Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Утверждён решением Ученого совета
факультета психологии
МГУимени М.В.Ломоносова
№3 от 25 марта 2016 г.

Требования к оформлению выпускных квалификационных работ на факультете психологии

  1. Объём текста выпускной квалификационной работы (ВКР): 50–70 страниц, плюс приложения. Объемные приложения (свыше 150 стр.) нежелательно, но возможно переплетать в качестве отдельного томом.
  2. Размер кегля: 13 кегль (тип шрифта – TimesNewRoman).
  3. Межстрочный интервал – 1,5 строки.
  4. Нумерация страниц. Все страницы кроме титульного листа должны быть пронумерованы.
  5. Оформление таблиц в тексте.
    Таблицы подписываются сверху. Подпись должна быть понятной без обращения к тексту ВКР. На таблицу должна быть обязательная ссылка в тексте, включая приложения к ВКР.
    Желательно избегать горизонтальной сетки, сплошными линиями отделайте столбцы, строки – не обязательно. Избегайте пестроты в оформлении таблицы. В таблице могут быть пустые ячейки, обозначающие несуществующие или пропущенные данные, их нужно прокомментировать в примечаниях под таблицей. Примечания могут быть общие – ко всей таблице, специфические – к столбцу, строке или отдельным клеткам, также в примечаниях приводят вероятностные оценки уровней значимости.

Пример:

Таблица 1.

Корреляционные связи факторов трудовой мотивации у учителей
средних школ г. Москвы

             
             
             
  1. Оформление рисунка в тексте.
    Подпись к рисунку делается под ним. Подписывать рисунок нужно максимально ясно и детально, чтобы подпись была понята без обращения к тесту ВКР.
    В случае дублирования данных, приведенных в тексте ВКР или таблицах, использовать рисунок не рекомендуется. В целом рисунок – это лучшая форма представления данных для придания им наглядности.
    Как правило, используют несколько типов рисунков:

    а. Графики представляют: числовую информацию в 2-х (x, y) или 3-х (x, y, z) мерном пространстве; конкретные числовые данные по сериям, группам, условиям эксперимента; функциональные зависимости; динамику исследуемого процесса; состав выборки.
    б. Диаграммы дают неколичественную информацию о: структуре эксперимента, пробы; временной динамике стимулов в пробе; структуре модели.
    в. Карты дают пространственное распределение информации: амплитуд ЭЭГ по скальпу; число фиксаций взора на изображении; активность мозговых структур при фМРТ.
    г. Авторские рисунки в виде картинки отображают: схематическое изображение изучаемого процесса; план лабораторной установки или помещения; содержание сна; рисунки испытуемых.
    д. Фотографии презентируют конкретный объект: фотографии предъявляемых стимулов, экспериментальной установки.

    Стандарты для хорошего рисунка:
  • Поясняет, углубляет, а не дублирует текст.
  • Отображает только важные факты.
  • Не включает отвлекающие детали.
  • Легко воспринимается, т.к. все его элементы (тип, линии, символы, метки) легко считываются, не перегружают рисунок.
  • Его содержание легко понимается.
  • По стилю схож с другими рисунками, соответствует стилю ВКР.
  • Тщательно продуман и подготовлен.
  • Линии гладкие и четкие.
  • Шрифт простой и стандартный.
  • Даны единицы измерения.
  • Оси четко размечены.
  • Все элементы внутри рисунка (линии, столбики, метки) отдельно помечены или им даны пояснения.
  • Число линий, столбиков на графике и их меток должно быть ограничено 100% различимостью.
  • На фотографии должны быть видны все детали.

При подготовке рисунка следует:

  • Избегать жирный шрифт – он плохо читается.
  • Размер букв – не менее 10 и не более 14.
  • Оценить вес каждого элемента рисунка сравнительно с другими: размер числовых меток, толщину линий: важное – крупнее, толще, линии на графиках д.б. толще, чем текстовые метки на осях, а они – толще, чем оси и маркеры на них.
  • Ограничить число штриховок и заливок, не более 3-х.
  • Лучше использовать стандартные установки программного обеспечения, а не заниматься «самодеятельностью».

Для психофизиологических работ нужно следовать установившимся правилам представления данных: калибровка, наложение нескольких потенциалов друг на друга, срезы fMRI и т.д. Для других исследований, например, хронометрических или психогенетических, также следует придерживаться принятых в профессиональной среде стандартов графического представления информации.

При оценке рисунка в целом следует иметь в виду:

  • Нужен ли рисунок вообще?
  • Насколько рисунок прост, ясен, свободен от излишних деталей?
  • Содержит ли подпись к рисунку его содержание? Насколько полно?
  • Все ли элементы рисунка точно и ясно обозначены?
  • Обозначены ли масштаб, направление осей?
  • Все ли на рисунке представлено в одной и той же шкале, масштабе?
  • Все ли рисунки правильно пронумерованы?
  • На все ли рисунки даны ссылки в тексте?
  • Есть ли разрешение или хотя бы ссылки на использование чужих рисунков?
  • Все ли изменения на чужих рисунках явно указаны?

Пример:






Рисунок, гистограмма, диаграмма и т.п.








Рисунок 1. Показатели удовлетворенности работой психотерапевтами

  1. Нумерация рисунков сквозная.
  2. Нумерация таблиц сквозная.
  3. Представление чисел в тексте ВКР:
    а. Меньше четырех чисел приводятся в самом предложении.
    б. От 4 до 20 чисел: как правило, это таблица.
    в. Более 20 чисел: думаем о преимуществах рисунка перед таблицей.
  4. Общее правило представления в тексте числовых значений: использовать числа для обозначения чисел >= 10, и использовать слова, если значение меньше 10.
  5. Поля: 3 см – левое (для переплета), 2 см – правое, 2 см – верхнее, 1 см – нижнее.
  6. Текст ВКР должен быть структурирован на: разделы (если есть), главы, параграфы, подпараграфы и др. уровни рубрикации. Как правило, каждый раздел включает не более 5 уровней рубрик. Полужирным шрифтом выделяются заголовки разделов, глав, параграфов и подпараграфов.

Пример:

Методика

Испытуемые
Оборудование и стимуляция
Регистрация ЭЭГ
Процедура исследования
        Инструкции
        Структура интервью
                Эмоциональные переживания
                Реальность виртуальной сцены

  1. Каждая часть текста ВКР имеет своё «авторское» название. Например: Глава II. Анализ современных подходов к … или Глава II. Теоретические подходы к исследованию … или Глава III. Теоретико-методологические подходы к …
    Не допускаются такие названия глав: «Теоретическая часть», «Обзорная часть», «Экспериментальная часть».
  2. Оформление ссылки на научный источник. Пример: текст (Соколова, 2014).
  3. Оформление цитаты. Пример: «цитата» (Соколова, 2014, с. 135).
  4. Если несколько разных авторов имеют одну и ту же фамилию, то приводятся их инициалы.
  5. Оформление списка литературы.
    Сначала в списке литературы в алфавитном порядке перечисляются источники на русском языке, потом – на иностранном.

А) книга одного автора.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.

Б) книга двух-трех авторов.

Бычкова С.М. Планирование в аудите. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 263 с.
Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет: учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2001. – 550 с.

В) Книги более трех авторов указываются под заглавием (названием) книги. После названия книги, за косой чертой пишутся фамилии первых трех авторов и вместо следующих фамилий слово – [и др.].

Основы теории коммуникации: учебник / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.] / под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.

Г) Книги, в которых не указан автор, описываются под заглавием (названием) издания. За косой чертой пишется фамилия редактора, составителя или другого ответственного лица.

Д) При описании многотомников указывается: а) фамилии и инициалы авторов; б) заглавие; в) место издания; г) издательство; д) год издания; е) количество томов.

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Изд-во Академии педагогич. наук РСФСР, 1963, 1970. – В 2-х т.

Е) При описании отдельного тома из многотомного издания: а) фамилии и инициалы авторов; б) заглавие; в) общее количество томов; г) место издания; д) издательство; е) год издания; ж) том и его номер; з) общее количество страниц.

Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы // А.Р. Лурия: в 2-х т. М.: Изд-во Академии педагогич. наук РСФСР, 1963. – Т. 1. – 480 с.

Ж) При описании произведения из собрания сочинений: а) фамилии и инициалы авторов; б) заглавие произведения; в) после знака «//» дается описание книги.

Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии // Л.С. Выготский: Собр. соч. в 6-ти т. – М.: Изд-во «Педагогика», 1982. – Т. 1. – С. 483–485.

З) При описании статей из сборников и коллективных монографий: а) фамилии и инициалы авторов; б) заглавие статьи; в) название и характеристика сборника или монографии.

Асмолов А.Г. Мир А.Р.Лурия и культурно-историческая психология // 1-ая Международная конференция памяти А.Р. Лурия: сборник докладов / под. ред. Е.Д.Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: РПО, 1998. – С. 5–7.

И) При описании статей из журналов: а) фамилии и инициалы авторов б) заглавие статьи; в) после знака «//» полное заглавие журнала; г) год издания; д) номер выпуска и (или) тома; е) номера первой и последней страниц статьи. Например:

Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии. – 2002. – № 4. – С. 111–119.
Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. – 2001. – №11. – С. 64–79.

К) Ссылка на диссертацию или автореферат:

Иванов А.А. Название работы: автореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 2005.
Сидоров Б.Б. Название работы: дис.... канд. психол. наук. Тверь, 2005.

Обязательно приводить ссылки на дипломы, курсовые и др. рукописные источники.

Л) Электронные ресурсы:

1. Ссылки с doi (Digital Object Identifier):

D'Addato A.V. Secular trends in twinning rates // Journal of Biosocial Science. 2007. Vol. 39(1). P. 147–151. doi:10.1017/s0021932006001337

2. Ссылки без doi:

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по2-му печ. изд. 1880–1882 гг. М.: ACT и др.: 1998. 1электрон. опт. диск (CD-ROM).
Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе [Электронный ресурс]// Мир лингвистики и коммуникации: электрон. научн. журн. 2006. №4. URL: http://www.tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1.htm (дата обращения: 15.12.2007).

При ссылке на интернет-ресурсы следует указывать дату обращения к цитируемому ресурсу.

Используемые сокращения в списке литературы:

Русскоязычные ссылки

References

И др. Et al.
№ = N(без точки)
Том = Т. Volum = Vol. (с точкой)
Выпуск = Вып. Issue = Issue
Стр. = С. Page = P. (с точкой)
Редактор(ры) = ред. Editor(s) = Ed./Eds.
В 3 томах (и т.п.) = в 3 т. In 3 vols.
Издание = Изд. Edition = Ed.
Перевод = пер. Translation = Transl.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2018: Станислав Козловский