Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Кафедра психологии личности

Заведующий — академик РАО, профессор Асмолов Александр Григорьевич

Телефон: (495) 629-59-13
E-mail: kpsl@yandex.ru

История кафедры

Кафедра была основана в 1998 году.

Ядром кафедры психологии личности стали профессора, программа жизни которых складывалась, в первую очередь, в диалогах и проектах с Алексеем Николаевичем Леонтьевым, Александром Романовичем Лурия, Блюмой Вульфовной Зейгарник, Владимиром Петровичем Зинченко и Алексеем Алексеевичем Леонтьевым.

Организатор кафедры: доктор психологических наук, профессор, заслуженный профессор МГУ, академик РАО Александр Григорьевич Асмолов — ученик А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия.

Миссия кафедры

Миссия кафедры: мастерская научных исследований и психотехнических практик психологии изменяющейся личности в изменяющемся мире, способствующих пониманию закономерности развития личности в эволюции природы и общества, и ее становления как неповторимой индивидуальности в процессе жизненного пути, повышению достоинства человека в современном мире.

Сотрудники

В настоящее время на кафедре работают:

Подробная информация о сотрудниках кафедры психологии личности доступна в системе «Истина».

Наука

Научные направления:

  • историко-эволюционный подход к пониманию развития человека в природе, обществе и жизненном пути, раскрываемый формулой «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»;
  • психология становления и развития личности в процессе жизненного пути (персоногенез);
  • психология личностного потенциала человека, становления возможностей его развития в условиях неопределенности, сложности и разнообразия;
  • экзистенциальная и феноменологическая психология личности;
  • психосоциология обыденного сознания;
  • дифференциальная психология личности;
  • дифференциальная психология решения сенсорных и перцептивных задач; когнитивная психология активности;
  • психология мотивации поведения человека, порождения его действий и поступков;
  • культурно-историческая психология волевых действий;
  • психология и культурная антропология межкультурной коммуникации, социализация личности в условиях межэтнической напряженности; психология толерантности;
  • психология мотивации альтруистического поведения;
  • психология насилия и агрессии в обыденной жизни;
  • психология поведения человека в условиях антропологических рисков;
  • культурно-историческая психология совладания и защиты в трудных жизненных ситуациях; психология выстраивания перспектив в условиях кризиса;
  • культурно-историческая психология экспрессивного поведения;
  • психология переговоров и разрешения конфликтов;
  • практическая психология цифровой социализации личности в сетевом пространстве; психология информационной безопасности;
  • практическая психология социализации и персонализации в условиях общего и профессионального образования.

Научные темы кафедры психологии личности в рамках научно-исследовательских работ МГУ имени М.В. Ломоносова:

  • «Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания» (руководитель Асмолов А.Г. с 2015 г.);
  • «Историко-эволюционный анализ психологии современности в условиях неопределенности, сложности и разнообразия» (руководитель Солдатова Г.У. до 2020 г.);
  • «Психология цифровой трансформации личности и общества» (руководитель Солдатова Г.У., с 2021 г.).

Вехи в развитии кафедры психологии личности (с 1998 г. по настоящее время):

  • защиты докторских диссертаций Д.А. Леонтьева «Психология смысла» (1999 г.), Е.Л. Доценко «Семантический подход к межличностному общению» (2000 г.), Г.У. Солдатовой «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности» (2001 г.), А.Н. Гусева «Дифференциальная психофизика сенсорных задач» (2002 г.), Ф.Е. Василюка «Понимающая психотерапия как психотехническая система» (2007 г.), Т.А. Нестика «Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени» (2015 г.); М.В. Фаликман «Структура и динамика зрительного внимания при решении перцептивных задач: конструктивно-деятельностный подход» (2016 г.);
  • защиты кандидатских диссертаций М.С. Гусельцевой «Методологические предпосылки развития культурно-исторической психологии» (2003 г.); Ю.Г. Овчинниковой «Роль конструктивного кризиса идентичности в развитии личности» (2004 г.); А.И. Чекалиной «Когнитивно-стилевые особенности решения сенсорных задач» (2008 г.); О.С. Шалиной «Символическое опосредствование переживаний личности в критических ситуациях» (2010 г.); Е.Ю. Патяевой «Культурно-исторический анализ развития мотивации личности» (2010 г.); А.С. Евдокименко «Диагностика мотивационного профиля личности в переговорной ситуации» (2010 г.); О.А. Арбековой «Влияние установок на формирование зрительного образа в условиях инверсии» (2016 г.); А.В. Монроз «Особенности волевой регуляции в разных видах жизнедеятельности личности» (2016 г.); Е.Н. Львовой «Личностное опосредствование выбора стратегий совладания в ситуации неопределенности» (2017 г.); Н.Н. Волковой «Когнитивно-стилевая регуляция решения сенсорных задач» (2018 г.);
  • разработка и внедрение системы «Практическая психология образования», ориентированной на поддержку индивидуальности (1997 г. - по настоящее время);
  • проектирование программ психологической безопасности детей, подростков и молодежи в цифровом пространстве (2000 г. - по настоящее время.);
  • разработка и руководство Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.);
  • разработка первой в стране инновационной программы «Психология переговоров» (2009 г.);
  • разработка и внедрение совместно с кафедрой возрастной психологии МГУ федеральных государственных стандартов дошкольного и школьного образования на основе методологии системно-деятельностного подхода и концепции универсальных учебных действий (2009 - 2021гг.);
  • организация серии международных конференций междисциплинарной направленности «Свободный стих и свободный танец: движение воплощенного смысла» (2010 г.), «Живое слово: логос - голос - движение - жест» (2012 г.), «Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика" (2014 г.);
  • организация и проведение Международного конгресса «Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам», посвященного 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева (май 2016 г.);
  • создание программы и организация совместно с ведущими психологическими центрами России Международного сетевого конгресса «Разум в обществе: культурно-деятельностный поворот. К 120-летию Л.С. Выготского» (ноябрь 2016 г.);
  • реализация совместно с кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ научно-исследовательского проекта «Историко-эволюционный синтез развития сложных систем как методология социального конструирования вариативного образования» (2016-2018 гг.);
  • разработка проекта «Развитие личностного потенциала» в системе школьного образования (2017 г. – по настоящее время);
  • организация совместно с Институтом Психологии Академии наук международной конференции «The 32th Annual Meeting of the International Society for Psychophysics Fechner Day 2018» (2018 г.);
  • создание лаборатории цифровой социализации в рамках проекта РНФ «Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ» (2018 г.);
  • реализация междисциплинарного проекта «Личность в эпоху перемен» и проведение конференции в честь 20-летия кафедры «Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен» (декабрь 2018 г.);
  • разработка проекта «Школа антропологии будущего» совместно с РАНХиГС (2019 г. - по настоящее время). Ссылка на сайт: HomoFuturis.ru;
  • разработка проекта «Научное наследие А.А. Леонтьева»: издание монографии А.А. Леонтьева «Методологические основы психологии» (2019г.);
  • реализация проекта «Лидеры 21 века: кто они?» по гранту Фонду Потанина (2019 г. – по настоящее время);
  • организация совместно с «Психологической газетой» 14-го Саммита психологов «Страхи и надежды человечества. Психология спасет мир?» (май-июнь 2020 г.);
  • проведения кросскультурного мониторинга «Образы инфодемии и пандемии» в условиях антропологических рисков (2020 - 2021гг.);
  • разработка проекта «Ректорий»: формирование личностного потенциала команд развития университетов совместно со СберУниверситет (2020 г. - по настоящее время);
  • проведение ежегодной научно-практической конференции, посвященной вопросам влияния цифровых трансформаций на детей и подростков; Пятая ежегодная научно-практическая конференция «Поколение цифровой социализации: взламывая стереотипы» (февраль 2021 г.);
  • направления: «Психология личности: вызовы сложности, неопределенности и разнообразия»; «Когнитивная психология (совместно с кафедрой общей психологии); «Психология переговоров и разрешение конфликтов» ежегодно, организованные кафедрой психологии личности в рамках Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов».

Образование

Базовые курсы, читаемые сотрудниками кафедры: «Психология личности» и «Методологические основы психологии» (А.Г. Асмолов), «Психология ощущения и восприятия» (А.Н. Гусев), «Информационные технологии в психологии» (А.Н. Гусев, совместно с Л.Н. Бабаниным и др.), «Мотивация и эмоции» (Д.А. Леонтьев), «Теории личности в психологии» (Д.А. Леонтьев)

Межфакультетские курсы: «Основы психологии» (В.А. Иванников).

Специализация «Психология личности и дифференциальная психология» открыта в 2016 г., сохраняя преемственность специализации «Психология личности» (открыта в 1998 г.).

Миссия – поиск ответов на вызовы неопределенности, сложности и разнообразия в эволюции сложных целеустремленных систем.

Профессорско-преподавательский состав специализации представлен 15 профессорами, 9 доцентами и 8 ведущими и старшими научными сотрудниками 9 кафедр факультета, которые разработали оригинальные программы дисциплин с учетом современных трендов и запросов практики.

Курсы, читаемые сотрудниками кафедры: «Методология историко-эволюционного развития сложных систем» (А.Г. Асмолов), «Психология воли» (В.А. Иванников), «Эмпирические методы в психологии» (А.Н. Гусев), «Психология искусства» (В.С. Собкин), «Психология индивидуальных различий» (В.Я. Романов), «Психология межкультурных коммуниаций» (Г.У. Солдатова); «Психология альтруизма», «Психология воздействия» (Е.Е. Насиновская), «Феноменологический метод в психологии личности», «Дифференциальная психология развития личности» (С.В. Кривцова), (С.В. Кривцова), «Психология жизненного творчества», «Историческая психология личности» (Е.Ю. Патяева), «Психология совладания» (Е.И. Шлягина), «Психология времени» (Т.А. Нестик) и др.

Специализация «Психология переговоров и разрешения конфликтов» и магистратура «Психология переговоров» открыты с 2007 года.

Миссия – формирование ценности профессии переговорщика как мастера накопления стратегий согласия в современном изменяющемся обществе. Междисциплинарная специализация в сотрудничестве 6 кафедр факультета. Команда мастеров – теоретики и практики: 14 профессоров, 16 доцентов и преподавателей, 11 старших и ведущих сотрудников.

Образовательно-просветительские проекты: Мастерская «Искусство переговоров: опыт профессионалов» — площадка для регулярных встреч студентов с лидерами в сфере переговоров для помощи в овладении этим трудным ремеслом в широком круге конфликтных ситуаций и приобретении уникальных профессиональных связей с успешными практиками вне факультета.

Курсы, читаемые сотрудниками кафедры: «Теория и практика переговоров» (Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик), «Психология межэтнической напряженности» (Г.У. Солдатова) «Психология межкультурных коммуникаций» (Г.У. Солдатова, С.В. Чигарькова), «Социальная антропология и психология организационной культуры» (Т.А. Нестик), «Психология совладания» (Е.И. Шлягина), «Психология агрессии» (С.Н. Ениколопов), «Экспрессивное поведение личности в переговорах» (А.М. Айламазьян), «Психология разрешения внутриличностных конфликтов» (С.В. Кривцова) и др.

Координаторы и организаторы образовательного процесса специализаций, в том числе различных видов практик: С.В. Чигарькова, Е.Е. Насиновская, М.В. Ветлинская, М.Е.М. Зиновьева.

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2021: Станислав Козловский