Темы курсовых работ кафедры нейро- и
патопсихологии
Профессор, доктор психол.наук Александр
Шамилевич ТХОСТОВ:
- Психологические механизмы личностных
расстройств
- Современные исследования и подходы в
психоанализе
- Психология сексуальности
- Культурно-исторический подход к исследованию
телесности человека
- Психологические механизмы аффективной
патологии
- Тревожные и обсессивно-компульсивные
расстройства.
Старший научный сотрудник, канд.психол.н.
Константин Глебович СУРНОВ
- Формы социально-психологической адаптации и
дезадаптации посредством Интернет-технологий.
- Клинико-психологические следствия экспансии
технологий быстрого питания.
- Деформации образа мира, детерминируемые
развлекательными телекоммуникационными
технологиями.
- Современные технологии коррекции тела и
проблема телесности.
Профессор, доктор психол.наук Алла Семеновна СПИВАКОВСКАЯ:
- Психологические механизмы функционирования
зависимости (курение, алкоголизм).
- Основы психотерапии зависимостей.
- Семейное консультирование и семейная терапия.
- Психологический анализ сновидений и образов
бессознательного.
- Феноменология супружеских дисгармоний и
кризисов семейной системы.
Старший преподаватель, канд.психол.наук Римма
Федоровна ТЕПЕРИК:
- Психологическое содержание феномена
интернет-зависимости.
- Семейные детерминанты зависимости подростков
от компьютерных игр.
- Специфика личностной организации лиц, склонных
к зависимости от азартных игр.
- Психологический анализ склонности к риску
(проблема аутодиструктивности).
- Исследование проблемы в области психотерапии
зависимости.
Профессор, доктор психол.наук Любовь Семеновна ЦВЕТКОВА:
- Психология речи; речь и язык (1-3 курс).
- Формы патологии речи у детей и взрослых (1-3
курсы).
- Нейропсихологические методы диагностики
несформированности высших психических функций у
детей старшего дошкольного возраста.
- Образы-представления и их нарушение при
поражениях мозга.
- История развития реабилитации - формы, задачи,
цели и методы.
Доцент, канд.психол.наук Наталья
Константиновна КОРСАКОВА:
- Особенности памяти при старении
- Варианты нормального старения:
нейропсихологический подход.
- Подходы к коррекции нарушений памяти в позднем
возрасте.
- Межполушарная асимметрия и процесс старения.
- Нейропсихологический подход к изучению
познавательных процессов при шизофрении.
Зав.лабораторией нейропсихологии, доктор
психол.наук Татьяна Васильевна АХУТИНА
- Развитие перцептивно-вербальной сферы у детей в
норме и с трудностями обучения.
- Пространственные функции у детей в норме и
патологии (6-7 лет).
- Нарушения речи у детей с задержкой психического
и речевого развития.
Профессор, доктор психол.наук Юрий
Владимирович МИКАДЗЕ:
- Клиническая нейропсихология
- Нарушение ВПФ при черепно-мозговых травмах
- Нарушение ВПФ при инсультах
- Нейропсихологическое сопровождение больных с
органическими повреждениями мозга и их
родственников.
- Клиническая и дифференциальная
нейропсихология детского возраста.
- Нарушение ВПФ у детей с эпилепсией.
- Нарушение ВПФ у детей с разными вариантами
органической патологии.
- Нейропсихологическое исследование детей с
трудностями в приобретении школьных навыков
(неспособность к обучению).
- Нейропсихологический подход к исследованию
индивидуальных особенностей формирования
психических функций и межфункциональных
отношений в онтогенезе.
- Разработка нейропсихологических методов
диагностики готовности к школе и анализа
отклонений в развитии психических функций (на
модели школьной неуспеваемости в младших
классах).
- Нейропсихология памяти.
- Нарушения памяти при органических повреждениях
мозга.
- Внутри и межфункциональные перестройки в
процессе развития и нарушения развития памяти в
онтогенезе.
- Кросс-культурная нейропсихология.
- Нейропсихологический подход к исследованию
формирования психических функций в разных
социо-культурных условиях (возраст 6-10 лет).
Научный сотрудник, канд.психол.наук Мария
Сстаниславовна КОВЯЗИНА:
- Нейропсихологические синдромы при патологии
мозолистого тела.
- Методики нейропсихологического исследования
нарушений межполушарного взаимодействия.
- Особенности восприятия времени и
пространственных представлений при нарушениях
межполушарного взаимодействия.
- Проблема нормы в нейропсихологических
исследованиях детского возраста.
Старший научный сотрудник, канд.психол.наук
Наталья Максимовна ПЫЛАЕВА
- Нейропсихологический подход к коррекции и
развитию связей «зрительный образ – слово».
- Нейропсихологический подход к коррекции и
развитию пространственных функций.
- Нейропсихологический подход к коррекции и
развитию речевых функций.
Доцент, канд.психол.наук Елена Владимировна
ЕНИКОЛОПОВА
- Межполушарная асимметрия и когнитивные стили.
- Регуляторные (управляющие) функции и
когнитивные стили.
- Особенности когнитивных функций у больных
рассеянным склерозом.
- Нарушения регуляторных функций у больных с
локальными поражениями мозга.
- Нейропсихологический подход к исследованию
проблем насилия (Обзор).
- Применение методов ПЭТ (позитронной
эмиссионной томографии) и функциональной МРТ
(магнитно-резонансной томографии) в
исследованиях психических процессов. (Обзор).
Ведущий научный сотрудник, канд.психол.наук
Елена Юрьевна БАЛАШОВА:
- Закономерности психического отражения времени
на разных этапах онтогенеза
- Особенности пространственной памяти при
старении
- Психическая деятельность в возрасте инволюции
- Мозговая организация процессов
пространственного анализа и синтеза в
онтогенезе
- Пространственные представления у младших
школьников.
- Новые методики нейропсихологической
диагностики.
- Восприятие времени: современные
нейропсихологические и психофизиологические
исследования.
Профессор, доктор психол. наук, Жанна Марковна ГЛОЗМАН:
- Мозг и творчество.
- Нарушение общения как механизм школьной
дезадаптации.
- История нейропсихологии.
- Нейропсихологическая диагностика в школьном
возрасте.
Доцент, канд.психол.наук Виктор Васильевич ЛЕБЕДИНСКИЙ:
- Нарушения эмоциональной регуляции в детском
возрасте
- Механизмы аномального онтогенеза
- Феномены эмоционального развития в детском
возрасте на модели агрессии и страхов
- Проблема раннего детского аутизма
- Проблема влечений в детском возрасте
Доцент, канд.психол.наук Леонора Сергеевна ПЕЧНИКОВА:
- Депрессии в подростковом возрасте.
- Влияние стиля семейного воспитания на
формирование патохарактерологических черт
характера у детей и подростков
- Эмоциональные нарушения в подростковом
возрасте.
- Психологические особенности подростков с
саморазрушающим поведением (суициды, нервная
анорексия)
Доцент, канд. психол. наук Марина
Константиновна БАРДЫШЕВСКАЯ:
- Эмоциональное развитие детей в норме и
патологии.
- Диагностика эмоциональных нарушений у детей.
- Компенсация последствий эмоциональной
депривации.
- Психоаналитические исследования нарушений
психического развития детей.
- Нарушения развития символической активности у
детей.
- Этологические исследования развития поведения
детей в норме и патологии.
- Нарушения привязанности у детей с тяжелыми
эмоциональными расстройствами.
- Метод исследования случая в детской и
клинической психологии.
Профессор, доктор психол.наук Елена Теодоровна СОКОЛОВА:
(для 1-2 курсов предлагается в форме теоретич.
обзоров, включая использование научной
литературы на иностранных языках)
- Теоретические, феноменологические и
экспериментальные подходы к исследованию
самосознания при пограничных и нарциссических
расстройствах личности.
- Проблема нарушения самоидентичности при
невротическом, пограничном и психотическом
уровне расстройства личности и сопутствующей
психической патологии: депрессии, пищевых
аддикциях, ауто- и гетероагрессивном поведении.
- Проблема саморегуляции: защитные и копинговые
механизмы в самосознании и общении.
- Специфика нарушения познавательных процессов
при расстройствах личности.
- Роль неблагоприятных жизненных обстоятельств
(эмоциональной потери, сексуального насилия и
др.) в генезе расстройств личности и
сопутствующих им различных видов
саморазрушительного поведения.
- Феномены «диффузии самоидентичности» и
«нарциссической грандиозности» в современном
социо-культурном контексте.
- Феномены психологической зависимости: виды,
генез, психологические механизмы,
психотерапевтические подходы.
- Исследование динамики самосознания на модели
проективной психодиагностики и
терапевтического процесса.
- Модификация проективных методик для
диагностики нарушения самоидентичности,
механизмов саморегуляции и познавательных
процессов.
- Расстройства телесной и гендерной
самоидентичности – виды, факторы, механизмы.
- Психотерапия, консультирование,
психологическое сопровождение и другие виды
психологической помощи как предмет
исследования: организационные факторы,
индивидуальный стиль психотерапевта и пациента,
тяжесть личностной патоогии и сохраненные
ресурсы пациента; критерии эффективности.
Доцент, канд.психол.наук Игорь Максутович КАДЫРОВ:
- Психоаналитические теории развития личности
(теория влечений, эго-психология, теория
объектных отношений, интерсубъективные теории и
т.д.)
- Структурно-динамические особенности
«личностной организации» при неврозах и
пограничных расстройтвах личности.
- Структурно-динамические особенности
«личностной организации» при перверзиях и
тяжелых личностных расстройствах
(«нарцистическая», «пограничная», «шизоидная»,
«шизотипальная» личность).
- Особенности личностной организации при
психозах (на модели шизо-аффективных
расстройств, аффективных психозов и шизофрении).
- Динамика объектных отношений при неврозах,
пограничных личностных расстройствах,
аффективной патологии и психозах.
- Субъективное переживание времени и
пространства при личностных расстройствах.
- Психоаналитическая диагностика личностных
расстройств: цели, задачи и методы
психоаналитической диагностики.
Психодинамическое интервью и формализованные
методы анализа (конфигурационный анализ, CCRT, CACП и
т.д.) текстов терапевтических и диагностических
сиансов.
- Исследование психотерапевтического процесса
(на материале аудиозаписей диагностических и
терапевтических сеансов).
- Проблема операционализации теоретических
понятий психоанализа.
Доцент, канд.психол.наук Наталья Семеновна БУРЛАКОВА
- Развитие самосознания на различных возрастных
этапах детства в норме и патологии.
- Организация процессов проекции у детей.
- Методы анализа проективной вербальной
продукции.
- Исследования психотерапевтического процесса
(методы анализа).
Профессор, доктор психол.наук Валентина
Васильевна НИКОЛАЕВА, ст.преподаватель
Галина Александровна АРИНА, ст. науч
сотрудник, канд. психол наук Елена Ивановна
ПЕРВИЧКО:
- Психосоматическая проблема в контексте
современных психологических идей:
- Основные направления в истории психосоматики.
- Культурно-исторический подход в психологии
телесности.
- Психосоматические аспекты исследования
стресса.
- Психосоматическое развитие ребенка
в норме и патологии.
- Семейные факторы психосоматического развития и
возникновения психосоматических расстройств у
ребенка.
- Телесный и эмоциональный опыт ребенка при
различных психосоматических и соматических
расстройствах.
- Возрастная динамика психосоматического
развития ребенка.
- Психологические механизмы
симптомообразования при различных
расстройствах.
- Представление о психологических факторах и
механизмах симптомообразования в различных
теоретических подходах.
- Структурные и возрастные аспекты проблемы
конверсии и соматизации (при психотравме,
стрессе и соматоформном расстройстве).
- Структура и содержание телесного опыта как
фактор симптомообразования.
- Психология боли.
- Личностностное и социальное развитие телесных
состояний.
- Стратегии совладания при соматических и
психосоматических расстройствах.
- Проблемы ВКБ (внутренней картины
болезни):
- Проблема ВКБ в психологии больного.
- Современные психологические подходы к
исследованию ВКБ.
- Возрастные особенности ВКБ.
- Динамика ВКБ.
- Особенности ВКБ при различных заболеваниях.
- Проблема стресса и психической травмы в
контексте психосоматического исследования.
- Традиции изучения проблемы психической травмы
в психоанализе и когнитивной психологии.
- Эмоциональный и телесный опыт лиц, переживших
психотравмирующие ситуации.
- Психологические проблемы изучения
посттравматического стрессового расстройства.
- Психическая диссоциация при
посттравматическом стрессовом расстройстве и
при психосоматических заболеваниях.
- Завершение незавершенных действий и его роль в
симптомообразовании посттравматического
стрессового расстройства..
- Зоны «профессионального риска» специалистов
при оказании помощи лицам с травматическим
опытом.
- Проблема комплайнса в медицине как
психосоматическая проблема.
Отдел клинической психологии НЦПЗ
РАМН
Сергей Николаевич ЕНИКОЛОПОВ,
- Психология здоровья и проблемы
психологического благополучия.
- Психологические аспекты качества жизни.
- Я-концепция, саморегуляция и качество жизни.
- Методы психологической диагностики,
психологического благополучия и качества жизни.
- Я-концепция, саморегуляция и поведение в
болезни.
- Поведение в болезни – копинг и комплайнс.
- Анализ символики жизни, смерти, болезни и
здоровья.
- Методы психологической коррекции, использующие
работу с образцами, в клинике внутренних
болезней.
- Психическое здоровье и девиантное поведение.
- Психологические проблемы девиантного
поведения подростков.
- Психология агрессивного поведения.
- Психология гнева.
- Психологические проблемы враждебности и
ненависти.
- Психологические проблемы аутодеструктивного
поведения.
- Психологические проблемы стигматизации
психически больных и людей с девиантным
поведением.
- Проблема полоролевой социализации личности.
- Половая идентичность и проблемы адаптации и
саморегуляции.
- Психология сексуального девиантного поведения.
- Психологические последствия сексуального
насилия.
- Психология посттравматического стресса.
- Исследование чувтва юмора в клинической
психологии:
- Психофизиологический и нейропсихологический
подходы к изучению чувства юмора.
- Лицевая экспрессия при восприятии юмора (по
работам П. Экмана и В. Руха).
- Соотношение чувства юмора и смеха.
- Возрастная специфика чувства юмора.
Особенности чувства юмора при аномальном
развитии у детей.
- Чувство юмора и игра.
- Гелотофобия (страх оказаться объектом юмора).
Адаптация опросника В. Руха, выявляющего
гелотофобию (желательно знание немецкого языка).
- Чувство юмора как механизм психологической
адаптации. Позитивные и негативные виды чувтва
юмора. Взаимосвязь чувтва юмора с другими
чертами личности: тревожностью,
стрессоустойчивостью и др.
- Нарушения чувтва юмора при психических
заболеваниях.
- Исследование и применение чувтва юмора в
психотерапии.
- Психоаналитические исследования чувтва юмора.
Октябрь, 2005