Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Кафедра психологии образования и педагогики

Направления деятельности

Учебный процесс

Кафедра осуществляет подготовку студентов по трем направлениям:

  • Исследования в области педагогической психологии. Исследователи в области педагогической психологии приобретают умения, необходимые для проведения научного изучения познавательного и личностного развития в процессах обучения и воспитания. Это предполагает овладение методами анализа современного состояния отдельных областей педагогической психологии, методами постановки проблем исследования и формулирования гипотез, проведения эмпирических исследований для их проверки, написания научных отчетов и публикаций по результатам проведенных исследований.
  • Психологическая практика в сфере образования. Будущие психологи-практики в сфере образования обучаются методам оценки и совершенствования образовательного процесса в разного типа организациях (детских садах, школах, учреждениях средне-специального и высшего образования), а также на предприятиях, где занимаются обучением и развитием персонала. Студенты обучаются методам диагностики и коррекции познавательного и личностного развития детей и взрослых. Они также овладевают методами оценки адекватности существующих диагностических и коррекционных методик и способами разработки новых методик.
  • Преподавание педагогической психологии и практических психологических дисциплин. Подготовка к деятельности по преподаванию психологии предполагает овладение методами построения содержания и процесса обучения педагогической психологии различных контингентов учащихся.

Научные исследования

На кафедре проводятся:

  • Исследования в сфере разработки и совершенствования деятельностной теории учения и деятельностного подхода в педагогической психологии (Глотова Г.А., Салмина Н.Г., Володарская И.А., Степанова М.А., Сиднева А.Н. и др.).
  • Исследования в сфере учебной мотивации, мотивации достижения в образовании и ценностно-смысловых аспектов личностного развития (Т.О.Гордеева, И.И.Вартанова).
  • Исследования структуры, свойств и факторов учебной деятельности, закономерностей познавательного и личностного развития субъектов образовательного процесса (Ильясов И.И., Погожина И.Н., Можаровский И.Л., Коротаева И.В. и др.).
  • Исследования в сфере изучения проблем формирования и структуры деятельности учения и умения учиться (И.И.Ильясов, Коротаева И.В., И.Л. Можаровский, А.Н.Сиднева и др.).
  • Исследования в сфере психологии и педагогики высшего образования (С.Д. Смирнов и др.).
  • Исследования в сфере практической психологии образования (Веракса А.Н., Степанова М.А., Коротаева И.В., Шелина С.Л., Пшеничнюк Д.В., Сиднева А.Н. и др.).
  • Исследования особенностей психического развития детей в различных образовательных средах и возможностей использования различных образовательных технологий (Веракса А.Н., Салмина Н.Г. и др.).

Основные публикации кафедры

  1. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. — Мозаика-Синтез Москва, 2014
  2. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду. Методическое пособие. — Мозаика-Синтез М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Детская психология. Учебник. – М.: Юрайт, 2014.
  4. Габай Т.В. Педагогическая психология. 6-е изд. — М.: Академия, 2014.
  5. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. — М.: МГУ, 1988.
  6. Гордеева Т.О Психология мотивации достижения. — М.: Смысл, 2015.
  7. Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач. 2-е изд. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
  8. Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1985.
  9. Погожина И.Н. Формирование и развитие познавательных структур: детерминанты и механизмы. Постнеклассическая модель.: Монография. — М.: НИЯУ МИФИ, 2016.
  10. Салмина Н.Г. Учимся думать: пособие для детей старшего дошкольного возраста. Комплект книг ("Что это такое?", "Что за чем следует?", "Что с чем объединяется?", "Что, как и с чем связано?"). — М.: Вентана-Граф, 2017.
  11. Салмина Н.Г. Учимся рисовать. В 4-х частях. — М.: Вентана-Граф, 2017.
  12. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Академия, 2014.
  13. Степанова М.А. Психолог в школе: факты, комментарии, рекомендации. — М.: Сфера, 2005.
  14. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. 9-е изд. — М., 2013.
  15. Талызина Н.Ф. Практикум по пед психологии. — М.: Академия, 2002.
  16. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1975.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2018: Станислав Козловский