Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Кафедра возрастной психологии

Телефон: 629-57-52
E-mail: kvp@psy.msu.ru
Заведующий: профессор Карабанова Ольга Александровна


История кафедры

Кафедра возрастной психологии была создана на факультете психологии МГУ в 1970 г. заслуженным деятелем науки РСФСР проф. П.Я. Гальпериным. Первоначально называлась кафедра детской и генетической психологии, и потом была переименована в кафедру возрастной психологии. С 1971 по 1983 г. кафедру возглавлял проф. П.Я. Гальперин, с 1983 по 1989 г. – проф. С.Н. Карпова, с 1989 по 2012 г – проф. А.И. Подольский. С 2012 г. заведующим кафедрой является проф. О.А. Карабанова.

Сотрудники кафедры

В настоящее время на кафедре возрастной психологии работают 3 профессора, 9 доцентов, 2 психолога.

Профессора:

Доценты:

Психологи 2 категории:

С 1978 по 2016 г. на кафедре работал к. психол. н., доцент А.Г. Лидерс. На протяжении ряда лет на кафедре возрастной психологии преподавали член-корреспондент АПН СССР проф. Д.Б. Эльконин, директор Института дошкольного воспитания академик АПН СССР проф. А.В. Запорожец, зав. кафедрой возрастной психологии МГППУ проф. Л.Ф. Обухова.

Научная работа

Задачами научно-исследовательской работы кафедры с ее основания стало изучение закономерностей и основных стадий онтогенетического и функционального развития психики, выявление условий и механизмов личностного, познавательного, морального, эмоционального развития человека на различных возрастных стадиях. Теоретико-методологическую основу исследований составили концепция психического развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, реализующая культурно-деятельностный подход к пониманию человеческого развития, и теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я. Гальпериным.

Сегодня исследовательская работа кафедры охватывает две сферы – закономерности онтогенетического развития и психологические возрастные особенности человека и становление, развитие и функционирование семьи как целостной системы. В фокусе научных исследований кафедры общие и специальные закономерности возрастного и функционального развития познавательных процессов, творчества, развития личности, включая ценностно-смысловую сферу, самосознание, Я-концепцию и идентичность, профессиональное самоопределение, развитие общения, привязанности и социального интеллекта, моральное развитие. Особый интерес представляет изучение индивидуальных вариантов развития в онтогенезе, факторов риска и жизнестойкости. С учетом роли семьи в развитии личности на кафедре развернуто исследование семьи, родительства, детско-родительских отношений. Более широким стал диапазон исследований возрастных особенностей человека – от новорожденности до старости. Сегодня, сохраняя и развивая традиции культурно-деятельностного подхода, сотрудники кафедры активно интегрируют достижения зарубежной психологии в решении исследовательских, прикладных и практических задач.

Основные направления научно-практической работы кафедры включают психологическое консультирование по проблемам психического развития и воспитания детей и подростков и семейное консультирование по проблемам супружеских и детско-родительских отношений, преодоления семейных кризисов. Сотрудники кафедры возрастной психологии принимали активное участие в разработке ФГОС общего и дошкольного образования, в том числе в разработке Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Существенным вкладом в создание безопасной информационной среды развития современных детей и подростков стала концепция информационной безопасности детей и подростков, в разработке которой активное участие приняли сотрудники кафедры.

Учебные курсы

Учебные курсы кафедры возрастной психологии, можно объединить в три блока Первый: системно-ориентирующий («Психология развития и возрастная психология», «Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина», «Личностное и профессиональное самоопределение человека» и др.). Второй блок: теоретический («Психология семейных отношений», «Психология зрелых возрастов», «Роль общения в психическом развитии в онтогенезе», «Психология развития и обучения одаренных детей» и др.). Третий блок: практико-ориентированный («Возрастно-психологическое консультирование», «Семейное консультирование», «Методы психологического обследования ребенка», «Психологическая служба в школе», «Диагностика и коррекция детско-родительских отношений» и др.).

Кафедра возрастной психологии обучает специалистов по следующим направлениям. Специалисты по «Психологии развития и обучения» (специальность «Психология служебной деятельности») получают подготовку по исследовательской и практической работе в сфере личностного и умственного развития человека в детском, подростковом, юношеском возрасте и зрелости, в период старения и старости; психологических аспектов процессов обучения и воспитания на различных стадиях онтогенеза.

В рамках специализации «Психологическая помощь семье» (специальность «Педагогика и психология девиантного поведения») выпускники кафедры обучаются психологическому консультированию по вопросам брака и супружеских отношений, психологической помощи семье в кризисных ситуациях (развод и др.) детско-родительских отношений, воспитания и развития детей и подростков.

Магистерская программа «Семейная психология и семейное консультирование» готовит специалистов к решению задач психологического индивидуального и группового консультирования по вопросам семьи, супружеских, детско-родительских отношений, психологического сопровождения беременности и родов, становления родительства; проблемам детства, консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков в том числе детей «группы риска» и одаренных детей на основе методологии возрастно-психологического и системного семейного подхода.

Магистерская программа «Психология развития» реализуется в Бакинском филиале МГУ имени М.В.Ломоносова и направлена на подготовку к изучению закономерностей развития и обучения личности с учетом возрастных, социо-культурных и индивидуально-психологических особенностей, к решению задач диагностики профилактики и коррекции личностного и умственного развития детей и подростков, психологического консультирования по проблемам развития и воспитания детей.

Магистерская программа «Социальная психология развития» реализуется совместно с кафедрой социальной психологии и готовит специалистов к исследованию и решению практических задач сопровождения развития личности, групп и организаций в культурно-историческом социальном контексте в различных видах деятельности.

Публикации

Основные публикации сотрудников кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Полный список публикаций см. в системе Истина.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский