Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Программа, литература и вопросы к итоговому государственному экзамену по общей психологии

1. Программа государственного экзамена по общей психологии

Студент должен продемонстрировать следующий объем и уровень освоения учебного материала курса:

1.1. Раздел: Теоретическое, историческое и эволюционное введение в психологию

 Назвать и раскрыть:

  • Систему явлений, изучаемых психологией, отрасли психологии и их задачи, критерии различия между научным и житейским (обыденным) психологическим знанием.
  • Этапы развития представлений о предмете психологии. Критерии психики, гипотезу возникновения и основные этапы развития психики в эволюции (А.Н.Леонтьев, К.Э.Фабри). Виды и теории научения. Предпосылки и условия возникновения сознания в антропогенезе, основные свойства и образующие сознания. Психосемантический подход к сознанию. Виды неосознавамых явлений. Виды и свойства установок. Свойства высших психических функций и закономерности их становления. Уровни анализа деятельности, структуру деятельности и детерминанты ее динамики. Уровни построения движений и структуру «рефлекторного кольца» (Н.А.Бернштейн).
  • Проблему биологических предпосылок, движущих сил и социальной ситуации развития личности. Историко-эволюционный подход к изучению развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе. Психологический смысл тезиса «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов). Критерии «рождения» личности. Деятельностную концепцию личности: иерархия (соподчинение) мотивов и их осознание как основание личности (А.Н.Леонтьев).
  • Представления, разрабатываемые в различных направлениях психологии, о сущности личности и движущих силах ее развития. Строение и развитие личности в психоанализе. Строение и развитие личности в гуманистическом и экзистенциальном направлениях психологии.
  • Самосознание личности. Я-концепция: структура, функции и развитие. Защитные механизмы.
  • Проблема периодизации развития личности (Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон).
  • Способности и их роль в развитии личности.
  • Определение темперамента, его психологическое описание и физиологические основы: основные свойства нервной системы, основные компоненты темперамента. Роль темперамента в развитии личности.
  • Основные типологии индивидуальности. Определение характера и закономерности его формирования. Взгляды Э.Кречмера и У.Шелдона на связь строения тела с темпераментом и характером человека. Основания выделения психологических типов. Социально-типическое и индивидуальное в личности.
  • Индивидуальный стиль деятельности (Е.А.Климов).
  • Классы методов психологического исследования, типы гипотез исследования, единицы и категории наблюдения, виды эксперимента, виды и критерии валидности.

Категории и понятия: объект и предмет психологии, душа, психика, сознание, субъект, деятельность, индивид, личность, индивидуальность, способности, задатки, свойства нервной системы, темперамент, характер, индивидуальный стиль, установка, биотические и абиотические раздражители, раздражимость, чувствительность, элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект животных, чувственная ткань, значение, смысл (биологический, социальный, личностный), образ, знак, культура, натуральные и высшие психические функции, произвольность, опосредствованность, интериоризация, ассоциация, интроспекция, поведение, научение, бессознательное, мотив, цель, действие, операция, психофизиологические функции, эксперимент, переменная (независимая и зависимая)

Проблемы: психофизическая, психофизиологическая, варианты их решения

Общеобъяснительные принципы научной психологии: принципы детерминизма, системности, развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип активности

Принципы организации научного исследования в психологии.

Теории: классическая интроспективная психология сознания, психоанализ и глубинная психология, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистические направления в психологии, когнитивная психология, культурно-исторический подход (школа Л.С.Выготского), деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), теория установки Д.Н.Узнадзе, концепция уровней построения движений Н.А.Бернштейна, теории научения

Ключевые имена: Платон, Аристотель, Р.Декарт, Дж.Локк, Б.Спиноза, В.Вундт, Э.Б.Титченер, В.Джемс, Дж.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер, З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг, М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер, К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Фромм, В.Франкл, И.П.Павлов, И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, Г.И.Челпанов, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.Р.Лурия, Д.Н.Узнадзе, Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, А.Г.Асмолов, А.Н.Северцов, К.Э.Фабри, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Е.А. Климов, И.В. Равич-Щербо, А. Анастази, Э. Кречмер, У Шелдон, Р. Кеттел, Г. Айзенк.

Методы: характеристика системы методов современного психологического исследования, связь метода с предметом исследования, соотнесение типов гипотез и методов их проверки.

Метод наблюдения. Наблюдение и его виды, единицы и категории наблюдения. Экспериментальный метод, виды эксперимента, схемы эксперимента. Корреляционный подход и квазиэксперименты. Измерение в психологии, психодиагностический метод; критерии валидности.

Близнецовый метод. Методы исследования личности. Методы определения соматотипа и свойств темперамента. Методы диагностики способностей личности.

Владеть:

  1. основной психологической терминологией;
  2. умением проводить сопоставительный анализ научных теорий;
  3. умением проводить анализ современной ситуации в психологии в соотношении с историческими предпосылками ее развития;
  4. умением критического анализа псевдонаучной психологической литературы;
  5. разработкой схемы и процедуры разных типов исследования

1.2. Раздел: Мотивация и эмоции

Назвать и раскрыть:

Виды эмоциональных процессов, психофизиологические корреляты эмоциональных процессов; условия возникновения эмоций; основания для классификации эмоциональных процессов. Классификации эмоциональных процессов А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Вудвортса-Шлосберга, Р. Плутчека, К.Изарда, характеристики нормального и патологического аффектов, чувства, страсти, настроения. Виды и проявления тревожности; типы реакций на фрустрацию; физиологический и психологический аспекты стресса, психологические последствия посттравматического стресса. Связь эмоциональных процессов и межличностных отношений; эмоциональные качества личности.

Основания для классификации потребностей и мотивов. Специфику потребностей человека; базовые потребности человека; диспозициональный характер мотивационных явлений; формы опредмечивания потребностей; психологические и физиологические проявления потребностей. Функции мотивов. Факторы, влияющие на осознание и побудительную силу мотивов. Иерархия и соподчинение потребностей и мотивов, феномен «горькой конфеты» (по А.Н.Леонтьеву). Влияние мотивации на процесс и продуктивность деятельности; детерминанты динамики мотивации в процессе деятельности («сдвиг мотива на цель»). Исследования ситуативной мотивации в школе К.Левина: эффект лучшего запоминания прерванных действий (Зейгарник), эффект пресыщения, эффект замещения прерванных действий, динамика уровня притязаний. Движущие силы, условия и этапы развития потребностно-мотивационной сферы человека; закономерности смены ведущей деятельности; пути осознания и саморегуляции потребностей и мотивов.

Виды и механизмы волевых действий, структура волевого акта, условия реализации волевого акта и произвольная регуляция деятельности, волевые качества личности.

Понятия: потребность, мотив, мотивация, квазипотребность и валентность (по К.Левину), намерение, уровень притязаний, цель, целеобразование; ведущая деятельность, поступок; дефицитарная и бытийная мотивация (А. Маслоу), метамотивация, мотивация достижения и избегания неудач (МакКлеланд, Аткинсон), аффект, эмоция, чувство, ситуативная и личностная тревожность, фрустрация, стресс и дистресс, общий адаптационный синдром (Г.Селье); кожно-гальваническая реакция (КГР), плетизмограмма, локус контроля, агрессия, воля, волевое действие, волевой акт, произвольная регуляция

Школы: классическая психология сознания; психоанализ и глубинная психология, бихевиоризм и необихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, гуманистическая и экзистенциальная психология, культурно-исторический подход, деятельностный подход

Теории: Р.Декарта, Б.Спинозы, теория мотивации в классическом психоанализе, теория мотивации в концепциях А.Адлера, К.Юнга, теория поля К. Левина, теория мотивации в бихевиоризме и необихвиоризме, теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер), феноменологическая теория эмоций (Ж.П. Сартр), теория мотивации (А. Маслоу); концепция функциональной автономии мотивов (Г.Олпорт), эволюционная теория выражения эмоций (Ч. Дарвин), периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге, теория Кэннона-Барта, двухфакторная теория эмоций (Шахтер, Зингер), когнитивно ориентированные теории эмоций, информационная теория эмоций (П.В.Симонов), биологическая теория П.К.Анохина, деятельностный подход к мотивации, эмоциям, воле: взгляды С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

Законы: закон «оптимума мотивации» Йеркса-Додсона, «динамические законы» К.Левина

Методы: экспериментально-психологический, психоаналитический. Ассоциативный эксперимент по Юнгу, методика сопряженных моторных реакций; полиграфическая регистрация и «детектор лжи», экспериментальные методы исследований в школе К.Левина, проективные методики (ТАТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга), метод экспертной оценки выражения эмоций; метод оценки выражения эмоций П. Экмана

Ключевые имена: Аристотель, Б. Спиноза, Р. Декарт, Ч. Дарвин В. Вундт, У. Джеймс, К. Ланге, Р. Йеркс, Д. Додсон, З. Фрейд, А. Адлер, К.Юнг, К.Хорни, К.Коффка, К. Левин, Т. Дембо, Б.В.Зейгарник, М.Овсянкина, Г.Биренбаум, Ф.Хоппе, А.Бергсон, П.Жанэ, Ж.П. Сартр, Э. Клапаред, У.МакДауголл, Г. Мюррей, С. Шахтер, Дж. Зингер, К. Изард, У.Кэннон, Ф. Барт, Г. Селье, Р. Лазарус, Л.Берковиц, Дж.Аткинсон, Д.МакКлеланд, Х.Хекхаузен, Г.Олпорт, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, А. Маслоу, В. Франкл, С. Милгрем, Ф. Зимбардо, Д. Роттер, А.Бандура, К. Лоренц, М.Аргайл, П.Б.Ганнушкин, П.В. Симонов, П.К. Анохин, Л.С.Выготский, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.К. Вилюнас, В.А. Иванников

 

1.3. Раздел: Ощущение и восприятие

Назвать и раскрыть:

Определения процессов ощущения и восприятия, их свойства и классификации; виды образов. Основные свойства ощущения и образов восприятия.

Психологическое шкалирование. Типы шкал. Факторы, определяющие изменения чувствительности (величины порогов). Механизмы восприятия пространства и движения: признаки удаленности и глубины (зрительные и окуломоторные, монокулярные и бинокулярные, статические и трансформационные); зоны стереопсиса. Различные представления о стимуле (по Гибсону).

Механизмы цветового зрения, слуха и восприятия речи, закономерности восприятия времени. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятий, формирование перцептивных действий. Проблема развития ощущений и восприятий, врожденное и приобретенное в восприятии: основные факты (новорожденные животные, младенцы, прозревшие слепые) и эксперименты (развитие звуковысотного слуха и «кожного зрения» А.Н.Леонтьевым). Виды константности восприятия; условия, определяющие величину (коэффициент) константности; инвариантные отношения в восприятии; иллюзии восприятия; этапы перцептивной адаптации к инвертированному зрению; правило правдоподобия в псевдоскопическом восприятии. Влияние потребностей и ценностей на восприятие. Виды когнитивных схем и их функции в восприятии.

Понятия: ощущение, восприятие, анализатор, рецептор, экстероцептеры, интероцепторы, проприоцепторы, модальность, психофизика, чувствительность, нижний абсолютный порог, верхний абсолютный порог, дифференциальный порог, чувствительность, субсенсорный диапазон, аудиограмма, адаптация, сенсибилизация, синестезия, перцептивный образ (первичный образ, образ представления), «перцептивные силы», перцептивное действие, константность, коэффициент константности, корреспондирующие и диспарантные точки сетчатки, гороптер, зона Панума, бинокулярный параллакс, знак диспарантности, иллюзия, автокинетическое движение, стробоскопическое движение, индуцированное движение, фи-феномен, инверсия, реверсия, проксимальный и дистальный стимул, объемлющий оптический строй, инвариантная структура светового потока, категоризация, перцептивная готовность, перцептивный цикл, когнитивная схема.

Принцип изоморфизма.

Школы: структуралистская психология, гештальтпсихология, когнитивная психология, школа «новый взгляд» (“New Look”), деятельностный подход.

Теории: теория бессознательных умозаключений Гельмгольца, структурализм, гештальттеория, экологическая теория Дж. Гибсона, теория категоризации (Дж.Брунер), теория перцептивного цикла (У.Найссер), ядер-контекстная теория константности, теория перцептивных уравнений, теория обнаружения сигналов, теории восприятия стабильности видимого мира, теория перцептивного научения.

Законы: закон Бугера-Вебера, закон Фехнера, закон Стивенса, законы перцептивной организации в гештальттеории.

Методы: методы измерения порогов ощущения (метод границ, установки, констант), методы измерения константности и нахождение коэффициента константности, методы исследования предметности восприятия (виды оптических искажений).

Имена: Ч. Шеррингтон, К.Хэд, В.Вундт, А. Мишотт, Г.Гельмгольц, Э. Титченер, П.Бугер, Э.Вебер, Г.Фехнер, С. Стивенс, М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер, А.Холуэй, Е.Боринг, К.Гудмен, А.Эймс, Е.Эмерт, В.Иттельсон, У. Таннер, Д. Грин, Д. Светс, Р. Грегори, Д. Стрэттон, Дж. Гибсон, Э.Гибсон, У. Найссер, Дж. Брунер, Н.А.Бернштейн, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, А.Л. Ярбус, Ю.Б.Гиппенрейтер, В.П.Зинченко, А.Д. Логвиненко.

Ключевые имена: Г. Гельмгольц, П.Бугер, Э.Вебер, Г.Фехнер, С. Стивенс, М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер, Дж. Гибсон, У. Найссер, Дж. Брунер, Д. Стрэттон, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, А.Л. Ярбус.

Владеть:

Методами построения шкал порядка: метод ранжирования, метод парных сравнений; шкал интервалов: метод равных сенсорных расстояний; шкал отношений: метод оценки величины или отношений и установления величины или отношений.

1.4. Раздел: Внимание и память

Назвать:

Основные явления памяти, аномалии и нарушения памяти, характеристики умений и навыков; основные результаты исследований памяти с позиций ассоцианизма, психоанализа, бихевиоризма и гештальтпсихологии; результаты исследования памяти как реконструкции, памяти как высшей психической функции, непроизвольного запоминания, основные положения когнитивной психологии памяти и основные результаты экспериментов данного направления.

Субъективные и объективные явления внимания; виды рассеянности, эффекты внимания и критерии его наличия; виды и свойства внимания; результаты исследования сдвигов, колебаний и отвлечений внимания, распределения внимания.

Раскрыть:

Определение памяти, отличие памяти от мнемической функции (по Рубинштейну). Отношение понятий памяти и научения (по Норману). Различные классификации видов памяти: по Бергсону, Джеймсу, Вундту, Рибо, Эббингаузу, Блонскому, Выготскому и представителям когнитивной психологии (Норман, Сквайер, Тульвинг). Социокультурная природа памяти (Жане, Бартлетт, Выготский).

Явление и виды ассоциаций, кривая забывания Эббингауза, позиционный эффект («эффект края»); ретроактивная и проактивная интерференция, феномен Бэлларда; эффекты первичности и недавности; закон регрессии (Рибо), закон Йоста, кривая научения, стадии и фазы построения двигательного навыка; перенос и эффекты переноса, эффект фон Ресторф, эффект Зейгарник; основные результаты исследования Бартлетта; описание феноменальной памяти (по А.Р.Лурия); результаты исследования А.Н.Леонтьева: "параллелограмм" развития памяти; влияние мнемической направленности (А.А.Смирнов), закономерности непроизвольного и произвольного запоминания: исследования П.И.Зинченко, А.А.Смирнова, З.М.Истоминой.

Структурная модель памяти в когнитивной психологии: сенсорный регистр, кратковременное хранилище (рабочая память), долговременная память. Характеристика иконической и эхоической памяти: форма, объем и длительность хранения информации в сенсорном регистре. Эксперименты Сперлинга. Функции, процессы и способ представления информации в сенсорном регистре: эффекты модальности, приставки; в кратковременной (рабочей) памяти: эффекты лексичности, длины слова. Эксперименты М. и Л. Питерсонов, Стернберга, Нормана и Во, Познера, Бэддели. Структура и функционирование долговременной памяти. Виды и функции схем. Результаты экспериментов Брауна и МакНилла, М.Киллиана, Э.Рош. Научение как создание и модификации схем (Норман).

Факты, подтверждающие теорию двойственности памяти. Уровневые эффекты переработки информации: эксперименты Крэйка и Локхарда, Роджерса (эффект отнесения к себе).

Проблема выделения внимания как отдельного психического процесса. Определения внимания. Классификации видов внимания (Джеймс, Титченер, Рибо, Ланге, Добрынин). Определения внимания в психологии сознания (Вундт, Джеймс, Титченер, Рибо, Ланге), гештальтпсихологии (Коффка), когнитивной психологии (Бродбент, Норман, Канеман), с позиций деятельностного подхода (Добрынин, Гальперин, Гиппенрейтер). Результаты измерения объемов сознания и внимания. Свойства внимания: колебания, сдвиги, отвлечение внимания, проблема распределения и переключения внимания. Аккомодация и инерция внимания.

Исследования внимания как высшей психической функции; «параллелограмм развития внимания». Основные результаты экспериментов в когнитивном подходе: Черри, Бродбента, Грея и Уэддерберн, Трейсман, Найссера, Спелке и Херста, Канемана. Представление об активном отборе информации в теории перцептивного цикла Найссера.

Понятия:

Внимание, объём, концентрация, устойчивость, переключение, распределение. Сдвиги, колебания, отвлечения внимания. Аккомодация и инерция внимания. Внимание как высшая психическая функция. Рассеянность внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. “Параллелограмм” развития внимания.

Память. Мнемическая функция. Научение. Ассоциация. Ретроактивная интерференция. Проактивная интерференция. Сенсорный регистр. Иконическая и эхоическая память. Кратковременная память. Долговременная память. Имплицитная и эксплицитная память. Семантическая и эпизодическая память. Процедурная и декларативная память. Феноменальная память. Реминисценция. “Параллелограмм” развития памяти. Схема. Сценарий. Прототип. Семантическая сеть.

Школы: ассоциативная психология, структурализм, функционализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, культурно-исторический и деятельностный подходы.

Теории памяти в ассоционизме (Эббингауз), в психоанализе, теории поля К.Левина, теории деятельности.

Социо-культурный подход к памяти: теории П.Жанэ, Ф.Бартлетта, теория развития памяти как высшей психической функции (Л.С.Выготский). Теории научения в классическом бихевиоризме и необихевиоризме. Формирование навыков с позиций теории Н.А.Бернштейна

Теории когнитивной психологии: теория двойственной памяти (Норман), теория трехкомпонентной структуры памяти (Аткинсон, Шиффрин), теория уровней обработки информации (Крэйк, Локхарт).

Теории внимания в классической психологии сознания, гештальтпсихологии,

теории внимания с позиций деятельностного подхода, когнитивной психологии:

теории ранней селекции (Бродбент, Трейсман), теории поздней селекции (Норман),

теория множественной и гибкой селекции (Трейсман),

теория распределения ресурсов внимания (Канеман),

теория перцептивного цикла (Найссер).

Законы: закон регрессии (Рибо), закон Йоста.

Методы и методики: классической психологии памяти (заучивания, антиципации, узнавания, сбережения, парных ассоциаций, определения объема памяти), свободного припоминания; методика двойной стимуляции, методика частичного отчета, последовательных репродукций, умственной хронометрии, дихотического и инаурального прослушивания, методы измерения объема сознания и свойств внимания, метод вторичной зондовой задачи, регистрации движений глаз.

Принципы: "повторение без повторения" (Н.А.Бернштейн), "орудийного опосредствования высших психических функций" (Л.С.Выготский)

Имена: Г. Эббингауз, Пьерон, П. Бэллард, Ф. Бартлетт, А. Бергсон, Н.А. Бернштейн, Дж. Уотсон, П.П. Блонский, В. Вундт, У. Джеймс, Э. Титченер, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, П. Жане, Дж. Сперлинг, К. Черри, Д. Бродбент, Э. Трейсман, Д.и Э. Дойч, Д. Норман, Н.Во, В. Келер, П. Адамс, М. Калкинс, Дж. Сперлинг, С. Стернберг, М. Познер, С.Л. Кабыльницкая, М. Калкинс, Л. и М. Петерсон, фон Ресторф, Б. Милнер, Э. Рубин, Дж. Миллер, Э.Тулвинг, Э. Спелке, У. Херст, У. Найссер, Д. Канеман, М.Киллиан, Э.Рош К. Левин, Г. Биренбаум, Б.В. Зейгарник, С.С.Корсаков, А.А.Смирнов, П.И. Зинченко, З. М.Истомина, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Добрынин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов

Ключевые имена: Г. Эббингауз, Ф. Бартлетт, А. Бергсон, Н.А. Бернштейн, Дж. Уотсон, П.П. Блонский, В. Вундт, У. Джеймс, Э. Титченер, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Дж. Сперлинг, К. Черри, Д. Бродбент, А.Н. Леонтьев, Э. Трейсман, Д. и Э. Дойч, Д. Норман, Д. Канеман, П. Жане, Б.В. Зейгарник, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, У. Найссер, Э.Тулвинг, А.Бэддели

Владеть:

Методиками исследования и диагностики свойств внимания (корректурная проба Бурдона, красно-черные таблицы, методика Струпа) и памяти (заучивания, узнавания, сбережения), методикой двойной стимуляции

1.5. Раздел: Мышление и речь

Назвать и раскрыть:

Определение мышления, круг феноменов мышления, соотношение наук, изучающих мышление. Виды мышления и виды задач: основания их классификации.

Специфические характеристики мышления человека: обобщенность, опосредствованность, активность, целенаправленность.

Развитие предмета психологии мышления: мышление как ассоциация представлений (виды ассоциаций); мышление как акт «усмотрения отношений» (Вюрцбургская школа); мышление как процесс «переструктурирования ситуации» (гештальттеоия); мышление как процесс постановки и решения задачи; мышление как принятия решений. Мышление как процесс и как деятельность. Представления о связи мышления и речи в различных теориях. Мышление как высшая психическая функция, речевое мышление, значение слова как единица анализа мышления. Мышление и сознание, интуиция.

Исследования решения творческой задачи (Дункер, Вертгеймер, Майер, Секели). Стадии мыслительного процесса (схемы Уоллеса, Дункера, Зельца, школа С.Л.Рубинштейна). Инсайтное решение и условия его возникновения: эксперименты с применением «метода подсказки» (К.Дункер, Ю.Б.Гиппенрейтер, Я.А.Пономарев, К.А.Славская).

Закономерности мотивационно-эмоциональной регуляции мышления (И.А.Васильев): структурирующая функция мотива (Э.Д.Телегина, Т.Г.Богданова), эвристическая функция эмоций, динамика целеобразования, роль невербализованных исследовательских актов, виды и функции операциональных смыслов. Особенности рефлексивной регуляции мышления. Механизмы интуиции: феномены эмоционального решения, эмоционального закрепления (Ю.Е.Виноградов), эмоционального обнаружения проблемы (В.Е.Клочко), роль установок (Лачинс), осознания побочных продуктов (Я.А.Пономарев). Отличие мышления человека от процессов переработки информации в системах искусственного интеллекта. Различия логических выводов и «естественных рассуждений» человека.

Индивидуально-личностные и ситуативные детерминанты мышления. Различные подходы к определению интеллекта и описанию его структуры. Способности, интеллект, креативность: основные определения, проблемы исследования, диагностики и развития. Роль природных (наследственных) и социокультурных условий в развитии интеллекта и креативности. Основные подходы к творчеству, особенности творческой личности.

Влияние культуры на особенности мышления (данные Леви-Брюля, Лурия, Коула и Скрибнера). Язык и мышление: гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа и ее эмпирические доказательства.

Соотношение понятий «язык» и «речь», «значение» и «смысл» слова. Развитие мышления и речи в фило-, антропо- и онтогенезе; стадии онтогенетического развития (Пиаже, Выготский; Поддьяков), полемика Л.С.Выготского и Ж.Пиаже; этапы развития значения слова; генезис научных и житейских понятий (по Выготскому). Уровни развития обобщений. Виды и функции речи. Механизмы порождения и понимания речи: модели А.Р.Лурия, А.А.Леонтьева, Н.Хомского; экспериментальная проверка трансформационной модели, нейропсихологические данные (школа А.Р.Лурия).

Понятия: мышление, мыслительная деятельность, задача, проблема, проблемная ситуация, понимание, способности, задатки, одаренность, интеллект, коэффициент интеллекта, искусственный интеллект, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, логико-понятийное мышление (словесно-логическое), практическое мышление, теоретическое мышление, творческое мышление, критическое мышление, аутистическое мышление, эгоцентрическое мышление, «первобытное» (мифологическое и мистическое) мышление, синкретическое мышление, мышление в комплексах, детерминирующая тенденция, инсайт, функциональное решение, функциональная фиксированность, анализ, синтез, обобщение, абстракция, дедукция, индукция, силлогизм, стратегия, гипотеза, эвристика, алгоритм, внешняя и внутренняя мотивация, интеллектуальные эмоции, язык, речь, эгоцентрическая речь, внутренняя речь, интеллектуальная инициатива, когнитивный стиль.

Школы: ассоцианизм, вюрцбургская школа, гештальтпсихология, бихевиоризм и необихевиоризм, когнитивная психология, гуманистические направления в психологии, культурно-исторический подход, деятельностный подход.

Теории: ассоциативная теория мышления, вюрцбургская школа, теория комплексов О. Зельца, гештальттеория, информационная теория мышления и когнитивная психология, теории интеллекта (Бине-Симона, Спирмана, Векслера, Кеттела, Гилфорда), теория развития интеллекта Ж. Пиаже, инвестиционная теория креативности Р.Стенберга, теория лингвистического детерминизма, теория мышления как процесса (С.Л. Рубинштейн, А.В.Брушлинский), теория мышления как деятельности (смысловая теория О.К.Тихомирова), теория мышления как высшей психической функции (Л.С.Выготский), теории порождения и понимания речевых высказываний (Н.Хомский, А.Р.Лурия).

Методы и методики: систематическая экспериментальная интроспекция; рассуждение вслух; экспериментально-генетический метод (методика двойной стимуляции); методы изучения понятий (определение, сравнение, классификация, «пиктограмма»), психосемантические методы; методика планомерного (поэтапного) формирования умственных действий; «метод подсказки»; клинический метод Ж.Пиаже; метод анализа продуктов деятельности; метод реконструкции процесса мышления и метод моделирования, психофизиологические методы (регистрация КГР, движений глаз, осязательной активности, речедвигательной активности), компьютерные методики, тесты.

Имена: А Бэн, Т.Циген, У. Джеймс, Дж.Уотсон, Дж.Дьюи, А. Бине, Г.Уоллес, Л. Леви-Брюль, Э.Блейлер, З.Фрейд, К.Г.Юнг, О Кюльпе, Н.Ах, О.Зельц, К.Гольдштейн, М.Вертгеймер, К.Дункер, В.Келер, Л.Секели, А.Лачинс, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Л.С.Сахаров, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Р.Арнхейм, Ч.Спирман, Д.Векслер, Дж.Равен, Г.Айзенк, Дж.Гилфорд, Е.Торранс Р.Стенберг, А.Маслоу, Н.Хомский, А.Ньюэлл, Г.Саймон, Э.Сепир, Б.Уорф, Дж.Брунер, Дж.Эванс, Д.Канеман, В.Лефевр, Д.Халперн, С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Леонтьев, А.М.Матюшкин, Н.Н.Поддьяков, Я.А.Пономарев, К.А.Славская, Д.Б.Богоявленская, И.А.Васильев, Ю.Е.Виноградов, В.В.Знаков, В.Е.Клочко, Т.В.Корнилова, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, Э.Д.Телегина, В.А.Терехов, О.К.Тихомиров, М.А.Холодная.

Ключевые имена: У.Джеймс, А. Бине, Г.Уоллес, Л. Леви-Брюль, Э.Блейлер, О.Кюльпе, Н.Ах, О.Зельц, К.Дункер, В.Келер, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Л.С.Сахаров, Дж.Брунер, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров.

Владеть:

Методами исследования («рассуждение вслух», регистрация психофизиологических показателей) и методами активизации мышления («мозговой штурм», «синектика»), тестами диагностики интеллекта и креативности (любой тест по выбору), умением определять виды мышления и речи, анализировать структуру мыслительной деятельности, давать психологическую характеристику особенностей мышления человека.


2. Литература к госэкзамену по курсу «Общая психология»

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.
  3. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: Смысл, 2002.
  4. Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движений. М., 2002
  5. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988.
  6. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006.
  7. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003.
  8. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж: МПСИ, 1998.
  9. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М., Прогресс, 1988.
  10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998 (или более поздние издания).
  11. Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001.
  12. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007.
  13. Джеймс У. Психология. М., Педагогика, 1991.
  14. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995 (или более поздние издания).
  15. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  16. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., УРАО, 1998
  17. История психологии. ХХ век. Хрестоматия. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 2003
  18. Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. М.: Смысл, 2001.
  19. Леонтьев А.А. Деятельный ум. - М.: Смысл, 2001.
  20. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.
  21. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2002.
  22. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., Смысл, 2003.
  23. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  24. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл,1999.
  25. Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.3. М.: Академия, 2006
  26. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М., Высшее образование, 2006.
  27. Общая психология. Тексты: В 3 т.т. / Отв. ред. В.В. Петухов. Ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. М.: УМК Психология; Генезис, МПСИ, 2001- 2006.
  28. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.
  29. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М, Питер, 2005.
  30. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001.
  31. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М: ЧеРо, 2001.
  32. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  33. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002.
  34. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999.
  35. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998.
  36. Психология эмоций. Автор-составитель В.К.Вилюнас. М., Питер, 2004
  37. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. М.: Вече, АСТ, 2000.
  38. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс,1994.
  39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 2002.
  40. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
  41. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.1. М.: Академия, 2006
  42. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996 (или более поздние издания).
  43. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2002 (или более поздние издания)
  44. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: УМК "Психология", 2000.
  45. Фаликман М.В. Внимание. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.2. М.: Академия, 2006.
  46. Фейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. СПб.-М., 2001.
  47. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
  48. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.
  49. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1,2, М., 2003
  50. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию». Ред. Е.Е.Соколова, М., 1999.
  51. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., МГУ, 1981.
  52. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб: Питер Пресс, 1997 (1999). – С. 60-64, 78-93, 112-118, 129-133.
  53. Шифман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003.
  54. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
  55. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. М. Рефл-Бук, Ваклер, 1998.

3. Перечень вопросов для включения в билеты по общей психологии в соответствии с программой государственного экзамена.

  1. Психология как наука. История развития представлений о предмете психологии.
  2. Методы психологического исследования. Типы психологических экспериментов.
  3. Проблема сознания в психологии.
  4. Проблема бессознательного в психологии.
  5. Деятельностный подход в психологии. Деятельность как предмет исследования и объяснительный принцип.
  6. Проблема возникновения и развития психики. Критерии психического.
  7. Психика животных и психика человека. Возникновение и развитие сознания.
  8. Культурно-исторический подход в психологии.
  9. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Физиология активности.
  10. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм.
  11. Проблема объективного метода в психологии.
  12. Гештальт-психология: основные положения, понятия, области исследования.
  13. Когнитивный подход в психологии: основные принципы, понятия, методы и области исследования.
  14. Гуманистическая и экзистенциальная психология.
  15. Ощущение и восприятие: свойства и виды. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.
  16. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения.
  17. Методы измерения ощущения. Основные психофизические законы. Теория обнаружения сиг
  18. Восприятие пространства и движения.
  19. Константность и предметность восприятия. Роль установки и мотивации в перцептивных процессах.
  20. Определения мышления и его виды. Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления.
  21. Мышление, сознание, язык и речь.
  22. Проблема развития мышления и интеллекта. Теории интеллекта и его диагностика. Проблема способностей.
  23. Исследования творческого мышления.
  24. Мышление как деятельность и как процесс решения задач. Мотивационная, эмоциональная и смысловая регуляция мышления.
  25. Память: явления, функции и виды. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.
  26. Развитие памяти и внимания.
  27. Виды и теории научения. Формирование навыков и умений.
  28. Внимание: явления, функции, виды и свойства. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания.
  29. Исследования внимания и памяти в когнитивной психологии.
  30. Понятие личности. Основные подходы к изучению личности.
  31. Закономерности, движущие силы и периодизация развития личности.
  32. Биологические предпосылки развития личности. Темперамент. Характер. Типологические подходы и их ограничения.
  33. Социальные предпосылки личности. Личность и общество. Личность в историческом развитии.
  34. Структура личности. Черты личности. Смысловая сфера личности и психология Я. Методы диагностики и исследования личности
  35. Эмоциональные процессы: основания классификаций, функции эмоций. Теории эмоций. .
  36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Теории мотивации и классификации человеческих потребностей. Методы диагностики мотивации.
  37. Ситуационная динамика мотивации. Цели и целеполагание. Развитие мотивации.
  38. Произвольность и опосредствованность мотивации человека. Саморегуляция и самодетерминация. Воля. Структура волевого процесса.
  39. Эмоциональные состояния. Негативные и позитивные состояния, проблема совладания.
  40. Психология и физиология эмоций. Методы изучения эмоциональных процессов.

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2020: Станислав Козловский