Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Кафедра психологии образования и педагогики

Направления деятельности

Учебный процесс

Кафедра осуществляет подготовку студентов по трем направлениям:

  • Исследования в области педагогической психологии. Исследователи в области педагогической психологии приобретают умения, необходимые для проведения научного изучения познавательного и личностного развития в процессах обучения и воспитания. Это предполагает овладение методами анализа современного состояния отдельных областей педагогической психологии, методами постановки проблем исследования и формулирования гипотез, проведения эмпирических исследований для их проверки, написания научных отчетов и публикаций по результатам проведенных исследований.
  • Психологическая практика в сфере образования. Будущие психологи-практики в сфере образования обучаются методам оценки и совершенствования образовательного процесса в разного типа организациях (детских садах, школах, учреждениях средне-специального и высшего образования), а также на предприятиях, где занимаются обучением и развитием персонала. Студенты обучаются методам диагностики и коррекции познавательного и личностного развития детей и взрослых. Они также овладевают методами оценки адекватности существующих диагностических и коррекционных методик и способами разработки новых методик.
  • Преподавание педагогической психологии и практических психологических дисциплин. Подготовка к деятельности по преподаванию психологии предполагает овладение методами построения содержания и процесса обучения педагогической психологии различных контингентов учащихся.

Научные исследования

На кафедре проводятся научные исследования по теме «Познавательное, эмоциональное и ценностно-моральное развитие в условиях современной образовательной среды: актуальное состояние и возможности целенаправленной коррекции на основе деятельностной теории учения» в рамках приоритетного направления «Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения и воспитания».

Теоретическим основанием исследований является общепсихологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева и теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина, на базе которых Н.Ф.Талызина разработала деятельностную теория учения. В качестве предмета исследования Н.Ф.Талызиной выступили закономерности и механизмы процесса учения, формирования умственных действий и познавательных умений, методы моделирования различных видов познавательной деятельности и принципы управления процессом их формирования. В частности, Н.Ф.Талызина провела изучение формирования научных понятий, возрастных возможностей усвоения логических понятий, психологических механизмов обобщения. А.И.Подольским раскрыты закономерности становления предельно сокращенных (симультанных) форм умственных и перцептивных действий; предложена модель иерархической (по сравнению с линейной) организации схемы ориентировочной основы действия; изучены особенности планомерно-поэтапного формирования умственных действий на разных этапах онтогенеза. Также А.И.Подольский предложил и многократно апробировал модель практического применения положений теории планомерно-поэтапного формирования для обучения современных специалистов (управляемое формирование профессиональной деятельности); разработал новые подходы к диагностике и формированию моральной компетентности в подростковом и юношеском возрасте; изучил условия повышения психоэмоционального благополучия на разных этапах онтогенеза. Сферой научных интересов Н.А.Рождественской выступают способы межличностного познания участников образовательного процесса, изучены пути развития и способы формирования стратегий межличностного познания у учителей, родителей и школьников. Другой областью научных исследований Н.А.Рождественской является психолого-педагогический подход к профилактике и реабилитации девиантного поведения: раскрыты особенности развития личности в подростковом возрасте, рассмотрены виды и причины девиантного поведения, полученные результаты внедрены в профилактическую и реабилитационную работу психологических служб. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков, развитие самосознания детей и подростков, стратегии межличностного познания также получили отражение в научных изысканиях А.В.Сорина.

Область научных интересов И.И.Ильясова - исследование учения как деятельности, его состава, свойств и факторов эффективности, познавательного и личностного развития в предметном обучении, возможностей и условий целенаправленного планомерного формирования познавательных способностей и общих учебных умений. И.Л.Можаровский занят изучением психолого-педагогических условий изменения собственных представлений учащихся в процессе обучения. Ему удалось экспериментально показать, что овладение обобщенным способом применения усвоенных знаний к конкретным явлениям не ведет непосредственно к изменению представлений, а степень и характер изменения зависят от того, в какой мере содержание их собственного опыта распознавания становится предметом специально организованного анализа и обобщения.

Результатами научных изысканий С.Д.Смирнова явилось развитие категории «образ мира», позволившее добиться последовательной реализации принципа активности в деятельностной концепции процессов построения и функционирования психического образа; обоснование принципов мультипарадигмальности и плюрализма психологических теорий на современном постнеклассическом этапе развития идеала научной рациональности. Кроме того, С.Д.Смирнов разрабатывает психолого-педагогические проблемы высшего образования.

Областями научной работы М.А.Степановой являются практическая психология образования, теоретические и практические вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями развития, а также история психолого-педагогической науки, в частности, анализ места теории П.Я.Гальперина в отечественной психологии и ее роли в современной образовательной практике.

Н.Г.Салмина проводит исследования психологического аспекта игры и развивающей роли игрушек, диагностику познавательной деятельности. Она подготовила и выпустила целый ряд дидактических развивающих пособий для дошкольников. Другой областью научных интересов Н.Г.Салминой выступают универсальные учебные действия, виды и возрастные особенности их развития у учащихся младших классов. В сферу исследований Н.Г.Салминой входит также структура, функционирование, формирование знаково-символической деятельности. Работа А.Х. Киракосян посвящена психологической готовности учеников к усвоению познавательных действий в зависимости от их школьной успешности.
Значительное место в научной работе кафедры занимают исследования мотивации учебной деятельности. И.И.Вартанова изучает систему взаимосвязей разноуровневой регуляции мотивационно-эмоциональных и ценностно-смысловых процессов, а также средств личностного самоопределения с точки зрения практической диагностики и управления развитием личности старшеклассников. Т.О.Гордеева занята разработкой проблематики мотивации различных типов деятельности, ее структуры, механизмов функционирования и связей с различными типами достижений, стратегий поддержания продуктивных форм мотивации детей родителями и учителями. Предложен структурно-процессуальный подход к мотивации достиженческой (учебной) деятельности. Другое направление исследований Т.О. Гордеевой касается изучения оптимизма и конструктивного мышления личности как предикторов психологического благополучия, настойчивости и академических достижений, путей развития навыков оптимистического мышления у детей и подростков.

Научные интересы И.Н.Погожиной связаны с изучением проблем детерминации формирования и развития познавательных структур в разных возрастах; ею проведен анализ стадий интеллектуального развития с точки зрения взаимосвязи уровней сформированности логических операций и лежащих в их основе познавательных механизмов. Другой областью исследований И.Н.Погожиной выступают проблемы аргументации, ведения споров, дискуссий, переговоров и других форм делового общения как логических систем в структуре коммуникативной компетентности субъекта.

Г.А.Глотовой предпринята попытка анализа проблем обучения и развития с позиции деятельностной теории учения, при этом она опирается на идеи диалектической логики, семиотики, синергетики. Кроме того, она занята изучением исследовательских действий в дошкольном, школьном и студенческом возрасте, а также коммуникативной культуры педагога и ее влияния на учебную и исследовательскую деятельность обучающихся. Основные направления научной деятельности И.А.Володарской - психолого-педагогическое сопровождение разработки и реализации новых стандартов среднего и высшего образования; разработка с позиции деятельностного подхода целей учебно-воспитательного процесса, формирование самостоятельности личности и самостоятельности деятельности, разработка общих приемов познавательной деятельности.

Научная работа Н.Е.Дерябиной направлена на выяснение условий формирования системного мышления при изучении предметов естественнонаучного цикла, а также на исследование инвариантной структуры учебной задачи. Н.Е.Дерябиной разработаны программы обучения ряда предметов на основе системного анализа изучаемого объекта; определены типы структур расчетных и некоторых типов качественных задач, обнаружена связь между их структурными особенностями и возможными способами решения.

Проблемы формирования деятельности учения на разных возрастных этапах (от дошкольников до студентов), структура общеучебных умений, диагностика и формирование приемов понимания учебных текстов получили отражение в исследованиях И.В.Коротаевой; с опорой на деятельностный подход она разработала систему занятий, направленных на формирование базовых логических приемов. Сферой научных исследований А.Н.Сидневой выступают развивающее обучение, структура учения и умения учиться, способы формирования умения учиться у школьников и студентов, проблема формализма школьных знаний, психологический анализ урока с позиций деятельностного подхода.

Поиск оптимизации путей автоматизации систем обучения выступает предметом исследований Б.Х.Кривицкого. Им разработаны и проверены алгоритмы простых и (по предварительным данным) эффективных автоматизированных систем обучения и контроля знаний, предназначенных для совершенствования самостоятельной работы студентов вузов при изучении ими учебных дисциплин.

К областям научных интересов С.Л.Шелиной относятся методологические и методические вопросы обеспечения психологических исследований и представления полученных знаний, а также содержание, формы, виды, процесс развития коммуникативных навыков. Предпринятое изучение динамики освоения форм организации групп показало, что развитие навыков соорганизации детей идет от непродуктивных коактивных форм к продуктивным совместно-распределенным формам. Сферой научных исследований А.П.Наминача выступают методы активного социально-психологического обучения и психологические тренинги и их роль в системе профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Научная работа В.А.Негрий связана с исследованием форм личностных защит во взаимосвязи с уровнем развития интеллекта как факторов академической успеваемости учащихся старших классов.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский