Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Кафедра нейро-  и патопсихологии


Телефон: 629-57-19
E-mail: knpp@psy.msu.ru

Заведующий - профессор, доктор психологических наук Тхостов Александр Шамилевич


Кафедра нейро- и патопсихологии была основана в 1970 году, после разделения существовавшей с 1966 года кафедры психофизиологии и нейропсихологии на два самостоятельных подразделения.

На момент основания на кафедре работало 7 сотрудников, в том числе 1 доктор наук, 2 кандидата наук, 2 научных сотрудника, 2 преподавателя. размещавшиеся в одной небольшой комнате. В настоящее время на кафедре 32 сотрудника, среди которых 7 докторов наук, 24 кандидата наук, 6 научных сотрудников и 2 преподавателя.

Работой кафедры руководили: профессор А.Р. Лурия (1966-1977), профессор Е.Д. Хомская (1977-1980), профессор Ю.Ф. Поляков (1980-2001). С 2001 года кафедрой руководит профессор А.Ш. Тхостов.

На кафедре в прошлом работали доктора психологических наук: Лурия Александр Романович (1902-1977), Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1988), Артемьева Елена Юрьевна (1940-1987), Поляков Юрий Федорович (1927-2002), Симерницкая Эсфирь Георгиевна, Хомская Евгения Давыдовна (1929-2004), Лебединский Виктор Васильевич (1927-2008).

Кафедра нейро- и патопсихологии ведет научно-исследовательскую работу по широкому кругу проблем клинической психологии и осуществляет профессиональную подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров по специальности 022700 - клиническая психология.

Клиническая психология изучает закономерности деятельности человека на моделях различных форм патологии, в условиях, затрудняющих нормальное протекание психических процессов. Предметом анализа являются психические факторы происхождения и течения болезненных расстройств, различные формы стрессовых и конфликтных ситуаций, особые варианты личностного развития, нарушающие адаптацию человека, а также психологические аспекты профилактических и лечебных воздействий.

Социальное значение клинической психологии определяется тем, что по данным Всемирной организации здравоохранения около 20% населения мира на том или ином этапе жизни страдает от различных расстройств психики, а в профессиональных психологических ассоциациях развитых стран клинические психологи составляют около 60%. В нашей стране признание важности клинической психологии подтверждается официальным государственным учреждением этой, пока единственной среди областей психологии, дисциплины в качестве отдельной самостоятельной специальности.

Коллективом кафедры проведена научно-организационная работа по созданию новой специальности - «Клиническая психология», которая была утверждена Межведомственным Советом Министерства образования РФ. На кафедре разработан утвержденный в Министерстве образования Государственный стандарт по специальности «Клиническая психология» (0022700). Подготовлен сборник учебных программ по новой специальности.

В рамках специальности «Клиническая психология» осуществляется подготовка студентов по следующим специализациям:

  • нейропсихология
  • патопсихология
  • психосоматика и психология телесности
  • психология аномального развития
  • психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

Важнейшие теоретические курсы лекций, читаемые преподавателями кафедры по специальности «клиническая психология»: клиническая психология (А.Ш. Тхостов, Н.К. Корсакова, Е.Ю. Балашова), патопсихология (В.В. Николаева); нейропсихология (Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова); психология аномального развития (В.В. Лебединский); основы психосоматики (В.В. Николаева); личностные расстройства (Е.Т. Соколова, И.М. Кадыров); психология телесности (А.Ш. Тхостов), психология сексуальности (Ю.П. Зинченко); методы диагностики развития в норме и патологии; базовые теории и методы психотерапии (Е.Т. Соколова); основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии (А.С. Спиваковская); клиническая психология в экспертной практике (С.Н.Ениколопов, Ф.С. Сафуанов); методологические проблемы клинической психологии (А.Ш. Тхостов).

За годы существования кафедрой подготовлено около двух тысяч высококвалифицированных специалистов в различных областях клинической психологии. Сотрудники кафедры удостоены многих правительственных и академических наград, дипломов, почетных званий. Профессорам А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, Л.С. Цветковой присуждена Ломоносовская премия.

История кафедры

Первым заведующим кафедрой нейро- и патопсихологии был профессор Александр Романович Лурия (1902 - 1977) - основоположник нейропсихологии в СССР. Главным делом его жизни было создание науки о мозговой организации психических процессов, исследование системы активности работающего мозга . А.Р.Лурия начал свою научную деятельность в 1918 году в Казани. «В книгах по психологии тех времен и намека не было на живую человеческую личность, и скучища от них охватывала человека совершенно непередаваемая». А.Р.Лурия был одним из тех, чей талант и многолетний упорный творческий труд коренным образом изменили это положение.

В 20-е годы он разработал сопряженную моторную методику, выявляющую скрытые аффективные комплексы, основные принципы которой впоследствии легли в основу создания полиграфа - знаменитого «детектора лжи». В сотрудничестве с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым А.Р. Лурия создавал культурно-историческую теорию человеческой психики. Главные теоретические и экспериментальные исследования А.Р.Лурия посвящены проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга. Он был почетным доктором девяти зарубежных университетов, членом Национальной Академии наук США, почетным членом многих психологических обществ мира. Его научные труды опубликованы в Японии, Великобритании, Испании, Голландии, Италии, Польше, Чехословакии, США. Кроме того, он писал сказки, лирические эссе и стихи, - «жизнь без сказок - глупая шутка».

Научная деятельность кафедры осуществляется в сотрудничестве с проблемной лабораторией нейропсихологии и реабилитации больных с локальными поражениями мозга, возглавлявшейся с 1976 по 1989 годы профессором Л.С. Цветковой, а с 1989 года - профессором Т.В. Ахутиной, лабораторией клинической психологии НИИ психиатрии МЗ Российской Федерации, клиникой нервных болезней ММА им. И.М. Сеченова, НИИ нейрохирургии им Н.Н. Бурденко РАМН, филиалом кафедры нейро- и патопсихологии в Научном центре психического здоровья РАМН.

В начале 21 века нейропсихология - наука о мозговой организации психических процессов - переживает беспрецедентный бум. Развитие современных технологий сделало закономерности работы человеческого мозга интересным и важным предметом исследований не только для медицины и психологии, но и для социологии, педагогики, политологии, рекламы, менеджмента, технического проектирования.

Во всем мире активно исследуются такие актуальные проблемы современной нейропсихологии как луриевский подход к психологии личности и общения, нейропсихология когнитивных процессов, межполушарная асимметрия и взаимодействие, диагностика и коррекция психических и психосоматических заболеваний, нейропсихология и нейрофизиология индивидуальных различий, нейрофизиологические механизмы динамической функциональной организации психических процессов, психолингвистика и нейролингвистика, мозг и психические процессы.

Использование нейропсихологических методов и подходов распространяется последние годы и на другие области психологической теории и практики, далеко выходящие за рамки классических исследований мозговой организации: нейропсихологический подход к коррекционно-развивающему обучении, коррекция школьной неуспеваемости анализ и оценка когнитивной дефицитарности при различных психических расстройствах и оценке эффективности психотропных препаратов. Изучается специфика формирования мозга и психических функций у детей 6-10 лет в рамках дифференциальной нейропсихологии; проводится сравнительный анализ формирования психических функций и мозга детей в разных культурных условиях (российские, арабские, греческие и сербские дети); развернута работа по кросс-культурному исследованию формирования разных видов памяти у российских и арабских детей. Продолжаются исследования возраста инволюции как периода онтогенеза, характеризующегося формированием новых стратегий и специфических системных перестроек в психике и мозге. Начато исследование психического отражения времени при депрессиях и деменциях позднего возраста.

С историей становления кафедры нейро- и патопсихологии неразрывно связано имя профессора Блюмы Вульфовны Зейгарник (1900-1988). Ученица и сотрудница К.Левина, она сама стала классиком мировой психологии, выявив зависимость продуктивности запоминания от динамики потребностно-мотивационной основы деятельности субъекта - «эффект Зейгарник». В дальнейшем, развивая общепсихологические идеи культурно-исторического подхода применительно к исследованию проблем патологии психических процессов - восприятия, памяти, мышления, мотивации, - Б.В.Зейгарник стала основателем патопсихологии как особой отрасли отечественной психологической науки. Талантливый педагог, она воспитала несколько поколений высококвалифицированных клинических психологов, и тысячи специалистов в разных странах мира с гордостью называют своим учителем профессора Б.В.Зейгарник.

Кафедра сегодня

Помимо уже ставших классическими исследований нарушений психической деятельности при различных психических расстройствах предпринимается попытка использования культурно-исторический подхода для анализа психологических механизмов возникновения и динамики ряда психосоматических расстройств и наркотической зависимости у взрослых. Обнаружено единство центральных психологических механизмов патогенеза различных по нозологической и поведенческой специфике расстройств. Психологическая регуляция (ее типология, дефицит, эффективность и т.п.) выступает в качестве важного синдромообразующего фактора. На моделях наркотической зависимости, сексуальных расстройств, сахарного диабета, соматоформных расстройств описаны различные варианты нарушения произвольной регуляции влечений, эмоций, телесных состояний и телесного опыта.

Одно из новых направлений исследований - «психология телесности», позволившее впервые включить в контекст психологических исследований важную область человеческого существования, определяющего как нормальное функционирование важнейших органов и систем организма, так и область телесной патологии «культурного» происхождения. Доминировавший в психологии «бестелесный» подходит сводит всю сущность человека к его сознанию, не замечая того, что сама телесность в ходе прижизненного развития теряет свой природный характер, приобретая качественные изменения. «Бестелесная» же психология и педагогика упускают целый пласты важнейшей реальности человеческого существования, а «организменная» медицина демонстрирует нарастающую дегуманизацию и кризис доверия.

Начаты исследования взаимоотношения культуры и патологии, анализирующие побочные эффекты социализации, патологической идентификации и использующие закономерности патологического развития для интерпретации феноменов из области социальных и межличностных отношений, организационного управления и психологии безопасности.

Другое инновационное начинание научного коллектива кафедры связано с исследованием последствий стихийного внедрения в жизнь социума современных технологий удовлетворения потребностных состояний, таких как интернет, развлекательные телекоммуникационные технологии, современные технологии коррекции тела, технологии «быстрого питания», некоторые маркетинговые технологии, технологиии глобализации и терроризма. Начато изучение влияния распространения этих технологий на динамику границ социальной нормы и патологии.

Научная работа

Приоритетное направление научно-исследовательской работы кафедры нейро- и патопсихологии: «Психическое здоровье личности и гармонизация ее развития: ресурсы, отклонения, диагностика, коррекция».

Исследования ведутся по 2 основным темам:

  1. Аномалии психического и психосоматического развития, их коррекция и психотерапия;
  2. Нейропсихологический подход к исследованию психических функций и их восстановлению на разных возрастных этапах развития человека.

Помимо традиционной для кафедры тематики, развернуты исследования в области соотношения нормы и патологии, что соответствует современным мировым тенденциям развития клинической психологии, является перспективным для нахождения новых подходов к разработке общепсихологической проблематики и имеет практическое значение для ранней диагностики, профилактики и коррекции.

Научные исследования сотрудников кафедры поддерживаются рядом международных и отечественных научных фондов (РГНФ, РФФИ и др.).

Сотрудники, аспиранты и студенты кафедры нейро- и патопсихологии ведут научно-исследовательскую работу (диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную) на базе следующих учреждений: Научный центр психического здоровья РАМН, Институт нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН, Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Институт психиатрии МЗ РФ, Онкологический научный центр РАМН, Детский Онкологический центр РАМН, НИИ сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, Московская медицинская академия им. Сеченова, Московский медицинский стоматологический институт им. Семашко, Городской центр вегетативной патологии, Научно-практический речевой центр, Центр лечебной педагогики, городская больница № 20 – кризисный центр, детская психиатрическая больница № 6, городские психиатрические больницы № 2 и № 13, наркологический диспансер № 1, наркологическая больница 19, Дом ребенка № 15, спецшкола-интернат № 79, общеобразовательные школы №№ 444, 1794, 1271, 1632, 962, интернат для одаренных детей при МГУ им. М.В.Ломоносова и во многих других организациях и учреждениях.

Научные исследования сотрудников кафедры осуществляются в традициях культурно-исторического подхода к проблемам психики и представляют собой творческое развитие достижений школы Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева.

Коллектив кафедры активно участвует в работе научных периодических изданий, прежде всего таких как: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ, серия «Психология», «Московский психотерапевтический журнал», «Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова», «Психотерапевтический вестник», «Сексология», «Боль». Уделяется внимание и популяризации психологических знаний в средствах массовой информации.

Сотрудники кафедры постоянно расширяют области научного сотрудничества, состоят членами многих отечественных и международных психологических сообществ.

В их числе:

  1. Российское психологическое общество
  2. Международное общество клинических психологов
  3. Международная психоаналитическая ассоциация
  4. Московское Психоаналитическое Общество
  5. Московское общество психоаналитиков
  6. Российское общество психиатров
  7. Парижский институт психоанализа (Франция)
  8. Американская Ассоциация психологов
  9. Российская Ассоциация практических психологов
  10. Французский Гештальт-Институт
  11. Московский Гештальт-Институт
  12. Ассоциация Эриксоновского гипноза и семейной психотерапии
  13. Международная ассоциация позитивной психотерапии
  14. Международная ассоциация онтопсихологов
  15. Международная ассоциация семейных психотерапевтов

Благодаря полученной в ходе обучения фундаментальной и специальной подготовке, клинические психологи могут выполнять самые разнообразные функции: диагностические, коррекционные, экспертно-консультативные, профилактические, реабилитационные, научно-исследовательские, учебно-педагогические.

В области здравоохранения клинические психологи участвуют в решении широкого круга задач, работая во всех типах лечебно-профилактических учреждений, - от психиатрических и соматических клиник различной специализации до психологических центров и клубов общегуманитарной направленности.

Клинические психологи активно включены в решение проблем охраны психического здоровья подрастающего поколения, работают в детских дошкольных учреждениях, школах, детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в центрах коррекционной и лечебной педагогики, в службах семьи.

Деятельность клинических психологов не ограничивается только областью здравоохранения и профилактики. Наши специалисты участвуют в программах социальной защиты населения, работают в центрах занятости, службах по подбору кадров, учреждениях социальной помощи населению, службах планирования семьи, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, в службах кризисных состояний.

Преподаватели и сотрудники отделения клинической психологии, в структуру которого входят кафедра нейро- и патопсихологии, лаборатория нейропсихологии и филиал кафедры в Центре психического здоровья РАМН, стремятся реализовать в своей работе традиции педагогической и научной деятельности, заложенные основателями отечественной клинической психологии, и творчески развивать их, новыми достижениями поддерживая авторитет одного из центров современной мировой психологической науки.

В настоящее время на кафедре работают:

Профессора

Ведущие научные сотрудники

Доценты

Старшие научные сотрудники

  • Рупчев Георгий Евгеньевич, кандидат психологических наук.

Научные сотрудники

Старшие преподаватели

Психологи 2 категории

  • Селявко Леонид Евгеньевич.

Инженеры

  • Блюмина Валерия Олеговна.

См. также:

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский