Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Варианты вступительного экзамена по биологии



1993 г.

Вариант 1

  1. Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Понятие о вегетативной нервной системе. Рефлекторный принцип работы нервной системы.
  2. Развитие зародыша (на примере животных). Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека.
  3. Моногибридное скрещивание. Первый закон Г. Менделя.
  4. Классификация цветковых растений. Класс двудольных растений. Семейство крестоцветных.
  5. Кратко ответить на следующие вопросы:
    1. Где располагается сердце у майского жука?
    2. Что располагается у птицы под контурными перьями?
    3. Какие биологически активные вещества синтезируются в почках?

Вариант 2

  1. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Движения в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Утомление мышц.
  2. Генетика человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
  3. Дигибридное скрещивание. Второй закон Г. Менделя.
  4. Классификация цветковых растений. Класс двудольных растений. Семейство паслёновых.
  5. Кратко ответьте на следующие вопросы:
    1. Чем служит хитин у речного рака?
    2. Какую роль выполняет жировое тело у майского жука?
    3. Перечислите заболевания, возникающие при недостатке витаминов A, C, B1, Д?

1994 г.

Вариант 1

  1. Кровь. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Свёртывание крови. Иммунитет.
  2. Сравнительная характеристика среды обитания, внутреннего строения и размножения представителей классов земноводных и пресмыкающихся.
  3. Форма размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклетки и сперматозоида.
  4. Вегетативное размножение цветковых растений (побегами, корнями, листьями). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.
  5. Кратко ответьте на вопросы:
    1. Кто открыл двойное оплодотворение у растений?
    2. Чем регулируется рост костей в организме человека?
    3. Какую роль выполняет жировое тело у майского жука?

Вариант 2

  1. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Утомление мышц.
  2. Сравнительная характеристика внешнего строения, питания, дыхания, выделения представителей Типа Плоских червей и Типа Круглых червей (на примере планарии и аскариды). Многообразие паразитических червей и борьба с ними.
  3. Мутации. Их причины. Генные, хромосомные и соматические мутации. Экспериментальное получение мутаций. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
  4. Семя. Строение семени на примере однодольных и двудольных растений. Состав семян. Условия прорастания семян.
  5. Кратко ответьте на вопросы:
    1. Из чего состоит тело лишайника и как оно называется?
    2. Где наблюдается сгущение организмов в океане?
    3. Почему не смыкаются стенки альвеолярных пузырьков?

1996 г.

Вариант 1

  1. Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны. Внутрисекреторная деятельность желез внутренней секреции.
  2. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Питание, дыхание, размножение. Особенности поведения паука в связи с жизнью на суше.
  3. Основы генетики. Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Экспериментальное получение мутаций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора.

Вычеркните два ошибочных ответа:

  1. Сухой плод созревает у:
    а) акации; б) сурепки; в) левкоя.
  2. Боковые корни растения:
    а) отрастают от стеблей; б) растут на листья; в) развиваются на главном и придаточном корнях.
  3. В желтом теле вырабатываются:
    а) мужские половые гормоны; б) женские половые гормоны; в) желтый костный мозг.
  4. Аденин образует комплементарную связь с:
    а) тимином; б) гуанином; в) цитозином.
  5. Генотип однозначно определяется по фенотипу в случае:
    а) рецессивной гетерозиготы; б) доминантной гомозиготы; в) рецессивной гомозиготы.
  6. На стадии нейрулы начинается развитие нервной пластинки из:
    а) эктодермы; б) мезодермы; в) энтодермы.
  7. Хромосомная теория наследственности была разработана:
    а) Менделем; б) Морганом; в) Вавиловым.
  8. Кедровый орех представляет собой:
    а) орех; б) костянку; в) семя без околоплодника.
  9. К насекомым, развивающимся с полным превращением, относятся:
    а) клопы; б) блохи; в) тараканы.
  10. В результате мейоза у растений образуются:
    а) гаметы; б) зачатки генеративных органов; в) споры.
  11. Как амеба, так и инфузории обладают:
    а) клеточным ртом; б) сократительной вакуолью; в) ресничками.
  12. В процессе индивидуального развития хорда редуцируется у:
    а) ланцетника; б) осетра; в) сельди.
  13. Трехкамерным сердцем обладают:
    а) крокодил; б) питон; в) утконос.
  14. В хроматофоре хламидомонады на свету образуется:
    а) хлорофилл; б) сахар; в) ферменты.
  15. Клетки-спутники относятся к:
    а) соединительной ткани; б) эпителиальной ткани; в) нервной ткани.
  16. Камбий относится к:
    а) образовательной ткани; б) покровной ткани; в) проводящей ткани.
  17. Кукушкин лен – растение:
    а) однолетнее; б) двулетнее; в) многолетнее.
  18. Запасы углеводов в виде крахмала откладываются у:
    а) инфузории-туфельки; б) эвглены зеленой; в) грибо
  19. Болезнь бери-бери развивается при недостатке:
    а) витамина В1; б) витамина В2; в) витамина С.
  20. При заболевании болезнью Дауна в клетках обнаруживается следующее число хромосом:
    а) 45; б) 46; в) 47.

Вариант 2

  1. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Большой и малый круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.
  2. Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение плоских червей. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация.
  3. Основы генетики. Генотип. Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании генотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Вычеркните два ошибочных ответа:

  1. Сухой плод стручок созревает у:
    а) фасоли; б) капусты; в) акации.
  2. В образовании корнеплодов участвуют:
    а) главный корень; б) боковые корни; в) придаточные корни.
  3. У кукушкиного льна сперматозоиды и яйцеклетки развиваются на:
    а) одном растении; б) разных растениях; в) заростке.
  4. В РНК, в отличие от ДНК, отсутствует:
    а) аденин; б) тимин; в) гуанин.
  5. Набор хромосом в клетках дробящейся зиготы является:
    а) диплоидным; б) гаплоидным; в) триплоидным.
  6. На стадии нейрулы будущий кишечник образуется из:
    а) мезодермы; б) эктодермы; в) энтодермы.
  7. Кровь теряет способность свертываться при удалении из нее ионов:
    а) калия; б) кальция; в) хлора.
  8. Плод представляет собой истинную ягоду у:
    а) земляники; б) томата; в) рябины.
  9. Барабанная перепонка отделяет:
    а) наружное ухо от среднего; б) среднее ухо от внутреннего; в) среднее ухо от носоглотки.
  10. Многоядерными являются клетки:
    а) гладких мышц; б) костной ткани; в) поперечно-полосатых мышц.
  11. К подцарству простейших животных принадлежит возбудитель:
    а) чесотки; б) малярии; в) стригущего лишая.
  12. Ребра отсутствуют у:
    а) хрящевых рыб; б) пресмыкающихся; в) земноводных.
  13. В желудке жвачных животных пища в первую очередь попадает в:
    а) рубец; б) сычуг; в) сетку.
  14. Впервые кислород в атмосферу Земли начали выделять:
    а) водоросли; б) бактерии; в) грибы.
  15. К выводковым птицам относятся:
    а) дятел; б) голубь; в) тетерев.
  16. Папоротник размножается:
    а) семенами; б) гаплоидными спорами; в) диплоидными спорами.
  17. Сфагнум растет на болотах и:
    а) имеет ризоиды; б) имеет корни; в) не имеет ризоидов и корней.
  18. Гомологичными называются органы:
    а) сходные по внешнему виду; б) имеющие общее эмбриональное происхождение; в) выполняющие одинаковые функции.
  19. Гаплоидное поколение преобладает у:
    а) хвощей; б) плаунов; в) мхов.
  20. В коре затылочной доли находится зона:
    а) зрительная; б) слуховая; в) вкусовой чувствительности.

1997 г.

Вариант 1

  1. Дыхание.
  2. Одноклеточные животные. Общая характеристика. Зеленая эвглена.
  3. Стебель.
  4. Цепи питания. Правило экологической пирамиды.
  5. Основные положения современной клеточной теории. Особенности строения клеток растений.
  6. Какой вклад в биологию сделали ученые – профессора МГУ: И.М. Сеченов (1829–1905), А.Н. Северцов (1866–1936)?

Вариант 2

  1. Пищеварение.
  2. Одноклеточные животные. Общая характеристика. Инфузория-туфелька.
  3. Папоротник.
  4. Круговорот веществ в биосфере. Круговорот азота.
  5. Основные положения современной клеточной теории. Особенности строения клеток животных.
  6. Какой вклад в биологию сделали выдающиеся ученые – профессора МГУ: Н.К. Кольцов (1872–1940), А.И. Опарин (1894–1980)?

1998 г.

Вариант 1

  1. Лист: основные функции, внешнее и внутреннее строение. Простые и сложные листья. Видоизменения листа.
  2. Кишечнополостные. Общая характеристика. Строение и размножение. Строение и размножение полипа-гидры. Морские кишечнополостные и их значение.
  3. Нервная система. Строение и функции голоного мозга. Роль коры больших полушарий.
  4. Закон независимого наследования признаков и его цитологические основы. Статистический характер расщепления.

Вариант 2

  1. Стебель, его функции. Листовые и цветочные почки. Развитие побега. Строение стебля древесного растения.
  2. Рыбы. Приспособление к водному образу жизни. Речной окунь, его строение и размножение. Значение рыб в природе и хозяйстве.
  3. Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Образование и биологическая роль условных рефлексов. Торможение условных рефлексов.
  4. Роль человека в биосфере. Ноосфера. Сохранение природных сообществ.

1999 г.

Вариант 1

  1. Цветок. Строение цветка. Однодомные и двудомные растения. Соцветия и их биологическая роль. Опыление. Оплодотворение.
  2. Общая характеристика класса млекопитающих. Домашняя собака. Особенности строения внутренних органов. Размножение и развитие. Поведение.
  3. Строение скелета человека. Соединение костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину.
  4. Мутации и причины их возникновения. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова.

Вариант 2

  1. Голосеменные. Строение и размножение на примере сосны. Распространение и биология хвойных.
  2. Птицы. Приспособление к полету. Внешнее и внутреннее строение голубя. Происхождение птиц.
  3. Кровообращение человека: сердце, сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Пульс. Давление крови.
  4. Популяция. Колебания численности и их причины. Генетика популяций.

2000 г.

Вариант 1

  1. Характеристика однодольных растений, основные семейства и представители.
  2. Птицы. Особенности строения в связи с приспособлением к полету.
  3. Нервная система. Строение и функции спинного мозга.
  4. Биогенез. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Саморегуляция.

Вариант 2

  1. Корень. Функции корня. Строение, рост и развитие корня. Поглощение корнями минеральных веществ. Видоизменение корня.
  2. Принципиальные особенности строения ланцетника, обусловившие его положение в системе животного мира.
  3. Пищеварение. Строение органов пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
  4. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. ДНК и ее самоудвоение. Формы РНК и их функции.

Вариант 3

  1. Водоросли. Строение и размножение водорослей. Роль водорослей в природе и использование в хозяйстве.
  2. Особенности организации земноводных, связанные с обитанием в водной и наземной средах.
  3. Органы чувств. Анализаторы. Строение и функции органов слуха и равновесия.
  4. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс.

2001 г.

Вариант 1

  1. Характеристика грибов. Плесневелые грибы, дрожжи.
  2. Птицы. Характеристика класса. Особенности строения, связанные с полетом.
  3. Выделительная система человека. Строение почки.
  4. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Формы РНК и их функции.

Вариант 2

  1. Лист. Строение и функции листа. Фотосинтез.
  2. Строение скелета человека.
  3. Нервная система человека. Строение и функции головного мозга.
  4. АТФ и его функции в обмене веществ.

Вариант 3

  1. Корень. Структура и функции. Водообмен.
  2. Пищеварительная система млекопитающих.
  3. Железы внутренней секреции. Гормоны.
  4. Закон независимого наследования признаков и его цитологические основы. Статистический характер расщепления.

Вариант 4

  1. Стебель растений. Структура и функции. Видоизменения.
  2. Общая характеристика млекопитающих.
  3. Органы дыхания человека. Газообмен.
  4. Белки. Общая характеристика и функции.

2002 г.

Вариант 1

  1. Вегетативное размножение цветковых растений.
  2. Общая характеристика простейщих на примере инфузории-туфельки.
  3. Мышечная ткань человека.
  4. Нуклеиновые кислоты: строение и функции ДНК.

Вариант 2

  1. Мхи. Строение и размножение мхов на примере кукушкина льна. Сфагнум. Образование торфа.
  2. Общая характеристика рыб. Строение и жизнедеятельность на примере речного окуня. Многообразие рыб.
  3. Железы внутренней секреции человека. Понятие о гормонах.
  4. Живое вещество биосферы: его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функции.

Вариант 3

  1. Лишайники, их строение и жизнедеятельность.
  2. Общая характеристика членистоногих на примере паукообразных. Строение и особенности жизнедеятельности пауков.
  3. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов.
  4. Вирусы. Особенности их строения и жизнедеятельности.

Вариант 4

  1. Папоротникообразные: папоротники, хвощи, плауны. Строение и размножение.
  2. Общая характеристика членистоногих на примете насекомых. Строение и жизнедеятельность насекомых.
  3. Строение и функции почек человека.
  4. Основные закономерности наследственности, установленные Г. Менделем

2005 г.

Вариант 1

  1. Мхи, их строение. Размножение и цикл развития. Разнообразие и значение мхов в природе.
  2. Основные отряды млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Роль млекопитающих в природе.
  3. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца.
  4. Предмет и задачи экологии, математическое моделирование. Экологические факторы.

Вариант 2

  1. Характеристика однодольных растений, основные семейства и представители.
  2. Человеческая аскарида. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие. Разнообразие паразитических червей и меры борьбы с ними.
  3. Почки: их строение и функции. Значение выделения продуктов обмена.
  4. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. ДНК и её самоудвоение. Формы РНК и их функции.

Вариант 3

  1. Бактерии: строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
  2. Простейшие. Общая характеристика. Многообразие и значение в природе.
  3. Дыхание. Органы дыхания, их строение и функции. Регуляция дыхания.
  4. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина.

Вариант 4

  1. Корень. Функции корня. Строение, рост и развитие корня. Поглощение корнями минеральных веществ. Видоизменения корня.
  2. Членистоногие. Общая характеристика. Ракообразные: строение речного рака. Низшие ракообразные и их значение.
  3. Анализаторы. Строение и функции органов зрения.
  4. Пластический обмен. Фотосинтез. Механизм фотосинтеза: световая и темновая фазы. Значение фотосинтеза.

2006 г.

Вариант 1

  1. Бактерии: болезнетворные бактерии и борьба с ними. Цианобактерии, их роль в формировании биосферы.
  2. Ракообразные. Общая характеристика. Внешнее и внутреннее строение на примере речного рака. Многообразие ракообразных, их роль в природе.
  3. Кровь. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Свертывание крови. Лимфа.
  4. Изменчивость. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Причины мутаций.

Вариант 2

  1. Цветок. Строение цветка. Однодомные и двудомные растения. Соцветия и их биологическая роль. Опыление. Оплодотворение.
  2. Паукообразные. Общая характеристика. Внутреннее и внешнее строение. Клещи и их роль в природе.
  3. Пищеварение человека: строение и функции органов пищеварения. Регуляция работы системы пищеварения.
  4. Абиотические экологические факторы.

Вариант 3

  1. Семя. Строение семян однодольных и двудольных растений. Особенности прорастания семян фасоли и гороха. Питание и рост проростка.
  2. Насекомые. Общая характеристика. Развитие с полным и неполным превращением. Многообразие насекомых, их среда обитания.
  3. Дыхание. Органы дыхания человека: строение и функции. Регуляция дыхания.
  4. Генетическая структура популяции. Изменение генофонда популяций.

Вариант 4

  1. Характеристика грибов. Плесневые грибы: строение, питание и размножение. Роль плесневых грибов в природе и хозяйстве.
  2. Птицы. Особенности строения в связи с приспособлением к полету.
  3. Выделительная система человека. Почки, их строение и функции.
  4. Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Саморегуляция.

2007 г.

Вариант 1

  1. Корень. Функции корня. Строение, рост и развитие корня. Поглощение корнями минеральных веществ. Видоизменения корня.
  2. Членистоногие. Общая характеристика. Ракообразные: строение речного рака. Низшие ракообразные и их значение.
  3. Органы чувств. Анализаторы. Строение и функции органов слуха и равновесия.
  4. Пластический обмен. Фотосинтез. Механизм фотосинтеза: световая и темновая фазы.

Вариант 2

  1. Происхождение Царства растений. Низшие растения. Особенности строения низших растений.
  2. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса.
  3. Пищеварение в полости рта у человека. Выделение слюны. Роль ферментов в пищеварении.
  4. Обмен веществ и превращение энергии. Синтез АТФ.

Вариант 3

  1. Изменения в Царстве Растений в каменноугольный период. Особенности строения высших растений.
  2. Класс Птицы. Общая характеристика класса.
  3. Водно-солевой обмен в организме человека. Значение выделения продуктов обмена.
  4. Подготовка клетки к делению. Удвоение ДНК. Хромосомы.

Вариант 4

  1. Покрытосеменные. Характеристика двудольных растений на примере представителей семейства крестоцветных.
  2. Круглые черви. Строение и цикл развития аскариды. Меры предупреждения заражения круглыми червями.
  3. Скелет человека. Состав, строение и рост костей. Соединение костей.
  4. Мейоз и фазы его прохождения. Биологический смысл мейоза.

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2019: Станислав Козловский