализация потребностей, лежащих вне группы ( группа выступает средством их удовлетворения).

Становление малой группы как психологической общности. Этапность развития малой группы. Теория В.Бенниса и Г.Шепарда; Двухмерные модели развития группы. Двухфакторная модель развития группы Б.Такмена. Нормативно-ролевая система Н.Обера. Одномерные модели группового развития (Н.Обер, Е.Мабри, И.П.Волков).

Современные концепции «социализации группы» (Р.Морленд, Дж. Ливайн). Соотношение процессов группового развития и групповой социализации. Проблема развития группы в исследованиях индивидуализма-коллективизма.

Деятельностное направление в изучении развития малой группы. Модели коллективообразования. Психологическая теория коллектива А.В.Петровского. Параметрический подход Л. И. Уманского. Интегративные и дифференциальные тенденции в групповом развитии. Исследования функции групповой деятельности в социально-психологическом развитии группы. Категория совместной деятельности и проблема становления группы как психологической общности. Методики измерения уровня развития группы.

Механизмы групповой динамики. Разрешение внутригрупповых противоречий. "Идиосинкразический кредит". Психологический обмен.

Тема 13. Психология межгрупповых отношений

Межгрупповые отношения как предметная область социально-психологического знания. Межгрупповые отношения, межгрупповое взаимодействие, межгрупповое поведение. Отношения межгрупповые и межличностные.

Социально-психологическое изучение отражения реальных межгрупповых отношений в сознании людей. Структурные, динамические и содержательные характеристики межгруппового восприятия. Когнитивные процессы, лежащие в основе феноменов межгруппового восприятия: социальная категоризация, межгрупповая дифференциация, групповая идентификация. Сопоставление и противопоставление при сравнении групп.

Социальная идентичность как результат единого процесса дифференциации/идентификации. Формирование социальной идентичности. Стратегии управления социальной идентичностью при неблагоприятном межгрупповом сравнении: индивидуальная мобильность, социальное творчество, социальная конкуренция.

Внутригрупповой фаворитизм как социально-психологическое явление и как социальный феномен. Внешнегрупповой фаворитизм у низкостатусных групп меньшинства. Атрибутивные процессы, выполняющие функцию межгрупповой дифференциации: стереотипизация и групповая каузальная атрибуция. Этнические, профессиональные, возрастные, полоролевые стереотипы, их наиболее существенные свойства. Группоцентристские атрибуции, мотивационные и когнитивистские объяснения их формирования. Предубеждения и дискриминация (расизм, сексизм).

Понятие межгруппового конфликта. Поиски причин межгрупповых конфликтов. Межгрупповой конфликт как продукт универсальных психологических характеристик: агрессивной потребности или побуждения (В.Макдугалл, З.Фрейд, К.Лоренц). Концепция «фрустрации-агрессии» как объяснительный принцип расовых и этнических конфликтов (Л.Берковитц). Индивидуальные различия как основа межгруппового конфликта: концепция «авторитарной личности» Т.Адорно. Межгрупповой конфликт как результат несовместимых групповых интересов: теория реального конфликта. Полевые эксперименты М.Шерифа. Групповое членство как достаточное условие для межгрупповой дискриминации: теории социальной идентичности А.Тэшфела и самокатегиризации Дж.Тернера.

Модели эскалации межгруппового конфликта («агрессор-жертва», спирали, структурных изменений). Изменения сторон в ходе конфликта: усиление групповой сплоченности и подчеркивание групповой идентичности. Учет последствий социальной категоризации, деиндивидуализации, иллюзорной корреляции, социального сравнения. Типы атрибуций у членов групп большинства и меньшинства. «Концепции заговора» и межгрупповой конфликт.

Урегулирование межгрупповых конфликтов. Пути урегулирования социальных конфликтов на макроуровне: применение закона, информация, переговоры. Психологические модели урегулирования межгрупповых конфликтов: а) информационная модель, б) модель контакта, в) переориентация человеческой агрессии, г) введение надгрупповых целей, д) достижение общей идентичности.

 

Раздел 4. Социальная психология личности

Специфика подхода к рассмотрению личности в социальной психологии. История становления проблематики личности в рамках социально-психологического знания и ее современное состояние.

Тема 14. Социализация

Понятие социализации. Основные теоретические подходы к анализу социализации. Представления о механизмах социализации в рамках основных теоретических ориентаций в социальной психологии.

Содержание процесса социализации в основных сферах жизнедеятельности человека. Социализация как инкультурация: возможные направления межпоколенной трансмиссии культуры и культурная вариативность содержания социализации. Социализация как интернализация: закономерности усвоения социального опыта. Социализация как адаптация: направления и содержание социально-психологической адаптации, ее основные результаты и механизмы. Проблема активности личности в ходе социализации.

Этапы социализации (принципы их выделения в различных психологических школах). Дискуссионный характер проблемы социализации взрослых и пожилых людей.

Рассмотрение проблемы гендерной социализации в рамках различных теоретических ориентаций.

Формирование и развитие Я-концепции личности как одного из основных результатов социализации. Структура Я-концепции. Основные теоретические подходы к анализу личностной и социальной идентичности (Э.Эриксон, Дж.Марсиа, А.Тэшфел, Дж.Тернер).

Институты социализации: семья, дошкольные детские учреждения, школа и группы сверстников, средства массовой информации и др. Социализация и информационная среда. Основные закономерности социализации в изменяющемся мире.

Социализация и детерминация социального поведения личности.

Мотивация как детерминация поведения: причинное и смысловое обусловливание. Разновидности причинного обусловливания. (М.Бунге, Л.Краевский, А.Уайтхед, Дж.Келли, А.Басс и др.).

Явление синхронистичности и смысловая детерминация поведения (Г.Юнг). Значение времени в причинной и смысловой детерминации поведения.

Основные источники мотивации. Мотивация и мотивировка.

Мотивация и прогноз поведения. Прогноз поведения на основе характеристик личности (характер, отношения, установки). Власть ситуации над поведением. Устойчивость поведения в измененных обстоятельствах. (Л.Росс, Н.Нисбет и др.)

Тема 15. Социальная установка

Традиция изучения социальной установки (аттитюда) в американской социальной психологии (У.Томас, Ф.Знанецкий, Г.Олпорт и др.). Понимание природы и сущности социальной установки в различных теоретических подходах. Понятие социальной установки в контексте современного социально-психологического знания. Социальная установка как регулятор социального поведения. Роль социальной установки в познавательных процессах.

Общепсихологическое направление в разработке понятия "установка" (теория установки Д.Н.Узнадзе, концепция психологии отношений (И.Н.Мясищев), направленность личности (Л.И.Божович)). Социальная установка как личностный смысл (А.Г.Асмолов, М.А.Ковальчук). Смысловые установки (А.Г.Асмолова). Ценности и социальные установки.

Подходы к определению функций аттитюдов (М.Смит, Д.Брунер, Р.Уайт, Д.Кац). Структура аттитюда в мультикомпонентном подходе (М.Смит, Креч и Крачфилд; Игли, Ш.Чейкен). Одномерная модель установки (Р.Петти, Дж. Качоппо). Структура установочной системы (Ф.Зимбардо, М.Ляйппе). Проблема формирования и изменения социальных установок.

Взаимосвязь аттитюдов и поведения. Влияние аттитюдов на поведение. Несоответствие социального поведения и социальной установки: "парадокс Лапьера" и другие экспериментальные свидетельства. Интерпретация причин несоответствия. Преременные, влияющие на зависимость поведения от аттитюдов. Намерения и аттитюды. Мультиатрибутивные модели принятия решения (модель адекватности-значимости Дж.Шеца; модель обоснованного действия М.Фишбайна и И.Айзена). Проблемы соотношения установки и поведения в отечественной традиции. Уровни регуляции поведения. Иерархическая структура диспозиций личности (В.А.Ядов). Влияние поведения на аттитюды. Самопрезентация и ролевое поведение. Когнитивный диссонанс (Л.Фестингер). Психология самооправдания. Теория самовосприятия Д.Бема. Проблема измерения установок.

Тема 16. Социально-психологические качества личности

Формирование социально-психологических качеств личности в ходе совместной деятельности и общения. Взаимозависимость качеств, приобретенных личностью в группе и «качеств» самих групп. Основные направления аргументации этого тезиса.

Понятие социально-психологической компетентности. Коммуникативные, интерактивные и перцептивные качества личности. Их зависимость от индивидуальных психологических свойств. «Стык» социальной и дифференциальной психологии.

Модификации форм «перцептивной защиты» в группе. «Эффект ожиданий» и роль «имплицитных теорий личности» в групповом взаимодействии. Значение особенностей «когнитивного стиля» партнеров и степени их «когнитивной сложности» для продуктивности внутригруппового общения ( теория «личностных конструктов» Дж.Келли).

Место и роль социально-психологических качеств личности в оптимизации межличностных отношений в группе. Перцептивно-ориентированный тренинг как способ развития социально-психологических качеств личности (Л.А.Петровская).

Практическое значение совершенствования социально-психологических качеств личности. Проблема востребованности определенных качеств личности в конкретных условиях общества.

Перспектива исследований личности в социальной психологии.

 

Раздел 5. Практические приложения социальной психологии

Тема 17. Особенности прикладного исследования и практической работы в социальной психологии

Фундаментальное и прикладное исследование. Статус прикладного исследования в современной науке.

Особенности прикладного социально-психологического исследования. Обязательность соблюдения принципа «не вреди» при проведении исследований в условиях реальной жизнедеятельности групп. Требование адекватности применяемых методик с учетом того, что человек – единственный источник информации. Особые требования ко времени проведения исследования «в поле». Необходимость соблюдения этических норм. Адекватность используемого языка – компромисс между языком науки и языком практики.

Взаимоотношения исследователя и заказчика – планирование, сроки, график работ.

Критерии эффективности прикладного социально-психологического исследования.

Практическая социальная психология как непосредственное вмешательство в определенную область практики. Отличие практической работы от проведения исследования. Различие установок исследователя и практика: тип отношений практика и клиента. Этапы практической работы социального психолога.

Возможные уровни вмешательства и их отражений в социальных ролях практика: эксперт, консультант, обучающий. Специфика функций при исполнении каждой роли. Виды практической работы – тренинг, консультирование, социально-психологическая экспертиза.

Социально-психологические методики в системах личностной диагностики. Групповое ситуационно-поведенческое тестирование. Методики Центра оценки.

Групповая диагностика. Диагностика групповой сплоченности. Выявление групповой структуры. Применение социометрических и коммуникометрических методик. Оценка уровня группового развития.

Диагностика организаций. Диагностика эффективности функционирования. Проблемное поле организации. Оценка готовности к развитию. Ключевые информанты.

Диагностика социальной среды. Массовые обследования и фокусированный анализ.

Профессиональное позиционирование в различных системах оказания консультационных услуг. Виды и типы консалтинга. Процессуальное и экспертное консультирование. Особенности работы внешнего и внутреннего консультанта. Этика консультирования.

Психологическое консультирование в группах, организациях и сообществах. Особенности индивидуального консультирования в организационном контексте. Менторинг и коучинг. Шефство и наставничество.

Консультирование организаций. Организационное развитие и решение локальных проблем. Конференционная модель консультирования.

Формы и методы консультационной работы с группами.

Организация системы внутрифирменного обучения и развития.

Тема 18. Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии

Психология менеджмента и управление персоналом. Новые проблемы психологии управления в условиях многообразия форм собственности.

Сущность менеджмента. Содержание понятия “менеджмент”. Цели, задачи и стадии менеджмента. Менеджер и его функции

Эволюция парадигм психологического подхода к управлению в 20 веке от “человеческого материала” к “самоценной личности”. Концепции: “экономического человека”, “человеческих отношений”, “человеческих ресурсов”, “самоактуализирующейся личности”, “развивающейся организации”.

Управленческие парадигмы: технократическая, адаптивная, организационно-культурная. Управленческие роли: руководитель; администратор; организатор; управленец.

Социально-психологические исследования формальных организаций. Значение теории бюрократии М.Вебера для социальной психологии управления. Механическая и организмическая модели организации. Сущность и социально-психологические требования к административной деятельности. Социально-психологические аспекты планирования, контроля и контроллинга. Классические принципы административного управления (Ф.Тейлор, А.Файоль) и их социально-психологическая характеристика.

Содержание управленческой деятельности. Понимание управления как совместной деятельности. Управление по целям. Понятие стратегического планирования в организации.

Особенности психологического рассмотрения процессов принятия решений. Факторы принятия решений: неопределенность, опасность, ответственность, интеллектуальные стратегии, произвольная и волевая регуляция, риск. Методы эмпирического изучения принятия решений. Особенности принятия управленческих решений. Типология, этапы выработки. Коллективный и коллегиальный подходы к принятию управленческих решений. Особенности командного управления. Типология управленческих команд.

Социально-психологические проблемы разработки управленческих программ. Прикладные направления социальной психологии управления. Управление персоналом (кадровый менеджмент).

Социально-психологическая подготовка руководителей (тренинг и игра). Социально-психологические особенности управления в условиях кризиса.

Место управления персоналом в обеспечении деятельности организации. Сущность управления персоналом. Основные функции в сфере управления персоналом. История становления деятельности по управлению персоналом. Специфика управления персоналом на различных этапах и стадиях жизненного цикла организации: формирование, рост, стабилизация и кризис.

Понятие «человеческого капитала». Оценка потребности в персонале. Внешние и внутренние условия, детерминирующие потребность в персонале. Планирование трудовых ресурсов. Требования к персоналу. Анализ рабочих мест. Должностные инструкции. Формирование штата и его комплектование. Набор персонала.

Адаптация персонала. Ориентация новых работников в организации. Основные проблемы адаптации. Программы адаптационных мероприятий.

Методы управления персоналом. Методы поиска и набора. Сравнительная эффективность методов набора. Методы оценки и отбора персонала. Интервью, наблюдение. Анализ профессиональной деятельности. Анализ жизненного пути. Карьерография. Социально-психологические аспекты аттестации кадров. Методы сокращения персонала.

Технологии управления персоналом Технология центров оценки (Ассессмент-центр). Анализ кадрового потенциала организации. Кадровая психодиагностика. Проблема использования психологической диагностики в оценке персонала. Технологии внутрифирменного обучения персонала. Определение потребности в обучении. Формирование обучающих программ. Принципы корпоративной политики обучения и повышения квалификации. Направления программ обучения. Технологии командообразования. Технология кадрового конкурса. Возможности и ограничения конкурсных и игровых процедур.

Кадровое консультирование. Кадровый аудит. Кадровое проектирование и реализация кадровых программ. Мониторинг социально-психологической ситуации и организация коммуникации внутри предприятия. Кадровый консультант: методическая, организационная и социальная компетентность. Ролевой профиль кадрового консультанта: фасилитатор, модератор и медиатор.

Массовая коммуникация и реклама.

Специфика коммуникативного процесса при использовании средств массовой информации.

Функции массовой коммуникации и критерии ее эффективности.

Социально-психологические особенности устного выступления перед аудиторией.

Система интегрированных маркетинговых коммуникаций. Плоскости опосредованного распространения рекламной информации. Схемы ролевого взаимодействия в рекламе. Мотивация и когнитивные аспекты потребительских реакций. Убеждающая коммуникация, суггестия, заражение, подражание.

Плоскости анализа рекламного сообщения. Невербальные компоненты рекламной коммуникации. Приемы организации вербального содержания рекламы. Этапы стратегического планирования рекламной кампании. Измерение эффективности рекламы.

Метод фокус-групп в исследованиях рекламы.

Психология потребительского поведения.

Основные экономические и психологические теории потребительского поведения. Психологические, социально-психологические и другие характеристики потребителя. Социально-психологические факторы, определяющие потребительский выбор. Лояльность марке и удовлетворенность потребителей. Анализ процессов принятия решения о покупке Психологические стадии покупки. Моделирование потребительского поведения. Типы возможных реакций на покупку.

Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товаров.

Цели маркетингового сегментирования. Социально-психологические, психографические и другие основания для сегментирования потребительского рынка. Социальные страты. Психологические и социально-психологические характеристики сегментов. Критерии эффективной сегментации. Технология сегментирования. Сегментообразующие и описательные характеристики сегментов. Психологические и социально-психологические характеристики сегментов. Модель A-I-O (Деятельность - Интересы - Мнения) как основание психографической сегментации. Психографические типы потребителей.

Определение брэнда. Специфика брэндированных продуктов и функции бренда. Архитектура брэнда: от функциональных атрибутов до социально - психологических характеристик. Индивидуальность брэнда. Пирамида ценностей брэнда. Ценности потребителя как психологическая основа построения концепции брэнда. Психологические аспекты позиционирования брэнда. Восприятие брэнда и приверженность потребителя как показатели «здоровья брэнда». Методы оценки здоровья брэнда». Построение брэнда: технологии брэндинга. Преимущества сильных брэндов. Разработка и развитие брэнда. Жизненный цикл брэнда. Позиционирование и репозиционирование брэнда.

Школа и семья. Функции школы как института социализации: трансляция культурно-исторического опыта предыдущих поколений и создание условий для формирования собственной независимой позиции личности.

Социально-психологические проблемы в работе школьной психологической службы. Основные виды деятельности школьного психолога (психологическое просвещение, профилактика, консультирование, психодиагностика, психокоррекция). Необходимость сотрудничества со специалистами по возрастной, педагогической и клинической психологии.

Два вида консультирования в практической работе школьного психолога – консультирование школы как организации и индивидуальное консультирование (оказание индивидуальной помощи ученику, учителю, родителю).

Работа по совершенствованию межгрупповых отношений в школьном коллективе (учащиеся, учителя, родители).

Сочетание методов индивидуального и группового консультирования.

Специфика семьи как малой группы и значение прикладных исследований в этой области. Психологические задачи службы семьи (подготовка молодых людей к созданию семьи, служба знакомства, регулирование семейных взаимоотношений). Основные формы практической работы психолога в сфере семьи – семейное консультирование и социально-психологический тренинг.

Психологические причины разводов. Роль социального психолога в программах семейного воспитания. Подготовка молодых людей к вступлению в брак: теории выбора супруга.

Социально-психологическая характеристика внутрисемейных отношений. Проблема удовлетворенности браком. Семейные роли. Внутрисемейные конфликты (между супругами, между родителями и детьми).

Тенденции развития семьи в современном мире. Основные категории современной семьи. Современная модель семьи, ее особенности. Понятие «цикл развития семьи». Неправильное семейное воспитание как причина невротизации ребенка (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и др.). Здоровье. Развитие представлений о болезни и здоровье: история эпидемий; социально –культурная специфика представлений; влияние медицинского знания на эти представления. Социальное значение здоровья и болезни.

Понятие стигмы, природа стигматизации, стратегии дестигматизации (И.Гоффман, Дж. Крокер, Б.Майджор).

Причины болезни; воспринимаемый контроль; программы по продвижению здоровья. Стратегии изменения поведения, связанного со здоровьем.

Право и политика. Социально-психологические проблемы в психологии права: изучение правосознания (О.А.Гулевич), справедливости (Е.О.Голынчик), атрибуции ответственности (К.Муздыбаев). Виды правовой социализации. Институты правовой социализации, роль учреждений правовой системы в процессе правовой социализации. Сравнительно-культурные исследования правовых представлений и правовой социализации (Дж.Тапп, Ш.Курильски-Ожвэн и др., О.П.Николаева, И.Н.Трушков).

Социально-психологические аспекты криминальной психологии: правопослушное, девиантное и делинквентное поведение; теории преступности; индивидуальные и социальные детерминанты преступного поведения; типологии правонарушителей; типология криминальной агрессии (И.А.Кудрявцев, Н.А.Ратинова); особенности подростковой агрессивности. Криминальный межличностный конфликт и его социально-психологические характеристики (С.В.Кудрявцев). Поведение жертвы как фактор, провоцирующий преступления (виктимология). Психология преступной группы. Преступные группы несовершеннолетних правонарушителей и молодежная криминальная субкультура.

Роль социальной психологии в профилактике противоправного поведения, в частности, несовершеннолетних правонарушителей. Связь этой работы с работой школьной психологической службы и службы семьи. Изучение социально-психологических условий формирования противоправного поведения личности и социальной реадаптации личности после возвращения из мест заключения.

Социально-психологические характеристики предварительного и судебного следствия. Проблема точности показаний свидетелей, доверие к свидетелю. Показания ребенка в суде (П.Экман). Технологии ведения допроса (Л.Б.Филонов).

Социально-психологические особенности состязательного и инквизиционного правосудия; восстановительного и карательного правосудия; ювенальной юстиции; пенитенциарной системы.

Исследования социально-психологических аспектов функционирования суда присяжных в современной России (О.В.Соловьева). Коммуникация и групповые процессы в суде присяжных. Социально-психологический портрет судьи в суде присяжных (А.В.Магун, И.А.Краснопольский). Социально-психологические особенности коммуникативного воздействия сторон обвинения и защиты на присяжных заседателей. Присяжные заседатели как группа. Атрибуция ответственности за преступление в суде присяжных и принятие решения присяжными заседателями.

Задачи социальной психологии в разработке проблемы прав человека.

Социально-психологические проблемы в политической психологии (психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия, роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля, политическая социализация).

Политическое консультирование как направление практической работы социального психолога. Роли психолога в процессе внутреннего политического консультирования (помощник, советник, консультант). Задачи психолога в процессе внешнего политического консультирования (работа с имиджем клиента, работа с личностью клиента, работа в избирательных кампаниях). Направления практической работы политического психолога: участие в разработке и принятии политических решений, анализ динамики общественного мнения, прямое консультирование политических деятелей перед публичными выступлениями, создание психологических портретов оппонентов.

Роль политической рекламы в формировании имиджа политических руководителей, политических партий, государственных институтов и учреждений. Связь политической рекламы и PR (установления различными организациями и институтами связей с общественностью).

Наука. Возрастание значения коллективных форм деятельности в современной науке и изменение субъекта этой деятельности (от научной школы к исследовательскому коллективу). Специфика коллективной научной деятельности, анализ природы совместной творческой деятельности. Программно-ролевой подход к исследованию науки (М.Г.Ярошевский). Основные научные роли в научном коллективе (генератор идей, критик, эрудит). Проблемы оценки эффективности вкладов сотрудников научного коллектива. Задачи и функции руководителя научного коллектива. Направления практической работы социального психолога в научных учреждениях: разработка рекомендаций на основе диагностики конкретных ситуаций, консультирование руководителей и научных сотрудников, обучение руководителей научных коллективов методам управления. Задачи исследования взаимоотношений науки и общества в современном мире.

Перспективы развития социальной психологии в условиях радикальных социальных преобразований Российского общества. Необходимость социально-психологического анализа новых явлений общественной жизни: массового слома социальных стереотипов, изменения структуры ценностей, проблем социальной идентичности в новых социальных условиях и др. Задачи широкой профессиональной дискуссии о новых функциях и перспективах социальной психологии в меняющемся обществе.


Литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2004.
  2. Андреева Г.М. Социальное познание. М.: Аспект Пресс, 2007
  3. Андреева.Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. - М.: Аспект Пресс, 2001.
  4. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1998.
  5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001.
  6. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  7. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг, 2004
  8. Мельникова О.Т., Фокус-группы. Методы, методология, модерирование, Аспект Пресс, 2007.
  9. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  10. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002.
  11. Социальная психология. Практикум. /Под ред. Т.В. Фоломеевой - М.: Аспект Пресс, 2006.
  12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 3-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2003.
  13. Стефаненко Т.Г., Этнопсихология, Аспект Пресс, 2007.
  14. Стефаненко Т.Г., Этнопсихология. Практикум, Аспект Пресс, 2006.
  15. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  16. Ядов В.А. Стратигия социолонического исследования, 2007

Дополнительная литература

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  2. Алешина И.В. Поведение потребителя. - М.: Гранд, 1999.
  3. Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения – повседневное использование и злоупотребление. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Пер. с англ. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  5. Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире. – М. 2005
  6. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива / Отв. ред. М.Г.Ярошевский. - М.: Наука, 1987.
  7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по со- циологии знания / Пер. с англ. – М.: Медиум, 1995.
  8. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Пер. с англ. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
  9. Берн Э. Трансактный анализ в группе: Пер. с англ. – М.: Лабиринт, 1994.
  10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.
  11. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М.: Наука, 1994.
  12. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  13. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. – М.: Изд-во «Магистр», 1997.
  14. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 1983.
  15. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М.: Лабиринт, 1998.
  16. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М.: Наука, 1983.
  17. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.
  18. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия/ Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000
  19. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М.: Смысл, 1998.
  20. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения / Пер. с англ. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  21. Вундт В. Проблемы психологии народов / Пер. с нем. – СПб.: Питер , 2001.
  22. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  23. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  24. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003.
  25. Деркач А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека: В 4-х томах. – М.: Изд-во РАГС, 2001.
  26. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001.
  27. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. 2-е изд. - М.: Новая школа , 1996.
  28. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  29. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  30. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита – М.:ЧеРо, 1997.
  31. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М.: Армада, 1998.
  32. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта; МПСИ, 2000.
  33. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000.
  34. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара: СамГПУ, 2000.
  35. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2003.
  36. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.  М.: Политиздат, 1988. 
  37. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. – М.:Дело, 2000
  38. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск: ТетраСистемс, 2000.
  39. Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
  40. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 1998
  41. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Пер. с англ. – М.: Новое литературное обозрение, 2002.
  42. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. 2-е изд. -М.: Аспект Пресс, 2001.
  43. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. - Киев: Наукова Думка, 1982.
  44. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001.
  45. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980.
  46. Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  47. Ламбен Ж..-Ж.. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операциональный маркетинг. – СПб.: Питер, 2004
  48. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб.: Питер, 2002.
  49. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Пер. с нем. – М.: Смысл, 2001.
  50. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. - М.: Смысл, 1997. – 365 с. М.: Смысл, 2007.
  51. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1997.
  52. Макхем К. Управленческий консалтинг. М, 1999
  53. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.
  54. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.
  55. Мозер К. Психология маркетинга и рекламы. – М.: Гуманитарный центр, 2004.
  56. Московичи С. Машина, творящая богов / Пер. с франц. - М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1998.
  57. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 3-е мзд. - М.: Academia, 2000.
  58. Муздыбаев К. Психология ответственности. – М.: Наука, 1983
  59. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984.
  60. Олпорт Г. Становление личности: Избр. труды / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2002.
  61. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001.
  62. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999.
  63. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. – М.: Аспект Пресс, 2002.
  64. Перспективы социальной психологии / Ред.- сост. М.Хьюстон, В.Штребе, Дж.Стефенсон. Пер. с англ. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  65. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
  66. Петровская Л.А. «Общение – компетентность – тренинг: избранные труды» - М.: Смысл, 2007
  67. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982.
  68. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: ТОО "Горбунок", 1992.
  69. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. - М.: Наука, 1979.
  70. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб.: Речь, 2000.
  71. Радаев В.В., Шкаратян О.И. Социальная стратификация. – М.: Аспект Пресс, 1996.
  72. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999.
  73. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1988.
  74. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник – М.: Юристъ, 1998
  75. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1999.
  76. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. – Л.: Наука, 1979.
  77. Свенцицкий А. Социальная психология управления.- Л., 1986.
  78. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Теоретико-эмпирический анализ. – М.: Академия, 2000.
  79. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.
  80. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  81. Социальная психология / Отв. ред. А.Л.Журавлев. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
  82. Социальная психология : История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.
  83. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. и ред. А.Л.Свенцицкий. – СПб.: Питер, 2000.
  84. Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова. - М.: Наука, 1999. .
  85. Социальная психология: Саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. – М.: ИНИОН РАН, 1995.
  86. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  87. Стюарт Д. Тренинг организационных изменений. – СПб.: Питер, 2001
  88. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М.: Академия Проект, ИП РАН; Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  89. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  90. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001.
  91. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. – Киев: Вища школа, 1985.
  92. Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999.
  93. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2000.
  94. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН; КСП+; Академический Проект, 1999.
  95. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с польск.. - М.: Аспект Пресс, 1996.
  96. Экман П. Психология лжи / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000.
  97. Энджел Дж.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб.: Питер, 1999.
  98. Юревич А.В. Социальная психология науки. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.
  99. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – Самара: Самарский ун-т, 1995.

Примерные вопросы к госэкзамену по социальной психологии

  1. Место социальной психологии в системе научного знания. Эволюция взглядов на предмет социальной психологии.
  2. Социально-исторические и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.
  3. Первые исторические формы социально-психологического знания: их сильные стороны и ограничения.
  4. Экспериментальный период развития социальной психологии в начале XX века. Специфика «американского» подхода.
  5. Общая характеристика основных теоретических ориентации в современной социальной психологии. Парадигма постмодернизма.
  6. Необихевиористская ориентация в социальной психологии: истоки, представители, основные теории.
  7. Когнитивистская ориентация в социальной психологии: истоки, представители, основные теории.
  8. Социально-психологическая проблематика гуманистической психологии.
  9. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности.
  10. Интеракционистская ориентация в социальной психологии: истоки, представители, основные теории.
  11. Критические тенденции в развитии американской социальной психологии.
  12. Основные тенденции в развитии европейской социальной психологии XX века. Варианты социального конструкционизма.
  13. Особенности становления социальной психологии в России: дискуссионные проблемы.
  14. Методологические проблемы в анализе общения.
  15. Уровни и виды общения. Типологии общения.
  16. Общение как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса.
  17. Вербальная и невербальная коммуникация.
  18. Общение как взаимодействие. Основные виды взаимодействия.
  19. Понятие конфликта и подходы к его изучению. Структура, функции и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта.
  20. Общение как познание людьми друг друга. Содержание, эффекты, механизмы межличностного восприятия. Межличностная аттракция.
  21. Социально-психологические детерминанты межгрупповых отношений: социальная категоризация, межгрупповая дифференциация, социальная идентификация.
  22. Феномен каузальной атрибуции, ее виды и формы. Структура атрибутивного процесса.
  23. Проблема группы в социальной психологии. Классификации групп и основные направления их исследования.
  24. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.
  25. Традиционные и современные подходы к анализу феномена группового давления. Влияние большинства и меньшинства.
  26. Социальная власть. Соотношение понятий: власть, влияние, лидерство, авторитет.
  27. Основные подходы к исследованию групповой сплоченности.
  28. Лидерство и руководство в малых группах. Стили руководства.
  29. Процесс принятия группового решения. Классические и современные подходы.
  30. Проблема развития группы в социальной психологии: сравнение отечественных и западных подходов.
  31. Методологические проблемы изучения психологии больших групп.
  32. Социальная психология в культурно-исторической перспективе.
  33. Психологические проблемы стихийных групп и массовых движений.
  34. Психология межгрупповых отношений: основные концепции и история исследования.
  35. Стереотипизация и групповая каузальная атрибуция как механизмы межгрупповой дифференциации.
  36. Проблемы изучения личности в социальной психологии.
  37. Понятие, содержание и механизмы социализации. Основные подходы к изучению процесса социализации.
  38. Исследования Я-концепции. Личностная и социальная идентичность. Концепции КА.Тэшфела и Дж.Тернера.
  39. Социальная установка: структура и функции. Формирование и изменения социальных установок.
  40. Социальная установка и поведение.
  41. Прикладные исследования и практическая социальная психология.
  42. Программа эмпирического социально-психологического исследования: ее структура и функции.
  43. Формирование, трансформации и стратегии поддержания социальной идентичности.
  44. Социальное поведение: феноменология, механизмы, регуляторы.
  45. Методологические принципы и методы социально-психологического исследования. Классификации методов.
  46. Специфика социально-психологического эксперимента.
  47. Методы опроса в социально-психологическом исследовании.
  48. Контент-анализ как метод изучения документов.
  49. Сравнительный анализ качественных и количественных методов социально-психологического исследования.
  50. Критерии эффективности качественного исследования.
  51. Фокус-группа как базовый метод качественного исследования. Роль и функции модератора.
  52. Общая характеристика активных методов социально-психологического воздействия.
  53. Групповой тренинг как метод практической социальной психологии.
  54. Определение и классификация больших социальных групп.
  55. История исследований малой группы.
  56. Понятие межгруппового конфликта. Поиски причин межгрупповых конфликтов. Переговоры и компромисс как средства разрешения конфликта.
  57. Социометрия: история метода и его модификации.
  58. Проблемы социальной психологии управления.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский