Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Программа государственного экзамена
по специализации «Психология развития и возрастная психология»

Москва – 2008 г.

Знать факты, феномены, имена:

Гетерохронность развития. Затухание темпа развития. Феномен госпитализма. Депривация. Эгоцентризм и его проявления. Эгоцентрическая речь. Феномен сохранения. Привязанность и ее типы. Реакция сепарации. Феномен выученной беспомощности. Врожденные безусловные реакции ребенка. «Комплекс оживления». «Автономная» детская речь. Кризис 1 года жизни и его симптомы. Кризис 3 лет и его феноменология. Гордость за достижения. Симптом потери непосредственности. Феномен «горькой конфеты». Феноменология «чувства взрослости». Феномен «воображаемой аудитории». Кризис «середины жизни».

А.Адлер, Ф.Ариес, П.Балтес, А. Бандура, А.Бине, Ф.Бойтендайк, Д.Боулби, У.Бронфебреннер, Д.Брунер, К.Бюлер, Ш.Бюлер, А.Валлон, П.Векслер, Д.Винникотт, А.Гезелл, К.Гросс, Ч.Дарвин, М.Дональдсон, Р.Кейс, М.Клейн, Л.Кольберг, Д.Левинсон, К.Левин, Д.Локк, М.Малер, Д.Марсиа, А.Маслоу, М.Мид,Дж.Паскуаль-Леоне, А.Перре-Клермон, Ж.Пиаже, В.Прейер, К.Роджерс, Ж.Ж.Руссо, Р.Селман, Р.Сиглер, Р.Сирс, Б.Скиннер, Г.Спенсер, Р.Спитц, Э. Торндайк, Д.Уотсон, К.Халл, Р.Уолтерс, Дж.Уоллес, Р.Фантц, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Фромм, Р.Хевигхерст, Г.Ст.Холл,Н.Хомский, К.Хорни, К.Шайи, Э.Шпрангер, В.Штерн, М.Эйнсворт, Э.Эриксон, К.Г.Юнг.

Б.Г.Ананьев, М.Я.Басов, П.П.Блонский, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Л.Ф.Обухова, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман.

Знать и уметь анализировать, объяснять, аргументировать, сопоставлять понятия и теории:

Категория развития. Соотношение понятий «рост», «развитие», «созревание». Культурно-историческая природа психологического возраста. Эволюция детства. Криис детства. Соотношение хронологического, биологического, социального и психологического возраста. Задачи развития.

Естественно-научная и культурно-историческая парадигмы в исследовании психического развития. Констатирующая и формирующая стратегии исследования. Основные разновидности констатирующего исследования: «продольные» и «поперечные срезы». Лонгитюдный метод. «Психология жизненного пути». Когортно-последовательная модель изучения развития. Экспериментально-генетический метод (Л.С.Выготский) и метод планомерно-поэтапного формирования (П.Я.Гальперин) как основные разновидности формирующей стратегии. Особенности методов наблюдения, эксперимента, беседы, проективных методов, биографического и нарративного метода применительно к психологии развития и возрастной психологии. Принципы диагностики психического развития в современной психологии. Метод тестов. Особенности клинического и стандартизированного (тестового) исследования процессов развития. Возможности и ограничения близнецового метода. Сравнительное исследование нормы и патологии в исследовании детерминант психического развития. Экологическая валидность исследования в психологии развития и возрастной психологии.

Факторный подход в понимании движущих сил психического развития (теории преформизма, созревания, рекапитуляции, развития как научения, двух факторов). Теория социального научения. Школы психоанализа о закономерностях психического развития в онтогенезе. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Понятие идентичности. Теория привязанности Д.Боулби. Типы привязанности. Развитие личности в гуманистической психологии.

Эгоцентризм как познавательная позиция ребенка (Ж.Пиаже). Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление. Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже о природе, генезисе и функциях эгоцентрической речи. Теория операционального развития интеллекта Ж.Пиаже. Основные понятия (схема, ассимиляция, аккомодация, адаптация, уравновешивание, операция). Информационный подход к познавательному развитию ребенка.

Концепция культурно-исторического развития психики человека Л. С. Выготского. Учение о структуре и динамике психологического возраста. Понятие «социальной ситуации развития». Понятие высших психических функций. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Сензитивные периоды. Учение о системном и смысловом строении сознания.

Принцип социально-исторической обусловленности психики человека. «Социальное наследование». Понятие ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец). Роль общения в психическом развитии ребенка. Генезис и развитие форм общения в онтогенезе. Соотношение обучения и психического развития (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Проблемное обучение. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина. Типы учения и их связь с психическим развитием ребенка. Периодизация психического развития: основные подходы (А.Гезелл, Ст. Холл, К.Бюлер, З.Фрейд, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Д.Левинсон). Кризисы психического развития. Закон периодичности развития.

Факторы риска в психическом развитии ребенка. Их возрастная специфика. Уязвимость и жизнестойкость. Индивидуальные варианты развития в онтогенезе.

Переход от пренатальному к постнатальному развитию. Младенческий возраст (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования). Ранний возраст. Предметно-орудийная деятельность как ведущая. Теории речевого развития в онтогенезе (В.Штерн, Н.Хомский, Д.Б.Эльконин). Дошкольный возраст. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность (генезис, структура, динамика развития, значение для психического развития ребенка). Игра в коррекции психического развития ребенка. Развитие мышления, памяти, восприятия. Сенсорное воспитание. Наглядно-образное мышление как новообразование дошкольного возраста. Развитие личности в дошкольном возрасте. Роль семьи в развитии личности ребенка. Типы семейного воспитания, их влияние на психическое развитие ребенка, диагностика и коррекция детско-родительских отношений. Сиблинговая позиция. Отношения с братьями и сестрами в семье.

Психологическая готовность к школе (структура, диагностика и коррекция). Младший школьный возраст. Учебная деятельность (структура, закономерности развития, диагностика сформированности, способы коррекции). Адаптация ребенка к школе. Причины школьной дезадаптации, ее феноменология и пути преодоления. Психологические новообразования младшего школьного возраста. Психологические особенности подросткового возраста как переходного от детства к взрослости. Задачи развития. Кризис подросткового возраста. Развитие самосознания как основного новообразования. Роль общения со сверстниками и подростковой группы. Юношеский возраст. Развитие идентичности. Статусная модель развития идентичности (Д.Марсиа). Личностное и профессиональное самоопределение. Феномен «юношеской субкультуры». Любовь и дружба в юношеском возрасте. Формирование ценностно-смысловой сферы. Развитие морального сознания (Л.Кольберг). Девиантное поведение, его причины и предупреждение. Зрелые возраста (молодость, переход к расцвету, зрелость, поздняя зрелость). Особенности возрастных кризисов зрелости. Периодизация развития человека как субъекта профессиональной деятельности (Е.А.Климов, Дж.Сьюпер). Создание семьи. Жизненный цикл развития семьи. Сплоченность и удовлетворенность браком. Супружеские и детско-родительские отношения, их характеристики. Закономерности формирования материнства и отцовства. Старение и старость как социальная и психологическая проблема. Теории старения. Факторы оптимального старения и долголетия.

Психологическое консультирование - возрастно-психологический подход. Структура и этапы психологического консультирования. Психологический диагноз и психологический прогноз. Общая схема составления психологического заключения. Принципы, задачи и методы коррекции трудностей психического развития ребенка.

Владеть методами и методиками:

Метод беседы (диагностическая, с целью оказания психологического воздействия). Метод наблюдения. Метод сбора анамнеза. Метод анализа истории развития ребенка. Метод эксперимента, в том числе формирующего и обучающего. Метод анкетирования. Социометрический метод. Метод тренинга личностного роста. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.

Методика «Рисунок семьи». Методика «Анализ семейного воспитания» (Э.Г.Эйдемиллер). Методика «Родительское сочинение». Проба на совместную деятельность. Методика «Подростки о родителях (ADOR). Методика Рене Жиля. Графическая беседа «Мой круг общения» (Т.Ю.Андрущенко). Методика свободного самоописания. Методики изучения особенностенй мотивационной сферы: метод мотивационных предпочтений, «неоконченные предложения», составление рассказа. Тест цветовых отношений. Методика С.Розенцвейга. Методики исследования самооценки: методика Дембо-Рубинштейн, методика С.Хартер, «Лесенка».

Методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин), «Образец и правило» (А.Л.Венгер). Методика «Четвертый лишний». Методики комплексной диагностики школьной зрелости (Керна-Йирасека, П.Кеэса, Г.Витцлака). Методика МЭДИС. Методы лабораторного исследования памяти: методики «Пиктограмма», «Заучивание 10 слов», «Запоминание цифр», слов и предложений по слуху. Методика оценки интеллекта Векслера. Методики диагностики наглядно-действенного и наглядно образного мышления Л.А.Венгера. Методики диагностики уровня интеллектуального развития на основе теории Пиаже. Методика «Цветные прогрессивные матрицы Равена. Тест Амтхауэра. Тест Переслени-Подобеда. Методики исследования креативности (П.Торренса, Д.Гилфорда). Корректурные пробы. Методика Л.Бендер.

Рисуночные методики: «Нарисуй человека» Гудинаф-Харрис, «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное».

Уметь решать следующие профессиональные задачи:

В области научно-исследовательской работы:

  • проектировать и осуществлять экспериментальные и эмпирические исследования по проблемам личностного и умственного развития человека в детском, подростковом и юношеском возрасте зрелых возрастах, психологическим проблемам старения и старости, изучения возрастных кризисов развития, а также исследования индивидуальных особенностей психического развития человека на каждой из возрастных стадий.
  • Оценивать развивающий эффект новых обучающих программ;

В области научно-практической работы:

  • составление психологического портрета ребенка и подростка на основе комплексной диагностики;
  • разработка и реализация коррекционных программ, направленных на преодоление трудностей ребенка в развитии (коммуникативные проблемы, нарушения личностного развития, высокая тревожность и страхи, трудности умственного развития, воли и произвольности и др.)
  • проведение тренингов личностного роста, формирования коммуникативной компетентности;
  • психологическое консультирование по проблемам психического развития детей и подростков;
  • разработка и реализация профилактических и развивающих программ для детей и подростков;
  • осуществление профессиональной ориентации и самоопределения подростков и юношей;
  • диагностика и коррекция психологической готовности к школе; профилактика и преодоление школьной дезадаптации;
  • психологическое сопровождение процессов личностного и профессионального самоопределения личности;
  • осуществление контроля (психологического сопровождения) за ходом психического развития ребенка и подростка, включая детей, воспитывающихся вне семьи, детей «группы риска» и одаренных детей;
  • консультирования семьи по проблемам супружеских отношений, развода, усыновления детей, психологического сопровождения беременности и родов.;
  • диагностика и коррекция детско-родительских отношений;
  • консультирования по аспектам совершенствования учебного процесса и оценки его развивающего эффекта;
  • психолого-педагогическое проектирование и оценка развивающего эффекта учебных программ для детей, подростков и взрослых,
  • профилактика, диагностика, коррекция, консультирование взрослых по проблемам возрастных и личностных кризисов;
  • профилактика, диагностика и коррекция нарушений личностного и когнитивного развития пожилых людей и стариков. Психологическое сопровождение пожилых людей с целью создания условий оптимального («успешного») старения;
  • профилактика зависимости личности от психоактивных веществ и аддиктивного поведения;
  • подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов в образовательных учреждениях;
  • профилактика девиантного поведения;
  • проведение психологической экспертизы.

В области педагогической работы:

  • проведение лекционных занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология», спецкурсам и спецсеминарам в соответствующей области,
  • проведение семинарских и практических занятий по этим курсам.

Вопросы к госэкзамену

  1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.
  2. Соотношение понятий рост, развитие, созревание. Основные характеристики психического развития человека.
  3. Особенности метода наблюдения, эксперимента, беседы в психологии развития и возрастной психологии.
  4. Формирующая стратегия исследования как альтернатива констатирующей стратегии.
  5. «Поперечные» и «продольные срезы» (лонгитюд) как разновидности констатирующей стратегии.
  6. Возможности и ограничения близнецового метода и метода сравнения нормы и патологии в исследовании психического развития.
  7. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил психического развития человека в онтогенезе.
  8. Критика биогенетического направления в исследовании детского развития. Теория рекапитуляции.
  9. Теория развития как созревания. Современное состояние проблемы соотношения созревания, развития и обучения.
  10. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Развитие как научение.
  11. Теория социального научения (А.Бандура)
  12. Проблема психического развития ребенка в психоанализе (З.Фрейд, А.Фрейд, М.Малер).
  13. Основные теоретические подходы к развитию личности в онтогенезе (А.Адлер, А.Маслоу, К.Г.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни).
  14. Теория привязанности Д.Боулби. Типы привязанности, условия их формирования.
  15. Проблема развития личности в онтогенезе в концепции Э.Эриксона.
  16. Периодизация развития личности в концепции Э.Эриксона.
  17. Проблема развития мышления в ранних работах Ж.Пиаже.
  18. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский). Современные подходы к пониманию феномена эгоцентрической речи.
  19. Операциональная концепция развития интеллекта Ж.Пиаже.
  20. «Феномен сохранения». Его теоретическая интерпретация в теории Ж.Пиаже и в исследованиях школы П.Я.Гальперина.
  21. Современные исследования школы Ж.Пиаже. Их критика в отечественной и зарубежной психологии.
  22. Информационный подход к познавательному развитию ребенка.
  23. Теория культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского.
  24. Учение о высших психических функциях. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение.
  25. Учение о структуре и динамике психологического возраста (Л.С.Выготский)
  26. Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л.С.Выготского.
  27. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С.Выготского.
  28. Понятие «зоны ближайшего равзития». Его теоретическое и парктическоле значение.
  29. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Роль присвоения социально-исторического культурного опыта.
  30. Деятельность как детерминанта психического развития ребенка. Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
  31. Роль наследственности и среды в психическом развитии в онтогенезе.
  32. Роль общения в психическом развитии ребенка.
  33. Проблема генезиса и развития форм общения. Механизм «опережающей инициативы» взрослого (М.И.Лисина)
  34. Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.
  35. Проблема возраста. Социально-историческая природа детства.
  36. Основные теоретические подходы к проблеме периодизации психического развития.
  37. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.
  38. Роль кризисов в психическом развитии.
  39. Проблема диагностики психического развития ребенка.
  40. Характеристика кризиса новорожденности. Критерии его завершения
  41. Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве.
  42. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка. Феномен госпитализма.
  43. Кризис первого года жизни.
  44. Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем возрасте.
  45. Основные закономерности развития ребенка в раннем возрасте.
  46. Характеристика умственного развития ребенка раннего возраста.
  47. Кризис трех лет.
  48. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
  49. Теории детской игры.
  50. Значение игры для психического развития ребенка.
  51. Психологические особенности дошкольника: особенности умственного развития и развития личности.
  52. Кризис 6-7 лет, его симптомы и психологический смысл.
  53. Диагностика и коррекция психологической готовности ребенка к школьному обучению.
  54. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития.
  55. Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте.
  56. Проблема формирования элементов научного мышления в младшем школьном возрасте.
  57. Психологические особенности младшего школьника.
  58. Основные психологические новообразования подросткового возраста.
  59. Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрасте.
  60. Роль общения в формировании личности подростка.
  61. Основные закономерности психического развития в юношеском возрасте.
  62. Проблема личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
  63. Основные подходы к периодизации зрелого возраста.
  64. Проблема нормативных возрастных кризисов зрелых возрастов. Кризис середины жизни.
  65. Психологические особенности умственного развития и личности в зрелых возрастах.
  66. Психологические проблемы старения и старости. Варианты траекторий развития в поздних возрастах.
  67. Возрастно-психологический подход в консультировании. Основные этапы консультирования.
  68. Факторы риска в психическом развитии ребенка.
  69. Теория и практика профессионального консультирования.
  70. Роль семьи в развитии личности.
  71. Проблемы воспитания ребенка в неполной семье.
  72. Семья как целостная система.
  73. Место психологии развития в педагогическом проектировании.

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М., 1991
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа личности.- М., 2001
  3. Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование подъемов и спадов на протяжении жизни// Психологический журнал. 1994.№.1
  4. Бандура А. Теория социального научения. М., 1999.
  5. Баттерворт Д., Харрис М. Приницпы психологии развития. М., 2000.
  6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1976.
  7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.
  8. Боулби Джон Привязанность. - М., 2003.
  9. Братусь Б.С.К проблеме развития личности в зрелом возрасте.//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психолгия, 1980, № 2.
  10. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М., 1978.
  11. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. - М., 2002.
  12. Выготский Л. С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бюлера «Очерк духовного развития ребенка» // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.1. С. 196 - 209
  13. Выготский Л. С. История развития высших психических функций.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 3. С. 6-58, 302 - 313.
  14. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4. С. 244 – 268.
  15. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.6 С. 5-90
  16. Выготский Л. С. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.4
    • Младенческий возраст. С. 269 – 317;
    • Кризис первого года жизни. С. 318 – 339;
    • Раннее детство. С. 340 – 367;
    • Кризис трех лет. С. 368 – 375;
    • Кризис семи лет. С. 376 – 385;
    • Педология подростка. С. 5 – 242.
  17. Выготский Л. С. Мышление и речь. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.2.
  18. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  19. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М., 2002.
  20. Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека. // Вопросы психологии. 1976. № 1.
  21. Гальперин П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления.// Вопросы психологии. 1966. № 4.
  22. Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д. Флейвелла «Генетическая психология Ж. Пиаже». - М., 1967.
  23. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.Ступени общения. - М., 1992.
  24. Годдфруа Ж. Что такое психология.// В 2 т. М., 1991. Т. 2 стр. 19 - 23, 34 - 38, 43 - 46, 50 - 53, 61.
  25. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1996.
  26. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.
  27. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991.
  28. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. –М., 1997.
  29. Жан Пиаже: теория, эксперимент, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой и Г.В.Бурменской. - М., 2001.
  30. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// Избранные психологические труды.: В 2 т. - М., 1986. Т.1
  31. Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. -М., 1978. С. 3 - 25, 42 - 62.
  32. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991.
  33. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.
  34. Кон И. С. Ребенок и общество. - М., 1988. Гл. 1.
  35. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.,1991.
  36. Крайг Г. Психология развития. 7-е межд.издание. - СПб, 2000.
  37. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002.
  38. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  39. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.,2001.
  40. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага, 1985.
  41. Лабиринты одиночества. / Под ред. Н.Е.Покровского. - М., 1999.
  42. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.- М., 1981.
    • Об историческом подходе в изучении психики человека. С. 350 - 409.
    • Развитие высших форм запоминания. С. 436 - 480
    • Психологические основы дошкольной игры. с. 481 - 508.
    • К теории развития ребенка. С. 509 - 537.
    • Принципы психического развития ребенка и проблема умственной недостаточности. С. 538 - 557.
  43. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.
  44. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.
  45. Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб., 2002Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.
  46. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. № 1. 1988.
  47. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
  48. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. – Воронеж, 1997.
    • Проблемы и задачи исследования речи у детей. С. 259-284.
    • Формирование личности ребенка в общении. С. 291 – 298.
    • Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни. С. 321 – 348.
    • О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни. С. 209 – 218.
    • Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников. С. 202 – 208.
  49. Обухова Л. Ф. Детская психология. - М., 1995.
  50. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1998.
  51. Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. - М., 1981.
  52. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1988.
  53. Перре-Клермон А. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  54. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. //Вопросы психологии. 1987, № 1.
  55. Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избранные психологические труды. - М., 1994.
  56. Пиаже Э. Речь и мышление ребенка. - М., 1932.
  57. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. - М., 1987.
  58. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов. - М., 1999.
  59. Психическое развитие младших школьников./ Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1990.
  60. Принцип развития в психологии. / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М., 1978
  61. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.,Воронеж, 1996.
  62. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.
  63. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.
  64. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб,, 2000.
  65. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб, 2000.
  66. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988.
  67. Смирнова Е.0. Психология ребенка М., 1997
  68. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И. И. Ильясова и В. Я Ляудис. - М., 1980.
  69. Хрестоматия по возрастной психологии. Ч.1./Под ред. О.А.Карабановой, А.И.Подольского, Г.В.Бурменской. - М., 1999.
  70. Хрестоматия по детской психологии./ Под ред Г. В. Бурменской. - М., 2004.
  71. Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. / Под ред. В. С. Мухиной. - М., 1991.
  72. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.
  73. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. Гл. 3. Гл. 4. С. 162 – 190. Гл. 5, 7, 8.
  74. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993.
  75. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995.
  76. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
  77. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
  78. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.
  79. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский