Кафедра психологии личности
Заведующий — академик
РАО, профессор Асмолов
Александр Григорьевич
Телефон: (495) 629-59-13
E-mail: kpsl@yandex.ru
История кафедры
Кафедра была основана в 1998 году.
Ядром кафедры психологии личности стали
профессора, программа жизни которых
складывалась, в первую очередь, в диалогах и
проектах с Алексеем
Николаевичем Леонтьевым, Александром
Романовичем Лурия, Блюмой Вульфовной
Зейгарник, Владимиром
Петровичем Зинченко и Алексеем
Алексеевичем Леонтьевым.
Организатор кафедры: доктор психологических
наук, профессор, заслуженный профессор МГУ,
академик РАО Александр
Григорьевич Асмолов — ученик А.Н. Леонтьева и
А.Р. Лурия.
Миссия кафедры
Миссия кафедры: мастерская научных
исследований и психотехнических практик
психологии изменяющейся личности в изменяющемся
мире, способствующих пониманию закономерности
развития личности в эволюции природы и общества,
и ее становления как неповторимой
индивидуальности в процессе жизненного пути,
повышению достоинства человека в современном
мире.
Сотрудники
В настоящее время на кафедре работают:
- Асмолов Александр
Григорьевич – заведующей кафедрой,
профессор, заслуженный профессор МГУ, доктор
психологических наук, академик РАО
- Иванников
Вячеслав Андреевич – профессор, доктор
психологических наук, заслуженный профессор МГУ,
академик РАО
- Солдатова Галина
Владимировна – заместитель заведующего
кафедрой по учебной работе, руководитель
специализации «Психология
переговоров и разрешения конфликтов»,
профессор, доктор психологических наук,
член-корреспондент РАО
- Гусев Алексей
Николаевич – профессор, доктор
психологических наук
- Леонтьев
Дмитрий Алексеевич – профессор, доктор
психологических наук
- Собкин Владимир
Самуилович – профессор, доктор
психологических наук, академик РАО
- Кривцова
Светлана Васильевна – доцент, кандидат
психологических наук
- Насиновская
Елена Евгеньевна – доцент, кандидат
психологических наук, заслуженный преподаватель
МГУ, координатор специализации «Психология
личности и дифференциальная психология»
- Романов Валерий
Яковлевич – ведущий научный сотрудник,
кандидат психологических наук
- Шлягина Елена
Ивановна – ведущий научный сотрудник,
кандидат психологических наук, заслуженный
научный сотрудник МГУ
- Ениколопов
Сергей Николаевич – ведущий научный
сотрудник, кандидат психологических наук
- Нестик Тимофей
Александрович – ведущий научный
сотрудник, доктор психологических наук
- Айламазьян Аида
Меликовна – старший научный сотруд.,
кандидат психологических наук
- Патяева
Екатерина Юрьевна – старший
преподаватель, кандидат психологических наук
- Львова Елена
Николаевна – научный сотрудник, кандидат
психологических наук
- Чигарькова
Светлана Вячеславовна – младший научный
сотрудник, координатор специализации «Психология
переговоров и разрешения конфликтов»
- Звягинцева Марина Игоревна – психолог
- Ветлинская Мария Викторовна – инженер
- Зиновьева Мария Елизавета Максимовна
– лаборант
Подробная информация о сотрудниках кафедры
психологии личности доступна в системе
«Истина».
Наука
Научные направления:
- историко-эволюционный подход к пониманию
развития человека в природе, обществе и
жизненном пути, раскрываемый формулой
«Индивидом рождаются. Личностью становятся.
Индивидуальность отстаивают»;
- психология становления и развития личности в
процессе жизненного пути (персоногенез);
- психология личностного потенциала человека,
становления возможностей его развития в
условиях неопределенности, сложности и
разнообразия;
- экзистенциальная и феноменологическая
психология личности;
- психосоциология обыденного сознания;
- дифференциальная психология личности;
- дифференциальная психология решения сенсорных
и перцептивных задач; когнитивная психология
активности;
- психология мотивации поведения человека,
порождения его действий и поступков;
- культурно-историческая психология волевых
действий;
- психология и культурная антропология
межкультурной коммуникации, социализация
личности в условиях межэтнической
напряженности; психология толерантности;
- психология мотивации альтруистического
поведения;
- психология насилия и агрессии в обыденной
жизни;
- психология поведения человека в условиях
антропологических рисков;
- культурно-историческая психология совладания и
защиты в трудных жизненных ситуациях; психология
выстраивания перспектив в условиях кризиса;
- культурно-историческая психология
экспрессивного поведения;
- психология переговоров и разрешения
конфликтов;
- практическая психология цифровой социализации
личности в сетевом пространстве; психология
информационной безопасности;
- практическая психология социализации и
персонализации в условиях общего и
профессионального образования.
Научные темы кафедры психологии личности в
рамках научно-исследовательских работ МГУ имени
М.В. Ломоносова:
- «Культурно-историческая психология личности
как междисциплинарная парадигма
человекознания» (руководитель Асмолов А.Г. с 2015
г.);
- «Историко-эволюционный анализ психологии
современности в условиях неопределенности,
сложности и разнообразия» (руководитель
Солдатова Г.У. до 2020 г.);
- «Психология цифровой трансформации личности и
общества» (руководитель Солдатова Г.У., с 2021 г.).
Вехи в развитии кафедры психологии
личности (с 1998 г. по настоящее время):
- защиты докторских диссертаций Д.А. Леонтьева
«Психология смысла» (1999 г.), Е.Л. Доценко
«Семантический подход к межличностному общению»
(2000 г.), Г.У. Солдатовой «Психология межэтнической
напряженности в ситуации социальной
нестабильности» (2001 г.), А.Н. Гусева
«Дифференциальная психофизика сенсорных задач»
(2002 г.), Ф.Е. Василюка «Понимающая психотерапия как
психотехническая система» (2007 г.), Т.А. Нестика
«Социально-психологическая детерминация
группового отношения к времени» (2015 г.); М.В.
Фаликман «Структура и динамика зрительного
внимания при решении перцептивных задач:
конструктивно-деятельностный подход» (2016 г.);
- защиты кандидатских диссертаций М.С.
Гусельцевой «Методологические предпосылки
развития культурно-исторической психологии» (2003
г.); Ю.Г. Овчинниковой «Роль конструктивного
кризиса идентичности в развитии личности» (2004 г.);
А.И. Чекалиной «Когнитивно-стилевые особенности
решения сенсорных задач» (2008 г.); О.С. Шалиной
«Символическое опосредствование переживаний
личности в критических ситуациях» (2010 г.); Е.Ю.
Патяевой «Культурно-исторический анализ
развития мотивации личности» (2010 г.); А.С.
Евдокименко «Диагностика мотивационного
профиля личности в переговорной ситуации» (2010 г.);
О.А. Арбековой «Влияние установок на
формирование зрительного образа в условиях
инверсии» (2016 г.); А.В. Монроз «Особенности волевой
регуляции в разных видах жизнедеятельности
личности» (2016 г.); Е.Н. Львовой «Личностное
опосредствование выбора стратегий совладания в
ситуации неопределенности» (2017 г.); Н.Н. Волковой
«Когнитивно-стилевая регуляция решения
сенсорных задач» (2018 г.);
- разработка и внедрение системы «Практическая
психология образования», ориентированной на
поддержку индивидуальности (1997 г. - по настоящее
время);
- проектирование программ психологической
безопасности детей, подростков и молодежи в
цифровом пространстве (2000 г. - по настоящее
время.);
- разработка и руководство Федеральной целевой
программы «Формирование установок толерантного
сознания и профилактика экстремизма в
российском обществе» (2001-2005 гг.);
- разработка первой в стране инновационной
программы «Психология переговоров» (2009 г.);
- разработка и внедрение совместно с кафедрой
возрастной психологии МГУ федеральных
государственных стандартов дошкольного и
школьного образования на основе методологии
системно-деятельностного подхода и концепции
универсальных учебных действий (2009 - 2021гг.);
- организация серии международных конференций
междисциплинарной направленности «Свободный
стих и свободный танец: движение воплощенного
смысла» (2010 г.), «Живое слово: логос - голос -
движение - жест» (2012 г.), «Музыкальное движение:
педагогика, психология, художественная
практика" (2014 г.);
- организация и проведение Международного
конгресса «Деятельный ум: от гуманитарной
методологии к гуманитарным практикам»,
посвященного 80-летию со дня рождения А.А.
Леонтьева (май 2016 г.);
- создание программы и организация совместно с
ведущими психологическими центрами России
Международного сетевого конгресса «Разум в
обществе: культурно-деятельностный поворот. К
120-летию Л.С. Выготского» (ноябрь 2016 г.);
- реализация совместно с кафедрой
психофизиологии факультета психологии МГУ
научно-исследовательского проекта
«Историко-эволюционный синтез развития сложных
систем как методология социального
конструирования вариативного образования»
(2016-2018 гг.);
- разработка проекта «Развитие личностного
потенциала» в системе школьного образования (2017
г. – по настоящее время);
- организация совместно с Институтом Психологии
Академии наук международной конференции «The 32th
Annual Meeting of the International Society for Psychophysics Fechner Day 2018» (2018
г.);
- создание лаборатории цифровой социализации в
рамках проекта РНФ «Цифровая социализация в
культурно-исторической перспективе:
внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ»
(2018 г.);
- реализация междисциплинарного проекта
«Личность в эпоху перемен» и проведение
конференции в честь 20-летия кафедры «Mobilis in mobili:
личность в эпоху перемен» (декабрь 2018 г.);
- разработка проекта «Школа антропологии
будущего» совместно с РАНХиГС (2019 г. - по
настоящее время). Ссылка на сайт: HomoFuturis.ru;
- разработка проекта «Научное наследие А.А.
Леонтьева»: издание монографии А.А. Леонтьева
«Методологические основы психологии» (2019г.);
- реализация проекта «Лидеры 21 века: кто они?» по
гранту Фонду Потанина (2019 г. – по настоящее
время);
- организация совместно с «Психологической
газетой» 14-го Саммита психологов «Страхи и
надежды человечества. Психология спасет мир?»
(май-июнь 2020 г.);
- проведения кросскультурного мониторинга
«Образы инфодемии и пандемии» в условиях
антропологических рисков (2020 - 2021гг.);
- разработка проекта «Ректорий»: формирование
личностного потенциала команд развития
университетов совместно со СберУниверситет (2020
г. - по настоящее время);
- проведение ежегодной научно-практической
конференции, посвященной вопросам влияния
цифровых трансформаций на детей и подростков;
Пятая ежегодная научно-практическая конференция
«Поколение цифровой социализации: взламывая
стереотипы» (февраль 2021 г.);
- направления: «Психология личности: вызовы
сложности, неопределенности и разнообразия»;
«Когнитивная психология (совместно с кафедрой
общей психологии); «Психология переговоров и
разрешение конфликтов» ежегодно, организованные
кафедрой психологии личности в рамках
Международной научной конференции студентов,
аспирантов и молодых ученых «Ломоносов».
Образование
Базовые курсы, читаемые сотрудниками
кафедры: «Психология личности» и
«Методологические основы психологии» (А.Г.
Асмолов), «Психология ощущения и восприятия» (А.Н.
Гусев), «Информационные технологии в психологии»
(А.Н. Гусев, совместно с Л.Н. Бабаниным и др.),
«Мотивация и эмоции» (Д.А. Леонтьев), «Теории
личности в психологии» (Д.А. Леонтьев)
Межфакультетские курсы: «Основы
психологии» (В.А. Иванников).
Специализация «Психология
личности и дифференциальная психология»
открыта в 2016 г., сохраняя преемственность
специализации «Психология личности» (открыта в
1998 г.).
Миссия – поиск ответов на вызовы
неопределенности, сложности и разнообразия в
эволюции сложных целеустремленных систем.
Профессорско-преподавательский состав
специализации представлен 15 профессорами, 9
доцентами и 8 ведущими и старшими научными
сотрудниками 9 кафедр факультета, которые
разработали оригинальные программы дисциплин с
учетом современных трендов и запросов практики.
Курсы, читаемые сотрудниками кафедры:
«Методология историко-эволюционного развития
сложных систем» (А.Г. Асмолов), «Психология воли»
(В.А. Иванников), «Эмпирические методы в
психологии» (А.Н. Гусев), «Психология искусства»
(В.С. Собкин), «Психология индивидуальных
различий» (В.Я. Романов), «Психология
межкультурных коммуниаций» (Г.У. Солдатова);
«Психология альтруизма», «Психология
воздействия» (Е.Е. Насиновская),
«Феноменологический метод в психологии
личности», «Дифференциальная психология
развития личности» (С.В. Кривцова), (С.В. Кривцова),
«Психология жизненного творчества»,
«Историческая психология личности» (Е.Ю.
Патяева), «Психология совладания» (Е.И. Шлягина),
«Психология времени» (Т.А. Нестик) и др.
Специализация «Психология
переговоров и разрешения конфликтов» и
магистратура «Психология
переговоров» открыты с 2007 года.
Миссия – формирование ценности профессии
переговорщика как мастера накопления стратегий
согласия в современном изменяющемся обществе.
Междисциплинарная специализация в
сотрудничестве 6 кафедр факультета. Команда
мастеров – теоретики и практики: 14 профессоров, 16
доцентов и преподавателей, 11 старших и ведущих
сотрудников.
Образовательно-просветительские проекты: Мастерская
«Искусство переговоров: опыт профессионалов»
— площадка для регулярных встреч студентов с
лидерами в сфере переговоров для помощи в
овладении этим трудным ремеслом в широком круге
конфликтных ситуаций и приобретении уникальных
профессиональных связей с успешными практиками
вне факультета.
Курсы, читаемые сотрудниками кафедры: «Теория и
практика переговоров» (Г.У. Солдатова, Т.А.
Нестик), «Психология межэтнической
напряженности» (Г.У. Солдатова) «Психология
межкультурных коммуникаций» (Г.У. Солдатова, С.В.
Чигарькова), «Социальная антропология и
психология организационной культуры» (Т.А.
Нестик), «Психология совладания» (Е.И. Шлягина),
«Психология агрессии» (С.Н. Ениколопов),
«Экспрессивное поведение личности в
переговорах» (А.М. Айламазьян), «Психология
разрешения внутриличностных конфликтов» (С.В.
Кривцова) и др.
Координаторы и организаторы образовательного
процесса специализаций, в том числе различных
видов практик: С.В. Чигарькова, Е.Е. Насиновская,
М.В. Ветлинская, М.Е.М. Зиновьева.
|
Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.
Дизайн и поддержка сайта 1997-2022: Станислав Козловский
|