Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Программа государственного экзамена по специализации «Психология личности»

Психология личности – область теоретического и практического знания, которая выступает как приоритетное направление современного человекознания. Психология личности как наследница академической психологии лишь недавно выделилась из общей психологии. Она олицетворяет собой извечное стремление психологов выйти за рамки как психологии отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.п.), так и изолированного изучения эмоционально-потребностной сферы психической жизни, и попытаться раскрыть целостные закономерности возникновения и функционирования нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.

Научная школа культурно-исторической психологии, созданная в трудах классиков мировой и отечественной психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия, определяет общую стратегию психологии личности по изучению феноменологии, методологии и социальной практики психологии личности как междисциплинарной области.

Методологические основы психологии личности

Многомерность человека как сущностная характеристика личности. Полярные ориентации исследования человеческого бытия как способы отражения различных граней жизни личности:

  • Объектная и субъектная ориентации. Человек как вещь среди вещей (метафизический материализм, позитивизм, прагматизм, структурализм и т.п.). Человек как субъект развития (христианство, философия жизни, философская антропология, экзистенциализм, персонализм).
  • Детерминистическая и индетерминистическая ориентации. Личность как продукт природной и (или) социальной детерминации (фатализм, картезианство, позитивизм). Личность как автономное, спонтанное существо (философия жизни, экзистенциализм, позитивизм и т.п.). Учение Б. Спинозы о человеке как причине самого себя.
  • Монологическая и диалогическая ориентации. Методологический изоляционизм, антропоцентризм (учение о монадах Г. Лейбница, философская антропология, позитивизм). Личность в пространстве коммуникаций (материализм Л. Фейербаха, экзистенциализм М. Бубера, структуралистская концепция личности Ж. Лакана, диалогическая методология гуманитарного познания М.М. Бахтина).
  • Структурно-функциональная и историко-генетическая ориентации.
  • Номотетическая и идиографическая ориентации в исследовании личности. Объяснительная и понимающая психологии как методологические стратегии познания человека.

Уровни методологического анализа проблемы личности.

Схема уровней методологии науки (Э.Г. Юдин).

  1. Уровень философской методологии науки.
  2. Уровень общенаучной методологии.
  3. Уровень конкретно-научной методологии.
  4. Уровень методики и техники исследования.

Приложение уровней методологического анализа в области исследования психологии личности.

Основные направления, подходы и теории в психологии личности.

  • Различные течения психоанализа (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Х. Кохут и др.).
  • Бихевиористские подходы к пониманию личности (И.П. Павлов, Ф. Скиннер, А. Бандура и др.).
  • Персонологические подходы к изучению личности (В. Штерн, Г. Мюррей, Г. Олпорт).
  • Динамическая психология: теория поля и жизненного мира К. Левина.
  • Когнитивный подход в психологии личности (Л. Фестингер, Дж. Келли и др.).
  • Интеракционистский подход к исследованию личности.
  • Гуманистическая парадигма в исследовании личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.).
  • Экзистенциалистский подход к изучению личности (В. Франкл, А. Лэнгле, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь, Л. Бинсвангер, М. Босс).
  • Феноменологический подход к исследованию личности.
  • Герменевтическая ориентация в психологии личности.
  • Психология установки (Д.Н. Узнадзе).
  • Психология отношений (В.Н. Мясищев).
  • Человекознание (Б.Г. Ананьев).
  • Теория интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин).
  • Психология изучения личности как субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн).
  • Культурно-историческая парадигма в психологии личности. Неклассическая психология развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, Д.Б. Эльконин).
  • Системно-деятельностный, историко-эволюционный подход в психологии личности и его варианты в современной психологии. Психология смысла. Психология переживания (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.А. Иванников, В.В. Лебединский, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.В. Николаева, Е.Е. Насиновская, В.А. Петровский, В.Ф. Петренко, Е.В. Субботский, Е.Т. Соколова, А.Ш. Тхостов, А.У. Хараш).

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни

Многообразие феноменологии в психологии личности. Практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества.

Психология личности в науках о природе, человеке и обществе. Междисциплинарный статус проблемы личности. Человек и его место в различных системах. Человек и мир человека. Системный и историко-эволюционый подход к личности.

Человек как индивид в системе биогенеза. Человек как личность в системе социогенеза. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза.

Движущие силы и условия развития личности. Периодизации развития индивида, личности и индивидуальности

Движущие силы и условия развития личности. Среда, наследственность и развитие личности. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С. Выготский). Концепция двойной детерминации личности и ее методологические предпосылки.

Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность – «безличные» предпосылки и основания развития личности.

Принцип саморазвития деятельности как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в отечественной психологии. Положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Положение Д.Н. Узнадзе о функциональной тенденции как источнике саморазвития поведения личности. Выделение функциональных потребностей, их характеристика и экспериментальное исследование: потребность во впечатлениях (Л.И. Божович), потребность в общении (М.И. Лисина). Перспективы изучения механизмов саморазвития деятельности (В.А. Петровский).

Психологические принципы и основания периодизации развития человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности. Понятие ведущей деятельности в процессе развития личности (А.Н. Леонтьев). Противоречие между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сферами как движущее противоречие в развитии личности. Схема периодизации психического развития личности в детском возрасте (Д.Б. Эльконин).

Биогенетические периодизации развития человека. Концепция развития ребенка С. Холла: закон рекапитуляции; фазы развития личности. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда.

Социогенетические периодизации развития человека. Когнитивная ориентация. Основные положения концепции развития морального сознания личности. Разработка представления о периодизации развития личности в социальной психологии (А.В. Петровский).

Персоногенетические периодизации развития человека. Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона: эпигенетический принцип развития. Положения о психосоциальной идентичности личности как критерии ее зрелости, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности. Развитие чувства «Я» по Г. Олпорту.

Жизненный путь человека как история индивидуальности. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию. Психологический возраст. Проблема периодизации развития личности во взрослом возрасте. Старость.

Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности

Общее представление об индивидных свойствах человека (Б.Г. Ананьев). Индивидуальные свойства как предмет дифференциальной психологии. Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми. Гипотеза рассеивающего отбора как механизма эволюции человека в антропогенезе (В.П. Алексеев). Классификация индивидных свойств и их место в регуляции поведения личности. Органические побуждения индивида и их влияние на поведение личности.

Индивидуально-типические свойства человека. Строение тела и особенности психики. Типы конституции, их соматические признаки. Типологии Э. Кречмера и В. Шелдона. Их критика.

Темперамент. Факторные концепции темперамента и их критика. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента. Современные представления о темпераменте. Адаптивные возможности темперамента в процессе эволюции.

Половой диморфизм и психологические характеристики индивида, гипотеза об эволюционном смысле полового деморфизма. Психология половых различий. Психосексуальная дифференциация и социальное поведение. Психология сексуальности. Периодизация психосексуального развития в психоанализе. От биологического пола – к психологическому полу личности. Феномен транссексуализма.

Личность в социогенезе. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности

Личность в истории культуры. Культура и программы поведения. Проблема социально-типического в личности. Социальный характер и национальный характер. Базовая личность. Сравнительные исследования личности в разных культурах. Социогенетические источники развития личности.

Личность и социальная группа. Общая характеристика понятий "социальная роль", "социальная группа", "социальный статус". Положение об общественных функциях-ролях и их месте в структуре личности. Ролевые теории личности и их критика. Самопрезентация личности окружающим и ее психологическая функция. Социальная идентичность личности. Личностный и групповой уровень идентичности.

Социализация личности. Развитие моральной регуляции поведения. Социализация как интериоризация социальных форм поведения (Л.С Выготский).

Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С. Выготского. Понятие «социальной ситуации развития». Понятие высших психических функций. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Сензитивные периоды развития личности.

Парадигма социального конструкционизма (А. Шютц, Дж. Мид, К. Герген). Социогенез личности как предмет исторической психологии и этнопсихологии. Семиотическая концепция культуры и программы поведения личности (Ю.М. Лотман).

Персоногенез личности. Структура личности в психологии. Индивидуальность личности и ее жизненный путь

Общая характеристика индивидуальности. Нормальное и отклоняющееся развитие личности, психологическое и личностное здоровье. Личностная зрелость.

Общее представление о структуре личности. Структурный и динамический подход к исследованию единиц организации личности. Стратегия анализа личности по элементам и по единицам. Выделение "единиц" анализа как системообразующих характеристик строения личности.

Типологические подходы к личности. Ограничения типологического подхода.

Психодинамические модели структуры личности.

Понятие черт личности как устойчивых тенденций поведения. Факторные подходы к изучению и систематизации личностных черт. Проблема устойчивости личности и дилемма личностно-ситуативной обусловленности поведения.

Продуктивные проявления индивидуальности личности. Самоактуализация, самореализация и персонализация. Выход личности за пределы самой себя (трансценденция). Природа активности личности. Личность и творчество.

Инструментальные проявления личности. Личность и характер. Способности и их роль в обеспечении эффективности деятельности. Общие и специальные способности. Одаренность, талант и гениальность как разные уровни проявления способностей личности. Современные представления о компетентности личности. Индивидуальный стиль — интегральная характеристика индивидуальности.

Личность как субъект регуляции деятельности. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности личности. Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа. Жизненная стратегия и жизненная позиция личности. Организация личностью времени своей жизни.

Смысловая сфера личности. Личность и мотивация. Общее представление о смысловых образованиях и смысловых системах.

Структура "Я" и ее исследование в разных направлениях психологии. Положение В. Джемса о существовании трех компонентов эмпирического "Я": физическая личность, социальная личность и духовная личность. Разработка представлений о структуре "Я". Понятие идентичности в концепции Э.Эриксона. Самосознание, самооценка и самоуважение. Строение и формирование самоотношения. Эгоизм и альтруизм. Диалогическая природа “Я” (М. Бахтин, М. Бубер, Л.С. Выготский). Диалогическая концепция М.М. Бахтина.

Личность в критических ситуациях. Динамика процессов переживания. Психологическая защита и совладание — механизмы овладения поведением. Личностный выбор. Свобода и ответственность.

Выпускник специализации по психологии личности должен знать, анализировать и сопоставлять следующие теории личности:

  1. Психоаналитическая теория личности З. Фрейда.
  2. Индивидуальная психология А. Адлера.
  3. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
  4. Неофрейдистские (социально ориентированные) теории:
    • социокультурный психоанализ К. Хорни;
    • гуманистический психоанализ Э. Фромма;
    • интерперсональная теория Г.С. Салливана.
  5. Эпигенетическая теория (модель человеческого развития) Э. Эриксона.
  6. Динамическая психология К. Левина.
  7. Теория личностных конструктов Дж. А. Келли.
  8. Факторная теория черт Р. Кэттелла.
  9. Теория личностных диспозиций Г. Олпорта.
  10. Теория самоактуализации А.Г. Маслоу.
  11. Клиенто-центрированная (личностно-ориентированная) психотерапия К. Роджерса.
  12. Экзистенциальная концепция личности и логотерапия В. Франкла.
  13. Экзистенциальная психология личности (Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь).
  14. Активационная теория С.Р. Мадди.
  15. Характерология и уровневый подход А.Ф. Лазурского.
  16. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.
  17. Эстетико-философская концепция личности М.М. Бахтина (диалогическая концепция сознания).
  18. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна (Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский).
  19. Деятельностная концепция личности А.Н. Леонтьева.
  20. Историко-эволюционный подход в психологии личности.
  21. Мотивационно-смысловая концепция развития индивидуальности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский).
  22. Теория человекознания (Б.Г. Ананьев).
  23. Психология установки (Д.Н. Узнадзе).
  24. Психология отношений (В.Н. Мясищев).
  25. Психофизиология индивидуальных различий (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, Н.И. Чуприкова, И.В. Равич-Щербо).

 

Специалист по психологии личности должен обладать следующими профессиональными умениями и профессионально решать следующие задачи:

  • осуществлять базовые процедуры анализа жизненных проблем человека, социализации личности, проблем профессиональной деятельности – феноменологический анализ, психоанализ, экзистенциальный (смысловой) анализ, динамический (топологический) анализ, историко-генетический анализ, культурологический анализ, поведенческий анализ, когнитивный анализ, психосемантический анализ, трансактный анализ;
  • осуществлять базовые процедуры оценивания – общая и дифференциальная психодиагностика личности, психофизиологические и психогенетические методы диагностики индивидуальных различий человека, шкалирование, беседа, наблюдение, индивидуальное (личностное) консультирование;
  • проектировать и осуществлять экспериментальные и эмпирические исследования по проблемам личностного развития человека, индивидуальных особенностей психического развития человека, социализации личности, мотивационного анализа поведения личности, развития внутреннего мира личности;
  • осуществлять базовые процедуры экспертизы – экспертиза различных психотехнических и психодиагностических практик, гуманистическая экспертиза управленческих решений;
  • осуществлять базовые процедуры моделирования – эксперимент, имитационное моделирование, моделирование в сфере системной динамики, конструирование на основе художественных и биографических текстов;
  • осуществлять базовые процедуры воздействия – психоаналитические техники, гештальт-техники, мотивационные техники (мотивационный тренинг), смысловые (логотерапевтические) техники, когнитивно-бихевиоральные техники, психодраматические техники, трансакционные техники, различные тренинги саморегуляции и личностного роста, реализация коррекционных программ (по коммуникативным проблемам, нарушениям личностного развития, проблемам возрастных и личностных кризисов, формированию психологической устойчивости личности, проблемам личностного самоопределения).

 

Специалист в области психологии личности должен обладать следующими знаниями и умениями в сфере методологии и методики исследования личности:

  • знать основные критерии классификации методов эмпирического исследования личности, имея в виду многомерность оснований классификации (идиографические и номотетические методы, прямые и косвенные методы психодиагностики личности, и т.п.);
  • уметь различать методы диагностики, исследования и воздействия (коррекции, реабилитации, развития);
  • знать отличительные признаки и разновидности экспериментального метода (лабораторный, естественный, имитационный, формирующий эксперимент);
  • знать методические требования к эмпирическим методам, которые способствуют актуализации и изучению личностно-смысловых характеристик (смысловых образований личности): принцип имитации естественной ситуации; принцип личностной значимости происходящего или предъявляемого экспериментального материала для испытуемого; принцип относительной неопределенности ситуации исследования (незаданность всех ее элементов); принцип неконтролируемости исследуемых переменных со стороны испытуемого; принцип котролируемости ситуации исследования со стороны исследователя; принцип изучения процессов в структуре целостной деятельности; принцип отраженной субъектности;
  • знать основные типы данных, используемых в исследовании личности: L-данные (жизненные данные получаемые из биографии или различных документов), O-данные (информация, полученная при стороннем наблюдении или предоставленная осведомленными наблюдателями), T-данные (тестовые данные, получаемые в результате проведения эксперимента или стандартизированных тестов), S-данные (данные самоотчетов или информация, предоставленная самим испытуемым);
  • уметь подобрать из обширного арсенала психодиагностических и исследовательских методик приемы, адекватные поставленной задаче исследования, имея в виду множественность феноменологии и фактологии личности;
  • уметь планировать и осуществлять три основные стратегии исследования личности: клиническое исследование, эксперимент и корреляционный анализ с использованием опросников.

Специалист по психологии личности обязан владеть следующими методами и методиками:

Метод беседы (диагностическая, с целью оказания психологического воздействия). Метод наблюдения. Метод интервью. Метод анкетирования. Метод групповой дискуссии. Методы эксперимента, квазиэксперимента, корреляционное исследование. Формирующий и обучающий эксперимент.

Личностные опросники (Миннесотский многопрофильный личностный опросник, тест Гилфорда-Циммермана для исследования темперамента, личностный опросник Айзенка, шкала проявления тревожности Тейлора, 16-факторный тест Кеттела).

Проективные методы (Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, Тематический апперцептивный тест (ТАТ), рисуночные методики: «Нарисуй человека» (Гудинаф-Харрис); «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», Тест Вартегга, методики на завершение незаконченных предложений, историй, рассказов).

Психосемантические методики (метод семантического дифференциала, метод семантического радикала).

Методы оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида. Методики диагностики уровня интеллектуального развития (Векслер и др.). Методики исследования креативности (Дж. Гилфорд, Е. Торренс). Тесты общих и специальных способностей.

Методы исследования особенностей мотивационной и эмоциональной сферы личности. Методики измерения мотивации достижения. Методика измерения уровня притязаний.

Методы самооценки личности (методика Дембо-Рубинштейн, «Лесенка»). Методы исследования личностной идентичности. Метод анализа биографий. Методы психогенетики. Метод близнецов.

Методы исследования личности в группах и коллективах (социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого изучения, социальной дистанции, предубежденности, установок и стереотипов)

Методы исследования психологической устойчивости личности (исследование нервно-психической устойчивости, стрессоустойчивости, социальной адаптации, выраженности посттравматического стрессового расстройства, толерантности к неопределенности).

Метод исследования единичного случая.

Методы статистической обработки данных и анализа результатов, используемые в дифференциальной психологии и психологии личности, которые должен назвать и раскрыть экзаменуемый: описательные статистики, параметрические и непараметрические критерии для оценки различий выборочных средних и медиан, оценка корреляции между выборками, регрессионный, дисперсионный, кластерный, факторный анализ; способы обработки данных с независимыми выборками (межгрупповой анализ) и связанными выборками (внутригрупповой анализ).

Специалист по психологии личности должен знать фамилии и иметь представление о вкладе в науку следующих известных теоретиков и исследователей психологии личности:

Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Асмолов А.Г., Басов М.Я., Бахтин М.М., Бернштейн А.Н., Бехтерев В.М., Биренбаум Г.В., Бодалев А.А., Божович Л.И., Братусь Б.С., Брушлинский А.В., Василюк Ф.Е., Веккер Л.М., Выготский Л.С., Ганнушкин П.Б., Запорожец А.В., Зейгарник Б.В., Иванников В.А., Кон И.С., Лазурский А.Ф., Лейтес Н.С., Леонтьев А.А., Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Личко А.Е., Лотман Ю.М., Лурия А.Р., Мерлин В.С., Мясищев В.Н., Небылицын В.Д., Неймарк Н.С., Славина Л.С., Павлов И.П., Петровский А.В., Петровский В.А., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Теплов Б.М., Узнадзе Д.Н., Ухтомский А.А., Эльконин Д.Б., Эфроимсон В.П., Ядов В.А.

Адлер А., Айзенк Г.Ю., Анастази А., Аткинсон Дж., Бандура А., Бартлетт Ф., Берн Э., Бине А., Бинсвангер Л., Блейлер Э., Босс М., Брейер И., Брунер Дж., Бубер М., Бьюдженталь Дж., Вертгеймер М., Верч Дж., Вундт В., Гальтон Ф., Гилфорд Дж., Гольдштейн К., Гроф С., Дембо Т., Джеймс В., Дильтей В., Дюркгейм Э., Жане П., Келли Дж., Кляйн М., Кольберг Л., Коул М., Кречмер Э., Кэттелл Дж., Кэттелл Р.Б., Лазарус А., Лакан Ж., Леви-Брюль Л., Леви-Стросс К., Левин К., Лэнгле А., Леонгард К., Мадди С., Мид Дж.Г., Мак-Клелланд Д.К., Маслоу А.Г., Меррей Г., Мерло-Понти М., Месмер Ф.А., Милгрэм С., Морено З., Мэй Р.Р., Оллпорт Г.У., Перлз Ф. С., Райх В.. Роджерс К.Р., Розенцвейг С., Роршах Г., Роттер Дж., Салливан Г.С., Сартр Ж.П., Селье Г., Спилбергер К.Д., Тейлор Дж., Титченер Э., Торранс Е., Ференци Ш., Фестингер Л., Франкл В.Э., Фрейд А., Фрейд З., Фромм Э., Хоппе Ф., Хорни К., Шарко Ж.-М., Шелдон У.Г., Шпрангер Э., Штерн В., Эриксон М.Г., Эриксон Э.Г., Юнг К.Г., Ясперс К.


Вопросы к госэкзамену по специализации «психология личности»

Первые вопросы билетов

  1. Образы человека в науке и культуре.
  2. Основные подходы к изучению мотивации личности.
  3. Системный подход к изучению личности. Человек и его место в различных системах.
  4. Принципы историко-эволюционного подхода в психологии личности.
  5. Деятельностный подход в психологии личности.
  6. Человек как индивид в системе биогенеза.
  7. Человек как личность в системе социогенеза.
  8. Человек как индивид в системе персоногенеза.
  9. Движущие силы и условия развития личности.
  10. Проблема периодизации развития в психологии личности.
  11. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.
  12. Научные и житейские теории личности. Развитие представлений о личности в отечественной психологии.
  13. Структура личности и различные подходы к её изучению в психологии.
  14. Проблема личности и уровни методологии науки. Их соотношения.
  15. Социально-ролевой подход к изучению личности.
  16. Проблема нормы и патологии в психологии личности.
  17. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Высшие психические функции: их строение, свойства, генезис. Понятие интериоризации.

Вторые вопросы билетов

  1. Практическая психология личности как ремесло и искусство.
  2. Общие представления о личности в классическом и современном психоанализе.
  3. Общие представления о личности в гуманистической психологии.
  4. Соотношение темперамента, характера и личности.
  5. Общие представления о личности в теории К. Левина и когнитивной психологии.
  6. Общие представления о личности в экзистенциальной психологии.
  7. Соотношение задатков, способностей и личности.
  8. Смысловая регуляция поведения личности.
  9. Проблема «Я» и направления её изучения в психологии. Самосознание личности.
  10. Типологический подход в психологии личности.
  11. «Социальная ситуация развития». Её место в становлении личности.
  12. Социализация личности – институты и механизмы.
  13. Социальный характер, национальный характер и характер индивидуальности.
  14. Проблема индивидуального стиля в психологии.
  15. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности.
  16. Психология смысла.
  17. Взаимосвязь психологических концепций личности и психотерапевтических практик.

Третьи вопросы билетов

  1. Проблема альтруизма в психологии.
  2. Этническая идентичность личности.
  3. Психология воли.
  4. Знак, значение и смысл. Их соотношение в психологии.
  5. Межэтнические установки (стереотипы, предубеждения, предрассудки) как регуляторы социального поведения личности.
  6. Идеи деятельности в российской психологии 1920-1930-х годов.
  7. Проблемы психологического консультирования.
  8. Мотивация "роста" и мотивация развития.
  9. Психофизиологические основы регуляции целенаправленного поведения (И.М.Сеченов, А.А. Ухтомский, Н.А.Бернштейн).
  10. Психологический анализ феноменов идентификации и эмпатии.
  11. Потребности как жизненные задачи. Уровневая классификация потребностей.
  12. Методы исследования личности в разных направлениях психологии.
  13. Групповые и индивидуальные методы работы по оказанию психологической помощи личности.
  14. Основополагающие принципы интерсубъектного подхода к изучению личности и общения.
  15. Психодиагностика личности.
  16. Психология смысла.
  17. Личность в критических ситуациях (стресс, фрустрация, конфликт, кризис).

Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Смысл. 2007 - 527 с.
  2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.
  3. Асмолов А.Г., Леонтьев Д.А. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М.: Мысль, 2001. – Т. 2.
  4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Прогресс, 1995. – 291 с.
  5. Аронсон Э. Общественное животное. - М.: 2000.
  6. Бандура А. Теория социального научения. - М., 1999.
  7. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - М.: Алконост, 1994.
  8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
  9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.
  10. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. – 303 с.
  11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 20-30.
  12. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. - М.: МГППУ; Смысл, 2003. – 240 с.
  13. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  14. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. - С. 291-436.
  15. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982 – Т. 2. – С. 13-15.
  16. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - С. 5-328.
  17. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984 – Т. 4. – С. 244-268.
  18. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1988. – Т. 5. – С. 153-165.
  19. Гоффман Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 188-196.
  20. Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности. – М.: Изд-во Моск. ун-та; УМК «Психология», 2004. – 316 с.
  21. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997. – С. 35-75, 228-242, 273-296.
  22. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 128 с.
  23. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 142 с.
  24. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  25. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. - М., 2003.
  26. Клакхон К. Зеркало для человека: Введение в антропологию. – СПб.: Евразия, 1998. – С. 228-261.
  27. Кон И.С. К природе национального характера // История и психология / Под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1971. – С. 122-158.
  28. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / Отв. Ред. М.И.. Бобнева, Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1979. - С.85-113.
  29. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. – 1981. - № 3. – Т. 1. – С. 12-24.
  30. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – С. 218-231, 232-241, 287-295.
  31. Коул М. Культурно-историческая психология. - М.: Когито-Центр, 1997. – 431 с.
  32. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб., 1997. – С. 95-105, 118-131.
  33. Кривцова С.В. Навыки жизни в согласии с собой и миром. М., 2003.
  34. Леонтьев А.А. Деятельный ум. - М.: Смысл, 2001. – 380 с.
  35. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с. – (Сер. «Психология для студента», вып. 4).
  36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
  37. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.
  38. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 13-46.
  39. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003.
  40. Либин А.В. Дифференциальная психология. – М.: Смысл, 1999. – С. 113-143, 257-287, 342-357.
  41. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – С. 17-46, 100-103.
  42. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб.: Искусство, 1998. – С. 331-384.
  43. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. – М.: Cogito center, 2002. – 324 с.
  44. Лэнгле А. Жизнь наполненная смыслом. – М.: Генезис, 2003. – 127 с.
  45. Мадди С. Теории личности. - М.. 2002.
  46. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл,1999. – 432 с.
  47. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 80 с.
  48. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002. – С. 75-92, 175-177, 263-284, 330-403.
  49. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 607 с.
  50. Перлз Ф.С. Гештальт-подход и свидетель терапии: Пер с англ. – М.: Либрис, 1996. – 235 с.
  51. Психология и культура / Сб. статей под ред. Д. Мацумото. - М.. 2003.
  52. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 320 с.
  53. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2002.
  54. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 288 с.
  55. Психология эмоций: Тексты / Под. ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  56. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб., 2000.
  57. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. – 479 с.
  58. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии. М.: Эксмо, 2002.
  59. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Пер. с англ. В.В. Румынского под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 429 с.
  60. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – С. 255-386.
  61. Собкин В.С. и др. Подросток: нормы, риски, девиации. М., 2005.
  62. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.
  63. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. - М.: Смысл, 1999. – 429 с.
  64. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. – С. 93-129.
  65. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного: Сб. произв. / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – С. 202-343.
  66. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 864 с. – (Психологическая энциклопедия).
  67. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. - С. 214-225.
  68. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
  69. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском возрасте // Вопр. психол. – 1971. - № 4. – С. 6-20.
  70. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
  71. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.
  72. Хорни К. Невроз и развитие личности. – М.: Смысл, 1998.
  73. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Пер с англ. – М.: Прогресс; Универс, 1993. – 480 с.
  74. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб: Питер Пресс, 1997 (1999). – С. 60-64, 78-93, 112-118, 129-133.
  75. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 528 с.
  76. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ. под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.
  77. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1998.
  78. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика / Пер. с англ. – К.: Синто, 1995. – 236 с.

Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 376 с.
  2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 768 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – С. 39-75, 136-149.
  4. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера // Избр. психол. тр.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 2.
  5. Аронсон Э. Общественное животное. - М.: 2000.
  6. Бандура А. Теория социального научения. - М., 1999.
  7. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990.
  8. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. – 2-е изд. – СПб.: Рикеръ, 1905. – 43 с.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. – М.: Просвещение, 1968. – С. 201-205.
  10. Бубер М. Я и Ты. – М., 1993. – С. 6-24.
  11. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.
  12. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1998.
  13. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избр. произв. – М.; Воронеж, 1998. - С. 399-414.
  14. Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности. – М.: Изд-во Моск. ун-та; УМК «Психология», 2004. – 316 с.
  15. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - СПб., 1993.
  16. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. – М., 2000.
  17. Клакхон К. Зеркало для человека: Введение в антропологию. – СПб.: Евразия, 1998. – С. 228-261.
  18. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – С. 36-47.
  19. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1989. – С. 42-61.
  20. Кон И.С. Социологическая психология. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – С. 254-268, 304-324.
  21. Коул М. Культурно-историческая психология. - М.: Когито-Центр, 1997. – 431 с.
  22. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб., 1997. – С. 95-105, 118-131.
  23. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 287 с.
  24. Леонтьев А.Н. Психология деятельности. – М.: Смысл, 2003.
  25. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М.:Смысл, 1993. – 43 с.
  26. Лурия А.Р. Язык и сознание. - 2-е изд. - М., 1998.
  27. Лэнгле А. Жизнь наполненная смыслом. – М.: Генезис, 2003. – 127 с.
  28. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. – М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 446 с.
  29. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произведения / Пер. с англ. – М.: Наука, 1988. – 429 с.
  30. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л.: Наука, 1983. – С. 5-23, 43-66.
  31. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Класс, 1994. – 132 с.
  32. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 80 с.
  33. Насиновская Е.Е. Альтруистический императив // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл. 2002. – С. 152-171.
  34. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - Смоленск: Изд-во Смоленского гуманит. ун-та, 1997. – 396 с.
  35. Петровский А.В. Развитие личности. Возрастная периодизация // Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. – С. 38-76.
  36. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. – С. 22-44.
  37. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. – 1982. - № 3. – С.44-53.
  38. Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности. – Рост. н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.
  39. Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, 1978. – 368 с.
  40. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб., 2000.
  41. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. – 191 с.
  42. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 176 с.
  43. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М.: SvR – Аргус, 1995. – 359 с.
  44. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.
  45. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. – 1991. - № 8, 9.
  46. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991. – С. 76-78, 139-168, 195-204.
  47. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. - М.: Смысл, 1999. – 429 с.
  48. Триандис Г., Малпасс Р., Дэвидсон Э. Психология и культура // История зарубежной психологии (30-60 гг. ХХ в.): Тексты / Под ред П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – С. 293-310.
  49. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Ленато; АСТ; Университет. книга, 1996. – 592 с
  50. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994.
  51. Фрейд З. Тотем и табу. - М., 1998.
  52. Фромм Э. Душа человека: Перевод. - М.: Республика, 1992. – 430 с. – (Мыслители ХХ века).
  53. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1986. – Т. 1 - С. 18-33.
  54. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Пер с англ. – М.: Прогресс; Универс, 1993. – 480 с.
  55. Цвейг С. Врачевание и психика: Месмер. Бекер-Эдди. Фрейд. – М.: Политиздат, 1992.
  56. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – С. 39-59.
  57. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ. под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.
  58. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. – М.. 1998. – С. 435-466.
  59. Юнг К.Г. Архетип и символ / Пер с англ. и нем. – М.: Ренессанс, 1991. – 304 с.
  60. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1998.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский