Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Кафедра экстремальной психологии

Кафедра экстремальной психологии была создана 5 сентябре 2016 г. на базе Учебно-научного Центра психологической помощи, основанного в 2008 г. Заведущий кафедрой – кандидат психологических наук, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Сергеевна Шойгу.

Юлия Сергеевна Шойгу
Юлия Сергеевна Шойгу

Кафедра была создана в ответ на вызовы времени, связанные, во-первых, с необходимостью подготовки психологов для работы с пострадавшими в условиях чрезвычайных ситуаций, сопровождения следственных действий, в том числе с участием несовершеннолетних и для психологической работы с осужденными. Во-вторых, с необходимостью психологического сопровождения специалистов экстремального профиля (спасателей, следователей, пожарных, инспекторов, водолазов, летчиков, кинологов, горноспасателей и др.).

На кафедре экстремальной психологии в настоящее время работают: профессор Гребенникова В.В., старшие преподаватели: Ушков Ф.И., Варфоломеева Е.И., Попова О.В., Ушков Ф.И.; научные сотрудники: Голубева О.Ю., Каменев И.И., Марченко Е.В., Стратий О.Л., Тимофеева Л.Н., Цыбуля В.И.; психологи 1 категории: Барышева Е.О., Белоусова Е.В., Емельянова Х.И., Кармилова М.Е., Куркина А.С., Порохнина М.А., Тарасова А.А., Толубаева Н.В., Шмарина Т.А.; методисты: Курилова Е.В., Султанова Ф.Р.; специалист по учебно-методической работе Михайлова Ю.А.; обеспечивают учебно-организационную деятельность кафедры: Акопова Н.Н., Денисова А.П., Иванникова И.В.

02.jpg (27208 bytes)
Сотрудники кафедры на заседании, посвященном 8 марта. 2021 год

В настоящее время кафедра ведет подготовку студентов по специализации «Психология чрезвычайных и экстремальных ситуаций» (специальность «Клиническая психология»).

Содержание спецкурсов «Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций» базируется на практическом опыте психологов МЧС России, Следственного комитета РФ и Федеральной службы исполнения наказания. К проведению занятий привлечены ведущие специалисты психологических служб перечисленных силовых ведомств.Все сотрудники кафедры работают в разных отделах ЦЭПП МЧС России и Следственного комитета РФ. Преподают те, кто имеют многолетний практический опыт, компетентен в решении специальных задач, связанных с оказанием экстренной психологической помощи, сопровождением следственных мероприятий и психологической работой с осужденными, а также профессионалы в области психологической и психофизиологической диагностики, психологической подготовки, психологической профилактики, коррекции, оптимизации функционального состояния и в целом – в области обеспечения профессиональной надежности личного состава.

Ежегодно на работу в психологическую службу МЧС России принимаются до 60% выпускников специализации.

Студенты специализации «Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций» проходят производственную практику на базе психологических служб силовых ведомств, где участвуют в подготовке учебных занятий и тренингов для сотрудников и школьников; ассистируют на занятиях с различными группами населения по формированию культуры безопасного поведения; помогают в работе Горячей линии (обновление, корректировка, обобщение информации, поступающей от абонентов; составление сводных таблиц по данным о чрезвычайной ситуации) и др.

03.jpg (18017 bytes)
Профессиональные психологи МЧС России являются
преподавателями кафедры экстремальной психологии факультета
психологии Московского университета (Толубаева Н.В.).

Кафедра ведет активную научно-методическую и научно-исследовательскую работу, в которой лежат следующие принципы:

  • приоритет здоровьесберегающих технологий – все научные разработки выполняются в рамках «здоровьецентрического» подхода, то есть основные усилия направляются на сохранение психического здоровья клиента и на первый план выходит профилактика и предотвращение негативных последствий,
  • прикладной характер – они направлены на решение практических задач, тесно связанных с общим контекстом деятельности специалистов, работающих в особых условиях,
  • простота внедрения в повседневную деятельность.

В настоящий момент на кафедре реализуется проект «Экстремальная психология: влияние острого, травматического и хронического стресса на человека; социально-психологические аспекты чрезвычайных и экстремальных ситуаций; теория и практика сохранения психического здоровья в экстремальных условиях», в рамках которого студенты совместно с научными руководителями ведут активную научно-исследовательскую работу по трем направлениям:

  • методологические принципы и теоретические модели;
  • обеспечение надежности персонала, работающего в особых условиях (направления: психологическая и психофизиологическая диагностика, психологическая подготовка и медико-психологическая реабилитация);
  • работа по сопровождению особых мероприятий, таких как: следствие (в том числе с участием несовершеннолетних), чрезвычайная ситуация, пребывание в исправительных учреждениях.

Этот проект реализуется в виде написания курсовых и дипломных работ, диссертационных исследований с последующим внедрением научных результатов в практическую деятельность психологической службы МЧС России, Следственного комитета РФ.

Ежегодно студенты специализации «Психология чрезвычайных и экстремальных ситуаций» и сотрудники кафедры экстремальной психологии участвуют в научно-практической конференции Московского университета «Ломоносов».

Сотрудники кафедры ведут большую научную работу, примером результатов которой за последние 3 лет стали: 6 учебных пособий и учебников, 44 статьи в научных журналах и сборниках, участие в 39 Международных и Российских научно-практических конференциях.

В рамках учебно-педагогической работы кафедра осуществляет преподавание базового курса «Экстремальная психология», на котором студентов знакомят с особенностями работы в кризисных и экстремальных ситуациях. Смысловой акцент курса сделан на проблемах психологического сопровождениия специалистов профессий экстремального профиля и людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях.

04.jpg (30888 bytes)
Сотрудники кафедры на Всероссийском Форуме «Здоровье нации –
основа процветания России» (Е.В. Курилова, Т.А. Шмарина)

Сотрудники кафедры разработали и читают следующие общие курсы, спецкурсы, и супервизии:

  • «История экстремальной психологии»
  • «Дистанционные методы психологического консультирования»
  • «Деятельность психолога в кризисных и экстремальных ситуациях»
  • «Психологическое сопровождение лиц экстремальных профессий»
  • «Психологическая диагностика в системе сопровождения специалистов экстремального профиля»
  • «Экстренная психологическая помощь»
  • «Психология горя»
  • «Пенитенциарная психология»
  • «Основы психологического сопровождения следствия»
  • «Социально-психологические аспекты чрезвычайной ситуации»
  • «Деятельность психолога в кризисных и экстремальных ситуациях»
  • «Психофармакология»
  • «Психологические аспекты информационного управления в чрезвычайной ситуации»
  • «Отсроченные последствия травматического стресса»
  • «Теоретические и прикладные аспекты изучения функциональных состояний специалистов экстремального профиля»
  • «Этические аспекты психологической работы в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»

Курс «Экстремальная психология» и спецкурсы обеспечены учебными и учебно-методическими материалами.

Кафедра ведет большую просветительскую работу в области пропаганды культуры безопасности как неотъемлемой составляющей сохранения здоровья и жизни населения. Примером такой работы является развитие студенческого добровольческого психологического движения. Основная цель движения – формирование культуры безопасного поведения у разных категорий населения посредством проведения занятий по программам оказания первой помощи и психологической поддержки, а также популяризация их среди учащейся молодежи.

Сотрудники кафедры проводят подготовку добровольцев (волонтеров)по нескольким направлениям: организационному, теоретическому, профессиональному, личностному, физическому и спортивно-туристическому. Формы проведения занятий с добровольцами разнообразны: лекции, семинары, круглые столы, тренинги, экскурсии, конференции, дни открытых дверей и другие.

Пройдя все этапы подготовки, добровольцы проводят учебные мероприятия с населением, в том числе со школьниками, встречи с ветеранами, оказывают психологическую поддержку детям, находящимся на стационарном лечении в детских больницах нашей страны, участвуют в научно-практических конференциях, форумах, соревнованиях, сборах, учениях, помогают психологам в разработке методических рекомендаций, пособий, памяток, сами разрабатывают социальные проекты и участвуют с ними в конкурсах. Все это позволяет сформировать группу учащейся молодежи, владеющую знаниями, умениями, навыками оказания помощи людям и способами передачи этих знаний широким слоям населения.

В рамках работы по пропаганде культуры безопасности специалисты кафедры обучают население навыкам оказания психологической поддержки. Примером этой работы является Всероссийский проект: «Научись спасать жизнь!» Основная идея проекта заключается в том, что любой человек, не имеющий специального образования, может научиться оказывать первую помощь и психологическую поддержку себе или окружающим.

Значимое место в деятельности сотрудников кафедры занимает просветительская работа, которая реализуется в форме выступлений на различных форумах, фестивалях, общественных площадках, конгрессах и СМИ; разработка и распространение материалов о психическом здоровье, ориентированных на широкий круг читателей. Яркими страницами в общественной жизни кафедры стала научная и просветительская работа, связанная с распространением COVID-19. Специалистами кафедры были разработаны информационные материалы, предоставляющие читателю сведения о психологических особенностей переживания и преодоления психологических трудностей, обусловленных изменением привычных условий жизни. Научный интерес сотрудников кафедры связан с поиском эффективных способов преодоления психологических последствий коронавирусной инфекции у представителей силовых структур с учетом специфики решаемых ими задач.

Опыт, знания и навыки, накопленные специалистами кафедры, позволили внести вклад в решение важной задачи формирования у детей и подростков бережного отношения к психическому здоровью. Решение поставленной задачи нашло свое отражение в подготовке и издании учебника для общеобразовательных организаций РФ «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-х и 9-х классов (Москва, 2020 г.).

Пятеро сотрудников кафедры экстремальной психологии удостоены государственных наград, многие сотрудники имеют ведомственные награды.

Основные публикации:

Учебники, учебные и учебно-методические пособия

  • Ежова О.Н., Ощепкова О.В., Пиюкова С.С., Ушков Ф.И. Методика организации и проведения воспитательных мероприятий с осужденными к принудительным работам / Самарский юридический институт ФСИН России Самара, 2020. — 60 с.
  • Марченко Е.В. Методические сценарии занятий по содержательным аспектам проведения групповых занятий (для специалистов Психологической службы МЧС России) — ФКУ ЦЭПП МЧС России, Москва, 2020. – 126 с.
  • Этапы установления психологического контакта сотрудников УИС с осужденными: учебно-методическое пособие / О.Н. Ежова, Ф.И. Ушков, С.А. Тарасова. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. – 45 с.
  • Психология экстремальных ситуаций. Учебник для вузов под редакцией Ю.С. Шойгу / Питер. 2018. – 272 с.
  • Михайлов А.Н., Ушков Ф.И. Организация психологической службы в УИС: Учебное пособие; 3-е изд., перераб. и доп. / А.Н. Михайлов, Ф.И. Ушков. – Киров: ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России. 2018. – 188 с.
  • Психологическая работа с сотрудниками, состоящими в группе повышенного внимания: учебное пособие / О.Н. Ежова, Ф.И. Ушков, С.А. Тарасова и др. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2018. – 97 с.
  • Психологическая поддержка. Москва: ФГБУ «Объединенная редакция МЧС России». Москва 2017.
  • Михайлов А.Н., Ушков Ф.И. Организация психологической службы в УИС. — ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России Киров, 2016. — 206 с.
  • Экстренная психологическая помощь (Настольная книга психолога МЧС России) / Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М.: ФГБУ «Объединенная редакция МЧС России», 2012.
  • Психологическая коррекция (Настольная книга психолога МЧС России) / Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М.: ФГБУ «Объединенная редакция МЧС России», 2012.
  • Психологическая подготовка (Настольная книга психолога МЧС России) / Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М.: ФГБУ «Объединенная редакция МЧС России», 2012.
  • Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007.

Статьи в журналах и сборниках

  • Шойгу Ю.С., Тимофеева Л.Н., Толубаева Н.В., Варфоломеева Е.И., Соколова А.А., Курилова Е.В., Кармилова М.Е. Особенности оказания экстренной психологической помощи при переживании утраты в чрезвычайных ситуациях. // Национальный психологический журнал. — 2021. — No 1 (41). — С 115-126. doi: 10.11621/npj.2021.0110
  • Ушков Ф.И., Шайгерова Л.А., Долгих А.Г., Алмазова О.В. Воспитатели и психологи колоний как значимые другие для несовершеннолетных правонарушителей в период отбывания наказания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2020. — № 3. — С. 88–119.
  • Тарасова А.А., Шойгу Ю.С. Структура профессионально-важных качеств специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 94-106. doi: 10.11621/npj.2020.0109.
  • Марченко Е.В. Анализ ошибок при оказании первой помощи и психологической поддержки пострадавшим при различных состояниях и травмах // Социальные аспекты здоровья населения (электронный журнал). - 2019. - Т. 67, № 3.
  • Миронова О.И., Ушков Ф.И. Представления пенитенциарных психологов об особенностях межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным // Психология и право. — 2019. — Т. 9, № 2. — С. 95–111.
  • Ушков Ф.И., Миронова О.И. Социально-психологические особенности установления межличностного контакта пенитенциарного психолога с несовершеннолетним осужденным // Психология и право. — 2019. — Т. 9, № 3. — С. 278–295.
  • F. Ushkov, L. Shaigerova, Y. Zinchenko et al. Effective interpersonal contact with juvenile convicts as a factor of their mental health and psychological well-being // European Psychiatry. — 2019. — Vol. 56, no. S1. — P. S45–S45.
  • Ежова О.Н., Ушков Ф.И. Проблема эффективности пенитенциарного психолога // Вестник Самарского юридического института. — 2019. — Т. 33, № 2. — С. 125–131.
  • Шойгу Ю. С., Тимофеева Л. Н., Курилова Е. В. Организация и оказание экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (на примере работы специалистов психологической службы МЧС России в школе №127 г. Пермь) // Национальный психологический журнал, 2019, том 34, № 2, с. 55-63.
  • Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинченко Ю.П., Молотников А.Е., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи / Национальный психологический журнал, № 1 (29), 2018, с. 141-150.
  • Ushkov F.I. Approaches to interpersonal contact in psychology // Book of abstracts XVI European congress of psychology European federation of psychologists' associations Lomonosov Moscow state university, faculty of psychology 2—5 July, 2019, Lomonosov Moscow state university, Moscow. — 2019. — P. 608–608.
  • Марченко Е.В. Анализ ошибок при обучении первой помощи и психологической поддержке / Социальные аспекты здоровья населения, 2018. № 5 (63).
  • Марченко Е.В. Возможности применения FLASH-игр в психологической подготовке специалистов экстремального профиля – Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, 2018, том 24, № 3(177), с. 113-119.

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2021: Станислав Козловский