Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Темы курсовых работ кафедры нейро- и патопсихологии


Профессор, доктор психол.наук Александр Шамилевич ТХОСТОВ:

  1. Психологические механизмы личностных расстройств
  2. Современные исследования и подходы в психоанализе
  3. Психология сексуальности
  4. Культурно-исторический подход к исследованию телесности человека
  5. Психологические механизмы аффективной патологии
  6. Тревожные и обсессивно-компульсивные расстройства.

Старший научный сотрудник, канд.психол.н. Константин Глебович СУРНОВ

  1. Формы социально-психологической адаптации и дезадаптации посредством Интернет-технологий.
  2. Клинико-психологические следствия экспансии технологий быстрого питания.
  3. Деформации образа мира, детерминируемые развлекательными телекоммуникационными технологиями.
  4. Современные технологии коррекции тела и проблема телесности.

Профессор, доктор психол.наук Алла Семеновна СПИВАКОВСКАЯ:

  1. Психологические механизмы функционирования зависимости (курение, алкоголизм).
  2. Основы психотерапии зависимостей.
  3. Семейное консультирование и семейная терапия.
  4. Психологический анализ сновидений и образов бессознательного.
  5. Феноменология супружеских дисгармоний и кризисов семейной системы.

Старший преподаватель, канд.психол.наук Римма Федоровна ТЕПЕРИК:

  1. Психологическое содержание феномена интернет-зависимости.
  2. Семейные детерминанты зависимости подростков от компьютерных игр.
  3. Специфика личностной организации лиц, склонных к зависимости от азартных игр.
  4. Психологический анализ склонности к риску (проблема аутодиструктивности).
  5. Исследование проблемы в области психотерапии зависимости.

Профессор, доктор психол.наук Любовь Семеновна ЦВЕТКОВА:

  1. Психология речи; речь и язык (1-3 курс).
  2. Формы патологии речи у детей и взрослых (1-3 курсы).
  3. Нейропсихологические методы диагностики несформированности высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Образы-представления и их нарушение при поражениях мозга.
  5. История развития реабилитации - формы, задачи, цели и методы.

Доцент, канд.психол.наук Наталья Константиновна КОРСАКОВА:

  1. Особенности памяти при старении
  2. Варианты нормального старения: нейропсихологический подход.
  3. Подходы к коррекции нарушений памяти в позднем возрасте.
  4. Межполушарная асимметрия и процесс старения.
  5. Нейропсихологический подход к изучению познавательных процессов при шизофрении.

Зав.лабораторией нейропсихологии, доктор психол.наук Татьяна Васильевна АХУТИНА

  1. Развитие перцептивно-вербальной сферы у детей в норме и с трудностями обучения.
  2. Пространственные функции у детей в норме и патологии (6-7 лет).
  3. Нарушения речи у детей с задержкой психического и речевого развития.

Профессор, доктор психол.наук Юрий Владимирович МИКАДЗЕ:

  1. Клиническая нейропсихология
  • Нарушение ВПФ при черепно-мозговых травмах
  • Нарушение ВПФ при инсультах
  • Нейропсихологическое сопровождение больных с органическими повреждениями мозга и их родственников.
  1. Клиническая и дифференциальная нейропсихология детского возраста.
  • Нарушение ВПФ у детей с эпилепсией.
  • Нарушение ВПФ у детей с разными вариантами органической патологии.
  • Нейропсихологическое исследование детей с трудностями в приобретении школьных навыков (неспособность к обучению).
  • Нейропсихологический подход к исследованию индивидуальных особенностей формирования психических функций и межфункциональных отношений в онтогенезе.
  • Разработка нейропсихологических методов диагностики готовности к школе и анализа отклонений в развитии психических функций (на модели школьной неуспеваемости в младших классах).
  1. Нейропсихология памяти.
  • Нарушения памяти при органических повреждениях мозга.
  • Внутри и межфункциональные перестройки в процессе развития и нарушения развития памяти в онтогенезе.
  1. Кросс-культурная нейропсихология.
  • Нейропсихологический подход к исследованию формирования психических функций в разных социо-культурных условиях (возраст 6-10 лет).

Научный сотрудник, канд.психол.наук Мария Сстаниславовна КОВЯЗИНА:

  1. Нейропсихологические синдромы при патологии мозолистого тела.
  2. Методики нейропсихологического исследования нарушений межполушарного взаимодействия.
  3. Особенности восприятия времени и пространственных представлений при нарушениях межполушарного взаимодействия.
  4. Проблема нормы в нейропсихологических исследованиях детского возраста.

Старший научный сотрудник, канд.психол.наук Наталья Максимовна ПЫЛАЕВА

  1. Нейропсихологический подход к коррекции и развитию связей «зрительный образ – слово».
  2. Нейропсихологический подход к коррекции и развитию пространственных функций.
  3. Нейропсихологический подход к коррекции и развитию речевых функций.

Доцент, канд.психол.наук Елена Владимировна ЕНИКОЛОПОВА

  1. Межполушарная асимметрия и когнитивные стили.
  2. Регуляторные (управляющие) функции и когнитивные стили.
  3. Особенности когнитивных функций у больных рассеянным склерозом.
  4. Нарушения регуляторных функций у больных с локальными поражениями мозга.
  5. Нейропсихологический подход к исследованию проблем насилия (Обзор).
  6. Применение методов ПЭТ (позитронной эмиссионной томографии) и функциональной МРТ (магнитно-резонансной томографии) в исследованиях психических процессов. (Обзор).

Ведущий научный сотрудник, канд.психол.наук Елена Юрьевна БАЛАШОВА:

  1. Закономерности психического отражения времени на разных этапах онтогенеза
  2. Особенности пространственной памяти при старении
  3. Психическая деятельность в возрасте инволюции
  4. Мозговая организация процессов пространственного анализа и синтеза в онтогенезе
  5. Пространственные представления у младших школьников.
  6. Новые методики нейропсихологической диагностики.
  7. Восприятие времени: современные нейропсихологические и психофизиологические исследования.

Профессор, доктор психол. наук, Жанна Марковна ГЛОЗМАН:

  1. Мозг и творчество.
  2. Нарушение общения как механизм школьной дезадаптации.
  3. История нейропсихологии.
  4. Нейропсихологическая диагностика в школьном возрасте.

Доцент, канд.психол.наук Виктор Васильевич ЛЕБЕДИНСКИЙ:

  1. Нарушения эмоциональной регуляции в детском возрасте
  2. Механизмы аномального онтогенеза
  3. Феномены эмоционального развития в детском возрасте на модели агрессии и страхов
  4. Проблема раннего детского аутизма
  5. Проблема влечений в детском возрасте

Доцент, канд.психол.наук Леонора Сергеевна ПЕЧНИКОВА:

  1. Депрессии в подростковом возрасте.
  2. Влияние стиля семейного воспитания на формирование патохарактерологических черт характера у детей и подростков
  3. Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте.
  4. Психологические особенности подростков с саморазрушающим поведением (суициды, нервная анорексия)

Доцент, канд. психол. наук Марина Константиновна БАРДЫШЕВСКАЯ:

  1. Эмоциональное развитие детей в норме и патологии.
  2. Диагностика эмоциональных нарушений у детей.
  3. Компенсация последствий эмоциональной депривации.
  4. Психоаналитические исследования нарушений психического развития детей.
  5. Нарушения развития символической активности у детей.
  6. Этологические исследования развития поведения детей в норме и патологии.
  7. Нарушения привязанности у детей с тяжелыми эмоциональными расстройствами.
  8. Метод исследования случая в детской и клинической психологии.

Профессор, доктор психол.наук Елена Теодоровна СОКОЛОВА:

(для 1-2 курсов предлагается в форме теоретич. обзоров, включая использование научной литературы на иностранных языках)

  1. Теоретические, феноменологические и экспериментальные подходы к исследованию самосознания при пограничных и нарциссических расстройствах личности.
  2. Проблема нарушения самоидентичности при невротическом, пограничном и психотическом уровне расстройства личности и сопутствующей психической патологии: депрессии, пищевых аддикциях, ауто- и гетероагрессивном поведении.
  3. Проблема саморегуляции: защитные и копинговые механизмы в самосознании и общении.
  4. Специфика нарушения познавательных процессов при расстройствах личности.
  5. Роль неблагоприятных жизненных обстоятельств (эмоциональной потери, сексуального насилия и др.) в генезе расстройств личности и сопутствующих им различных видов саморазрушительного поведения.
  6. Феномены «диффузии самоидентичности» и «нарциссической грандиозности» в современном социо-культурном контексте.
  7. Феномены психологической зависимости: виды, генез, психологические механизмы, психотерапевтические подходы.
  8. Исследование динамики самосознания на модели проективной психодиагностики и терапевтического процесса.
  9. Модификация проективных методик для диагностики нарушения самоидентичности, механизмов саморегуляции и познавательных процессов.
  10. Расстройства телесной и гендерной самоидентичности – виды, факторы, механизмы.
  11. Психотерапия, консультирование, психологическое сопровождение и другие виды психологической помощи как предмет исследования: организационные факторы, индивидуальный стиль психотерапевта и пациента, тяжесть личностной патоогии и сохраненные ресурсы пациента; критерии эффективности.

Доцент, канд.психол.наук Игорь Максутович КАДЫРОВ:

  1. Психоаналитические теории развития личности (теория влечений, эго-психология, теория объектных отношений, интерсубъективные теории и т.д.)
  2. Структурно-динамические особенности «личностной организации» при неврозах и пограничных расстройтвах личности.
  3. Структурно-динамические особенности «личностной организации» при перверзиях и тяжелых личностных расстройствах («нарцистическая», «пограничная», «шизоидная», «шизотипальная» личность).
  4. Особенности личностной организации при психозах (на модели шизо-аффективных расстройств, аффективных психозов и шизофрении).
  5. Динамика объектных отношений при неврозах, пограничных личностных расстройствах, аффективной патологии и психозах.
  6. Субъективное переживание времени и пространства при личностных расстройствах.
  7. Психоаналитическая диагностика личностных расстройств: цели, задачи и методы психоаналитической диагностики. Психодинамическое интервью и формализованные методы анализа (конфигурационный анализ, CCRT, CACП и т.д.) текстов терапевтических и диагностических сиансов.
  8. Исследование психотерапевтического процесса (на материале аудиозаписей диагностических и терапевтических сеансов).
  9. Проблема операционализации теоретических понятий психоанализа.

Доцент, канд.психол.наук Наталья Семеновна БУРЛАКОВА

  1. Развитие самосознания на различных возрастных этапах детства в норме и патологии.
  2. Организация процессов проекции у детей.
  3. Методы анализа проективной вербальной продукции.
  4. Исследования психотерапевтического процесса (методы анализа).

Профессор, доктор психол.наук Валентина Васильевна НИКОЛАЕВА, ст.преподаватель Галина Александровна АРИНА, ст. науч сотрудник, канд. психол наук Елена Ивановна ПЕРВИЧКО:

  1. Психосоматическая проблема в контексте современных психологических идей:
  • Основные направления в истории психосоматики.
  • Культурно-исторический подход в психологии телесности.
  • Психосоматические аспекты исследования стресса.
  1. Психосоматическое развитие ребенка в норме и патологии.
  • Семейные факторы психосоматического развития и возникновения психосоматических расстройств у ребенка.
  • Телесный и эмоциональный опыт ребенка при различных психосоматических и соматических расстройствах.
  • Возрастная динамика психосоматического развития ребенка.
  1. Психологические механизмы симптомообразования при различных расстройствах.
  • Представление о психологических факторах и механизмах симптомообразования в различных теоретических подходах.
  • Структурные и возрастные аспекты проблемы конверсии и соматизации (при психотравме, стрессе и соматоформном расстройстве).
  • Структура и содержание телесного опыта как фактор симптомообразования.
  • Психология боли.
  • Личностностное и социальное развитие телесных состояний.
  • Стратегии совладания при соматических и психосоматических расстройствах.
  1. Проблемы ВКБ (внутренней картины болезни):
  • Проблема ВКБ в психологии больного.
  • Современные психологические подходы к исследованию ВКБ.
  • Возрастные особенности ВКБ.
  • Динамика ВКБ.
  • Особенности ВКБ при различных заболеваниях.
  1. Проблема стресса и психической травмы в контексте психосоматического исследования.
  2. Традиции изучения проблемы психической травмы в психоанализе и когнитивной психологии.
  3. Эмоциональный и телесный опыт лиц, переживших психотравмирующие ситуации.
  4. Психологические проблемы изучения посттравматического стрессового расстройства.
  5. Психическая диссоциация при посттравматическом стрессовом расстройстве и при психосоматических заболеваниях.
  6. Завершение незавершенных действий и его роль в симптомообразовании посттравматического стрессового расстройства..
  7. Зоны «профессионального риска» специалистов при оказании помощи лицам с травматическим опытом.
  8. Проблема комплайнса в медицине как психосоматическая проблема.

Отдел клинической психологии НЦПЗ РАМН

Сергей Николаевич ЕНИКОЛОПОВ,

  1. Психология здоровья и проблемы психологического благополучия.
  2. Психологические аспекты качества жизни.
  3. Я-концепция, саморегуляция и качество жизни.
  4. Методы психологической диагностики, психологического благополучия и качества жизни.
  5. Я-концепция, саморегуляция и поведение в болезни.
  6. Поведение в болезни – копинг и комплайнс.
  7. Анализ символики жизни, смерти, болезни и здоровья.
  8. Методы психологической коррекции, использующие работу с образцами, в клинике внутренних болезней.
  9. Психическое здоровье и девиантное поведение.
  10. Психологические проблемы девиантного поведения подростков.
  11. Психология агрессивного поведения.
  12. Психология гнева.
  13. Психологические проблемы враждебности и ненависти.
  14. Психологические проблемы аутодеструктивного поведения.
  15. Психологические проблемы стигматизации психически больных и людей с девиантным поведением.
  16. Проблема полоролевой социализации личности.
  17. Половая идентичность и проблемы адаптации и саморегуляции.
  18. Психология сексуального девиантного поведения.
  19. Психологические последствия сексуального насилия.
  20. Психология посттравматического стресса.
  21. Исследование чувтва юмора в клинической психологии:
    • Психофизиологический и нейропсихологический подходы к изучению чувства юмора.
    • Лицевая экспрессия при восприятии юмора (по работам П. Экмана и В. Руха).
    • Соотношение чувства юмора и смеха.
    • Возрастная специфика чувства юмора. Особенности чувства юмора при аномальном развитии у детей.
    • Чувство юмора и игра.
    • Гелотофобия (страх оказаться объектом юмора). Адаптация опросника В. Руха, выявляющего гелотофобию (желательно знание немецкого языка).
    • Чувство юмора как механизм психологической адаптации. Позитивные и негативные виды чувтва юмора. Взаимосвязь чувтва юмора с другими чертами личности: тревожностью, стрессоустойчивостью и др.
    • Нарушения чувтва юмора при психических заболеваниях.
    • Исследование и применение чувтва юмора в психотерапии.
    • Психоаналитические исследования чувтва юмора.

Октябрь, 2005

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский