Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Программа государственного экзамена
по специализации
«Экстремальная психология и психологическая помощь»

Москва – 2008 г.

Основные дисциплины специализации: «Основы психологической помощи», «Основы психоанализа», «Глубинная психология», «Психоаналитическая психодиагностика», «Психология горя», «Экстремальная психология: травма, утрата, адаптация», «Групповые методы в психологической помощи», «Теория и практика психологического консультирования», «Травматический стресс», «Психологическая помощь детям», «Психологическая помощь семье», «Психологическая помощь организациям», «Когнитивно-поведенческий подход в психологической помощи», «Экзистенциально-гуманистический подход в психологической помощи», «Психологическая помощь при аномальном развитии», «Методы диагностики в норме и патологии», «Проективные методы психологической помощи», «Стресс-менеджмент».


Содержание программы

Раздел 1. Теоретические основания психологической помощи

Тема 1. Основы психологической помощи.

Система оказания психологической помощи, ее организация. Психология психологической помощи. Сферы приложения психологической помощи, основные проблемы. Структура психологической помощи: цели, методы, процессы.

Формы психологической помощи в исторической перспективе: теория, метод, формы практики. Народная медицина и целительство. Первые практики оказания психологической помощи. Возникновение понятия психоневроза.

Цели психологической помощи: устранение симптомов, поддержка, отреагирование, адаптация, кризисная интервенция и др.

Уровни психологической помощи: консультация, поддержка, понимание (инсайт), консультирование, психотерапия. Фокус психологической помощи на разных уровнях.

Формы психологической помощи: индивидуальная, групповая.

Сферы психологической помощи. Психопатология. Психострессология. Психотравматология. Психогенез. Психоадаптология. Психотанатология.

Основные виды и модели психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекция, восстановительное обучение, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психотерапия.

Концепции психотерапии как немедицинской модели психологической помощи: динамическая, индивидуальная, экзистенциальная терапия, клиентцентрированная терапия, гештальт-терапия, транзактный анализ, поведенческая терапия (концепции обуславливания и оперантного обуславливания), когнитивная терапия, рационально-эмоциональная терапия.

Тема 2. Теоретические основы психологической помощи.

Глубинная психология. Теоретические постулаты и основные направления глубинной психологии. Основные теоретические положения глубинной психологии, психологический детерминизм, бессознательное, внутрипсихический конфликт. Каузальный и целевой принципы психической детерминации. Психоанализ З.Фрейда - ядро глубинной психологии. 3 аспекта психоанализа: метод изучения психики, метод лечения психических заболеваний, психологическая теория. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Индивидуальная психология А.Адлера. Современные направления глубиной психологии. Культурологические реформации. Теории Фромма, Хорни, Салливена. Фрейдомарксизм. Предпосылки возникновения и история создания психоаналитического метода. Гипноз. Причины отказа от гипноза. Катарсический метод И. Брейера. Случай Анны О. Метод надавливания. Метод свободных ассоциаций – способы информирования пациента.

Гуманистический подход в психологической помощи. Исторические условия и предпосылки возникновения и развития гуманистического подхода в филососфии и пихологии. Основные постулаты и понятия гуманистического направления в философии, социологии и психологии. Личностноцентрированный подход К.Роджерса. Гештальттерапия Ф.Перлза.Экзистенциальный подход в работах Л.Бинсвангера (Дазейн-анализ), В.Франкла (лготерапия), Р.Мэя, Д.Бюдженталя, И.Ялома.

Когнитивно-поведенческий подход в психологической помощи. Исторические условия и предпосылки возникновения и развития поведенческого и конитивного подходов в психологии. Основные постулаты и понятия бихевиоризма и когнитивизма. Работы И.П.Павлова, Дж. Уотсона, Б.Скиннера как основания современного поведенческого подхода в психологической помощи. Когнитивная терапия Бека. Рационально-эмоциональная терапия А.Эллиса.

Основные терапевтические отношения при различных формах психологической помощи: психоаналитической, индивидуальной терапии, экзистенциальной терапии, личностно-центрированной терапии, гештальттерапии, транзактном анализе

Концепции отечественной психологии как теоретический базис психологической помощи. Деятельностный подход в психологии (А.Н.Леонтьев). Субъектно-деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, Б.М.Ломов). Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Концепция высших психических функций (ВПФ) в отечественной и зарубежной психологии: происхождение, строение, развитие ВПФ. Мозговая организация ВПФ и ее изменение в процессе развития. Роль социокультурных факторов в формировании ВПФ.

Понятия личность, субъект, отношение, смысл, темпоральность, развитие, трансформация личности и т.д. Концепции развития. Развитие и обучение. Процесс и механизмы психического развития. Созревание, обучение и индивидуальный опыт, их взаимодействие. Психотрансформативный подход в психологической помощи.

Тема 3 . Методологические аспекты психологической помощи

Классификация методов психологической помощи: первичные психогенные, убеждения (рациональная терапия, когнитивная терапия), внушение, отреагирования, понимания, объяснения

Методы и техники в различных формах психологической помощи

Методы динамической терапии (техника свободных ассоциаций, интерпретация, толкование сновидений, анализ сопротивления, анализ трансферентных отношений). Психоаналитическая ситуация и психоаналитический процесс: основные понятия.

Психоанализ. Аналитик. Требования, предъявляемые к аналитику. Пациент. Требования, предъявляемые к пациенту. Показания и противопоказания к прохождению психоанализа. Анализант. Первичное интервью. Решение об анализе. Аналитический ритуал. Деньги. Психоаналитический сеттинг. Кушетка и ее роль в психоаналитическом процессе. Методы: аналитические, неаналитические, антианалитические Методы работы аналитика (основные): метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, метод реконструкции (биографический), метод проработки защитных сопротивлений. Методы работы аналитика (дополнительные): амплификация, сэндплей, активное воображение, сказкотерапия, арттерапия. Толкование сновидений. Сопротивление. Перенос. Проработка переноса. Контрперенос. Супервизия. Терапевтический (рабочий альянс). Основные формы аналитических интервенций: конфронтация, прояснение интерпретация, проработка. Стадии психоаналитического лечения: Начальная фаза, средняя фаза, завершающая фаза. Окончание психоанализа.

Методы индивидуальной терапии (интерпретации, конфронтации, выяснения жизненных сценариев, постановки задач, парадоксальной интенции)

Методы личностно-центрированной терапии (активное слушание, отражение чувств, техника поддержания контакта, техника создания доверия, техника паузы)

Методы гештальттерапии (конфронтации, диалога, ролевой игры, техника актуализации)

Методы транзактного анализа (опрос, прояснение, устранение, проигрывание сценариев)

Методы поведенческой терапии (релаксация, систематическая десенситивизация, моделирование, когнитивное переструктурирование, тренировка навыков)

Методы рационально-эмоциональной терапии (эмоциональные – в воображении, ролевых играх, поведенческие – проигрывание паттернов поведения, когнитивные – изменение иррациональных убеждений).

Тема 4. Этапы и направления психологической работы.

Первичное интервью. Общее понятие о первичном интервью. Первичное интервью как психоаналитическая встреча. Цели и задачи первичного интервью. Метод проведения и необходимые условия. Телефонный разговор. Появление пациента. Поведение пациента во время первичного интервью. Содержание высказываний пациента. Модифицированные схемы первичного интервью по Балинту (тевистокская модель), по Кернбергу (структурное интервью), по Мак Вильямс.. Значение интервью для диагностики и выбора верной терапевтической стратегии. Принятие решение о терапии.

Интерпретация. Интерпретация как основной инструмент психоанализа. Динамика и экономика интерпретации. Структурные аспекты интерпретации. Трансферентные и нетрансферентные интерпретации. Интерпретации «здесь-и-теперь». Генетические интерпретации. Вклад аналитика в переживание пациента. Подтверждение восприятия пациента и интерпретация

Сопротивление. Общее понятие сопротивления. Основные источники сопротивления. Наиболее распространенные клинические проявления сопротивления. Классификации сопротивления с позиций: точек фиксации, типов защиты, диагностических категорий. Виды защит. Практическая классификация. Распознавание, конфронтация, прояснение сопротивления. Интерпретация с поверхности вниз (факта сопротивления до его содержания). Специальные проблемы. Правила техники, касающейся сопротивлений. Интерпретация сопротивления, его мотива и формы.

Перенос. Перенос как универсальное явление. Специфика психоаналиического метода-анализ переноса Перенос как повторение. Зависимость динамики переноса от техники. Невроз переноса и его значение в психоанализе. Дифференциация понятий: реальные отношения, терапевтический альянс и перенос. Основные характеристики реакции переноса: неуместность, интенсивность, амбивалентность, непостоянство, стойкость. Перенос и объектные отношения, (функции Эго, регрессия, сопротивление). Формы переноса. Позитивный и негативный перенос. Реакции переноса с точки зрения объектных отношений, стадий психосексуального развития. Сопротивления переноса (поиск удовлетворения, отыгрывание вовне, в аналитическом окружении и вне анализа, генерализованные реакции переноса). Значение сеттинга при работе с интенсивным эротизированным или агрессивным переносом. Техника (этапы) анализирования переноса. Специальные проблемы в анализировании переноса. Контрперенос. Представление о контрпереносе З.Фрейда. Общее понятие о контрпереносе. Источники контрпереноса. Комплиментарность и конкордантность контрпереноса. Контейнирование. Полезный и препятствующий контрперенос. Значение контрпереноса в психоаналитической терапии. Необходимость личного анализа и супервизий.

Проблемы окончания психологической работы с клиентом. Критерии завершения анализа. Специальные проблемы. Задачи завершающей фазы лечения. Процессуальные модели. Подведение итогов терапии. Объявление даты окончания терапии. Укрепление самоанализа как методы решения проблем. Разочарование на завершающей фазе лечения Переживание утраты психотерапии и психотерапевта клиентом. Переживание психотерапевтом утраты клиента.

 

Раздел 2. Экстремальная психология.

Тема 5. Общепсихологические и метапсихологические научные установки рассмотрения проблем экстремальной психологии.

Модусы существования человека. Понятие «экстремальность». Подходы к определению экстремальной ситуации. Классификация ситуаций. Разделы экстремальной психологии: Психоадаптология. Психотанатология. Стрессология. Виктимология. Суицидология. Выученная беспомощность. Синдром сгорания. Критерии выделения – исторические, профессионально-организационные, теоретические, измерительные, исследовательские, в технологиях интервенции, в юридических, правовых последствиях.

Основополагающие понятия экстремальной психологии. Концепция Сэлф. Проблема развития и Эго-психология. Проблема отношений (интерперсональные последствия. Проблема смысла. Поиск и утрата смысла. Смыслообразование и экстремальные ситуации. Проблема времени. Личность. Время. Событие

Тема 6. Концептуальные походы к психической травме, утрате, горю, адаптации.

Психотравматология. Этапы учения о психической травме. Медикобиологическая установка. Травматическимй невроз. Динамическая психология. Специфика психической травмы военного времени. Основные подходы к рассмотрению психической травмы (персонологический, метапсихологическое измерение, темпоральное измерение, смысловой). Социально-психологические последствия. Террор и насилие. Травматический невроз как «невроз войны». Первая мировая война. Снарядный шок, воздушная контузия, военный невроз. Лечение истерический симптомов мутимзма, потери смысла, моторного паралича электрическим шоком (Л.Йеленд). Психоаналитические подходы Риверса. «Истерический» в неврозе войны у А.Кардинера. Вторая мировая. Фронтовая усталость и неврно-психическое истощение. Кардинер и Г.Шпигель Гринкер и Дж.Шпигель о роли эмоциональных связей. Измененные состояния сознания в терапевтических интервенциях при психической травме. Фэйерберн. Арчибальд и Таденхэм. Война во Вьетнаме. Р.Лифтон и Х.Шатан и первые рэп группы против стигматизации» и за оживление травматического опыта.

Травматический стресс как особая отрасль психологии: Основные критерии области знаний и стандартов для практики: история, теория и методология, исследовательская методология, методы, измерительные процедуры, технология помощи, профессиональные сообщества, юридические, правовые аспекты существования области. Западный и отечественный опыт. ПТСР: развитие понятия в DSM. DSM 1 – большая стрессовая реакция, DSM 2, DSM 3 концептуализация ПТСР, острая, отсроченная, хроническая реакции. DSM 4 Дифференциация понятий. Острое стрессовое расстройство в DSM и МКБ. Расстройство приспособления. Расстройство экстремального стресса (Ван-дер-Колк, Ю.Герман). Комплексное ПТСР (Ю.Герман). Травматические стрессоры и их характеристики (угроза, психологические факторы, психофизиологические механизмы, нейрогуморальная регуляция). Теории, модели, процессы и механизмы в травматическом стрессе. Основные тенденции в травматическом стрессе: гипервозбуждение, вторжение и избегание. Гипервозбуждение (Кардинер, Гринкера и Шпигел, современные иллюстрации) Вторжение: травматические воспоминания; навязчивые образы, навязчивые аффекты. Фрейд, Жанэ, Р.Лифтон, Хоровитц, Магомед-Эминов. Тенденция избегания: восприятие, эмоции, цнс, изменение состояний сознания (Жанэ), диссоциация, психическое оцепенение (Лифтон), отчуждение, утрата способности любить, «психическое сжатие личности» (Магомед-Эминов). Динамика, стадии развития психической травмы. Психотрансформативная модель травматического стресса.

Понятие отсроченности в теории психической травмы. Изменение самоидентичности и отношений при травматическом стрессе. Разрушение телесной целостности, вина и неполноценность (Эриксон), вина выживания (Лифтон), противоречивость взаимоотношений.

Роль социальной поддержки три травматическом стрессе. Проблема доверия. Проблема автономии и самоконтроля. Нарушения в сексуальной жизни.

Диагностика травматического стресса. Ошибки диагностики. Причины. Основные методы. Измерение интенсивности ПТСР. Дополнительные шкалы. Шкала событий. Неоконченные предложения. Списки симптомов Структурированное диагностическое интервью при ПТСР.

Экстремальный стресс. Исследование совладания в стрессе. Совладание в условиях экстремального стресса. Области психической травмы выделение универсальных компонентов и особенностей. Тяжелые и длительные психические травмы. Насилие. Насилие и женщины. Последствия в Концлагерь и заключение. Катастрофы. Стихийные бедствия. Геноцид . Психоактивная зависимость

Концептуальные походы к феномену утраты. Теоретические подходы к проблеме утраты. Этапы разработки понятия «утраты». Виды утраты. Психологическая помощь в ситуации утраты близкого человека. Понятие горя. Виды горя. Классические, постмодернистские подходы к исследованию горя. Представления о динамике переживания горя.

Адаптация. Общие подходы к понятию адаптации. Виды адаптации. Сферы адаптации. Механизмы адаптации. Психологическая помощь при адаптации.

Экстремальные условия жизнедеятельности и профессиональных требований. Область изучения экстремальных состояний.

Тема 7. Методы экстремальной психологии.

Методы и техники психотерапии при травматическом стрессе. Кризисные интервенции. Форма и техники, ограничения в проведении дебрифинга. Когнитивно – поведенческие методы и техники терапии травматического стресса. Десенсибилизация. Динамический подход и его ограничения. Семейная терапия при травматическом стрессе. Травматический стресс у детей особенности психологической помощи детям. Психологическая реабилитация и реадаптация. Принципы реадаптации. Особенности реадаптации в стационаре. Специализированные группы работы с кошмарными сновидениями. Группы контроля агрессии. Роль социальной поддержки три травматическом стрессе. Проблема доверия. Проблема автономии и самоконтроля. Нарушения в сексуальной жизни.

Обучение специалистов, оказывающих помощь в условиях экстремальности (спасателей, пожарников, медиков, психологов и т.п.). Проблемы контртрансферентных реакций у специалистов, оказывающих помощь.

 

Раздел 3. Психодиагностика в психологической помощи и экстремальной психологии

Тема 8. Психоаналитическая психодиагностика.

Функции диагностики в психологической помощи. Достоинства и недостатки диагностики в психоанализе. Направления диагностики в психоанализе – уровень развития, структура личности и тип организации характера. История развития классификаций психических расстройств в психоанализе. Периодизация. Неврозы, психозы, пограничные расстройства, психосоматические расстройства. Нарцистические расстройства. Этапы. Проблемы развития в психоанализе и их влияние на психоаналитическую диагностику.

Типы интервью. Первичное психоаналитическое интервью. Первый этап. (Дейч, Мерфи, Феничел, Штекель) Второй этап (Джиль, Ньюман, Рэдлих) первичное интервью как самостоятельный метод, предшествующий терапии. Третий этап. Балинт и Балинт: роль трансференции и контртрансференции в первичном интервью. Четвертый этап: Аргеландер. Цели первичного интервью. Биографический анамнез в глубинном подходе. Структурированное интервью. Работы А.Фрейд и коллег. Циркулярное интервью О.Кернберга. Диагностика психической структуры, психического конфликта, уровня развития структуры, характера переносов, уровня объектных отношений, способности к адаптации.

Психоаналитическая концепция защит и ее роль в психоаналитической диагностике. Зрелые защиты. Вторичные защиты. Примитивные защиты. Отрицание. Изоляция. Проекция. Интроекция, проективная идентификация

Основные раздела психоаналитической психодиагностики: Неврозы. Психоневроз. Основные понятия. Вытеснение. Психический конфликт. Задержка. Фиксация. Симптом. Актуальные неврозы. Истерия страха. Конверсионная истерия. Обсессивный невроз. Сравнительный анализ истерии и невроза навязчивых состояний.

Психотическая структура. Психоневрозы и нарцистические расстройства. Нарцистическое либидо и его инверсии. Психологический механизм психоза. Четыре типа патологического отклонения аффекта. Случай Шребера. Меланхолия. МДП. Нормальная, проективная и бредовая ревность. Шизоидный характер. Блейлер. М.Кляйн. Феэрберн. Винникот. Психотический процесс в современных психоаналитических теориях.

Пограничные состояния. Понятие пограничное состояние. Пограничный синдром. Тип личностной пограничной структуры. Пограничное личностное расстройство. Феноменология. Пограничная личностная организация: тестирование реальности, интегральность ранних идентификаций, защитные механизмы, фиксации на фазе

Нарцистические структура. Нарцистическая организация, конверсионная, шизоидная,

ДСМ-4 -ТР и современные классификации. Структура диагностического руководства. Структурированное диагностическое интервью SCID. Изменение в диагностическом статистическом руководстве ДСМ-1, ДСМ-2, ДСМ-3. МКБ 10.

Психосоматические расстройства. Взгляды на соотношение души и тела, психики и соматики в различных отраслях знания. Философские предпосылки психосоматического подхода. Предыстория психосоматического подхода. Психосоматическая медицина как наука. Психоанализ и психосоматическая медицина. Физиологические механизмы, нейрогуморальная регуляция, роль вегетативной нервной системы, приспособительные реакции организма как один из этиологических факторов психосоматических расстройств. Социальная, психическая, биологическая детерминация в психосоматике. Основные психосоматические классификации заболеваний. Психосоматические расстройства сердечно-сосудистой системы. Гипертония. Функциональные гастроэнтерологические (расстройства пищеварительного тракта). Типология стрессоров. Виды кишечных расстройств. Психосоматическое рассмотрение раковых заболеваний.

Тема 9. Методы диагностики психического развития в норме и патологии.

Принципы диагностики психического развития в норме и патологии.

Организационные вопросы диагностики развития аномального ребенка.

Особенности методов и организации диагностической процедуры при обследовании аномальных детей. Проблема установления контакта.

Способы организации диагностической процедуры и ее зависимость от возраста: стандартизованные методы наблюдения; диагностика в процессе игровой деятельности; диагностическое значение рисунка, игрушки; сбор анамнеза — стандартизованные методы; экспериментальное обследование; диагностика через обучение.

Области применения диагностики развития аномального ребенка.

Диагностика психического развития ребенка первого года жизни: Этиологические факторы возникновения нарушений и группы риска детей в период новорожденности. Измерения в период новорожденности - шкалы В.Апгар, Л.Дубовича, Т.Бразельтона, оценка уровня стигматизации. Критерии оценки функционального состояния новорожденного и степень психофизиологической и морфофункциональной зрелости. Сенсорные и интерсенсорные координации: исследования и оценка. Когнитивное развитие в младенческом возрасте: стадии сенсомоторного развития и их измерение. Голосовые реакции и предречевое развитие. Социоэмоциональное развитие. Раннее развитие символических функций и их предшественники. Моторное развитие. Шкалы психического развития младенца в зарубежной и отечественной психологии.Шкалы развития в зарубежной психологии: Шкалы А.Гезелла, "Венские тесты развития" Ш.Бюлер, Г. Гетцер, шкалы психического развития Н.Бейли (BSID), Денверский скрининг-тест развития, шкала Т.Б.Бразельтона, “Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития”. Шкалы развития в отечественной психологии - неврологический, психологический и клинический подходы к измерению (Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова, О.В.Баженова, Н.В.Ремишевская).

Диагностика психического развития в дошкольном возрасте. Методы диагностики способности к символической игре (тест В.Льюис, Г.Буше). Нарушения символической игры при отклоняющемся развитии. Диагностическое значение рисунка. Принципы его оценки в норме и патологии (С.А.Болдырева). Использование рисунка в оценке уровня интеллектуального развития (тест Ф.Гудинаф-Д.Харрис), в оценке эмоциональных и поведенческих проблем (Дж.Наглиери, Т.Дж. Мак Нейш, А.Н.Бардос). Возрастные аспекты изобразительной деятельности, этапы.

Виды агрессивных проявлений и их функции в детском возрасте. Агрессия в норме и патологии. Критерии оценки.Страхи и тревожные расстройства в детском возрасте в норме и патологии. Структура и механизмы развития совладающего поведения (СП) в норме и патологии. Факторы, влияющие на формирование СП. Методы и принципы диагностики СП. Развитие невербальной коммуникации и ее нарушения в детском возрасте. Методы диагностики и оценки. Полоролевая идентификация: методы исследования и оценки.

Психометрические тесты (Д.Векслер, Дж.Равен, Л.Бендер, А.Боэм); нейропсихологические методы; стандартизованные диагностические методики для оценки интеллектуального развития для детей 3–5 и 5–7 лет;

проективные тесты (тест детской апперцепции (CAT) Л.Беллак, С.Беллак, создание истории в картинках (MAPS) Э.Шнейдман, фильм-тест Р.Жиля, методики “завершение истории”).

структурированные наблюдения (шкалы Т.Бразельтона, карта Стотта);

графические тесты (рисунок семьи, тест “дом-дерево-человек”).

Диагностика готовности детей к школьному обучению. тест Г.Витцлака “Способность к обучению в школе”; диагностический блок Х.Бройлер и М.Войфен; ориентировочный тест школьной зрелости Я.Йерасека, А.Керна; тест школьной зрелости П.Я.Кеэс; диагностика готовности к школьному обучению в отечественной психологии (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, В.В.Холмовская, Л.И.Цеханская, Н.И.Гуткина). диагностика мотивации школьного обучения (Н.Г.Лусканова, М.Р.Гинзбург).

Готовность к школьному обучению при отклоняющемся развитии.Проблема и специфические особенности готовности к школьному обучению при аномалиях развития: ЗПР, дети с УО, дети с синдромом РДА, слабослышащие, глухие, дети с речевыми нарушениями, с синдромом ДВГ. Дифференциальная диагностика готовности к школе детей с аномалиями развития.

Диагностика развития в подростковом возрасте. Стадии становления эго-идентичности и их измерение: диффузия, предрешение, мораторий, достижение идентичности (Э.Эриксон, Дж.Марсиа).Ценностные и профессиональные ориентации подростков (Л.Н.Силантьева, И.В.Дубровина). Моральное развитие: модели оценки и методы диагностики (Л.Колберг). Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте (опросники А.А.Реана, В.А.Якунина, Г.Н. Казанцевой, В.Хенинга). Особенности детско-родительских отношений и их диагностика.Психометрические методы, направленные на оценку интеллектуального развития (Д.Векслер, Р.Амтхауер, ШТУР, ГИТ); Нейропсихологические методы; Патопсихологические методы; Проективные техники (PST П.М.Саймондса, Мичиганский рисуночный тест); Опросники (адаптированный личностный опросник для подростков, патохарактерологический опросник, опросник социальной адаптации и т.д.).

 

Раздел 4. Формы психологической помощи и области приложения психологической помощи

Тема 10. Групповые и индивидуальные формы психологической помощи.

Актуальность применения групповых методов в современной практике психологической помощи. Разработка представлений о групповом взаимодействии в психологии. Отношения Я-Другой, принцип «связывания» (М.Ш.Магомед-Эминов). Понятие о групповой работы в практике психологической помощи. Области применения групповых методов в практике психологической помощи: лечение, обучение, работа в условиях экстремальности, профилактика, реабилитация. Цели. Задачи. Роли. Этика. Основные принципы.

Развитие групповых методов в становлении медицины, народном целительстве. Применение групповых методов в психологической реабилитации при травмой (на примере работы с ветеранами войны в Афганистане) (Магомед-Эминов, 1991, 2004).

Цели группы. Преимущества групповой формы психологической работы. Групповые нормы. Ролевые позиции в группе. Понятие о групповой сплоченности. Гомогенность и гетерогенность групп. Качественный состав групп. Количественный состав групп. Критерии классификации групп в психологической помощи: построение типологии групп с точки зрения целей, фокуса воздействия (эмоциональная или рациональная сфера личности), позиции ведущего и др.

Общее представление о стадиях развития группы. Исследование групповой динамики в процессе применения групповых форм психологической работы: СПТ, психотерапии и психокоррекции. Основные роли ведущего группы. Стили руководства группой. Характеристика личности группового тренера. Требования к личности и компетенции группового терапевта. Взаимодействие психолога и группы в групповых видах психотерапии. Взаимодействие, направленное на решение задачи и оказание поддержки. Взаимовлияние и давление членов группы друг на друга. Конфронтация и эмоциональная поддержка как механизмы воздействия на личность. Выражение враждебных чувств и конфликтов. Самораскрытие психолога в группе. Понятие «психотехника» и ее значение при оказании психологической помощи. Роль техник. Выбор техник для различных групп. Введение техники. Этические вопросы использования техник. Неоправданное давление. Использование двигательных техник. Компетентность в использовании групповых техник. Виды психотехник. Психогимнастика. Групповая дискуссия: «мозговой штурм»; «метод синектики»; темоцентрическая дискуссия; разбор казусов из практики; групповое интервью; фокус-группы; принятие групповых решений. Ролевая игра в обучении и психотерапии. Ролевая игра как форма организации групповой психологической работы. Преимущества ролевой игры как формы проведения групповых психологических занятий. Виды ролевых игр. Технологии создания ролевых игр. Деловые и организационные игры. Понятие. Области применения. Ограничения при использовании деловых игр в практике оказания психологической помощи. Дебрифинг. Перцептивный тренинг, тренинг сензитивности, коммуникативной компетентности, делового общения, специальных навыков и умений и др.Принципы составления программы тренинга. Релаксационные и двигательные психотехники, используемые в групповой работе. Обучение навыкам эффективной групповой коммуникации. Применение групповых методов в экстремальной ситуации, психологической травме и утрате. Навыки и умения командного взаимодействия. Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками. Анализ эффективности психологического воздействия.

Тема 11. Психологическая помощь детям

Цель и задачи оказания психологической помощи детям. Система психологической помощи детям с аномалиями развития и воспитывающим их семьям. Психотерапевтическая и психокоррекционная помощь. Восстановительное обучение.

Эмоциональные и поведенческие проблемы и отклонения в развитии в детстве. Определение понятия «отклоняющееся поведение», «аномальное развитие».

Семья как источник развития ребенка. Семья как источник травматизации ребенка. Адаптивные реакции родителей ( опека и недосмотр, уход от проблем, мазохизм…) Особенности семей с разным национальным составом и влияние их на психическое развитие ребенка. Воспитание детей в разных странах: культура и мир детства.

Условия успешного развития до рождения. Сопровождение родов, Развитие новорожденного и переходные состояния в первый год жизни. Взаимоотношения матери и младенца: норма и патология. Задержка психического развития до года.

От младенчества к детству. Кризис одного года. Кризис 3 лет. Психическое развитие и познание в детском возрасте. Норма и отклонения в психическом развитии до 3 лет. Эдипов комплекс.

Защитные механизмы у детей и условия их формирования. Психологическая подготовка детей к школьному обучению. Социальная адаптация и школьная фобия. Психосоматические расстройства у детей.

Социальная адаптация в подростковом возрасте. Наркомания и алкоголизм. Сексуальные проблемы в подростковом возрасте.

Развитие ребенка после 3 лет. Возрастные кризисы Особенности и проблемы детей школьного возраста. Латентный период и его значение для подросткового возраста.

Психоаналитическая психотерапия. Поведенческая психотерапия. Семейная и другие виды групповой психотерапии с детьми Игровая терапия Разговорно-центрированные формы терапии. Комбинированная психологическая помощь. Профилактика и психокоррекция отклоняющегося развития детей

Окружающая обстановка и рабочие материалы. Необходимые навыки и качества детского терапевта. Юридические и этические проблемы детской терапии. Психотерапия в разных условиях

Энурез. Заикание. Аутизм. Депрессия в детском возрасте. Детская агрессия. Детские суициды. Сексуальное развитие детей. Травмирующие ситуации в детском возрасте Смерть близкого человека. Госпитализация и хирургические операции. Катастрофы. Страхи и неврозы у детей. Дети группы риска.

Ситуация до развода – значение психического развития ребенка до развода. Влияние развода на ребенка в зависимости от его возраста. Психологический момент развода. Послеразводный кризис и психическое развитие ребенка после развода. Новые партнеры родителей. Повторный брак – особенности и проблемы.

Особенности диагностики детей. Основные методы диагностики. Эмоциональные проблемы и их диагностика. Определение показаний и планирование терапии.

Консультирование – как начальная стадия психологической помощи детям. Этапы и приемы консультирования.

Тема 12. Психологическая помощь при аномальном развитии.

Основные принципы и модели психологической помощи и коррекционно-развивающего обучения при аномальном развитии. История коррекционно-развивающего и восстановительного обучения в отечественной и зарубежной психологии.

Принципы коррекционно-развивающего обучения: психофизиологические, психологические, психолого-педагогические. Учет непрерывности и системности развития.

Диагностика как основа психокоррекционной практики. Виды диагностик: задачи клинико-психологической, нейропсихологической, психолого-педагогической диагностики, семейной и диагностики социальной ситуации развития при построении концепции и создании программы психологической помощи и коррекционно-развивающего обучения.

Понятие диагноза. Многоуровневость и системность в изучении и оценке психического развития как необходимое условие оказания психологической помощи аномальному ребенку. Интегративная модель диагностики Оудсхоорна, ориентированная на действие. Определение мишени коррекционных воздействий.

Модели коррекционно-развивающего и восстановительного обучения:

онтогенетически ориентированная модель (концепции замещающего онтогенеза А.В.Семенович, Б.А.Архипова; уровнего иерархического формирования системы аффективной регуляции О.С.Никольской с соавт.): коррекционно-развивающее обучение опирается на актуальный уровень сформированности базовых составляющих развития и строится с учетом общих закономерностей и специфики прохождения ребенком определенных этапов развития и их последовательности. Представление об осевом синдроме, ядерном нарушении, первичных и вторичных симптомах. Принцип поэтапного формирования ВПФ. Создание зоны ближайшего развития. Компенсация и формирование возрастных новообразований.

Системно-деятельностная модель: коррекционно-развивающее обучение как процесс последовательного пошагового осуществления психической деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов выполнения. Структура коррекционно-развивающих программ: мотивационный, операционный и контрольный блоки. Личностно-ориентированный подход к обучению. Формирование общих и специальных умений и навыков, школьные навыки и их предпосылки.

модель, ориентированная на решение проблемы: поведенческий подход. Научные основы коррекционно-поведенческого подхода – бихевиоральные концепции, теория научения Бандуры, когнитивные теории научения. Особенности диагностики: определение проблемного поведения, анализ предшествующих условий, анализ условий, зависящих от организма, анализ последствий. Методы модификации и воздействия на поведение: оперантные методы (подкрепление и его виды), систематическая десенсибилизация, метод конфронтации, самоконтроль. Роль семьи в процессе модификации поведения ребенка.

Дифференцированные типы коррекционно-развивающего и восстановительного обучения: при умственной отсталости, при задержке психического развития, при общем недоразвитии речи, при синдроме ДВГ, РДА, шизофрении, повышенной нервной возбудимости, нарушениях поведения и соматическихзаболеваниях, эмоционально-личностных расстройствах и нарушениях общения.

Правовая база и формы организации коррекционно-развивающего и восстановительного обучения. Нормативные документы компенсирующего обучения: положение о классах коррекционно-развивающего обучения, о реализации прав детей при приеме в дошкольные и образовательные учреждения, рекомендации по отбору детей и т.д. Формирование классов коррекционно-развивающего обучения на базе общеобразовательных школ. Принципы отбора в коррекционные классы. Коррекционно-развивающая программа как составная часть учебного процесса. Индивидуальные формы коррекционно-развивающего обучения.

Тема 13. Психологическая помощь семье.

Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии. Семья – условие существования человека. Семейные отношения- сложный феномен, включающий индивидуальные, коллективные, онтогенетические и филогенетические основания.

Кризис семьи на современном этапе ( материальное благополучие, здоровье членов семьи, социальное благополучие, разводы). Психологическая помощь семье в нашей стране и за рубежом. Обыденный и научный подход к семейным отношениям. Различные направления в изучении семейных отношений. Изменения в представлениях о семье в общественном сознании.

Этапы развития семьи. Период ухаживания, условия создания семьи. Молодая семья- ее особенности и задачи. Причины создания конфликтов и патологии в молодой семье. Изменения функций при рождении ребенка в семье. Цели и задачи семьи при воспитании ребенка и при поступлении его в школу. Особенности семьи подростка. Начало самостоятельной жизни и создание новых семей детьми. Задачи семьи пожилой пары и одиноких.

Функции семьи. Семейные роли и их деформация. Влияние семейных отношений на формирование личности. Факторы лежащие в основе нарушения жизнедеятельности и патологии семьи. Многоуровневость причин патологии семьи.

Внутренняя картина семьи. Сущность и структура семейных представлений. Семейные мифы, нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга.

История развития семейной психотерапии: три основных источника. Обзор различных направлений психологической помощи семье.

Психодинамический подход - теоретическое обоснование психоаналитической семейной психотерапии (А.Фрейд, М.Кляйн и др.). Н. Аккерман и его бригадный подход. Условия проведения психодинамической психотерапии.

Теоретические положения системной психотерапии. История развития системной психотерапии (М. Сельвини-Палаццоли, Дж.Хейли, С. Минухин и др.). Структурная семейная психотерапия. Милтон Эриксон и стратегическая психотерапия

Нормальное и искаженное функционирование семьи. История поведенческой психотерапии. Техники семейной поведенческой терапии.

Основные представители психотерапии основанной на опыте – К.Витакер и А. Напир. Концепции и особенности проведения лечения.

Методы семейной диагностики. Проективная сказка в диагностике. Серийные рисунки в детско-родительском консультировании.

Тема 14. Психологическая помощь организациям.

Специфика оказания психологической помощи организации. Основные направления деятельности психологов-практиков, работающих с организациями: исследования психологии, поведения и стиля жизни потребителей; создание, тестирование, планирование рекламных материалов; подбор, обучение и развитие персонала организации; профилактика, прогнозирование и разрешение конфликтных ситуаций в организации; психологическое сопровождение руководителей при запуске новых бизнес-проектов. Отличия психологической помощи организациям от персональной психологической помощи. Руководитель организации как основной, но не единственный адресат психологической помощи организации. Формы взаимодействия – установление, поддержание и ведение контакта - с руководителем при различных направлениях работы с организацией.

Психология маркетинга. Клиент-ориентированный маркетинг: максимально полное удовлетворение нужд потребителей. Социально-этический маркетинг: баланс интересов общества и потребителя. Критерии оценки успешности организации на рынке, критерии оценки эффективности стратегии компании. Нужды, потребности и товары, ценности и выбор. Маркетинг как социальный и управленческий процесс получения индивидами и группами благ, в которых они испытывают нужды и потребности, посредством создания, предложения и обмена представляющими ценность товарами. Психология менеджмента. Психология потребителей. Психология рекламы и других видов маркетинговых коммуникаций. Управление персоналом организации

Тема 15. Стрессменеджмент.

Стресс и стрессоустойчивость. Определение стресса и стрессоусойчивостиСовременная модель стресса. Эмоциональная напряжённость Виды стресса. Причины, предпосылки стресса.Классификация основных причин, вызывающих стресс Понятие о стрессоре и стрессовой ситуации Фазы развития стресса в современном мире Воздействие стресса на человека. Симптомы стресса— физические, психологические и поведенческие Влияние стресса на различные типы личности. Последствия воздействия стресса Дорогостоящие издержки стресса. Профессиональный стресс и его последствия. Определение и характеристики профессионального стресса Антистрессовый стиль работы— продуктивный метод работы. Положительный эффект от воздействия стресса .Польза профессионального стресса.

Снятие стресса. Техники и методы работы.

Антистресс-саморегуляция. Самомониторинг Психофизиологические техники: дыхание, медитация, массаж. Когнитивные техники.

Профилактика стресса.Осознание и изменение иррациональных установок. Проработка стрессогенных психологических механизмов. ехники безопасного общения. Модели поведения в ситуациях прессинга и способы преодоления прессинга .

Базовые принципы саморегуляции. Внутренние состояния и возможности их изменения. Психологические механизмы, лежащие в основе изменений внутренних состояний. Условия саморегуляции… Различные состояния сознания. Возможности подсознания. Поиск «внутреннего рычага», позволяющего усилить эффект самовоздействия.

Личные ресурсы в противостоянии стрессу. Работа со стрессом, вызванным различными причинами. Восточные техники саморегуляции состояний. Синтез восточных и западных техник работы с особыми состояниями сознания. Психология стресса обыденной жизни. Методы релаксации и снятия напряжения. Базовые техники в управлении стрессом. Техника работы с моциональным стрессом: глубокое дыхание. Понятие и техника релаксации. Основы АТ. Мишень-ориентированный подход к стрессу: самонаблюдение. Уменьшение круга стрессовых ситуаций.


Литература обязательная

  1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии
  2. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа
  3. Дикман Х. Методы в аналитической психологии. М.,2001
  4. Кан М. Между терапевтом и клиентом: новые взаимоотношения »
  5. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.,2006
  6. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. М., Изд. Академия, 2002
  7. Магомед-Эминов М.Ш.Личность в экстремальной стрессовой жизненной ситуации. Вестник МГУ. Сер Психология № 4, 1996
  8. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности М., ПАРФ1996
  9. Магомед-Эминов М.Ш. Экстремальная психология. т.2. М, ПАРФ, 2006
  10. Магомед-Эминов. и др. Психотерапия посттравматического стресса 2 –е изд., 2004 г
  11. Мейхенбаум М. Руководство по посттравматическому стрессовому расстройству Методы современной психотерапии: учебное пособие./ Под ред. Кроля М.,2001
  12. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. М.,2005
  13. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик
  14. Современная психотерапия. /Под ред. Корзини
  15. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ
  16. Урсано Р., Зоненберг С. Психодинамическая психотерапия
  17. Фрейд З. Методика и техника психоанализа
  18. Фрейд З. О психоанализе
  19. Фрейд З. Толкование сновидений
  20. Фрейд З. Основные принципы психоанализа
  21. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ
  22. Фрейд З. Анализ конечный и анализ бесконечный
  23. Фрейд З. Конструкции в психоанализе
  24. Фрейд З. Проблема дилетантского анализа
  25. Юнг К. Психология переноса
  26. Якоби М.Встреча с аналитиком

Дополнительная литература

  1. Медицинский классификатор болезней.
  2. Тарабрина Н. Психология посттравматического стресса.1998
  3. А. Фрейд –«Введение в детский психоанализ»
  4. Э . Джонс – «Жизнь и творения З. Фрейда»
  5. Х. Кохут – «Анализ самости» М.,2003
  6. Х. Кохут – «Восстановление самости» М.,2002
  7. Шерток, Соссюр – «Рождение психоаналитика»
  8. Александер, Селесник – «Человек и его душа»
  9. Ш. Ференци – «Теория и практика психоанализа»
  10. Ш. Роут – «Психотерапия»
  11. А. Хайгл-Эверс и др.- «Базисное руководство по психотерапии

Вопросы к государственному экзамену по психологической помощи

  1. Уровни психологической помощи.
  2. Структура психологической помощи: цели, методы, процессы.
  3. История развития методов и форм практик психологической помощи.
  4. Специфика психологической помощи как сферы психологической практики
  5. Личностные качества специалиста, оказывающего психологическую помощь
  6. Сравнительный анализ основных подходов к психологической помощи (психодинамический, гуманисический, когнитивный, поведенческий подходы).
  7. Виды и формы оказания психологической помощи.
  8. Первичный контакт в психологической помощи: цели, техники, условия
  9. Психодиагностика в психологической помощи
  10. Глубинно-психологические теории психологической помощи: теории классического психоанализа (травматическая теория, топографическая, структурная теория, теория влечения)
  11. Методы и техники классического психоанализа.
  12. Сопротивление: определение, основные характеристики, диагностические критерии, техники анализа.
  13. Перенос: определение, основные характеристики, техники анализа.
  14. Психоаналитическая концепция защит и ее роль в психоаналитической психодиагностике
  15. Психоаналитическая теория неврозов
  16. Сравнение базисных концепций современной поведенческой терапии.
  17. Когнитивно-поведенческий подход на примере рационально-эмоциональной поведенческой терапии А.Эллиса.
  18. Основные цели, задачи когнитивно-поведенческого подхода в психологической помощи.
  19. Основные стратегии гуманистического подхода в психологической помощи.
  20. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса: основные понятия, методы, области применения.
  21. НЛП как метод консультирования и психотерапии
  22. Особенности применения гештальттерапии: показания к применению и ограничения
  23. Методы и техники психологической помощи в индивидуальной терапии.
  24. Основные теоретические направления групповой психотерапии
  25. Психологическое консультирование: цели, задачи, методы.
  26. Специфика консультирования лиц пожилого возраста
  27. Роль эмпатии в психологической помощи: уровни, функции, приемы эмпатийного слушания.
  28. История развития теории и практики оказания психологической помощи в группе.
  29. Исследование групповой динамики: стадии, эффекты, типы поведения в группе.
  30. Основные виды тренинга в группе. Общие принципы и методы работы.
  31. Специфика применения групповых методов оказания психологической помощи в экстремальной ситуации, при травме и утрате
  32. Проблемы этики в психологической помощи.
  33. Понятие психотерапевтической ситуации и ее структура.
  34. Позиция пациента и психотерапевта. Структура и динамика отношений между психотерапевтом и пациентом при психодинамической психотерапии.
  35. Основные цели и задачи психодинамической психотерапии.
  36. Защитные механизмы Эго.
  37. Интерпретация сновидений в глубинной психологии.
  38. Феномен транзитности в психологии
  39. Феномен экстремальности Понятие экстремальной ситуации. Классификация экстремальных ситуаций.
  40. История развития психологической травмы..
  41. Негативные, нейтральные и позитивные последствия психологической травмы.
  42. Травматический стресс как особая отрасль психологии: (теория, исследования, методы, измерительные процедуры, профессиональные сообщества).
  43. Понятие ПТСР: диагностические критерии и динамика.
  44. Смысловая работа личности при психологической травме
  45. Организация психологической помощи людям, пережившим экстремальную ситуацию.
  46. Травмотерапия как форма психологической помощи: цели, задачи, принципы.
  47. Методы психологического консультирования лиц, переживших сексуальное насилие.
  48. Теоретические подходы к исследованию горя (Фрейд; Линдеман; Боулби; Стройби).
  49. Феномен переживания горя.
  50. Психологическая помощь при потере близкого человека.
  51. Кризисная интервенция: основные принципы, задачи, методы.
  52. Особенности психологического консультирования при суицидальных попытках
  53. Психологическое консультирование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
  54. Дебрифинг как метод экстренной психологической помощи: цели, задачи, этапы, сферы применения.
  55. Методы саморегуляции в психологической помощи
  56. Развитие объектных отношений и их влияние на психическое развитие ребенка.
  57. Виды психологической помощи детям и подросткам.
  58. Психологические травмы в детском возрасте: специфика оказания психологической помощи.
  59. Отклоняющееся поведение в детском возрасте и психологическая помощь
  60. Психологическая помощь семье: направления, методы и техники семейной терапии.
  61. Этапы развития семьи: задачи, проблемы, основные конфликты.
  62. Системная семейная психотерапия.
  63. Этиологические факторы психосоматических расстройств
  64. Методы психологического обследования детей.
  65. Классификация нарушений психического развития.
  66. Этиологические модели нарушений психического развития.
  67. Система психологической помощи при аномальном развитии.
  68. Стратегии и методы психологической помощи при аномальном развитии.
  69. Роль психоаналитических теорий развития в современной многоуровневой психодиагностике
  70. Методы работы психолога по обеспечению психологического сопровождения адаптации детей на разных этапах школьного обучения.
  71. Восстановительное обучение как область психологической помощи: история становления, задачи, принципы, методы, сферы применения.
  72. Психологическая реабилитация как форма психологической помощи: цели, задачи, методы. Этапы психологической реабилитации.
  73. Психологическая служба: организация, направления работы.
  74. Проблемы психологической помощи организациям
  75. Стрессменеджмент как область психологической помощи: задачи, методы, техники, сферы применения.
  76. Биологическая обратная связь в практике оказания психологической помощи
  77. Феномен синдрома выгорания: факторы, симптомы, профилактика.
  78. Типология конфликтов, конфликтменеджмент
  79. Выученная беспомощность
  80. Контртрансферентные реакции у специалистов в области психологической помощи.

Литература

  1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. М., 1994г.
  2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М., 2001г.
  3. Базисное руководство по психотерапии под ред. А.Хайгл-Эверс. и др. М.2000г.
  4. Браун Д., ПеддерД. Введение в психотерапию М., 1998г.
  5. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. М.: Политиздат, 1991
  6. Вайсс Д. Как работает психотерапия М., 1998г.
  7. Винникотт Д. Маленькие дети и их родители М., 1999г.
  8. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа М., 2003г.
  9. Лебединский В.В. Нарушения детского развития в детском возрасте М.. 2003г.
  10. Канн М. Между терапевтом и клиентом М., 1997г.
  11. Майер В. Чессер Э. Методы поведенческой терапии М., 2001г.
  12. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности М., 1998г.
  13. Магомед-Эминов М.Ш. и др. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса. Москва, 2004г.
  14. Магомед-Эминов М.Ш. Психология уцелевшего Вестник МГУ, сер. Психология, 2005, №3.
  15. Магомед-Эминов М.Ш. Экстремальная психология.Т.2 М., 2006
  16. Мак-Вильямс Психоаналитическая психопатология. М., 2003.
  17. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология: нарушения психики ребенка М., 2003г.
  18. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М, 2005г.
  19. Роджерс К. Психотерапия и консультирование М., 1999г.
  20. Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию М. 1998г.
  21. Рудестам К. Групповая психотерапия М., 1997г.
  22. Психотерапия детей и подростков. Ред. Х. Ремшмидт. М., 2000г.
  23. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик М.,1995г.
  24. Урсано Р., Зонненберг С., Лазер С. Психодинамическая психотерапия М., 1996г.
  25. Фрейд З. Методика и техника психоанализа М.2001г.
  26. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989г.
  27. Фрейд 3. Толкование сновидений. М.2000г.
  28. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // в хрестоматии «Психология эмоций» под ред. Вилюнаса. М.1984.
  29. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. Педагогика Пресс. 1993г.
  30. Фрейд А. Введение в детский психоанализ СПб.2001г.
  31. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности М., 1999г.
  32. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб., 1997г.
  33. Эйдмиллер Е., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Спб., 1999г.
  34. Эллис А. Драйден У. Практика рационально-поведенческой терапии.СПб.2001г.
  35. Ялом И. Групповая психотерапия и консультирование М.2005г.

 

  1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. - М., 2000 - 487 с.
  2. Бремс К. Руководство по детской психотерапии.
  3. Вайнер И. Основы психотерапии. - СПб.: Питер, 2002. - 288 c.
  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: Учеб. пособие. - М: Издательство "Ось-89", 1999. - 176 с
  5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.
  6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: "Академический проект", 1999 - 240 c.
  7. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. - М.: "Академический Проект", 2000 - 240.
  8. Мартин Д. Психологические эксперименты. - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002. - 480 с.
  9. Перре М., .Бауманн У. Клиническая психология. - СПБ.: Питер, 2002. -1312с.
  10. Психотерапевтическая энциклопедия / за ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 1999. - 752 с.
  11. Уоллес В., Холл Д. Психологическая консультация. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
  12. Фицджеральд Р. Эклектическая психотерапия. - СПБ.: Питер, 2001. - 320 с.
  13. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии / Пер. с анг. В. Абабкова, В. Гаврилова. - СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 624 с.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский